реферат, рефераты скачать
 

Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений


«обновление, новинка, изменение». В научный оборот был введён экономистом

Й. Шумпертом. Сегодня за ним стоят два понятия:

. новшество – новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в

производственно-хозяйственной деятельности на рынке, в общественной

деятельности;

. нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни

общества и осуществления связанных с этим изменений (в чём и

состоит главный смысл инновации).

Инновации способствуют развитию технической, хозяйственной, социальной

системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно

появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или

нарушить нормальный ход текущей работы. Инновационный процесс отражает в

себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Процесс осуществления инновационного менеджмента в школах

предполагает:

. разработку планов и программ инновационной деятельности;

. наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

. рассмотрение проектов создания новых образовательных услуг;

. проведение единой инновационной политики: координации деятельности

в этой области в производственных подразделениях;

. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной

деятельности;

. обеспечение инновационной деятельности квалифицированным

персоналом;

. создание временных целевых групп для комплексного решения

инновационных проблем - от идеи до воплощения её в жизнь. Под

временными целевыми группами следует понимать матричные структуры,

которые станут действовать параллельно с остальными структурами

организации.

В современный период развития отечественной школы инновационные

изменения идут по следующим направлениям:

V формирование нового содержания образования;

V разработка и реализация новых педагогических технологий,

методик, систем развития детей и подростков;

V создание новых видов учебных заведений.

Демократизация внутришкольного управления способствовала снижению

уровня распорядительства в организационно-педагогической деятельности

руководителя на современном этапе, но вместе с тем повысился уровень

административной ответственности за инновационные процессы.

Объектом почти любого инновационного процесса становится воздействие

на детей через образовательный, воспитательный процессы. Задача

руководителей школ – свести отклонения от прогнозируемого результата до

минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит

обязательному управлению.

Новое содержание образования требует новых методик, новых форм

организации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, иное

кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное

обеспечение и иное управление. Это нужно для подготовки новой модели

выпускника, подготовленного для жизни в обществе. В этом есть цель развития

школы. В доперестроечные времена от школы таких нововведений не

требовалось.

В связи с этой потребностью в течение последних десятилетий

сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными

проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами,

изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального

управления нововведениями.

Для предотвращения недостаточной эффективности программ инновационных

преобразований был разработан так называемый программно-целевой метод

управления, объединяющий в единую систему все важнейшие аспекты

деятельности школы, отказываясь, таким образом, от решения лишь локальных

проблем

В настоящее время данный метод получил высокое признание. Его

достоинство состоит в том, что предусматривает:

1. интеграцию усилий всех субъектов управления

2. чёткую операциональную фиксацию основных и промежуточных

результатов;

3. определение полной структуры действий, направленных на достижение

конкретных целей и обеспечивающих для этого условий;

4. создание матричных структур, ориентированных на реализацию

конкретных целей и развитие;

5. согласованную проработку всех видов ресурсов;

В составлении программ инновационного развития следует избегать типичных

ошибок:

V недостаточно чёткое и системное представление администрацией школы

«проблемного поля»;

V отсутствие концептуальных идей по преодолению обозначенных проблем;

V отсутствие структурированного «дерева целей» образовательного

учреждения как конечного результата работы;

V отсутствие у директора теоретических знаний как по предмету

инновационных изменений, так и по управлению ОУ в целом;

V недостаточно хорошее представление тенденций изменения в социальном

заказе.[3]

С целью более эффективного использования программно-целевого

управления, о котором шла речь выше, рекомендуется следующий алгоритм:

1. этап – принятие управленческого решения о программно-целевом

управлении. Главным содержанием этапа является подготовка

сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе

системы в иное качественное состояние. Весьма важно, чтобы главным

идеологом работы стал директор;

2. этап – организационный (назначение руководителя программы – это

может быть заместитель директора по науке, и руководителей

отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в

части её ориентации на основные проблемы) (Приложение3);

3. этап – анализ «проблемного поля», ранжирование выявленных

рассогласований между желаемым и действительным, составление

«дерева целей», на основе чего сформулировать стратегические цели с

горизонтом планирования на 5 лет;

4. этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм

(политики школы), уточнение деталей программы, оценка ресурсов,

сроков, конкретных исполнителей;

5. этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала

организации, социального заказа, завершение формулировки концепции

и стратегии перевода функционирующей системы в режим её

инновационного развития, перевод всей системы в режим

инновационного развития;

6. этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по

четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность

для достижения целей программы, сроки, ресурсы.

