реферат, рефераты скачать
 

Билеты к экзамену по архивоведению


Билеты к экзамену по архивоведению

1.Место архивоведения в системе информационных дисциплин.

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая

теоретические, методические и правовые вопросы архивного дела. Объект

архивоведения: текст, содержащийся на листе бумаги или другая информация на

ином носителе. Объект: информация, содержащаяся на листе бумаги или другая

информация на ином носителе.

Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и

использования архивных документов.

Дисциплины, входящие в архивоведение:

· методы и теория архивоведения;

· архивный менеджмент;

· архивное право;

· археография – научная дисциплина, разрабатывающая теоретические

и методические вопросы публикационной деятельности.

Объект архивоведения – это текст, содержащийся на листе бумаги или

другая информация на ином носителе.

Предмет архивоведения – классификация документов, хранение документов,

обработка, систематизация документов и создание базы данных.

Дисциплины, с которыми взаимодействует архивоведение:

· история

· археология

· делопроизводство

· информатика

· биология

· химия

· геральдика – это изучение символов и гербов;

· криптография – это разновидность того или иного вида приема,

известная определенному кругу лиц или одному лицу и предназначенная для

фиксации речевой информации с целью сохранения ее в тайне;

· текстология занимается изучением теста, его подлинности,

точности, авторства;

· дипломатика – изучает историю происхождения и структуру

документов

· палеография – изучает способ написания, форму букв

· сфрагистика изучает печати;

· документальная лингвистика

2.Историческая справка, ее структура, цель и методика создания.

Историческая справка помогает ориентироваться в материалах фонда. ИС

должна быть краткой и содержать основные сведения о деятельности

фондообразователя. К этим сведениям относятся – даты возникновения,

реорганизации, ликвидации фондообразователя, подведомственность, задачи и

функции. В случае особо крупных фондов могут даваться отдельные справки по

каждому куску. Для фондов личного происхождения указывается ФИО, псевдоним,

партийная кличка, даты жизни, служебное и общественное положение, почетные

звания. В отдельных случаях (писатели , политики) указывается классовая

направленность. В конце ИС находятся сведения по истории фонда, степени

сохранности, утраченных документах или находящихся в другом месте (указать

где). Справка подписывается исполнителем и заведующим архива. Печатается в

3 экземплярах (3 в архив, 1 себе).

3. Нормативная основа организации архивного дела в Российской

Федерации.

Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. + Постановление Верховного

Совета СССР «О порядке введения в действие Закона СССР «Об охране и

использовании памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного Совета

СССР. 1976.

Положением о Государственном архивном фонде, утвержденном 4 апреля 1980

г., узаконено начатое еще в 1945 г. создание отраслевых фондов министерств,

ведомств и организаций, осуществляющих государственное хранение документов

Государственного архивного фонда. В 1994 г. для них определены условия

временного и депозитивного хранения, устанавливаемые в соглашениях,

заключаемых федеральными органами и другими организациями, держателями

архивных документов, с Государственной архивной службой России.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. № 1006 «Об

утверждении Положения о Государственной архивной службе России».

ГАС России (Росархив) в соответствии с Положением от 17 марта 1994 г. №

552 «является федеральным органом исполнительно власти, находящимся в

ведении Президента Российской Федерации и Правительства Российской

Федерации, осуществляющим государственную политику в области архивного

дела».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об

Архивном Фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г.

«совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее

народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое,

политическое или культурное значение и являющихся частью историко-

культурного наследия народов Российской Федерации» образуют Архивный Фонд

Российской Федерации.

Специальные термины и определения, употребляемые в архивном деле, имеют

несколько источников. Основной из них – ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и

архивное дело. Термины и определения.»

ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы

разновидности и технические требования.»

Основные правила работы государственных архивов СССР.

Основными нормативными документами, регламентирующими работу

ведомственных архивов, являются Основные правила работы ведомственных

архивов 1986 г. и Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД).

Основные правила определяют главные задачи ведомственного архива, в

соответствии с которыми определены основные функции архивов, расширение

которых зависит от категории учреждения – источника комплектования и

профиля архива.

