реферат, рефераты скачать
 

Теория менеджмента


Теория менеджмента

Мен-т как вид деят-ти

Термин м-т – аналог термина управление, но управление гораздо шире, т.к.

примен-ся к разным сферам деят-ти человека. Термин м-т применяется только к

управлению соц-эк отношениями на ур. фирмы, действующих в условиях рынка, в

последнее время в США этот термин стали применять в отношении не

предпринимательских организаций. М-т амер происхождения не переводится на

др язык дословно. Так в англо-языч странах он примен-ся довольно свободно

для обозначения управления различными видами хозяйственной деят-ти. М-Т –

сов-ть принципов, м-дов управления фирмой, направленных на достижение

поставленных целей на основе исполь-я внут потенциала фирмы.

М-Т – управление предприним деят-тью. М-т тесно связан с оптимизацией

использования фирмой персонала, оборудования, методов деятельности, ден рес-

сов. В связи с че выделяют м-т персонала, оперативный, финансовый м-т и т.

д. в условиях рын эк-ки м-т означает: 1) ориентацию фирмы на спрос и

потребности рнка; на запросы конкретных потребителей и организацию

производства тех видов продукции, кот пользуются спросом и могут принести

предприятию намеченную прибыль; 2) постоянное стремление к увеличению произ-

ва, получению оптимальных результатов с наименьшими затратами; 3)

хозяйственная самостоят-ть, обеспечивающая свободу принятия решений тем,

кто несёт отв-ть за конечные рез-ты деят-ти фирмы; 4) постоянную

корректировку целей и программ в завис-ти от состояния рынка; 5)

необходимость использования современной информационной базы с компьютерной

техникой для многовариантных расчётов при принятии оптимальных решений.

Агропром-е производство, как объект управления. –

Это крупная, динамическая и сложная система. Если рассматривать Агропром

произ-во как объект управления в структурно-организационном смысле то можно

увидеть сов-ть взаимодействующих подсистем: 1) природно-естественных рес-

сов – вкл в себя сов-ть климатич, почвенных и естественно-географических

условий(С/Х угодия, пашня, леса). Это осн ресурс агропр-ва и он во многом

определяет виды производимой продукции, технологию их производства; 2)

техническая – состоит из машин, оборудования и играет важную роль в произ-

ве. При этом следует помнить, что не всякое кол-во техники и оборудования

составляет эту подсистему. Она должна представлять собой взаимосвязанный,

взаимообусловленный комплекс тех-х ср-в, в т.ч. оргтехники, ЭВМ… отдельные

виды техники должны быть определённым образом размещены по территории,

сочетаться друг с другом по мощ-ти и взаимозаменяемости. Это взаимное

пропорц-е сочетания и создаёт из мн-ва отдельных видов техники эту

подсистему; 3) технологическая – набор опред-х правил определяющих послед-

ть операций и производственных процессов. По сравнению с технической она

более гибкая и гораздо восприимчивее к воздействиям. В С/Х технолог-я

состоит из двух эл-тов: раст-ва и жив-ва. Технологие производства в раст-ве

предполагает рациональную организацию ииспольз-е с/х угодий. Технология

произ-ва в жив-ве предусматривает обоснование поголовья животных по видам и

структурам стада, проведение племенной и ветеринарной работы, произ-ва

кормов, организацию кормления, способы содержания животных и стр-во жив-ких

помещений; 4) организации с/х произ-ва – система мер на рациональное

сочетание ср-в пр-ва и труда в едином процессе пр-ва. С/Х пр-во, как часть

общест-го пр-ва развив-ся по объективным законам и закономерностям; 5)

совместного труда – опред-е колич и кач пок-ли отдельных видов труда,

взаимные связи их в пр-ве. В эту подсист входит организация труда и его

стимулир-е; 6) экономическая – единство эк процессов, эк связей в движении

производственных ф-дов. Эта подсистема решает задачу повсеместного

использования всех подсистем для повыш-я эф-ти пр-ва. Все эти подсистемы

сущ-ют во взаимодействии, но каждая из них отражает определённую сторону

объекта управления.

