реферат, рефераты скачать
 

Структура организации, влияние на нее законов теории организации


стратегии третьего вида фирма должна строить свою деятельность, прежде

всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка,

т.е. конкретных клиентов.

По мнению некоторых исследователей, действие закона самосохранения

организации проявляется в поддержание ее целостности, экономном

использование ресурсов, адаптации к внутренним и внешним изменениям, ее

качественном и количественном развитие.

Закон развития

Все элементы природы имеют либо естественный, либо искусственный

алгоритм функционирования. Для каждого из них характерен свой путь

развития. Развитие- это необратимое и направленное изменение материи. Цикл

развития вносит элементы новизны в очередной виток создания технических

устройств, зарождения жизни, создания научной теории. Существуют две формы

развития:

- эволюционная - непрерывные, постепенные количественные и качественные

изменения

- революционная - скачкообразные изменения, в том числе:

. Изменение базиса без осознания его сути

. Изменение сознания без соответствующего изменения базиса

Примером скачкообразного изменения базиса без его осознания людьми

является переход к рыночной экономике в постсоветской России.

Развитие бывает прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное - переход

от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более

совершенному. Регрессивное - обратное движение, переход от высшего к

низшему, деградация, возврат к изжившим себя формам и структурам. Регресс

играет не только отрицательную, но и положительную роль в жизни человека

или компании. Регресс часто сопровождается отсеиванием детальных и

концентраций общих представлений, исходя из опыта и интуиции.

Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют

диалектическое единство. Без прогресса нет регресса, а без регресса нет

прогресса.

Прогресс и регресс сопутствуют развитию любой компании, поскольку в них

идут процессы внедрения новых технологий (прогресс) и накопления опыта,

упорядочения производственных отношений и укрепления традиций (регресс).

Развитие организации обуславливают следующие факторы:

- изменение на рынке спроса и предложения

- изменения внешней среды

- изменения внутренней среды

- изменения приоритетов потребностей и интересов человека или общества

- старение и моральный износ имущественного и интеллектуального комплекса

компании

- изменение экологии

- глобальное состояние цивилизации

Одна часть перечисленных факторов неподвластна руководству компаний,

другая- может служить инициатором грядущих в компании перемен.

Закон развития гласит: «Каждая система (социальная или биологическая)

стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождение всех

этапов жизненного цикла». Математическая интерпретация закона развития

имеет следующий вид (1):

(1).

n

Rj=S(Rij)[pic]Rmax

i=1

где Rj- потенциал организации на j-ом этапе жизненного цикла. Rij-

потенциал организации в i-й области(экономика, техника, политика, финансы)

на j-ом этапе.

С помощью этой формулы можно рассчитать потенциал организации на каждом

этапе жизненного цикла. Величина Rmax является величиной субъективной и

зависит от представлений руководителей об устойчивости компании. Rmax

выражается прежде всего в запасах и резервах компании, существенное

увеличение которых порождает проблемы их хранения и обслуживания.

Закон развития опирается на ряд принципов. Это принципы: инерции,

самозависимости, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции

Принцип инерции реализуется в двух основных направлениях.

. Изменение потенциала организации Rj должно начинаться спустя

некоторое время после начала функционирования новых ресурсов

компании и продолжаться некоторое время после их выбытия.

. Внедрение некоторого ресурса должно начинаться спустя некоторое

время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс

должен изыматься из использования через некоторое время после

внедрения нового.

В компании инерция проявляется в использовании физически и морально

устаревшего оборудования, в деятельности отживших организационных структур.

Инерция свойственна человеку независимо от возраста и проявляется в

традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип взаимозависимости элементов

На ход развития компании (повышение ее потенциала- ?R) влияет потенциал

самой компании (R). Функция влияния (F) может быть представлена различным

образом. Общий вид реализации данного принципа может быть описан следующим

соотношением:

?R=F(R)

Обычно компании, имеющие большой технический, интеллектуальный и

финансовый потенциал, быстрее реагируют на новые потребности и интересы

потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества.