4.Архивная топография. Виды документов, состав показателей.

Для ориентирования в постоянно меняющихся материалах, хранящихся в

архиве, служат топографические указатели. Для того чтобы учитывать место

хранения каждой группы материалов, нумеруются все помещения архива,

стеллажи, шкафы и полки. Справочники, отражающие размещение документов в

хранилище, называются топографическими указателями. Топографические

указатели бывают двух видов: постеллажный и пофондовый. Назначение

постеллажного указателя — фиксировать сведения о том, какие полки и

стеллажи заняты теми или иными делами, пофондового— давать информацию о

том, где хранятся документы конкретного фонда, т.е. в основе пофондового

указателя лежит объект хранения. Они не заменяют друг друга и не дополняют,

потому что используются в разных целях, но они взаимосвязаны. При наличии в

архиве одного небольшого фонда правила пофондовый указатель можно не

составлять

5.Современная методическая база деятельности федеральных и местных

архивов в России.

Выбор технических средств оснащения архивов. Методические рекомендации.

1982г.

Дезинфекция, реставрация, консервация. Инструктивно-методические

указания. 1970 г.

Инструкция о выявлении, учете, описании и хранении особо ценных

документов. 1980г.

Методические рекомендации по отбору на государственное хранение

документов по личному составу. 1971 г.

Основные положения развития системы научно-справочного аппарата.

Методические указания. 1987 г.

??Перечень типовых управленческих документов, образующихся в

деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Старый: Перечень

типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств,

ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков

хранения. 1989 г.

Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР.

1975 г.

Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в

государственные архивы СССР. 1969 г.

Рекомендации по улучшению контроля вышестоящих учреждений за состоянием

архивов и делопроизводства в подведомственных учреждениях, организациях и

на предприятиях. Методическое пособие. 1965 г.

Руководство по поддержанию температурно-влажностного режима в

архивохранилищах. 1971 г.

6. Система учетных документов в архивах.

К учетным документам архива относятся список фондов, картотека фонда,

журнал учета и регистрации, сведения об изменениях, опись дел, лист фонда

(??? а это не то же самое, что карточка ???). Список фондов содержит в себе

сведения о [номере фонда, дате первого поступления, названии и

переименованиях, категории, отметках о выбытии материалов (сколько, когда,

почему)]. При повторной сдаче документов в архив делаются пометки в книге

учета поступивших документов. На каждый фонд заводится отдельная картотека

(лист фонда). Туда дублируется часть инфы из книги регистрации. Для россыпи

– сколько было документов и сколько сформировано дел. У карточки 3 части –

инфа о фонде, инфа о россыпи и НСА, на обороте – изменения в составе.

7. Современная методическая база работы архивов организаций и

предприятий.

Выбор технических средств оснащения архивов. Методические рекомендации.

1982 г.

Методические рекомендации по отбору на государственное хранение

документов по личному составу. 1971 г.

Основные положения развития системы научно-справочного аппарата.

Методические рекомендации. 1987 г.

Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов,

министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с

указанием сроков хранения. 1989 г. (СТАРЫЙ)

Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР.

1975 г.

Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в

государственные архивы СССР. 1969 г.

Руководство по поддержанию температурно-влажностного режима в

архивохранилищах. 1971 г.

8. Архивный фонд, виды архивных фондов.

Архивный фонд — учетная и классификационная единица АФ РФ,

представляющая собой часть документального фонда, принятого на

государственное хранение, либо сформированная в архиве совокупность

документов, исторически или логически связанных между собой. Как понятие

классификационной и учетной единицы определение "архивный фонд" удобно, но

следует отметить, что это понятие включает несколько видов обособленных

комплексов документов, хранящихся в государственных архивах и имеющих свои

особенности. Архивный фонд – совокупность архивных документов, исторически

или логически связанных между собой. Учетная и классификационная единица

архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд организации – фонд,

состоящий из принятых на госхранение документов организации, учреждения,

предприятия. Объединенный архивный фонд – фонд, образовавшийся из

документов 2+ фондообразователей по территориальному или функциональному

принципу. Архивная коллекция – фонд, состоящий из совокупности отдельных

документов, образовавшихся в деятельности различных фондообразователей и

объединенных по 1+ признакам. Архивная россыпь – куча документов разного

вида, найденная на чердаке у бабушки (.

