реферат, рефераты скачать
 

Применение мировых информационных ресурсов в менеджменте


Применение мировых информационных ресурсов в менеджменте

Введение 2

1. Мировые информационные ресурсы 5

1.1 Информационные потребности специалистов 5

1.2 Виды информации 6

1.3 Краткая характеристика мирового рынка информационных услуг.

Производители и продавцы информации 7

1.4 ОНЛАЙН ДОСТУП К ИНформационным ресурсам 11

1.4.1Технические средства 11

1.4.2 Форма доступа 12

1.5 Ведущие продавцы профессиональной информации, системы LEXIS-NEXIS,

QESTEL-ORBIT, STN 13

1.6 Информационные задачи: ключевые этапы Решения в онлайн-режиме 16

1.6.1 Формулировка задачи 16

1.6.2 Выбор информационной системы 16

1.6.3 Разработка стратегии поиска 16

1.6.4 Решение задачи 19

2. Обзор отечественных источников научно-технической информации 22

2.1 Источники Научно-техническОй и патентной информации 27

2.2 Источники информации по стандартизации, метрологии и сертификации 29

3. Особенности связанные с менеджментом информационных ресурсов 31

4. Метод оценки оборотоспособности информационных ресурсов. 33

Заключение 35

Литература 36

Введение

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные,

инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время

- это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных

потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере.

Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле,

финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности

рост объема информации обусловлен увеличением объема производства,

усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов,

технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и

специализации производства, внешних и внутренних связей экономических

объектов. Информация – являются решающим фактором, определяющим развитие

технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные

требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без

которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная,

инвестиционная деятельность.

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального

общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов

производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все

чаще используется такое понятие как «информация», «информатизация»,

«информационные технологии» и т.д. (1)

Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что

мир пережил несколько информационных революций. Первая информационная

революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который,

точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило

человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную

информацию. Вторая информационная революция заключалась в изобретении

письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было

ограниченное, и следовательно мало доступно. Так было до изобретения

книгопечатания. Что обосновало третью информационную революцию. Здесь

наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции

был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более

доступной. Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с

созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио,

телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров

и средств телекоммуникаций. (2)

Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и

процессах независимо от формы их представления.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-

технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения

информационных потребностей и реализации прав граждан, органов

государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,

общественных объединений на основе формирования и использования

информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы

документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность

документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств

вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной

системе или посреднику за получением необходимой ему информации. (3)

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет

на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной

степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических

движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в

том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных

потребностей общества во всех сферах деятельности.

В России социальная и политическая перестройка, формирование

рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного

изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное

расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов,

информационное обеспечение органов государственного управления,

хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.

Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее

ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением

и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к

территориально удаленным информационным ресурсам.

Большинство населения получает информацию в традиционном виде -

печатные издания, радио, телевидение.

Информационно - телекоммуникационные системы функционируют, в

основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел

приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации,

удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная

разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные

услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России

крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это

распределение соответствует распределению основных научных и информационных

центров России и не учитывает потребности населения и органов управления.

Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания

информационного потенциала.

Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом

мировых достижений в области информационных технологий и средств

телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень

технического развития.

Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии,

Японии), решение проблемы информационной индустрии, а следовательно,

информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с

выходом страны в следующем тысячелетии на новый уровень цивилизации. В

основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа

создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в

стране, которая предоставляет им возможность использования новых

информационных технологий на базе широкого применения информационно-

вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В нашей стране

эту основу составляют сетевые технологии – область достаточно новая и очень

быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной

техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются условия для

свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации благодаря

организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных

систем.

1. Мировые информационные ресурсы

1.1 Информационные потребности специалистов

На стадии фундаментальных исследований необходима следующая

информация:

сведения о последних достижениях науки и техники;

информация о тенденциях развития данного вида техники;

сведения о патентах;

предложения фирм;

сведения о совокупности затрат на разработку и производство;

описание техники возможного производства;

характеристика периода морального старения объектов техники;

сведения о сырье и оборудовании.

На стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и

технологического освоения требуется следующая информация:

сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

данные о затратах на изготовление;

о материалах;

о комплектующих и т. д.

На стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-

технической документации и оценка технических условий, что требует

информации о мировых, региональных, национальных, отраслевых

классификационных и оценочных показателях.

На стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима

конъюнктурная и маркетинговая информация.

Параллельно с инновационным циклом осуществляется комплекс мероприятий

по "защите" изделия, состоящий из двух блоков, каждый из которых имеет

целью:

правовую охрану промышленной и интеллектуальной собственности,

создаваемой производителем и в процессе реализации составляющей "изделие".

Здесь необходима информация о патентной ситуации, о реализации

патентования, лицензирования, экспертизы; о целесообразности приобретения

лицензий и "ноу-хау" других фирм; о возможности коммерческого использования

интеллектуальных продуктов инновационного цикла: патенты изобретений,

принципиальные схемы, публикации, макеты изделий, образцы, чертежно-

конструкторская документация, технологические образцы, технологическая

документация, эксплуатационная документация, технология утилизации).

Последнее, как показывает американский опыт, может дать до 80% от стоимости

реализации всего инновационного проекта в целом;

защиту информации (организационной, управленческой, экономической,

научно-технической и др.) от ее несанкционированного использования.

Необходима информация о средствах охраны и защиты помещений и т. д.