Принцип эластичности

Каждая компания пытается сгладить последствия внутренних и внешних

возмущающих воздействий. Компании по-разному реагируют на одни и те же

события в зависимости от имиджа, профессионализма персонала, технического,

организационного и культурного уровней самой организации. эластичность в

свою очередь может иметь три уровня: высокая. Средняя и низкая

эластичность.

Высокая эластичность характеризуется быстрым и плавным реагированием на

возмущающие воздействия. Низкая эластичность проявляется в длительном

ожидание и принятие неадекватных решений.

Существуют факторы, способствующие увеличению или уменьшению

эластичности организации, они приведены в таблице: (Табл.4.)

Таблица 4.

Факторы, влияющие на эластичность организации

|Увеличение эластичности |Уменьшение эластичности |

|1.Наличие в компании группы |1.Разработка всех стратегических |

|развития. |решений руководством компании. |

|2.Университетская подготовка |2.Ускопрофессиональная подготовка |

|основного персонала. |основного персонала. |

|3.Ротация кадров. |3.Сокращение текучести и перемещений|

| |кадров. |

|4.Универсализация производства. |4.Специализация производства. |

|5.Частичная изоляция от внешней |5.Сильная зависимость от внешней |

|среды (создание собственной |среды. |

|инфраструктуры). | |

|6.Резервирование и страхование |6.Работа на всех производственных |

|ключевых элементов компании |мощностях. |

|7.Унификация выпускаемых изделий и |7.Несоблюдение обязательных норм |

|их состыковка с другими. Введение |габаритов и характеристик изделий. |

|ГОСТов и ОСТов. | |

Принцип непрерывности

Процесс изменения потенциала компании R идет непрерывно, меняются лишь

скорость и знак изменения. Приобретение компанией новых ресурсов постепенно

изменяет общий потенциал компании. Кажущаяся дискретность (прерывистость)

его изменения чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается

текущая работа, приводящая к новому качеству или количеству.

Принцип стабилизации

Компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

К ним относятся этапы зрелости и насыщенности. Этот принцип основан на

потребности человека, коллектива и общества в стабильности. За время

существования компании эффективность ее деятельности претерпевает

значительные изменения, а на этапе «крах» уменьшается до нуля. Улучшение

работы компании и временное расширение этапов зрелости и насыщения должно

проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет

подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании. Стабилизация

может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе

деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой

жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других изделий.

Страхование ключевых элементов компании также может использоваться для

стабилизации ее потенциала.

2.3.Законы второго уровня

К законам 2-ого уровня принято относить: закон информированности-

упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, и закон композиции и

пропорциональности (гармонии).

Закон информированности-упорядоченности

Все отношения в компании основаны на получение, обработке, передаче и

хранение приказов, распоряжений договоров. Они могут содержать данные в

виде текста, цифр, рисунков, таблиц, звука, видеоизображений. Часть этих

данных может быть известна исполнителю, а часть - может быть новой,

необходимой для выполнения заданий или развития его профессионального

уровня.

Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего

решение, называются информацией. Информация представляет собой важнейший

элемент информационной среды управления, ее разделяют на два больших

класса:

1. объективную, овеществленную в какой-либо продукции (товарах, услугах или

знаниях).

2. субъективную, отраженную, организованную людьми (впечатления, мнения,

инструкции, приказы, распоряжения).

В зависимости от характера подготавливаемого решения информация

классифицируется по следующим группам:

- по областям применения: управленческая, техническая, биологическая

- по функциональной направленности: планирующая, организующая,

активизирующая, координирующая, контролирующая, информирующая

- по времени действия: стратегическая, тактическая и оперативная

- по характеру разработки и реализации: уравновешенная, импульсивная,

инертная, рискованная, осторожная

- по уровню неопределенности: низкая, средняя, высокая и сверхвысокая

по масштабам воздействия: общая и частная

- по направлению воздействия: внутренняя и внешняя.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления

наряду с персоналом. Финансами, производством и подчиняется действию закона

информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается

гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления,

персонала, подразделений, экономики, а также наличие между элементами

установленного взаимодействия (взаимовлияния).