9. Сфера деятельности и основные задачи Государственной архивной службы

Российской Федерации.

ГАС – субординационно-построенная и функционально разграниченная

система ??? управления архивным делом, подведомственными им архивами и

специальными научно-исследовательскими организации. В систему ГАС входит

Росархив, в его подчинении – ВНИИДАД и 14 федеральных архивов, областные

архивные управления (и в методическом – министерские архивы). Областным

архивным управлениям подчиняются областные государственные архивы,

государственные архивы новейшей истории, районные архивные управления, им –

районные архивы. Задачи ГАС – …

10. Систематизация ГАФ по федеральным архивам.

Государственными архивами с постоянным составом документов являются:

Федеральные государственные архивы России (РГА), хранящие Комплекты

документов общероссийского значения и подчиняющиеся Росархиву. Таких

архивов семнадцать:

Государственный архив Российской федерации, Российский государственный

архив древних актов (РГАДА), Российский государственный исторический архив

(РГИА), Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА),

Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ), Российский

государственный архив экономики (РГАЭ), Российский государственный архив

литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный военный архив

(РГВА), Российский государственный исторический архив Дальнего Востока

(РГИА ДВ), Российский государственный научно-технический архив (РГНТА,

бывший ЦГАНТД) с филиалом в Москве, Российский государственный архив

фотодокументов (РГАФД), Российский государственный архив кинофотодокументов

с филиалом в г. Владимире, Центр хранения современной документации, Центр

хранения документов молодежных организаций. Центр хранения историко-

документальных коллекций, Центр хранения страхового фонда. Часть из них

(РГАДА, РГИА, РГВИА) хранит документы дореволюционного периода и не

комплектуется (не считая редких случайных поступлений). Остальные архивы

(АФ РФ, РГАЭ, РГВА, РГАВМФ, РГАЛИ, РГАКФД, РГАФД, РГНТА) комплектуются

документами действующих учреждений, организаций и предприятий, а также

фондами личного происхождения, хотя некоторые из них хранят документы и

досоветской эпохи (РГАВМФ, РГАЛИ, РГАКФД, ЦГАФД).

11. Зарождение и развитие архивного дела в структуре органов управления

России.

Документы хранились в княжеских сокровищницах вместе с казной и

библиотекой. Множество документов хранилось в ризницах монастырей вместе с

ценной церковной утварью; их собрания пополняли дарения князей и бояр.

Архивы городских общин хранились, как правило, в храмах святых —

покровителей данного города. В конце XV в., когда образовались приказы —

центральные учреждения управления, часть документов из великокняжеского

архива была передана им, другие же документы великокняжеского архива c XVI

в. вошли в состав Государственного архива России. Этот архив в XVI в.

хранил наиболее документы личной канцелярии царя, Боярской думы,

Посольского приказа. В нем, кроме документов удельных княжеств, хранились

документальные акты и переписка за XIV — XVI вв., отражающие внешнюю и

внутреннюю политику государства и имеющие общегосударственное значение. В

приказах (Разрядном, Посольском, Поместном и других, возникших позже)

хранились менее значимые документы. Архивы местных административных органов

содержали в основном документы со сведениями об имущественном положении и

повинностях населения. В архивах хранились дела трех видов; отдельные

документы — грамоты, столбцы, книги и тетради. Реорганизация

государственного аппарата в центре и на местах привела к существенным

изменениям в архивном деле. Создание новых учреждений (Сенат и коллегии,

губернские и провинциальные канцелярии, ратуши) повлекло за собой

ликвидацию старых, передачу их архивов преемникам. Одновременно создавалось

большое количество новых архивов, существовавших как самостоятельные

структурные подразделения. Это было юридически закреплено в Генеральном

регламенте 1720 г.

12. Архивные фонды личного происхождения.

