реферат, рефераты скачать
 

Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений


Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений

Министерство образования РФ

Управление образования, науки и молодёжи Рязанской области

РяЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИчЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дипломная работа

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Специальность 0613

Желудкова Алексея Сергеевича

группа 3У,

юридическое отделение

Руководитель

Мартынов О.П.,

к.и.н., доцент, зав. кафедрой

методологии управления

и развития РИРО

Рязань 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

КАК НАУКА …………………………………………………………. 9 - 23

1.1 Образовательный менеджмент – теоретическая основа управления

инновационным развитием ….…………...…………….. 9

1.2 Функционирование и развитие ……..…………................……… 13

1.3. Методы инновационного менеджмента ……………………………..…16

ГЛАВА 2. Осуществление функций управления инновациями в МОУ

…………………………………….... 24 – 36

1. Планирование как одна из основополагающих функций

управления инновационными преобразованиями ……………….. 24

2.2 Мотивация как функция управления в

инновационном ОУ ……..……………………………………………..... 30

2.3 Контроль как необходимая функция для эффективного управления

инновационным развитием ………………………...…. 34

Глава 3. опыт реализации управления ИННОВАЦИЯМИ в школах города

Рязани ………… 37 - 42

3.1 Осуществление планирования в школе №51 ………………….. 37

3.2 Функция мотивации в школе №51 …………………………….… 38

3.3 Контрольная функция в школе №51 …………………………… 40

3.4 Реализация метода программно-целевого управления в

школе №48 города Рязани ……………………………………………..41

заключение…………………………………………………...…….... 43

Список использованных источников и литературы…………….…. 45

Приложения…………………..…………………………………..……..… 48

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время всё более возрастает роль образовательных учреждений

со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым

ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут

играть школы, где и закладываются навыки её получения и переработки. В

большей мере именно от школы зависит, раскроется ли человек в будущем,

найдёт ли он своё место в жизни.

Академик Ю.К. Бабанский указывал на то, что приблизительно 30 – 40%

прироста национального дохода даёт образование. Известно также, что 3,5%

одарённых людей обеспечивает 95 – 97% национального дохода.

Задача руководителя школой в данном случае – обеспечить необходимые

условия для развития личности ребёнка, создать в своей школе атмосферу,

способствующую максимальной самореализации обучаемых.

Образовательные учреждения являются, таким образом, отражением

существующего общества – сложного и многогранного. И как социальный

институт они вряд ли могут быть существенно лучше создавшего их

человеческого сообщества по той причине, что именно оно учреждает и строит

школу, разрабатывает программы и учебники, определяет цели и функции,

обеспечивает финансами, создаёт правовое пространство.

Тем не менее, школа должна быть максимально приближена по уровню

интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на

вооружение всё лучшее и новое.

В последние годы всё более заявляет о себе новая область знания –

педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая инновационные процессы

развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

В связи с этим развитием нарастает сложность как объектов управления и

муниципальных образовательных учреждений в сфере инноватики:

. увеличивается число связей школы с другими системами (культуры,

спорта, медицины), они становятся более интенсивными;

. школа получает ряд новых социально-образовательных функций;

. возрастает необходимость максимально учитывать образовательные

запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные и

перспективные потребности местного рынка труда, поддерживать и

развивать муниципальные историко-культурные традиции и т.д.;

. появляются новые формы собственности, меняется компонентный состав

и структура школ;

. продолжаются инновационные процессы в образовании;

. появляются новые функции в связи с введением федеральных и

региональных стандартов (аттестация, аккредитация).

Наше же общество находится сейчас в состоянии кризиса, начавшегося в

начале 90х годов, когда изменилась политическая ситуация в стране. Это

сказывается и на образовательной системе, ведь вместе с обществом

изменилось и деятельность образовательных учреждений:

V получена большая возможность в проявления инициативы по сравнению с

прежней системой, когда план обучения был един для всей страны;

V раньше школа была ориентирована на воспроизводство существующих

социальных порядков, была менее восприимчива к нововведениям;

V школа прежних лет нацеливалась на формирование личности заданного

типа, а не на развитие уникальных возможностей, что обусловливало

достаточно авторитарную позицию учителя.

Сейчас школа сталкивается со следующими затруднениями, «оставшимися в

наследство» от прежней системы образования и мешающими нормальному

функционированию и развитию:

. необеспеченность таких свойств управления, как целенаправленность,

системность, прогностичность и т.д.;

. некачественное исполнение какого-либо или всех управленческих

действий (планирования, организации, мотивации, контроля);

. несовершенство в определении функций управления (содержания

управления);

. структуры школы недостаточно гибкие и подвижные;

. построен неоптимальный организационный механизм управления;

. недостаточность финансирования;

. недостаточная квалификация управленческих кадров;

. недостаточное выявление и осознание участниками совместной

деятельности образовательных потребностей населения;

. отсутствие продуманных моделей выпускников;

. недостаток информационного обеспечения;

. недостаток научно-методического, концептуального обеспечения

управленческой деятельности, управленческого образования, и

т.д.