Система управления предприятием –

Это сов-ть взаимосвяз-х структурных эл-тов, обеспечивающих и скоординир-е

воздействие в процессе управления деят-тью. Она состоит из след

куомпонентов: 1) механизм управления – вкл исходные фундаментальные звенья

системы управления: общие принципы, цели, м-ды, ф-ции; 2) стр-ра управления

– вкл систему органов управления: кадры управ-я и применяемые технич-е ср-

ва управления; 3) процесс упр-я – деят-ть всех звеньев упр-я по достижению

целей м-та с помощью опред-х м-дов упрв-я; 4) механизм развития системы

управления – организация изменений управления в рез-те действия внешних

факторов. Механизм управленческих отношений в системе управления

предприятием вкл: 1) принципы м-та – осн руководящие правила мен-ров; 2) ф-

ции и м-ды м-та – конкретные формы и приёмы целенапр-го воздействия

субъекта управления на интересы и условия участников коллектива;3) стр-ра

упр-я – внутреннее строение системы управления; 4) кадры упр-я – объединяют

руководителей, спецов и технич исполнителей; 5) техника управления –

комплекс технич ср-в, котисп-ся в управ-ии предприятием; 6) процесс упр-я –

сов-ть целенаправленных воздействий работников упр-я. Система упр-я предпр-

ем постоянно измен-ся под воздействием внут и внеш факторов. Среди всех

характеристик наиболее важное значение для системы упр-я предпр-ем имеет

надёжность - способность системы принимать эф-ые управленческие решения в

теч всего периода времени при различных режимах функционирования; она опред-

ся с помощью след пок-лей: устойчивость и безопасность; гибкость;

готовность; восстанавливаемость.

Особенности российского менеджмента.

Российская модель м-та только начинает складываться, она возникает на

стыке старых и новых м-дов упр-я, восточной и западной модели м-та.наша

модель во многом оригинальна и становится всё более действенной в наст

время. М-т в РФ хар-ся след особ-тью – он почти всегда носит антикризисный

хар-р. В нынешних условиях предпр-е имеет большую свободу в принятии

решений с одной стороны, а с др. не гарантированы гос-вом от тяжёлых

последствий неправильных решений. Осн задачей многих предприятий явл

предотвращение м успешное преодоление кризисов в деят-ти пред-я. Кризисы

носят как общий так и специф-й хар-р. Задачей м-ра любого пред-я явл

решение задач по определению объёмов, источников и рационального использ-я

фин рес-сов. Их источ-ми могут быт собственные ср-ва, кредиты банков и др

заёмные ср-ва. М-ры определяюит какой вид затрат нужно осуществить в связи

с хоз деят-тью и каков сущ-ет риск. Кризис может наступить по многим

причинам: не уплаты налогов, не поступления вовремя и вообще платежей от

контрагентов, недостаточность собст ср-в и т.д. предпр-я вступают в контакт

как минимум с 3-мя осн гр-ми партнёров – гос-во, поставщики, пок-ли.

Отношения с гос-вом в осн склад-ся в организационном направлении – по

поводу уплаты налогов. Из российского опыта видно, что здесь главная

трудность в быстроизменяющихся законах и постановлениях. При работе с

поставщиками трудности м-та на рынке носят двоякий хар-р. Например можно не

получить товар вообщек или вовремя из-за непредвиденных обстоят-в. с др

стороны эти поставки можно страховать, но страховое дело в РФ ещё не

развито. В кризисной ситуации даже добросовестная страх компания не может

выполнить своих обязательств. Проблемы с покупателями связаны с проблемой

неплатежей, кот приводят к снижению закупок продукции и уменьшению тов-об-

та. Если размеры неплатежей большие, то они приводят к невыплатам з.п.,

налогов, к штрафным санкциям, фин риску, банкротству.