Документы создаются и накапливаются не только в учреждениях, но и у

людей. Они могут отражать производственную, общественную, творческую

деятельность лица. Научный интерес представляют документы крупных партийных

и государственных деятелей, ученых, организаторов производства,

военоначальников, писателей, художников, новаторов и т.д. архивные

учреждения ведут также собирание документов журналистов, краеведов и

других лиц, чьи документы могут помочь изучению истории родного края.

Большой интерес представляют также дневники, воспоминания и переписка

участников Великой Отечественной войны и тех, кто восстанавливал города и

села.

Архивных фонд личного происхождения – фонд, представляющий собой

принятую на государственное хранение часть документального фонда, а в ряде

случаев документальный фонд лица семьи или рода.

Фонды личного происхождения хранятся в федеральных и местных

госархивах, в архивах учреждений Академии наук и в ряде других

ведомственных архивов.

В основе комплектования архивного фонда личного происхождения лежит

признак происхождения (фонд сложился в процессе деятельности лица).

Документы таких фондов делятся обычно на несколько групп. Главные из них:

личные документы, документы, созданные фондообразователем (научные,

творческие и др.), переписка (деловая и личная), могут быть документы,

собранные данным лицом (коллекции).

При передачи документов личного происхождения составляется историческая

справка фондообразователя, в которой указывают:

- ФИО;

- псевдоним;

- девичья фамилия;

- даты жизни;

- служебное и общественное положение;

- почетные звания.

В необходимых случаях, в особенности для политических деятелей,

указывается классовая принадлежность, классовая направленность

деятельности.

Сведения о фондообразователях семейных и родовых фондов приводятся или

последовательно в общей исторической справке, или в отдельной исторической

справке перед материалами фонда каждого члена семьи или рода.

13. Выделение архивов в самостоятельные единицы управленческих структур

Российской империи.

При Петре I появился архив, сложившийся из документов Кабинета его

императорского величества, бывшего сначала личной канцелярией царя, а затем

пополнявшийся документами общегосударственной важности по вопросам

дипломатическим, политическим, финансовым, строительным, военным, а также

перепиской Петра I с иностранными и отечественными государственными

деятелями.

Ценными документами располагали архивы центральных учреждений.

Например, Коллегия иностранных дел имела два архива: в Петербурге хранились

дела с 1720 г. и небольшая часть документов бывшего Посольского приказа, в

Москве — основная часть дел Посольского приказа.

В конце 60-х годов XVIII в. был создан Межевой архив, хранивший

документы генерального межевания, проводившегося с 1765 г. до середины XIX

в. Документы двух видов — картографические и текстовые — закрепляли

помещичье землевладение.

Значительный интерес представляют документы министерств, созданных в

1802 г. вместо коллегий. Архивы их утратили свою самостоятельность и стали

организовываться в каждом департаменте, что привело к распылению документов

и ухудшило их сохранность. Однако во второй четверти XIX в. департаментские

архивы министерств стали объединяться в общеминистерские.

14. Объединенные архивные фонды и коллекции.

Архивный фонд – учетная или классификационная единица АФ РФ,

представляющая собой часть документального фонда принятого на

государственное хранение, либо сформированная в архиве совокупность

документов исторически или логически связанных между собой.

Объединенный архивный фонд – фонд, образованный из документов двух или

более фондообразователей.

Архивная коллекция – фонд, представляющий собой совокупность отдельных

документов, образовавшихся в деятельности различных фондообразователей и

объединенных по одному или нескольким признакам.

В основе комплектования объединенного архивного фонда и архивной

коллекции лежит признак логической связи, т.е. они собраны искусственно.

Объединенный архивный фонд создаются в государственном или

ведомственном архиве, исходя из требований целесообразности, для облегчения

пользования документами и упрощения учета, т.к. при этом уменьшается

количество фондов, преимущественно мелких. Например: в объединенном

ведомственном архиве могут быть созданы объединенные фоны школ или

дошкольных учреждений одного района, поликлиник города. Объединение

документов следует проводить после их тщательного изучения и на основе

нескольких объединяющих признаков. В первую очередь применяются признаки

общности функций, административно-территориальной принадлежности (одного

района, области и т.д.), принадлежности к одной производственной отрасли. В

исторической справке объединенного фонда необходимо указать время и мотивы

его образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.