реферат, рефераты скачать
 

Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»


| |снижения затрат |

| |Традиционная система учета затрат не |

| |отвечает потребностям управления в части |

| |-организации предоставления информации |

| |руководству для принятия рациональных |

| |управленческих решений. |

| |товарные и финансовые потоки не |

| |сбалансированы и не взаимоувязаны во |

| |времени; |

| |в структурных подразделениях отсутствует |

| |система мотивации экономии всех видов |

| |ресурсов. |

|6.Не существует единая |Система планирования, контроля и анализа на |

|система планирования, |предприятии не сформирована в полном объеме,|

|контроля и анализа |а представлена в виде отдельных элементов и |

| |частей, не интегрированных в единую систему,|

| |что не позволяет рационально управлять всеми|

| |имеющимися ресурсами: |

| |- отсутствуют отработанные процедуры |

| |принятия и реализации управленческих |

| |решений, критерии оценки их эффективности; |

| |- не отработаны технологии подготовки |

| |решений в отдельных функциональных областях;|

| | |

| |В бухгалтерском учете отсутствует разделение|

| |затрат на переменные и постоянные. Не |

| |проводится анализ безубыточности продаж, не |

| |оценивается эффект операционного рычага, |

| |вследствие чего невозможно определить |

| |запас финансовой прочности предприятия. |

|7.Информационно-компью-терно|Не формируется информационно-аналитическая |

|е обеспечение предпри-ятия |база для принятия рациональных |

|осуществляется не системно |управленческих решений; |

| |Отсутствует возможность вариантного |

| |прогнозирования финансового результата и |

| |планирования ожидаемого |

| |финансово-экономического результата; |

| |Масштабы деятельности предприятия и объемы |

| |обрабатываемой информации требуют создания |

| |единого информационного пространства для |

| |эффективного управления (корпоративная |

| |информационно-управляющая система); |

| |Автоматизированы только отдельные подсистемы|

| |(бухгалтерский учет, отдельные участки |

| |производства, склады); |

| |Отсутствует единая концепция развития |

| |информационной системы |

НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА ИЗ ВСЕГО РАССМОТРЕННОГО КОМПЛЕКСА

ПРИчИН КРИЗИСНОГО ПОЛОЖЕНИя ПРЕДПРИяТИя МОГУТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИЗНЕННО

ВАЖНЫЕ (КЛЮчЕВЫЕ) ИЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СТРАТЕГИчЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НА 80-

90% ОПРЕДЕЛяЮТ ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИя ВСЕГО БИЗНЕСА.

2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК БИЗНЕС-СИСТЕМОЙ

Роль предприятия как институционального экономического субъекта

оценивается с различных позиций. Некоторые авторы считают, что основное

назначение предприятия – служить источником дохода для собственников,

другие – что суть предприятия в производстве продукции и удовлетворении

материальных и других потребностей общества[2].

НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫМ, НА НАШ ВЗГЛяД, яВЛяЕТСя РАССМОТРЕНИЕ

ПРЕДПРИяТИя КАК СВОЕОБРАЗНОГО СИСТЕМНОГО ИНТЕГРАТОРА, ОБЪЕДИНяЮЩЕГО ВО

ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИчЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И

ИЗВЛЕКАЮЩЕГО РАЗЛИчНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИя СИСТЕМНЫХ

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ[3]. ПРИ ЭТОМ ПРЕДПРИяТИЕ ПРЕДСТАВЛяЕТСя СЛОЖНОЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИчЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ИЛИ БИЗНЕС-СИСТЕМОЙ, ПРЕДСТАВЛяЮЩЕЙ

СОБОЙ КОМПЛЕКС чЕЛОВЕчЕСКИХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ,

ОБЕСПЕчИВАЮЩИХ В КОММЕРчЕСКИХ ИЛИ ДРУГИХ ЦЕЛяХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИСХОДНЫХ

РЕСУРСОВ В ПРОДУКЦИЮ (РАБОТЫ, УСЛУГИ).

2.1.СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПОНяТИя И ФАКТОРЫ РАЗВИТИя ПРЕДПРИяТИя

Практический интерес представляет комплексное описание деятельности

предприятия, которое дает возможность системно выделить общие

закономерности и характеристики его функционирования в различных условиях.

Многочисленные исследования, проведенные в разные годы за рубежом[4], а

также ряд работ, опубликованных в СССР и России[5], позволяют выделить

некоторые базовые понятия, которые имеют основополагающее значение для

адекватного описания функционирования предприятий (фирм) различного типа.

