реферат, рефераты скачать
 

Стратегическое планирование предприятия на трехлетний период на примере ОАО Дальхимпром


соответствующее решение.

В целом руководство Дальхимпрома уделяет недостаточно внимания

рекламе своей продукции, ссылаясь на нехватку денежных средств. Вместе с

тем хорошая рекламная компания в нескольких средствах массовой информации

принесла бы заметный успех предприятию и сказалась бы на объемах продаж

продукции, а разовая, непродуманная реклама – это лишь неэффективное

вложение денег.

Кадры

Общая численность работников Дальхимпрома составляет 115 человек. В

основном, это квалифицированные работники, давно работающие на предприятии.

В начале 90-х годов на заводе работало около 500 человек, но вместе с

сокращением производства пришлось сокращать и штат сотрудников. Многим

работникам руководство завода предложило остаться на предприятии, сменив

свою специальность. Таким образом, формировался штат продавцов и агентов по

продаже.

На предприятии химической промышленности и Дальхимпром тому не

исключение, существуют вредные для здоровья работников условия труда.

Работники с вредными условиями труда получают на заводе положенные КЗОТом

льготы и выплаты. Все работники завода независимо от условий труда проходят

ежегодные медосмотры прямо на предприятии.

Руководство Дальхимпром внимательно относится к социальной сфере.

Работникам предприятия предоставляется путевки для лечения в санатории,

выдаются путевки для детей сотрудников в летние лагеря отдыха. В 2000 г.

руководство предприятия выделило деньги для обеспечения сотрудникам

бесплатного лечения и протезирования зубов.

На предприятии выплачиваются разного рода материальные вознаграждения

(к праздникам, на юбилейный день рождения работника, при выходе на пенсию).

Сотрудники, которые отработали на предприятии 15, 25 и 35 лет получают

премию.

Каждое подразделение завода имеет свою комнату отдыха, где в

обеденный перерыв можно отдохнуть и перекусить. На территории предприятия

для всех желающих открыта столовая, где обедают не только сотрудники

завода, но и работники соседних предприятий.

На сегодняшний день текучесть персонала в целом по предприятию

небольшая, это связано с тем, что большинство сотрудников Дальхимпрома -

это люди среднего и старшего возраста, давно связавшие свою жизнь с

заводом. Исключением из этого является отдел сбыта, где трудятся в основном

работники, недавно пришедшие на завод. Мобильность персонала в этом

подразделение очень высока.

Штат работников выездной торговли постоянно меняется, причин этого

явления несколько. Продавцы выездной торговли продают товары бытовой химии

с автомашин предприятия на всех основных торговых точках города. Всего

таких точек 8: Первая речка, Окатовая, Баляево («Китайский рынок»), Вторая

речка (2 автомашины), Луговая, Спортивная, Тихая.

График работы продавцов: с 8 до 18 часов все дни недели. По КЗОТу

работник должен отработать в месяц 21 день и 9 дней ему дается на отдых. Но

из-за нехватки продавцов, заменить их на время отдыха некому, поэтому

продавцы работают по 2 месяца без выходных. Из-за этого появляется

недовольство работников условиями труда, и они увольняются. Парадокс

заключается в том, что занять вакантные места продавцов выездной торговли

приходило очень много желающих. Несколько дней они следили за работой

продавцов непосредственно на торговых точках. Но, пообщавшись с

недовольными условиями труда продавцами, они бросали работу.

Для работников отдела сбыта – агентов по продаже и продавцов выездной

торговли устанавливается план продаж на месяц. Так, агенты по продаже

должны ежемесячно сдавать в кассу предприятия 80 тысяч рублей выручки. От

выполнения плана продаж напрямую зависит величина их заработной платы. Если

агент недовыполнил план, то от фиксированной заработной платы 1800 руб.

отнимается 100 руб. + % недовыполнения плана. При перевыполнении плана к

заработной плате прибавляется 100 руб. + % перевыполнения.

Заработная плата продавцов выездной торговли также зависит от

выполнения плана. План составляется на основе анализа продаж на каждой

торговой точке в отдельности и зависит от сезона года, от ассортимента

продукции и от прибыльности торговой точки. План изменяется каждые 2-3

месяца.

С 1 марта 2000 г. план продаж для продавцов изменился. Он был

пересмотрен с учетом продаж января - февраля 2000 г. На некоторых точках он

был уменьшен. Самыми прибыльными являются торговые точки «Луговая» и

«Первая речка». Здесь объем продаж был увеличен (табл. 8).

Фиксированная заработная плата продавцов выездной торговли составляет

1430 руб. за 21 рабочий день. Начисление заработной платы продавцам в

зависимости от выполнения плана происходит также как и у менеджеров по

продаже.

Таблица 8.