В.Н. Зайцев указывает также на ряд иных проблем, присущих современной

системе образования (Приложение1).

Подсистема управления должна ориентироваться как на решение этих и

других проблем функционирования и развития школы, так и на решение

собственно управленческих проблем, что есть средство и условие решения

проблем школы в общем.

Таким образом, из данного «проблемного поля» становится очевидна

актуальность рассматриваемой темы – для эффективного управления успешным

развитием школ, в том числе и муниципальных образовательных учреждений,

требуется системный и научный подход.

К тому же это просто необходимо в данный момент. Как наука

образовательный менеджмент существует давно, есть труды и русских

исследователей по данной отрасли научного знания, но все эти разработки не

применяются нынешними директорами школ в полном объёме, хотя того требует

ситуация – руководителей образовательными учреждениями учили быть

преподавателями истории, литературы, но не менеджерами.

Объектом нашего исследования является управление инновационным

процессом в муниципальных школах.

Предметами исследования выступают составные части процесса управления

инновациями (целеполагание, соорганизация, контроль, мотивация).

Целью исследования является, таким образом, систематизация и

углубление существующих теоретических знаний по управлению инновационными

преобразованиями в муниципальных образовательных учреждениях; анализ

существующего опыта школ города Рязани.

Задачи же, стоящие перед нами как перед исследователями, следующие:

анализ ряда управленческих функций, принципов, методов, которые

используются при управлении инновационным развитием МОУ.

Для данной работы были использованы различные материалы как по общему,

социальному, так и по образовательному менеджменту. В числе последних

трудов хотелось бы выделить исследования М.М. Поташника и А.М. Моисеева, в

частности их книгу «Управление развитием школы: пособие для руководителей

образовательных учреждений», ставшую своего рода основой для дальнейшего

системного изучения образовательных учреждений как функционирующие и

развивающиеся социальные структуры другими авторами. В данной книге даётся

довольно широкий обзор.

Во время подготовки данной работы использовались следующие методы:

. анализа и синтеза имеющихся разработок других исследователей

(М.М. Поташника, А.М. Моисеева, Т.И. Шамовой).

. теоретический метод моделирования ситуаций, например, сравнение

и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу,

систематизация материала, его синтез и анализ.

Практическая значимость данной работы видится в возможности применения

её директорами муниципальных общеобразовательных школ, переходящих из

режима стабильного положительного функционирования на путь

целенаправленного инновационного развития.

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА

1.1 Образовательный менеджмент – теоретическая основа управления

инновационным развитием

Главная заслуга основоположников менеджмента Ф.Тейлора и А.Файоля

заключается в том, что они доказали: эффективно управлять людьми и

производством можно только научно. По заявлению другого классика

менеджмента Питера Друкера: «Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь

новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость… как

развивался менеджмент с начала нынешнего столетия»[1].

Что же такое менеджмент, и может ли он применяться в образовании?

Термин «Менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде

содержание подходов к определению менеджмента можно представить так:

менеджмент это:

. функция (вид деятельности);

. процесс;

. орган или аппарат управления;

. категория людей (русская аналогия - руководство);

. наука и искусство управления – система знаний об управлении,

которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия

окончательно сформировалась.

Схематически это можно показать в виде следующей структурно-логической

схемы (Рис. 1)

[pic]

[pic]

Сейчас и ниже под понятием «менеджмент» будет пониматься наука об

управлении, теория и практика управления в социальных организациях, т.е. в

организациях людей.

Одним из видов таких организаций является любое образовательное

учреждение, в том числе и школа. В любой социальной организации люди

собираются вместе, чтобы делать то, что порознь делать невозможно или

нерационально, они ставят перед собой цели, выбирают средства их достижения

и получают те или иные результаты. Благодаря управлению совместная

деятельность становится не стихийной и хаотичной, а целенаправленной и

организованной. В общем виде закономерности и принципы менеджмента пригодны

для любой социальной организации.

Как только мы начинаем применять эти закономерности в практике

управления тем или иным объектом, то из-за специфики объекта тут же

возникает и специфика системы управления им. Поэтому-то и возникли новые

области научного знания – «менеджмент в строительстве», «менеджмент в

спорте», «менеджмент в образовании» и т.д. так что хотя менеджмент был

впервые разработан для бизнеса, но позднее – и для других сфер

деятельности. В том числе и для сферы образования.

Конечно, опыт коммерческих организаций непосредственно не может быть

использован в области образования, но общие свойства управления, такие как:

целенаправленность, системность, прогностичность, демократичность, а также

необходимость в целях управления совершать одни и те же управленческие

действия (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль) и

многое другое является общим для всех социальных организаций.[2]

Синонимом термина «менеджмент» в ряде случаев может являться термин

«управление». Существует такое определение термина «управление».

Управление – способ, технология, методика, механизм осуществления

плана во времени, совокупность действий руководителя для достижения

результатов. Процесс управления может быть рассмотрен как последовательное

выполнение функций управления, как механизм принятия управленческих

решений.