В первую очередь, предприятие целесообразно рассматривать как

относительно независимую социальную и производственно-экономическую

систему, являющуюся основным звеном социально-экономической системы

национального и регионального уровней.

Как следует из анализа рис. 2.1., предприятия в качестве

экономических субъектов имеют явно выраженные черты развивающихся систем,

для которых характерна устойчивость структуры на определенном промежутке

времени, сменяющаяся после потери устойчивости и разрушения данной

структуры созданием другой относительно устойчивой структуры.

2.2.Понятия бизнес-системы и бизнес-процесса

Современные подходы к повышению эффективности управления предприятием

связаны с необходимостью обосновать значение и научное содержание ключевых

элементов понятия «бизнес-система».

Анализ ключевых элементов понятия «бизнес-система» позволяет дать

следующее определение.

Бизнес-система – это совокупность бизнес-процессов, направленных на

реализацию поставленных финансово-хозяйственных и других целей,

преимущественно коммерческой направленности.

ОТНОШЕНИя МЕЖДУ КЛЮчЕВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОНяТИя «БИЗНЕС-СИСТЕМА»

ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА РИС.2.2. ПРОВЕДЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОНяТИя «БИЗНЕС-СИСТЕМА»

ПОЗВОЛяЕТ ОТНЕСТИ ЕЕ К КЛАССУ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ, ОСОБЕННОСТяМИ КОТОРЫХ

яВЛяЮТСя[6] :

1.Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются

друг от друга.

2. Слабая структурированность теоретических и фактических знаний

о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс

накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить

слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого

фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».

Рис.2.1. Системообразующие понятия и факторы развития предприятия

3. Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем

составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для

обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать

результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с

внешней средой.

4. Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему.

Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах:

физическом, функциональном, информационном, математическом.

5. Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе.

Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, паводки,

случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет

этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает

трудоемкость исследований.

6. Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе.

Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами:

наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим

критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых),

характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма

возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев,

используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны,

например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).

7.Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает

потребность в специальных способах построения и анализа моделей.

Анализ функционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести

ее к классу «систем с дискретными событиями». Понятие «системы с

дискретными событиями» определяет специфическую схему причинно-следственных

взаимодействий[7] .

Процесс функционирования такой системы во времени отождествляется с

последовательностью событий, возникающих в соответствии с закономерностями

ее функционирования. При этом, как отмечает Д. Хейс, «…причинная связь

всегда предполагает пару событий, разделенных в пространстве – времени,

причем эта разделенность является в первую очередь временной, а не

пространственной»[8]. Таким образом, интерпретация причинно-следственной

событийной связи и понятие причинности дополняется хронологическим

отношением между причиной и следствием.

М. Хаммер и Дж. Чампи[9] определяют бизнес-процесс как «…совокупность

различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один

или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе»

создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

Понятие бизнес-процесса является более естественным, чем понятие

иерархической организационной структуры. «В то время как иерархическая

структура организации обычно представляет собой временной срез

распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее

процессов отражает динамический взгляд на то, как эта организация

производит продукцию»[10].

Исходя из осуществленного выше анализа, можно дать следующее

определение бизнес-процесса, наиболее соответствующее задачам управления

предприятием как бизнес-системой.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС – ЭТО МНОЖЕСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕяТЕЛЬНОСТЕЙ, ПОДчИНЕННЫХ

ЕДИНОЙ ЦЕЛИ, НАчИНАЮЩИХСя С ОДНОГО ИЛИ БОЛЕЕ ВХОДОВ И ЗАКАНчИВАЮЩИХСя

СОЗДАНИЕМ ПРОДУКЦИИ ИЛИ УСЛУГИ, НЕОБХОДИМОЙ КЛИЕНТУ.

Входом бизнес-процесса будут являться объекты инициирующей

деятельности (заявки, материалы, сырье).

Выходом будут являться результирующие объекты заключительной

деятельности в бизнес-процессе, несущие потребительскую ценность для

клиента (товары, услуги).

Исследования бизнес-поцессов применительно к конкретным ситуациям, в

которых находятся экономические субъекты, должны базироваться на методах

комплексного анализа и моделирования бизнес-системы, позволяющих на основе

изучения особенностей ее функционирования и свойств отдельных элементов

производственного объекта решать задачи совершенствования процессов

управления предприятием.