Согласно закону информированности упорядоченности, «чем большей

информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем

большую вероятность устойчивого функционирования она имеет».

Управленческая информация используется для подготовки решений в

социальной системе. Эти решения направлены на стратегическое планирование,

управление управленческой деятельностью, управление человеческими

ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью,

формирование системы управления компании (методология, структура, процесс,

механизм), управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой.

Управленческую информацию достаточно полно описывают четыре основные

характеристики: объем, достоверность, ценность, насыщенность.

Объем информации рассматривается с двух сторон: как объем символьной и

воспринимаемой информации. Для информационных систем более важное значение

имеет объем символьной информации, который измеряется количеством букв,

знаков, символов и обычно выражается в байтах, страницах, томах. Для

социальных систем (персонала, компаний) основное значение имеет объем

воспринимаемой информации, который характеризует необходимую полноту

информации о каком-либо объекте управления. Выделяют три уровня объема

воспринимаемой информации:

. Информационная избыточность необходима для подготовки особо

ответственных решений. Информационная избыточность достигается в

результате дублирования информации о каком-либо явлении или процессе,

поступающей от разных источников. При этом качество решения

повышается, однако увеличивается время на подготовку решения и общая

стоимость информации.

. Недостаток информации (информационный голод) получается из-за

отсутствия доступных источников информации, отсутствия самой

информации в силу новизны явления или процесса, недостаточного

профессионализма информационных работников, искусственной

монополизации информации различными организациями (частная или

государственная коррупция). Недостаток информации увеличивает затраты

времени и затрудняет выработку правильного решения, а также повышает

неопределенность и риск. В то же время, как показывает практика,

недостаток информации способствует активизации творческой мысли

работников по поиску нестандартных решений. Иногда это приводит к

положительным результатам, однако чаще – к отрицательным.

. Субминимальный уровень- это минимальный объем информации для

конкретного субъекта управления, при котором он может принять

обоснованное управленческое решение. Этот уровень следует подстраивать

под конкретного человека, и он имеет лучшее соотношение между

затратами на информацию и полученными результатами.

Достоверность информации- это отношение набора верной (истинной)

информации к общему объему информации, полученной информантом и выраженной

в процентах. Достоверность имеет три уровня: абсолютный (100%),

доверительный(80-90%) и негативный (менее 70%). Она во многом зависит от

методики документооборота, количества людей, принимающих участие в сборе,

передаче и обработке информации, а также от их профессионализма. Об одном и

том же событии можно получить разную информацию в зависимости от методики

ее сбора и обработки. Достоверность зависит также от времени обработки и

передачи информации. Достоверность может быть повышена за счет:

- создания системы оперативного получения информации от непосредственного

источника ее создания или обработки

- формирования собственной системы информаторов

- повышения профессионализма информационных работников и сокращения

количества людей, принимающих участие в ее передаче, обработке и хранении

- информационной избыточности сведений.

Ценность характеризует информацию как материальную или интеллектуальную

продукцию, имеющую потребительскую стоимость. Она определяется снижением

затрат материальных или интеллектуальных ресурсов или повышением прибыли на

принятие правильного управленческого решения. Выделяют четыре уровня

ценности информации: нулевой, средний, высокий и сверхвысокий (табл.5).

Таблица 5.

Характеристика уровней ценности информации:

|Уровень ценности|Уровень снижения затрат или |

| |повышения прибыли от использования|

|Нулевой |0 |

|Средний |В 1,1-1,5 раза |

|Высокий |В 2-5 раз |

|Сверхвысокий |Более, чем в 10 раз |

Нулевому уровню соответствует искаженная, ложная, неверная,

неэффективная, повторяющаяся информация.