1.2 Виды информации

Анализируя полный перечень информационных потребностей при реализации

инновационного цикла можно выявить следующие виды информации (Таблица №1):

Таблица №1

|Вид информации |Содержание |Стадия |

|Научно-техническа|информация о тенденциях развития |НИР и ОКР |

|я |данного вида техники; |Инвестиционное |

| |описание техники возможного |проектирование |

| |производства; | |

| |характеристика периода морального| |

| |старения объектов техники; | |

| |сведения о новых | |

| |научно-технических достижениях и | |

| |о НИОКР; | |

| |сведения по стандартизации, | |

| |сертификации. | |

|Патентная |информация о: |НИР и ОКР |

| |патентах; |Проведение маркетинговых|

| |техническом уровне и тенденциях |исследований (анализ |

| |развития объектов техники; |маркетинговой стратегии |

| |их патентоспособности и чистоты. |конкурентов) |

| | |Производство |

|Маркетинговая | | |

|Коньюнктурно-экон|информация о: |Маркетинговые |

|омическая |структуре рынка; |исследования |

| |сегменте предприятия на рынке; |(исследование рынка и |

| |спросе; |внешней среды) |

| |предложении; | |

| |конкурентам; | |

| |потребителях; | |

| |конкурирующих товарах; | |

| |поставщиках; | |

| |общеэкономических тенденциях; | |

| |отраслевых тенденциях. | |

Продолжение Таблицы №1

|Бизнес-информация|общая информация, финансовый |Маркетинговые |

| |рейтинг; |исследования |

|(о |финансовая информация (активы и |Поиск партнеров |

|предприятиях-конк|пассивы фирмы, оборот, стоимость | |

|урентах или |продаж, доходы и расходы, налоги | |

|возможных |и т.д.); | |

|партнерах) |кредитно-аналитические информация| |

| |(информация о ликвидности, | |

| |коэффициенты рентабельности); | |

| |платежно-аналитические информация| |

| |(сроки исполнения платежей и | |

| |т.д.) | |

|Учетно-статистиче|Информация сосредоточенная в |Маркетинговые |

|ская |органах Госкомстата, отраслевых и|исследования |

| |региональных ВЦ и т. д. | |

| |Сведения о: | |

| |переписи населения; | |

| |паспортах территорий; | |

| |экономике АПК; | |

| |производстве продукции и т.д. | |

|Нормативно-правов|Сведения о законодательных и |На всех |

|ая, юридическая |нормативных актах и их | |

| |практическом применении. | |

|Инфраструктурная |Сведения об организациях |На всех |

| |действующих в сфере поддержки | |

| |инновационной технологической | |

| |деятельности, в т.ч. об | |

| |источниках инвестиций. | |

1.3 Краткая характеристика мирового рынка информационных услуг.

Производители и продавцы информации

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

производители информации (producers);

продавцы информации (vendors, Вендоры);

пользователи информации (users) или подписчики (subscribers).

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным

ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом

получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный,

диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в

компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host -

компьютеру, хосту) и к его информационным ресурсам в режиме прямого

диалога, реализуемого в реальном времени (рис. 1).

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей

информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при

решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие

доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы,

занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей

информации).

[pic]

Рис.1

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные

сегменты:

компьютеризированные системы резервирования и финансовые

информационные службы;

базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;

профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие типы:

текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);

БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа;

числовые и табличные БД;

БД, содержащие программное обеспечение;

доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже,

однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн

режиме - "онлайновыми профессиональными БД".

К производителям информации относят как организации, добывающие и

публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой

информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так

и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее

обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде

полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Ниже приведены наиболее известные зарубежные фирмы, обрабатывающие и

публикующие информацию.

DUN & BRADSTREET (D&B) - публикует справочные данные о более чем 50

миллионах фирм всего мира (имеет собственную онлайновую службу).

INVESTEXT GROUP - подразделение всемирно известной компании Thomson

Corporation. Предоставляет глубокие аналитические отчеты фактически по всем

сегментам рынка различных стран и регионов. Более 2000 специалистов

компании создают отчеты, которые уже более 20 лет признаны во всем мире и

используются как в целях исследования рынка, так и для анализа

инвестиционных проектов.

DERWENT - предоставляет уникальную информацию о патентах 41 страны,

получаемую непосредственно от патентных ведомств этих стран, информацию о

научных исследованиях и коммерческих применениях научных разработок

(собственной онлайн службы не имеет).

IАС (Information Access Company) - обзор рынка и технологий

(Predicast). Реферируется более 1500 периодических изданий, публикуемых в

100 странах. Эта информация переводится на английский язык и помещается в

базы данных (имеет свою онлайновую службу).

INSPEC - публикации организации, именуемой Institute of Electrical

Engineers. Содержит более 5 млн. записей (рефератов) о всех областях

физики, электроники, системах контроля и информационных технологиях.

АFР (AGENCE FRANCE PRESSE) - информационное агентство, поставщик

деловых и политических новостей.

Создание эффективной системы, которая позволяла бы работать с

достаточной скоростью, оперируя сотнями миллионов документов в общении

одновременно с тысячами людей, требует, помимо больших затрат и

высококвалифицированного персонала для ее обслуживания, также и

значительных расходов на маркетинг, по привлечению подписчиков к своей

системе. Поэтому далеко не все производители информации могут создавать и

поддерживать онлайновые системы. Эти функции берут на себя Вендоры

(продавцы информации).

Вендор фактически выступает как посредник между подписчиком

(пользователем) и производителем информации. Он имеет мощный Host -

компьютер, связанный с компьютерными сетями, и хорошо развитую поисковую

систему, позволяющие пользователю практически мгновенно решать задачи самой

различной сложности. В рамках действующей практики производитель

подписывает лицензионное соглашение с Вендором, по которому тот имеет право

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.