2.3.Целевое развитие бизнес-системы

Понятие целевого развития бизнес-системы непосредственно связано с

пониманием развития бизнес-системы во времени. Как правило, под развитием

бизнес-системы понимается последовательное изменение состояний системы по

отношению к некоторому зафиксированному моменту времени.

Некоторые авторы[11] используют понятие «организационное развитие»,

для обоснования методологии внутрифирменных изменений, конкретизируя его до

«организационного инжиниринга» и «реинжиниринга бизнес-процессов».

Однако, по нашему мнению, понятие «развитие бизнес-системы» объединяет

в себе широкий комплекс мер по достижению бизнес-системой определенного

целевого состояния.

В этой связи предлагается выделять понятие «целевое развитие бизнес-

системы», под которым понимается реализация комплекса взаимосвязанных

исследовательских и прикладных задач, направленных на создание или

изменение текущей структуры бизнес-системы через согласование входящих в

нее элементов: целей, субъектов, информационных и материальных потоков,

ресурсов и бизнес-процессов.

Рассмотрим структуру понятия «целевое развитие бизнес-системы» (рис.

2.4), выделив следующие три направления развития бизнес-системы.

1. Создание бизнес-системы (инжиниринг бизнеса) – проектирование и

реализация элементов бизнес-системы на начальном этапе развития

предприятия.

2. Радикальное изменение бизнес-системы (реинжиниринг бизнес-

процессов) – фундаментальное переосмысление и радикальное

перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких,

скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности бизнес-

системы[12].

3. Совершенствование бизнес-системы – изменение и модернизация

составных частей бизнес-системы, не требующая радикальных мер.

Реально апробированные концепции изменений на предприятии основаны на

взаимосвязи процессов управления и соответствующей структуры бизнес-

системы. Среди них наиболее известными подходами к реализации развития

бизнес-систем являются:

1. Маркетинговое управление[13]. Основная идея маркетингового управления

как системного подхода к планированию и внедрению изменений состоит в

приоритете рыночных взаимодействий над внутрифирменными.

2. Концепция наращивания потенциала[14]. В рамках данной концепции каждое

вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора

потенциала предприятия. В качестве главных факторов потенциала выделяются:

система управления; финансы; персонал; стиль руководства; маркетинг; товар

(услуга); производство; сбыт; поставки; эксклюзивные возможности и общая

эффективность.

3. Всеобщее управление качеством (TQM – Total quality management)[15]. В

основе концепции лежит идея управления качеством выпускаемой продукции.

Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих

потребностей потребителя, как самого важного звена производственной линии.

Основой реализации рассматриваемой технологии изменений, как видно на

рис.2.5., являются две взаимосвязанные составляющие управления фирмой[16].

ВО-ПЕРВЫХ, ОБЕСПЕчИВАЕТСя ТРАДИЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ чЕРЕЗ КОММУНИКАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТОВ - СИСТЕМА ПЕРЕДАчИ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ «чЕЛОВЕК-

ИНФОРМАЦИя-чЕЛОВЕК».

ВО-ВТОРЫХ, РЕАЛИЗУЕТСя УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ

СИСТЕМЫ (ИС), В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ РЕЖИМЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИя

ФИРМОЙ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИя РАЗЛИчНЫХ ВАРИАНТОВ ПОСТРОЕНИя СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИя ДЛя ОБОСНОВАНИя КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЕВОГО РАЗВИТИя БИЗНЕС-

СИСТЕМЫ ТРЕБУЕТ ДЕТАЛЬНОГО АНАЛИЗА И СРАВНЕНИя ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ С

ОТБОРОМ НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРяЮЩИХ ЦЕЛяМ ФУНКЦИОНИРОВАНИя БИЗНЕС-СИСТЕМЫ.

ИТОГОМ РЕШЕНИя ДАННОЙ ЗАДАчИ БУДУТ яВЛяТЬСя МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ,

МЕТОДИчЕСКИЕ ОПИСАНИя, ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ, ФОРМАТЫ УчЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И ОТчЕТНОСТИ, ТЕХНОЛОГИчЕСКАя ДОКУМЕНТАЦИя, СООТВЕТСТВУЮЩАя, НАПРИМЕР,

СТАНДАРТАМ СЕРИИ ISO-9000 И Т.П.

Таким образом, целевое развитие фирмы как бизнес-системы целесообразно

рассматривать в качестве определенного технологического процесса

воздействия на структуру бизнес-системы через согласованные изменения

входящих в нее элементов.

РИС.2.5. ПРИНЦИПИАЛЬНАя СХЕМА УПРАВЛЕНИя ЦЕЛЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

БИЗНЕС-СИСТЕМЫ.