При воплощении в жизнь указанного алгоритма следует помнить о

некоторых законах управления социальными структурами (принципы социального

управления):

. Принцип правовой защищённости управленческого решения (руководитель

должен знать действующее законодательство и принимать решения

только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами);

. Принцип оптимизации управления (принцип Оккама «Не умножай сущность

без необходимости»);

. Принцип наименьшего воздействия (разумное сочетание централизации

и децентрализации управления, единоначалие);

. Принцип нормы управляемости (число непосредственно подчинённых

директору педагогов не должно быть большим);

. Принцип делегирования полномочий;

. Принцип соответствий (выполняемая работа должна соответствовать

интеллектуальным и физическим возможностям исполнителей);

. Принцип первого руководителя (при организации задания контроля за

ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем);

. Принцип одноразового ввода информации (недопущение дублирования и

повторов);

. Принцип новых задач (видение перспектив);

. Принцип повышение квалификации;

. Принцип автоматического замещения отсутствующего;

. Принцип необходимого разнообразия (чем сложнее система, тем более

разнообразные способы управления должны применяться);

. Принцип эмерджентности (чем сложнее система, тем больше цели

элементов отличаются от системных целей);

. Принцип внешнего дополнения (действия на систему со стороны внешней

среды создают неопределённость адекватности состояния системы

адекватным требованиям);

. Принцип обратной связи.

Следует отметить, что особенностями управления инновационным

развитием являются:

V Гибкость управленческой структуры и управленческих действий,

адекватных изменениям в местном сообществе, в самом учреждении;

V Совокупность управленческих воздействий, основанных на системе

взаимодействия, координации и кооперации;

V Использование проблемно-ориентированного анализа состояния для

развития подсистем школы.

ГЛАВА 2. Осуществление функций управления инновациями в МОУ

Первоначально среди функций управления А. Файолем были выделены

следующие четыре: планирование, соорганизация, мотивация и контроль. В

дальнейшем исследователи расширили этот круг и добавили такие

управленческие функции как коммуникативная функция, функция анализа.

Назывались также функция целеполагания и прогнозирования.

В данной работе будут рассмотрены следующие три, считающиеся основными

для остальных, считающимися производными: планирование, мотивация,

контроль.

2.1 Планирование как одна из основополагающих функций

управления инновационными преобразованиями

А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления,

подчёркивая, что сложная и крайне динамичная ситуация вызывает

необходимость в детальном предвидении, в частности для того чтобы

предотвратить или смягчить колебания.

Он говорил также, что самая лучшая программа не в состоянии предвидеть

всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти

их учитывает, подготавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть

при неожиданных обстоятельствах.

Оптимальное осуществление функции планирования невозможно и без

наличия прогноза, позволяющего осуществить долгосрочное планирование.

Перечислим основные последовательные действия по успешному

переустройству управляющей подсистемы:

V определение или корректировка миссии, стратегии, политики, «дерева

целей», (Приложение 4) модели организационной структуры,

обеспечивающей наилучшие возможности для реализации инновационных

преобразований;

V перераспределение обязанностей между руководителем и заместителями,

способов кооперации и взаимозаменяемости специалистов, закрепление

этого в соответствующих нормативных документах;

V разработка нового состава типовых управленческих процедур;

V определение комплекса мер по преобразованию отношений между

органами управления и его объектами: оформление их в виде программы

инновационного развития школы;

V организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников,

ориентированного на основе нового статуса, обновлённых структур,

содержания методов, стиля, технологий.