План продаж продавцов выездной торговли

|Торговая точка |План продаж на 21 рабочий|

| |день (тыс. руб.) |

|«Китайский рынок» (Баляево) |49-52 |

|Вторая речка, 1-ая точка |44-47 |

|Вторая речка, 2-ая точка |50-53 |

|Окатовая |43-46 |

|Луговая |53-56 |

|Первая речка |56-59 |

|Спортивная |37-40 |

|Тихая |22-25 |

Финансы

Одним из критериев финансового положения предприятия является его

платежеспособность, т.е. способность предприятия рассчитываться по своим

долгосрочным обязательствам. Рассмотрев данные баланса - нетто ОАО

«Дальхимпром», можно сделать вывод, что предприятие платежеспособно, так

как текущие активы (8228 тыс. руб.) превышают внешние обязательства –

заемные средства (2654 тыс. руб.) (табл. 9).

Из таблицы 9 видно, что за 3 года уменьшились долгосрочные активы

(основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые

вложения и т.д.). Причиной этого стала продажа предприятием части

неиспользуемого оборудования. Текущие активы увеличились за счет возросших

в 1999 г. на 19 % по сравнению с 1998 г. производственных запасов и

увеличения убытков предприятия. Готовая продукция и товары на складах в

1999 г. составили 1607 тыс. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим

годом на 27 %.Дебиторская задолженность к активам баланса составила 2,6%

или 646 тыс. руб. и снизилась по сравнению с 1998 г. на 150 тыс. руб. за

счет оплаты задолженности покупателями. За 1999 г. полностью погашен кредит

банка в сумме 550 тыс. руб. Кредиторская задолженность - 1963 тыс. руб.

состоит из задолженности поставщикам за сырье (890 тыс. руб.),

невыплаченной заработной платы (218 тыс. руб.), задолженности бюджету (514

тыс. руб.).

Таблица 9.

Баланс- нетто ОАО «Дальхимпром» с 1997-99 гг. (тыс. руб.)

|Показатели |1997 |1998 |1999 |

|АКТИВЫ |32970 |309050 |31184 |

|Долгосрочные активы |26566 |24079 |22975 |

|Текущие активы, в т.ч. |6404 |6871 |8228 |

|производственные запасы |2033 |1939 |2312 |

|готовая продукция |2763 |1265 |1607 |

|денежные средства |38 |84 |16 |

|дебиторская задолженность |916 |796 |646 |

|убытки |654 |2787 |3628 |

|ПАССИВЫ |32970 |30950 |31184 |

|Собственный капитал |29880 |28690 |28549 |

|Заемные средства, в т.ч. |3080 |2260 |2654 |

|краткосрочные кредиты |657 |575 |663 |

|расчеты с кредиторами |2423 |1675 |1963 |

Поступление денежных средств в кассу предприятия в 1999 г.

обеспечивалось за счет: продажи произведенной продукции и продукции,

полученной по бартеру от предприятий, рассчитывающихся таким образом за

предоставленные Дальхимпромом товары бытовой химии; сдачи в аренду

предприятием части своей земельной собственности, зданий и сооружений;

продажи сырья, материалов и оборудования, неиспользуемых в производственной

деятельности (табл. 10).

Таблица 10.

Отчет о прибылях и убытках за 1998-99 г. (в тыс. руб.)

|Наименование показателя |За отчетный период|За аналогичный период |

| | |1998 г. |

|1 |2 |3 |

|Выручка от реализации товаров,|9691 |6348 |

|продукции, работ, услуг (минус| | |

|НДС, | | |

|акцизы и т.д.) | | |

|Себестоимость реализации |4034 |3966 |

|товаров, продукции, работ и | | |

|услуг | | |

|Коммерческие расходы |1549 |1075 |

|Управленческие расходы |3380 |2413 |

|Прибыль (убыток) от реализации|728 |-1106 |

|Процент к получению |- |- |

|Процент к уплате |- |- |

|Доход от участия в других |- |1 |

|организациях | | |

|Прочие операционные доходы |318 |587 |

|Прочие операционные расходы |782 |995 |

|Прибыль (убыток) от |264 |-1513 |

|финансово-хозяйственной | | |

|деятельности | | |

|Прочие внереализационные |43 |93 |

|доходы | | |

|Прочие внереализационные |26 |153 |

|расходы | | |

окончание таблицы 10

|1 |2 |3 |

|Прибыль (убыток) отчетного |281 |-1573 |

|периода | | |

|Налог на прибыль |176 |- |

|Отвлеченные средства |1227 |560 |

|Нераспределенная прибыль |-1122 |-2133 |

|отчетного периода | | |

Из таблицы 10 видно, что Дальхимпром получил прибыль в 1999 г. в

размере 281 тыс. руб., но, выплатив налог на прибыль и, сделав необходимые

финансовые вложения, предприятие столкнулось с нехваткой денежных средств в

размере 1122 тыс. руб. Но в сравнении с предыдущим периодом предприятие

закончило 1999 г. более удачно.

Проанализировав данные таблицы 10 можно сделать вывод о том, что

Дальхимпром имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли

собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной

деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов

отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по

некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж

и рентабельность активов намечаются положительные тенденции

(табл. 11).

Таблица 11.