Управление может быть рассмотрено ещё и как процесс – способ,

технология, методика, механизм осуществления плана во времени, ход

управления, последовательная смена состояний, стадий, этапов развития,

совокупность действий руководителя для получения поставленных результатов,

достижения целей.

Частным случаем управления в целом является управление развитием

школы. В книге «Управление развитием современной школой (Под редакцией

М.М.Поташника)». - М., Новая школа, 1992, дано следующее определение

управлению: «Целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая

становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное

развитие школы».

Под целью деятельности здесь и далее мы подразумеваем не просто образ

желаемого результата, а образ необходимого результата

V с фиксированным временем получения;

V соотнесённого с возможностями получения;

V мотивирующего субъекта к его достижению;

V операционально определённого (чтобы можно было сравнивать степень

его соответствия запрограммированным).

Исходя из данного выше определения управления развитием школы следует,

что развитие – непременное условие оптимального управления, а если школа

уже стабильно функционирует, и возможности дальнейшего совершенствования

быстро исчерпываются, то становится очевидным, что нет никакого другого

пути развития школы, кроме как через инновационный процесс (процесс

создания и освоения новшеств).

Таким образом, из сказанного выше: развитие школы – закономерное,

целесообразное, эволюционное, управляемое позитивное изменение самой школы

и её управляющей подсистемы, приводящее к достижению качественно новых

результатов; это переход школы от прежнего состояния к новому в ходе

инновационного процесса.

Управление инновационными процессами же – это руководство и

координация трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного

цикла проекта путем применения системы современных методов и техники

управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и

объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.

1.2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

В литературе по управлению развитием школ говорится, что любая школа

проходит три этапа обновления: становление (создание новой школы и нового

коллектива); функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на

основе традиционных программ); развитие (прежнее содержание вступает в

противоречие с новыми целями, условиями, потребностями) - Рисунок 2.

Далее необходимо определиться со значением терминов «функционирование»

и «развитие».

Функционирование – процесс, при котором не происходит никаких

изменений, что можно выразить в формулировке «сегодня как вчера, и завтра

как сегодня».

Развитие – процесс закономерного изменения, перехода от одного

состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного

состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему

Таким образом, процесс развития – переходное состояние от одного

способа функционирования к другому; и всякое развитие можно представить как

ряд различных ступеней функционирования, связанных друг с другом таким

образом, что одна ступень является основой для другой.

Но это всё в идеальном случае.

На практике же мы всегда сталкиваемся с некоторыми вариациями. Ведь

функционирования в чистом виде ни в одной социальной организации, а тем

более - в школе, мы встретить не можем: изменяется нормативно-правовое

поле, в котором работает образовательное учреждение; достижения научно-

технического прогресса неминуемо внедряются в систему образования;

меняются, в конце концов, качественные характеристики учителей и учащихся.

Получается функционирование, но с какими-либо отличиями от предыдущих

состояний.

Именно о таком процессе вполне справедливо заявляет Т.Н. Орлова в

своей статье «Теоретические основы становления и развития современных

образовательных учреждений» («Завуч», №6, 2000г., С.86): «Функционирование

школы – это тоже развитие, но для него характерна больше случайность,

нежели закономерность в процессе циклического воспроизведения функций

школы. При функционировании отсутствует направленность изменений, поэтому

они не могут накапливаться. Процесс лишается характерной для развития

единой внутренней взаимосвязанной целевой линии».

То есть, если верно организовывать процесс функционирования,

аккумулируя все приходящие небольшие новации разного характера, то можно

очень органично привести школу в режим целостного развития, компонентами

которого являются:

. управление развитием школы;

. внедрение новых и передовых технологий образования;

. готовность учителей к инновационной деятельности;

. содержание образования;

. система воспитания;

. организация учебно-воспитательного процесса;

. организация дополнительного образования.

Важно помнить, что управление стабильным режимом системы образования

школы ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее. Оно

должно обеспечивать адекватное понимание потребностей (как существующих,

так и потенциальных) и возможность развития. (Таблица 1. Смотри также

Приложение 2).

Не следует заблуждаться, однако, считая, что инновации – непременное

условие – школа, работающая в стабильном режиме функционирования, может

много лет обеспечивать достаточно высокие результаты и нельзя упрекать её в

том, что она не осваивает новое. Это можно осуждать только тогда, когда её

выпускники не реализуют своих образовательных прав и потенций, отстают от

выпускников других школ, и качественным можно считать образование, если

определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как

участники образовательного процесса.

Таблица 1. Сравнительная характеристика

функционирования и развития

|Параметры |Функционирование |Развитие |

|Цель |Удовлетворение |Удовлетворение новой |

| |сложившейся потребности|потребности |

|Риск |Низкий |Высокий |

|Тип процесса |Непрерывный |Дискретный |

|Управляемость как |Высокая |Низкая |

|единого целого | | |

|Результат для системы |Сохранение на прежнем |Переход на новый |

| |уровне |уровень |

|Отношение к текущим |Соответствует |Противоречит |

|интересам участников | | |

1.3. Методы инновационного менеджмента

Инновация (от латинского in - в и novus - новое) в переводе означает

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.