Административная школа

B её рамках в 20-е 20 века было сформулировано понятие организационной

структуры фирмы, при этом организация рассматривалась как замкнутая

система, функционир-е кот не зависит от внешней среды. Эту школу называют

классической теорией управления. У истоков этой школы был французский

исследователь и управляющий А. Файоль (1841-1925) он сводил функционир-е

любой организации к сле осн видам деят-ти: 1) техническая – осуществление

производственного процесса; 2) коммерческая закупка всего необходимого для

создания товаров и оказания услуг, а также сбыт продукции; 3) привлечение,

сохранение и эф-е исполь-е ден ср-в; 4) бухгалтерская – проведение

статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов; 5)

оказание воздействия на работников; 6) защита жизни, личности и

собственности людей. По мнению Файоля каждый из этих видов деят-ти

нуждается в управлении. Для этого он предложил след-е ф-ции: планирование;

организация; координация; контроль; мотивация. Глубоко осмыслив

закономерности функционир-я организации он сформулировал 14 принципов

административного управ-я: 1) разделение труда; 2) власть и ответ-ть; 3)

дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство руководства; 6) подчинение частных

интересов общим; 7) вознаграждения; 8) степень централизации; 9) иерархия

руководителей; 10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава

персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала.

Школа человеческих отношений

Здесь впервые было определено, что м-т – это обеспечение выполнения работы

с помощью др лиц. Исследования амер психолога Маслоу показали, что мотивами

поступков людей явл-ся не эк-е силы, как считают сторонники научного

управления, а различные потребности, кот не всегда могут быть удовлетворены

с помощью денег. Эта концепция, получившая развитие в 30-50-е 20в

основывались на том, что для повыш-я произ-ти труда нужно повыситьстепень

удовлет-ти работников в результатах своего труда. Исследователи этой школы:

Фоллет, Мэйо, Бернард, Саймон, и др. Фаллет изучала соц отношения в малых

группах. В своих книгах она рассматривала природу конфликта, власти,

демократии. Мэйо профессор Гарвард-го универ, кот в 1927-1939 на ср-ва ф-да

Рокфеллера провёл исслед-я на заводе компании Вестернэлектриккомпани. Суть

его – сама работа, сам произ-й процесс имеет относительно меньшее значение,

че соц положение рабочего в процессе.

Школа научного управления

Получила развитие в США в начале 20 в. Основоположник - амер инженер

Фредерик Тейлор (1856-1919), книгу кот «Принципы анучного управления»

считают началом признания м-та наукой. Пенрвоначально он не называл свою

сист6ему научным управлением, а характеризовал созданных им набор

административных приёмов системой знаний. Само же понятие – научное

управление ввёл в 1910 г Брандейс. Для эф-го рук-ва Тейлор разработал

систему НОТ-а, кот состоит из 5-ти осн принципов: научный отбор рабочих;

научное изучение труда и обучение рабочих; специализация работы; важность

побудительных мотивов(з.п.); справедливое распределение ответственности м/д

рабочими и управляущими. Крупнейшими последователями Тейлора были его

соотеч-ки Френк и Лилия Гилберт – их работы были посвящены тому, что

сегодня известно, как человеческий ресурс управления.

Школа науки управления –

( количественный подход) опирается на эк-математические м-ды. Эта школа

получила рвзвитие в 50-х 20 в. Сторонники её более широко стали

использовать эк-матем м-ды в управлении. Тем не менее применение этих м-дов

бвло затруднительным из-за неразвитости вычислит-й техники. Представители

впервые начали моделировать процесс упр-я предпр-ем. Модель – представление

реальности с помощью различных форм, она помогает лучше представить какое-

либо сложное явление. Группа спец сотрудников формирует проблему, затем

определяет полную совок-ть факторов, влияющих нарешение этой проблемы,

используя различные матем аппараты, выделяют из этой сов-ти наиболее

существенные факторы. Представители: амер исслед-ли Альберт, Мескон,

Хедоури

Эмпирическая школа

Попыталась синтезировать лучшие наработки 3-х предыдущих школ управления.