Финансовые показатели деятельности ОАО «Дальхимпром»

|Финансовые |Средне-отра|Значения по |Определение показателя |

|показатели |слевые |заводу | |

| |значения | | |

| |показа-теле| | |

| |й | | |

| | |1998 г.|1999 г.| |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Коэффи-циент |Не менее |0,29 |0,25 |Показатель характеризует |

|абсолютной |0,2 | | |высокую степень ликвидности |

|ликвидности | | | |баланса; его снижение в 1999 |

| | | | |г. по сравнению с 1998 г. |

| | | | |говорит об увеличении низко |

| | | | |ликвидных элементов и |

| | | | |увеличении риска компании с |

| | | | |точки зрения возврата долгов.|

|Коэффи-циент |Не менее 3 |-0,06 |-0,04 |Показатель применяется для |

|рентабель-нос| | | |определения уровня |

|ти активов | | | |конкурентоспособности фирмы. |

| | | | |Так как у Дальхимпрома |

| | | | |коэффициент рентабельности |

| | | | |активов значительно ниже, чем|

| | | | |среднеотраслевой показатель, |

| | | | |и это говорит о неспособности|

| | | | |руководства предприятия |

| | | | |использовать оборотный и |

| | | | |необоротный капитал. |

окончание таблицы 11

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Коэффи-циент |Не менее |0,39 |0,25 |Характеризует наличие |

|обеспечен-нос|0,1 | | |собственных оборотных |

|ти | | | |средств, необходимых для |

|собственными | | | |финансовой устойчивости |

|средствами | | | |предприятия. Дальхимпром |

| | | | |имеет высокое значение этого |

| | | | |коэффициента, что указывает |

| | | | |на стабильность финансовой |

| | | | |структуры капитала, т.е. |

| | | | |обеспечивает |

| | | | |привлекательность для |

| | | | |кредиторов и служит гарантией|

| | | | |получения кредитов. |

|Коэффи-циент |0,5 |- 0,28 |0,028 |Коэффициент показывает, какую|

|рентабель-нос| | | |сумму операционной прибыли |

|ти продаж | | | |получает предприятие с |

| | | | |каждого руб. проданной |

| | | | |продукции. Низкие значения |

| | | | |этого коэффициента отражают |

| | | | |рост затрат на производство и|

| | | | |падение объемов продаж. |

3 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Дальхимпром»

Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления

предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде

процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми

сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые

заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность

предприятия. Анализ среды, в которой работает Дальхимпром представлен в

таблице 12.

Таблица 12.

Анализ факторов макросреды

|Группа |Фактор |Тенденция |Проявление |Возможная реакция |

|факто-ро| |развития | |предприятия. |

|в | | | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|1.Эко-но|1.1.Уро-вен|Возможна |При увеличении |Учет уровня |

|ми-чески|ь инфляции |стабилиза-ция|инфляции |инфляции при |

|е | | |обесценивание |установлении цен на|

| | | |денежных средств|товары |

| |1.2.Уро-вен|Возможно |Снижение уровня |Выпуск продукции с |

| |ь реального|уменьшение |покупательской |наименьшими |

| |дохода | |способности |издержками |

| |населения | |населения | |

| |1.3.Энерго-|Возможно |Увеличение |Выпуск продукции с |

| |тарифы |увеличение |себестоимости |наименьшими |

| | | |товаров и услуг |издержками |

продолжение таблицы 12

|1 |2 |3 |4 |5 |

| |1.4.Нало-го|Возможно |Отток денежных |Изыскание путей |

| |вые ставки |повышение |средств из сферы|минимизации |

| | | |производства в |налогов |

| | | |бюджет | |

| |1.5.Безрабо|Высокий |Удешевление |Формирование |

| |тица |уровень |рабочей силы и |рациональной |

| | |сохраняется |увеличение числа|кадровой |

| | | |претендентов на |политики. |

| | | |рабочее место |Пополнение |

| | | | |штата |

| | | | |сотрудников |

| | | | |службы сбыта |

|2.Правов|2.1.Несовер|Тенденции |Ущемление |Изыскание |

|ые |шенство |стабилиза-ции|интересов |путей |

| |законодател| |производствен-но|для |

| |ьной базы | |й сферы |эффективной |

| | | | |работы |

|3.Полити|3.1.Нестаби|Тенденции не |Приостановле-ние|Получение денежных |

|ческие |льность в |ясны | |средств с помощью |

| |обществе | |инвестицион-ного|продажи и |

| | | |процесса и |сдачи в аренду |

| | | |банковского |основных средств |

| | | |кредитования | |

| | | |бизнеса | |

окончание таблицы 12

|1 |2 |3 |4 |5 |

|4.Меж-ду|4.1.Либерал|Тенденции |Появление новых |Поиск новых |

|народные|изация |сохраняются |рынков сбыта |зарубежных |

| |внешнеэконо| |продукции |партнеров и |

| |мичес-кой | | |поставщиков |

| |дея-тельнос| | | |

| |ти, | | | |

| |сотрудничес| | | |

| |тва | | | |

|5.Социал|5.1.Мобильн|Тенденции |Отток работников|Совершенствова-ние |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.