| |||||
МЕНЮ
| Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений«обновление, новинка, изменение». В научный оборот был введён экономистом Й. Шумпертом. Сегодня за ним стоят два понятия: . новшество – новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности на рынке, в общественной деятельности; . нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в чём и состоит главный смысл инновации). Инновации способствуют развитию технической, хозяйственной, социальной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. Процесс осуществления инновационного менеджмента в школах предполагает: . разработку планов и программ инновационной деятельности; . наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением; . рассмотрение проектов создания новых образовательных услуг; . проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях; . обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; . обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; . создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до воплощения её в жизнь. Под временными целевыми группами следует понимать матричные структуры, которые станут действовать параллельно с остальными структурами организации. В современный период развития отечественной школы инновационные изменения идут по следующим направлениям: V формирование нового содержания образования; V разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей и подростков; V создание новых видов учебных заведений. Демократизация внутришкольного управления способствовала снижению уровня распорядительства в организационно-педагогической деятельности руководителя на современном этапе, но вместе с тем повысился уровень административной ответственности за инновационные процессы. Объектом почти любого инновационного процесса становится воздействие на детей через образовательный, воспитательный процессы. Задача руководителей школ – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит обязательному управлению. Новое содержание образования требует новых методик, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, иное кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление. Это нужно для подготовки новой модели выпускника, подготовленного для жизни в обществе. В этом есть цель развития школы. В доперестроечные времена от школы таких нововведений не требовалось. В связи с этой потребностью в течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями. Для предотвращения недостаточной эффективности программ инновационных преобразований был разработан так называемый программно-целевой метод управления, объединяющий в единую систему все важнейшие аспекты деятельности школы, отказываясь, таким образом, от решения лишь локальных проблем В настоящее время данный метод получил высокое признание. Его достоинство состоит в том, что предусматривает: 1. интеграцию усилий всех субъектов управления 2. чёткую операциональную фиксацию основных и промежуточных результатов; 3. определение полной структуры действий, направленных на достижение конкретных целей и обеспечивающих для этого условий; 4. создание матричных структур, ориентированных на реализацию конкретных целей и развитие; 5. согласованную проработку всех видов ресурсов; В составлении программ инновационного развития следует избегать типичных ошибок: V недостаточно чёткое и системное представление администрацией школы «проблемного поля»; V отсутствие концептуальных идей по преодолению обозначенных проблем; V отсутствие структурированного «дерева целей» образовательного учреждения как конечного результата работы; V отсутствие у директора теоретических знаний как по предмету инновационных изменений, так и по управлению ОУ в целом; V недостаточно хорошее представление тенденций изменения в социальном заказе.[3] С целью более эффективного использования программно-целевого управления, о котором шла речь выше, рекомендуется следующий алгоритм: 1. этап – принятие управленческого решения о программно-целевом управлении. Главным содержанием этапа является подготовка сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе системы в иное качественное состояние. Весьма важно, чтобы главным идеологом работы стал директор; 2. этап – организационный (назначение руководителя программы – это может быть заместитель директора по науке, и руководителей отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в части её ориентации на основные проблемы) (Приложение3); 3. этап – анализ «проблемного поля», ранжирование выявленных рассогласований между желаемым и действительным, составление «дерева целей», на основе чего сформулировать стратегические цели с горизонтом планирования на 5 лет; 4. этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм (политики школы), уточнение деталей программы, оценка ресурсов, сроков, конкретных исполнителей; 5. этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала организации, социального заказа, завершение формулировки концепции и стратегии перевода функционирующей системы в режим её инновационного развития, перевод всей системы в режим инновационного развития; 6. этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность для достижения целей программы, сроки, ресурсы. При воплощении в жизнь указанного алгоритма следует помнить о некоторых законах управления социальными структурами (принципы социального управления): . Принцип правовой защищённости управленческого решения (руководитель должен знать действующее законодательство и принимать решения только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами); . Принцип оптимизации управления (принцип Оккама «Не умножай сущность без необходимости»); . Принцип наименьшего воздействия (разумное сочетание централизации и децентрализации управления, единоначалие); . Принцип нормы управляемости (число непосредственно подчинённых директору педагогов не должно быть большим); . Принцип делегирования полномочий; . Принцип соответствий (выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителей); . Принцип первого руководителя (при организации задания контроля за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем); . Принцип одноразового ввода информации (недопущение дублирования и повторов); . Принцип новых задач (видение перспектив); . Принцип повышение квалификации; . Принцип автоматического замещения отсутствующего; . Принцип необходимого разнообразия (чем сложнее система, тем более разнообразные способы управления должны применяться); . Принцип эмерджентности (чем сложнее система, тем больше цели элементов отличаются от системных целей); . Принцип внешнего дополнения (действия на систему со стороны внешней среды создают неопределённость адекватности состояния системы адекватным требованиям); . Принцип обратной связи. Следует отметить, что особенностями управления инновационным развитием являются: V Гибкость управленческой структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в местном сообществе, в самом учреждении; V Совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия, координации и кооперации; V Использование проблемно-ориентированного анализа состояния для развития подсистем школы. ГЛАВА 2. Осуществление функций управления инновациями в МОУ Первоначально среди функций управления А. Файолем были выделены следующие четыре: планирование, соорганизация, мотивация и контроль. В дальнейшем исследователи расширили этот круг и добавили такие управленческие функции как коммуникативная функция, функция анализа. Назывались также функция целеполагания и прогнозирования. В данной работе будут рассмотрены следующие три, считающиеся основными для остальных, считающимися производными: планирование, мотивация, контроль. 