Дракер, Слоун, Ньюмен, Саймондс. Теоретики этой школы были управляющими

многих крупных компаний США – Дракер – советник по вопросам управления

дженерал моторс, IBM, Ford. Слоун – бывший президент General Motors. Ньман

– бывший президент АЛ Смит компании. Одним из самых выдающихся был Драккер

автор многих книг по управлению. Он родиляс в Австрии и в 1909 училяс в

германии на инженера, в1937 переехал в США. Ценральное место его учения

занимает идея о том, что м-т – это профессиональная деят-ть или профессия.

Он впервые разработал методику изучения м-та, что дало возм-ть начать

изучение м-та в уч заведениях. Впервые м-т начали изучать в США в начале 70-

х 20 в ..Его имя связано со спасением умершей компании форд моторс

(применил систему деценрализ-го управления). Н разработал концепцию

управлении по целям, предложил идею о самоуправлении трудового коллектива –

кроме профсоюзной организации, м-та компании создать демократически

выбранный орган управления из рабочих и служащих компании.

. Современная школа м-та

В наст время нет единого подхода к м-ту. В разных школах, предприятиях

существуют различные подходы, направления, концепции к управлению

предприятием. Часто они даже не связаны друг с другом. В наст вр в теории

управления рассматривают след концепции: 1) к-я адаптации или стратегия

приспособления состоит в том, что в реальной предпринимательской деят-ти

стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с

учётом ф-ров внеш среды. Др словами это стратегия маневрирования в

распределении и перераспределении произ-ва и товаров м/д предприятиями, в

зав-ти от ур издержек пр-ва, ст-ти раб силы, паолитич-й стаб-ти страны. 2)

к-я глобальной стратегии – направлена на оптимизацию деят-ти фирмы. В ней

акцентир-ся внимание на необходимости оптимизации всей компании, а не её

отдельных частеё. Она имеет след направления: теория множественных целей -

когда стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максим-

ция прибыли в кач-ве главной цели; максим-я прибыли; получение максим-й

прибыли в рез-те лучшего приспособления организ-й стр-ры к изменениям

внешней среды; соверш-ие осн ф-ций управления. 3) к-я целевой ориентации –

утверждает, что должна доминировать рольцелеполагания в процессах

планирования организации, мотивации и контроля. Подходы к управлению: а)

подход к управлению как к процессу (процессный) определяет управления как

процесса , в кот деят-ть предпр-я рассм-ся не как единовременное действие,

а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – ф-ций управления; б)

системный подход – рук-ли должны рассматривать организацию, как сов-ть

взаимозависимых эл-тов: люди, стр-ра, задачи, технология, кот ориентированы

на достижение различных целей в условиях постоянно меняющейся внешней

среды; в) ситуационный подход – пригодность различных м-дов управ-я опред-

ся ситуацией, т.к. существует обилие ф-ров, как в самой организации так и

во внешней среде не существует единого лучшего способа управления

организацией. В этих условиях самым эффективным вариантом будет выбор

такого способа управления, кот наиболее соответ-ет данной ситуации. Этот

подход внёс самый большой вклад в совр. Теорию м-та, т.к. содержит

конкретные рекомендации по применению научных положений к практике

управления в зав-ти от условий.

Закономерности м-та

Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его

теоретического осмысления и исследования. Основные закономерности: 1)

пропорциональность управляемой и управляющей систем. Она нужна на

предприятиях для того , чтобы функционирование и развитие структурных

подразделений соответствовали друг другу. Пропорциональность относится не

только к организации производства, но и к организации труда. 2) ритмичность

движения основных производственных и оборотных средств, их непрерывность в

кругообороте. Эта закономерность выраж-ся: в непрерывности или рмтмичности

процессов производства; в непрерывности материально-технического снабжения

и сбыьа произведенной продукции; в непрерывности обновления основных

производственных им оборотных средств. 3) централизация и децентрализация

управления. Эта закономерность означает необходимость оптимального

сочетания централизации и децентрализации системы управления.