Основными этапами, безусловно, является первый и четвёртый: чтобы куда-

то прийти, нужно знать, куда ты идёшь и на основе этого выбрать верный

путь. Своё отражение этот процесс может найти и в другой схеме (Приложение

5).

Но многие директора допускают одну распространённую ошибку, наивно

полагая, будто оптимальный план работы уже гарантирует оптимальные

результаты. Да, планирование, целеполагание – важное звено в цепочке, но

ведь оно не одно!

Теперь зададимся вопросом: а на основе чего можно создать верный план?

Для того чтобы направить движение вперёд, правильно ориентировать,

руководителю нужно иметь чёткое представление о том, как реорганизовать

деятельность школы. Об этом так сказал У. Беннис: «План любых изменений в

организации всегда должен базироваться на солидной концептуальной основе».

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) определяется

Советским энциклопедическим словарём как основной способ понимания,

основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел.

Первым и наиболее важным источником идей для составления Концепции

являются потребности страны, региона, города (района) – социальный заказ на

выпускника.

Следующий источник – директивные и нормативные документы, побуждающие

к изменениям в обязательном порядке.

Третий источник идей – внутренний потенциал организации.

Четвёртый источник – периодические издания, научные труды, книги по

теории управления развивающимися образовательными учреждениями, благо их

сейчас предостаточно.

На основе полученных предложений по переустройству образовательного

учреждения и анализа внутреннего потенциала школы определяется стратегия

развития:

. Стратегия локальных изменений – параллельное улучшение. Обновление

деятельности каких-то отдельных участников жизни школы. Эти

изменения независимы и предполагают достижение частных результатов,

которые в совокупности позволяют школе сделать шаг вперёд;

. Стратегия модульных изменений – несколько комплексных нововведений,

которые связаны между собой внутри одного модуля (начальная школа

или преподавание точных наук, например), но не всегда эти изменения

связываются с остальными функциональными сферами;

. Стратегия системных изменений – полная реконструкция школы.

Например, создание комплекса «Детский сад - школа» или комплекса

«Школа - вуз».

Разумеется, что изменения в школах чаще всего носят локальный

характер. Реже – модульных изменений. Лишь небольшое количество школ

осмеливается стать на путь системных изменений.

Хочется также отметить три варианта системных изменений:

V новаторство как средство и результат работы школы по научно-

методической теме будет сосредоточено вокруг эксперимента, тем

самым приближаясь к новшеству;

V развитие экспериментальной работы сосредоточено вокруг методической

работы. При таком подходе адаптивная модель школы за укороченный

срок переходит но другой уровень развития;

V смешанный – системообразующей связью между работой школы по

эксперименту и работой по научно-методической теме выступает

внедрение достижений педагогической науки и передового опыта.

Так в процессе планировании могут возникнуть следующие противоречия:

. между требованием комплексного подхода к планированию работы школы

и необходимостью конкретизировать общие цели применительно к

условиям данной школы;

. между необходимостью осуществления взаимосвязи между элементами

плана и реализуемым в практике поэтапным решением педагогических

задач;

. между необходимостью рационального распределения во времени работы

школы и возможностью такого распределения в данных конкретных

условиях.

Ещё одним противоречием, мешающим современным руководителям школ

достигать оптимальных результатов, является привычка начинать работу, не

сформулировав для себя критерии конечного результата и отдалённых

результатов управления, а оценивать свою работу по показателям процесса.

После того, как создан план, его необходимо структурировать.

Структуризация инновационного проекта представляет собой дерево

ориентированных на продукт компонентов (кадры, работы, услуги, информация),

а также это организация связей и отношений между всеми элементами. Ведь

проект преобразований возникает, существует и развивается в определенном

окружении, которое называется внешней средой. Состав элементов не остается

неизменным в процессе реализации и развития концепции или программы

развития образовательного учреждения, в нем могут появляться новые элементы

или же оказавшиеся ненужными объекты из его состава могут удаляться.

Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение

элементов, участвующих в работе по его реализации.

ШКОЛА – СИСТЕМА, СОСТОяЩАя ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПОДСИСТЕМ, ВЗАИМНО СВяЗАННЫХ

МЕЖДУ СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Внешняя среда формируется следующими группами факторов:

. СОЦИАЛЬНЫМИ;

. Научно-техническими;

. Экономическими;

. Политическими.

Инновационный проект в силу специфики области (образование) тесно

связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной

области проекта и привнесение ноу-хау. Инновационная программа объединяет

знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона её

достижения, в которой принимаются решения по управлению проектом, и

способствущие реализации персоналом своих подпрограмм.

Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет

правовую зону проекта, на их основе заключаются договора и другие правовые

документы. Например, это могут быть договора о сотрудничестве между

общеобразовательным учреждением и дошкольным образовательным учреждением.

За все время, в течение которого применяется технология управления

проектами, был разработан ряд методик и принципов, призванных помочь

руководителям проекта.

ДЛя ТОГО, чТОБЫ СПРАВИТЬСя С ОГРАНИчЕНИяМИ ПО ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗУЮТ

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИя И КОНТРОЛя КАЛЕНДАРНЫХ ГРАФИКОВ РАБОТ. ДЛя УПРАВЛЕНИя

ФИНАНСОВЫМИ ОГРАНИчЕНИяМИ ИСПОЛЬЗУЮТ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИя ФИНАНСОВОГО ПЛАНА

(БЮДЖЕТА) ПРОЕКТА И, ПО МЕРЕ, ВЫПОЛНЕНИя РАБОТ, СОБЛЮДЕНИЕ БЮДЖЕТА

ОТСЛЕЖИВАЕТСя, С ТЕМ, чТОБЫ НЕ ДАТЬ ЗАТРАТАМ ВЫЙТИ ИЗ ПОД КОНТРОЛя. ДЛя

ВЫПОЛНЕНИя РАБОТ ТРЕБУЕТСя ИХ ОБЕСПЕчЕНИЕ РЕСУРСАМИ, И СУЩЕСТВУЮТ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИя чЕЛОВЕчЕСКИМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ.

2.2 МОТИВАЦИя КАК ФУНКЦИя УПРАВЛЕНИя В ИННОВАЦИОННОМ ОУ

Вообще, трудовая мотивация - это процесс стимулирования

отдельного исполнителя или группы людей к деятельности,

направленный на достижение целей организации, к продуктивному

выполнению принятых решений или намеченных работ. Исходя из этого

определения следует, что люди, слабо мотивированные на освоение и

внедрение новшеств подлежат переубеждению. Наиболее действенным

здесь будет достижение позитивных результатов.

Эффективные образовательные технологии и программы оказывают влияние

на учащихся, их родителей и учителей. В результате происходит:

. формирование развивающейся личности с высокой образовательной

способностью;

. формирование педагога с психологической рефлексией, способного

постоянно повышать свою профессиональную успешность;

. формирование педагогически успешного родителя.

Большую помощь в осуществлении образовательных задач школы может

оказать создаваемая в настоящее время школьная психолого-педагогическая

или антропологическая служба.

В целом, психологическое единство коллектива включает в себя и

эмоциональное и мотивационное; обеспечивается систематической работой

руководства школы. Для чего это нужно? Если каждый член коллектива будет

действовать сам по себе, или не станет работать в полную силу для

воплощения в жизнь программы инноваций, то школа не добьётся никаких

успехов в данной кампании.

Школьный коллектив представляет собой организацию, которая

целесообразно устроена, соорганизована, мотивирована и выполняет важные

социальные функции. Теория и психология школьного коллектива разработана в

трудах таких отечественных исследователей как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого,

В.А.Сухомлинского. В их работах говорится, в частности о том, что коллектив

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.