реферат, рефераты скачать
 

Стратегическое управление


Стратегическое управление

Российская Академия Государственной службы при президенте РФ

Волго-Вятская Академия

Государственной и Муниципальной службы

Кафедра «Менеджмента»

Курсовая работа

На тему:

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Выполнил: студент 103 гр. ГМУ

Послов С.Е.

Проверил: к.э.н. Гладина Т.Д.

Н. Новгород 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6

1. Общая характеристика стратегического управления. 6

1.1. Сущность стратегического управления. 6

1.2. Система стратегического управления 6

2. Анализ среды 9

2.1. Анализ внешней среды 10

2.2. Анализ внутренней среды 16

3. Миссия и цели организации 23

3.1. Миссия организации 23

3.2. Цели организации 27

3.3. Установление целей 32

4. Стратегия фирмы 36

4.1.Типы стратегий бизнеса 36

4.1.1. Области выработки стратегии 37

4.1.2. Эталонные стратегии развития 38

4.2.Выработка стратегии фирмы 41

4.2.1. Шаги определения стратегии 41

4.2.2. Выбор стратегии 44

4.3.Выполнение стратегии 47

4.3.1. Стадии выполнения стратегии 47

4.3.2. Области проведения стратегических изменений 49

4.3.3. Проблемы проведения стратегических изменений 53

4.3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 61

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность такой темы для курсовой работы как «Стратегическое

управление» несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, это,

сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление,

активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих

процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно

вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит,

что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно

оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.

Цель и задачи. Выбрав для написания курсовой работы по предмету «Теория

управления» довольно объемную тему «Стратегическое управление», автор

задается целью:

* провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие

источники российских и зарубежных специалистов в области научного

управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и

разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и

актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента как стратегическое

управление.

Задачи работы автор видит в рассмотрении таких вопросов:

o как понимать стратегическое управление,

o каковы его сущность и содержание;

o что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается;

Степень изученности темы довольно велика, но есть основания полагать, что

ее развитие будет продолжаться, поскольку взлетов и падений в бизнесе не

избежать. А человечество стремится к максимально простому, но в тоже время

безопасному и с финансовой точки зрения ведению управленческих процессов.

Сам термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-

х годов XX века, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на

уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких

авторов, как Виханский О.С. (Стратегическое управление 2003), Ансофф И.

(Стратегическое управление 1989), Акофф Р. (Планирование будущего

корпорации 1985). А также таких именитых западных ученых, как Schendel и

Hatten, Higgens, Pears и Robinson, Thompson и Strickland и многих других

специалистов в сфере управления.

Важно отметить, что ведущей идеей, отражающей сущность перехода от

оперативного управления к стратегическому (80-е годы), стала идея

необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение,

чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем

изменения.

Обзор источников. Рассмотрим основные использованные источники.

Так Олег Самуилович Виханский в своем учебнике “Стратегическое

управление” от 2003 дает комплексное изложение теории стратегического

менеджмента и освещает реализацию управления, выработку и осуществление

стратегии в трех ключевых сферах: сфере развития и поведения во внешней

среде, сфере создаваемого продукта, сфере персонала организации. Это, по-

моему, лучшее пособие по данной теме, причем именно того автора, который

написал первый в России учебник “Стратегическое управление”.

Вторым источником послужила книга Ансоффа И. “Стратегическое

управление”. В ней именитый американский ученый сформулировал саму суть

стратегического менеджмента: “Стратегия — сложное и потенциально мощное

орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся

условиям.”[3, с.43] Также И. Ансофф выделяет два основных конечных продукта

стратегического управления: обеспечение потенциала для достижения целей

организации в будущем и создание подвижной структуры, обеспечивающей

чувствительность организации к изменению во внешней среде.

Акофф Р. в книге “Планирование будущего корпорации” систематизирует

свои взгляды на управление в форме концепций интерактивного (основанного на

взаимодействии) и партисипативного (участие всех заинтересованных лиц,

групп, сил) планирования корпорации.

Интерес представляет веб-страница www.smanagement.ru/. Сайт посвящен

стратегическим вопросам развития бизнеса, рассмотрению всех моментов теории

и применение их на практике, а также помощи всем руководителям и менеджерам

высшего звена в расстановке и установления всех связей взаимодействия

структурных подразделений, понятиям и овладеванию инструментами

стратегического управления, возможностям научиться пользоваться

инструментами стратегического анализа, сопоставлять различные

стратегические альтернативы, а также составлять стратегические планы,

разрабатывать навыки системного анализа. Этот сайт предназначен прежде

всего для отечественных предпринимателей, для отечественных руководителей

всех уровней и для студентов российских бизнес-школ. Его найдут полезным и

преподаватели российских бизнес-школ. Миссия сайта состоит в том, чтобы

помочь всем руководителям, менеджерам разных уровней и студентам МВА

постоянно совершенствовать свои знания, получить возможность узнавать новые

технологии управления и теории. Стратегия сайта, создать лучший

информационный WEB-портал по стратегическому менеджменту. Стать независимым

источником информации, для удовлетворения своих посетителей путем наиболее

полного и высококачественного содержания сайта. (Вечелковский Вячеслав -

руководитель проекта).[7]