Централизация – такое построение системы управления, при кот существует

непрерывная и достаточно устойчивая подчинённость каждого звена системы

управления. Децентрализованная – предоставление объектам управления части

властных полномочий. 4) оптимальная звенность структурных подразделений в

управляющих и управляемых системах. Она означает, что структура предприятия

должна соответствовать её характеру, учитывать её ообенности, отвечать

требованиям пропорц-ти и оптимальной самостоятельности структурных

подразделений.

Понятие и классификация ф-ций м-та

Ф-ция – (лат) обязанность, круг деят-ти, исполнение – это роль, кот

выполняет физ и юр лица в какой-либо системе. Ф-ция – это конкретный вид

управ-й деят-ти , кот осущ-ся спец-ми приёмами и способами, а также

соответствующая организационная работа и контроль деятельности.

Классификация ф-ций м –та: 1) Анри Файоль в своей книге «Учение об

управлении» выделил след класиф-ию: а) предвиденье; б) организация; в)

распорядительство; г) согласование; д) контроль. 2) Фалнер в нкиге

«энциклопедия современного управления» след ф-ции: а) планирование; б)

организация; в) исполнение; г) контроль. 3) авторы учебника «основы м-та»

Альберт, Мескон и Хедоури: а) планирование; б) организация; в) мотивация;

г) контроль; этой классификации придерживается большинство теоретиков

современного м-та.

Законы м- та

Всякая наука хар-ся собст-ми законами – наиболее существенные, часто

повторяющиеся причинно-следственные связи в системе управления. Законы: 1)

закон единства и целостности системы – система управления компанией должна

обладать организационным и функциональным единством, т.е. система

управления должна обладать устойчивостью внутренних связей при любых

изменениях внеш среды. В реальной практике м-та действие этого закона

означает: единство принципов управления на всех уровнях; единство организ-х

форм систем управления; единство осн ф-ций управления; единство осн м-дов

управления; единство процессов управления. 2) з-н необходимого разнообразия

систем управления – системы управления должны обладать необходимым

разнообразием в соответствии с требованиями управляемой системы, но стоит

отметить, что система управления обладая разнообразием одновременно должны

обладать внутренней структурой, пропорциональностью и др параметрами. 3) з-

н соотносительности управляющих и управляемых систем – соотносительность –

соответствие этих систем управления по функциональным и структурным

возможностям, уровням направления, целям управления и задачам управления.

Во-первых соотносительность систем понимают, как их адекватность в плане

интенсивного и экстенсивного развития. Если система управления

функционирует по интенсивному типу ей не может соответствовать управляющая

система экст-го типа. Во- вторых соотносительность систем означает, что

функциональная сложность управляемых систем должна соответствовать более

высокого порядка сложности функционирования управляющих систем. В- третьих,

соотносительность систем понимают в том плане, что совершенствование

управляющей системы должно осущ-ся более динамичными темпами, чем

управляемой. 4) з-н содержания и форм прямой и обратной связи – в любой

управляемой системе существует передача соответст-х распоряжений, обмен

информацией м/д различными службами и отделами – этот процесс и называется

связями. Поэтому если в системе управления нет связи, либо она не

устанавливается какими либо органами управления, то система управления

может выйти из под контроля, а предприятие превратиться в неуправляемое. 5)

з-н единства действия з-нов управления – протекание явлений и процессов

управления происходит под действием единого механизма законов управления

(все законы м-та действуют одновре5менно и любой из них не может не

действовать.

Принципы м-та

Принцип (лат) основа, правило – руководящие правила, осн положения и нормы

поведения, которым руководствуются органы управления. Иными словами

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.