НА ПРАКТИКЕ РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИяТИЙ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ВИДяТ И НЕ

ОПИСЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РАЗРЫВЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНчЕСКИХ

КОММУНИКАЦИЙ. ПОЭТОМУ, СУЩЕСТВУЮЩАя ПРОБЛЕМАТИКА ОПИСЫВАЕТСя ИМИ ИЛИ КАК

ЛИчНОСТНО-ПСИХОЛОГИчЕСКАя ИЛИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИчЕСКАя, А ИНОГДА

КАК МАРКЕТИНГОВАя, ФИНАНСОВАя И Т.П.

3.Организационный инжиниринг ОАО «Авиаагрегат»

на базе процессно-ориентированного подхода

3.1.Методический подход к управлению

бизнес-процессами ОАО «Авиаагрегат»

Сложившаяся система управления предприятиями России имеет

преимущественно функциональную направленность. Однако в современных

условиях этот подход к управлению оказывается неэффективным по ряду причин,

из которых, например, выделяют[17]:

. функционально-ориентированная организация не стимулирует

заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку системы

оценки их деятельности оторваны от результативности работы предприятия

в целом. Подразделения не ориентированы на целевые задачи предприятия;

. при функциональном подходе главным потребителем результатов труда

работника является его вышестоящий руководитель. При современных

тенденциях клиентно-ориентированной организации бизнеса такой подход

сразу отбрасывает предприятие на последние роли в конкурентной борьбе

за долю на рынке;

. большая часть реальных рабочих процессов предприятия состоит из

множества функций, т.е. выходит за рамки отдельных подразделений.

Однако в функционально ориентированных структурах чрезмерно усложнен

обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к

большим накладным расходам, длительным срокам выработки управленческих

решений.

При рассмотрении вертикально организованных структур, очевидно, что

ввиду их инерционности и формальности такие структуры управления не могут

оперативно и адекватно соответствовать следующим требованиям динамичной

среды предприятия (рис 3.1.)[18] :

. способность оперативно принимать решения;

. аккумулирование опыта;

. согласование интересов сотрудников с интересами организации.

Реальная финансово-хозяйственная и производственная деятельность

предприятий не осуществляется в форме линейно-функциональной иерархии, она

пронизывает предприятие в виде набора бизнес-процессов, которые в

большинстве своем никем не управляются и никто конкретно за них не

отвечает.

Во многом это связано с тем, что бизнес-процессы на предприятиях не

описаны и не документированы. Без документально оформленных технологических

процессов, операций, процедур передачи данных в информационных контурах, а

также без определения требований и процедур, обеспечивающих реализацию

принципов управления предприятием, постановка конкретных целей возможна

лишь в пределах оперативной сферы деятельности предприятия и не ведет к

стабилизации его положения в соответствующем секторе рынка.

Рис. 3.1. Требования динамичной среды функционирования предприятия

С УчЕТОМ ИМЕЮЩИХСя РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-СИСТЕМАМИ ДЛя РЕШЕНИя

КОМПЛЕКСА ЗАДАч ИХ РАЗВИТИя[19] МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИя

К МЕТОДИчЕСКОМУ ПОДХОДУ, ОБЕСПЕчИВАЮЩЕМУ УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ФИРМЫ

В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИяХ.

1) ВЕРТИКАЛЬНАя ОБЩНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ОХВАТ ВСЕХ

НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИя ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ, ВКЛЮчАя

ДИАГНОСТИКУ СОСТОяНИя ФИРМЫ, ПОСТАНОВКУ СТРАТЕГИчЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ВЫДЕЛЕНИЕ

КЛЮчЕВЫХ ЗАДАч РАЗВИТИя, РЕОРГАНИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ,

ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-

УПРАВЛЕНчЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЦИОНАЛЬНОЙ

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ В ВИДЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-

УПРАВЛяЮЩЕЙ СИСТЕМЫ.

2) ГОРИЗОНТАЛЬНАя ОБЩНОСТЬ ПОДХОДА, ОБЕСПЕчИВАЮЩАя ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СИСТЕМ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В РАЗЛИчНЫХ

ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТяХ ЭКОНОМИКИ.

3) ТЕОРЕТИчЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРОГРАММНАя РЕАЛИЗАЦИя МЕХАНИЗМА

УПРАВЛЕНИя, СОСТОяЩАя В ПРИМЕНЕНИИ ДЛя РАЗВИТИя БИЗНЕС-СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.