Теперь рассмотрим конструктивные определения, которые были предложены

авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и

Хаттен (Schendel и Hatten) рассматривали его как процесс определения и

установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации

выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с

окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и

результативно действовать организации и ее подразделениям. По Хиггенсу

(Higgens), стратегическое управление – это процесс управления с целью

осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием

организации с ее окружением Пирс и Робинсон (Pears и Robinson) определяют

стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и

выполнению стратегий, разработанных, чтобы достичь цели организации.

Существует еще много определений, авторы которых делают упор на разные

аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от

так называемого «обычного менеджмента». [4, с. 29-30]

А «особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень

мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль

искусства. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе

обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой

и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые

указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата. Иными

словами, теория стратегического управления говорит о том, что в управлении

организацией она может помочь ей добиться успеха на рынке.»[4, с.6]

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Общая характеристика стратегического управления.

1.1. Сущность стратегического управления.

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х

гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем

уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость

проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в

условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей

сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления,

явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на

окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно

реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на

вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как такое управление

организацией, которое:

— опирается на человеческий потенциал, как основу организации,

— ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,

— осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в

организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие

добиваться конкурентных преимуществ.

Это в совокупности позволяет организации выживать достигать своей цели в

долгосрочной перспективе.[4, c.32]

1.2. Система стратегического управления

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую

совокупность пяти взаимосвязанных управленческих вопросов. Эти процессы

логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная

связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на

всю их совокупность. Это является важной особенностью системы

стратегического управления. Схематически структура стратегического

управления изображена на рис. 1.[4, с.39]

Рис. 1.Структура стратегического управления

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического

управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей

фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить

миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее

частей:

1)макроокружения;

2)непосредственного окружения;

3) внутренней среды.

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов

среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление;

политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная

составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие

общества; инфраструктура и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным

компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот

потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в

процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно

сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно

всегда помнить, что организация не только производит продукцию для

окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам,

предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них

социальные условия и т.п.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям

. кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

. организация управления;

. производство, включающее организационные, операционные и технико-

технологические характеристики, научные исследования и разработки;

. финансы фирмы;

. маркетинг;

. организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов

стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых

требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс

состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме

выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет

подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть

стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей.

Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным,

зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А, зная это, можно вернее

выбрать стратегию поведения.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора

стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического

управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она

будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в

случае успешного осуществления приводит фирм достижению поставленных целей.

Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии

осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был

проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли

предвиденные изменения во внешней среде. Однако часто страте не выполняется

и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы

потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к

использованию трудового потенциала.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним

процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс

обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс

достижения целей, и собственно целя организации. Основными задачами любого

контроля являются следующие:

1) определение того, что и по каким показателям проверять;

2) осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии

с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными

показателями;

3) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате

проведенной оценки;

4) осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля и выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне

определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль

направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к

достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль

от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует

правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления

стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций.

Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем

реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализации достижению

поставленных целей. Корректировка по результат стратегического контроля

может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

2. Анализ среды

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех

без исключения организаций возможно только в том случае, если среда

допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является

источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который

дает возможность организации функционировать, а, следовательно,

существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя

среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том

случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,

необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой,

обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды

не безграничны. И на них претендуют многие другие Организации, находящиеся

в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что

организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может

ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации

последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении

такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей

поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и

тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту

стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о

внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о

внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней

организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются

стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те

угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении

своих целей и при их достижениях.

2.1. Анализ внешней среды

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как

совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и

непосредственного окружения.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В

большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по

отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния

макроокружения на различные организации различна. Это связано как с

различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во

внутреннем потенциале организаций. Изучение экономической компоненты

макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются

ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового

национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная

ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс,

норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно

обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического

развития, добываемые природные ресурсы; климат, тип и уровень развитости

конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей

силы и, величина заработной платы.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и, другие

нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает

организации возможность определить для себя допустимые границы действий во

взаимоотношениях с другими субъектами права и, приемлемые методы

отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно

сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать

внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой

системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона

практической, реализации законодательства.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую,

очередь для, того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.