Среднему уровню соответствует информации полученная от

высокопрофессиональных специалистов компании, работающих в системе

программно-целевого или регламентного управления. Ее наделяют такими

характеристиками как доказательная, достоверная, качественная, необходимая,

полезная и точная. К ней относятся рационализаторские предложения, новые

проекты, товары и услуги, удовлетворяющие новый набор интересов человека

или общества.

Высокому уровню соответствует информация, созданная в научно-

исследовательских учреждениях, венчурных компаниях, работающих в системе

инициативных технологий управления. К ней относятся изобретения, научные

открытия, новые идеи, инновационные технологии, маркетинговые исследования,

имитационные модели организаций, товары и услуги,, удовлетворяющие новому

актуализированному набору существующих потребностей.

Сверхвысокому уровню соответствует информация, полученная в

исследовательских центрах и признанная мировым сообществом как выдающаяся.

Свидетельством этого является присуждение ученым и практикам международных

премий.

Насыщенность информации (Н) характеризуется соотношением объема

профессиональной (П) и фоновой (Ф) информации в каком-либо тексте документа

или сообщения, предназначенных для ознакомления с ними работников

организации(2):

(2).

Н=[П/(П+Ф)]Ч100%

Профессиональная информация содержит данные в виде текста, цифр,

рисунков, таблиц, звуков, видеоизображений. Она отражает суть

рассматриваемого задания и служит для решения конкретных проблем управления

или производства. Фоновая информация служит для лучшего восприятия

работником профессиональной информации за счет улучшения настроения,

поднятия эмоционального уровня или предварительной настройки внимания на

заданную тему. В состав фоновой информации можно включать: слова

приветствия или участия, сведения о материальном и моральном

стимулирование, вспомогательную и вводную информацию. Отсутствие фоновой

информации приводит к быстрой утомляемости человека от профессиональной

информации, поэтому она плохо воспринимается. Избыток фоновой информации

может привести к отвлечению внимания работников от сути рассматриваемого

вопроса, переключению его внимания на несущественные детали.

Выделяют три уровня насыщенности:

. Высокий (около 100%)- фоновой информации практически нет

. Нормативный (около 70%)- объем профессиональной информации 70%,а

фоновой-30%

. Низкий (менее 50%)- объем профессиональной информации менее 50%,

фоновой- более 50%.

Большая часть деловой информации в компаниях пока имеет высокий уровень

насыщенности- отчеты, реклама, собрания, приказы. Такой уровень постепенно

исчерпывает себя в современном менеджменте.

Нормативный уровень- это самый приемлемый уровень насыщенности

информации для эффективной организации управленческой деятельности.

Закон единства анализа и синтеза

Анализ и синтез являются элементами биологического и интеллектуального

развития. В окружающем нас мире постоянно происходят изменения: крупные

образования разделяются на более мелкие, а мелкие образования объединяются.

Наличие преобразований свидетельствует о физическом существовании компании

как социальной организации: происходят изменения выполняемых функций,

меняется персонал компании. Эти процессы повторяются, причем каждый из них

вносит что-то новое, более необходимое. Ненужные элементы отпадают, а

необходимые - появляются, то есть достигается некоторая временная

гармонизация элементов, входящих в состав какой либо организации. Анализ и

синтез- это элементы гармонизации.

С точки зрения точных наук (математики или физики) разделение,

выделение и согласование входят в состав процедур анализа, а согласование,

объединение и соединение входят в состав процедур синтеза. В теории

организации термины «анализ» и «синтез» прочно закрепились.

Анализ- это разделение целого на части, представление сложного в виде

простых составляющих, изменение этих частей, добавление новых или

ликвидация некоторых из них для более эффективной деятельности или удобства

исследования.

Синтез- это соединение, объединение обновленного набора простых

составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более

эффективной деятельности или удобства исследования.

Говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность

и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. Анализ и

синтез имеют большое практическое значение при реформировании и

реструктуризации компаний, организации коллективного труда, научных

исследованиях.

В процессах совершенствования деятельности компаний анализ обычно

предшествует синтезу. Однако встречаются случаи, когда синтез является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.