2.1 Планирование как одна из основополагающих функций управления инновационными преобразованиями А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления, подчёркивая, что сложная и крайне динамичная ситуация вызывает необходимость в детальном предвидении, в частности для того чтобы предотвратить или смягчить колебания. Он говорил также, что самая лучшая программа не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает, подготавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоятельствах. Оптимальное осуществление функции планирования невозможно и без наличия прогноза, позволяющего осуществить долгосрочное планирование. Перечислим основные последовательные действия по успешному переустройству управляющей подсистемы: V определение или корректировка миссии, стратегии, политики, «дерева целей», (Приложение 4) модели организационной структуры, обеспечивающей наилучшие возможности для реализации инновационных преобразований; V перераспределение обязанностей между руководителем и заместителями, способов кооперации и взаимозаменяемости специалистов, закрепление этого в соответствующих нормативных документах; V разработка нового состава типовых управленческих процедур; V определение комплекса мер по преобразованию отношений между органами управления и его объектами: оформление их в виде программы инновационного развития школы; V организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников, ориентированного на основе нового статуса, обновлённых структур, содержания методов, стиля, технологий. Основными этапами, безусловно, является первый и четвёртый: чтобы куда- то прийти, нужно знать, куда ты идёшь и на основе этого выбрать верный путь. Своё отражение этот процесс может найти и в другой схеме (Приложение 5). Но многие директора допускают одну распространённую ошибку, наивно полагая, будто оптимальный план работы уже гарантирует оптимальные результаты. Да, планирование, целеполагание – важное звено в цепочке, но ведь оно не одно! Теперь зададимся вопросом: а на основе чего можно создать верный план? Для того чтобы направить движение вперёд, правильно ориентировать, руководителю нужно иметь чёткое представление о том, как реорганизовать деятельность школы. Об этом так сказал У. Беннис: «План любых изменений в организации всегда должен базироваться на солидной концептуальной основе». Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) определяется Советским энциклопедическим словарём как основной способ понимания, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел. Первым и наиболее важным источником идей для составления Концепции являются потребности страны, региона, города (района) – социальный заказ на выпускника. Следующий источник – директивные и нормативные документы, побуждающие к изменениям в обязательном порядке. Третий источник идей – внутренний потенциал организации. Четвёртый источник – периодические издания, научные труды, книги по теории управления развивающимися образовательными учреждениями, благо их сейчас предостаточно. На основе полученных предложений по переустройству образовательного учреждения и анализа внутреннего потенциала школы определяется стратегия развития: . Стратегия локальных изменений – параллельное улучшение. Обновление деятельности каких-то отдельных участников жизни школы. Эти изменения независимы и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволяют школе сделать шаг вперёд; . Стратегия модульных изменений – несколько комплексных нововведений, которые связаны между собой внутри одного модуля (начальная школа или преподавание точных наук, например), но не всегда эти изменения связываются с остальными функциональными сферами; . Стратегия системных изменений – полная реконструкция школы. Например, создание комплекса «Детский сад - школа» или комплекса «Школа - вуз». Разумеется, что изменения в школах чаще всего носят локальный характер. Реже – модульных изменений. Лишь небольшое количество школ осмеливается стать на путь системных изменений. Хочется также отметить три варианта системных изменений: V новаторство как средство и результат работы школы по научно- методической теме будет сосредоточено вокруг эксперимента, тем самым приближаясь к новшеству; V развитие экспериментальной работы сосредоточено вокруг методической работы. При таком подходе адаптивная модель школы за укороченный срок переходит но другой уровень развития; V смешанный – системообразующей связью между работой школы по эксперименту и работой по научно-методической теме выступает внедрение достижений педагогической науки и передового опыта. Так в процессе планировании могут возникнуть следующие противоречия: . между требованием комплексного подхода к планированию работы школы и необходимостью конкретизировать общие цели применительно к условиям данной школы; . между необходимостью осуществления взаимосвязи между элементами плана и реализуемым в практике поэтапным решением педагогических задач; . между необходимостью рационального распределения во времени работы школы и возможностью такого распределения в данных конкретных условиях. Ещё одним противоречием, мешающим современным руководителям школ достигать оптимальных результатов, является привычка начинать работу, не сформулировав для себя критерии конечного результата и отдалённых результатов управления, а оценивать свою работу по показателям процесса. После того, как создан план, его необходимо структурировать. Структуризация инновационного проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (кадры, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между всеми элементами. Ведь проект преобразований возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав элементов не остается неизменным в процессе реализации и развития концепции или программы развития образовательного учреждения, в нем могут появляться новые элементы или же оказавшиеся ненужными объекты из его состава могут удаляться. Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации. ШКОЛА – СИСТЕМА, СОСТОяЩАя ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПОДСИСТЕМ, ВЗАИМНО СВяЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Внешняя среда формируется следующими группами факторов: . СОЦИАЛЬНЫМИ; . Научно-техническими; . Экономическими; . Политическими. Инновационный проект в силу специфики области (образование) тесно связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной области проекта и привнесение ноу-хау. Инновационная программа объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона её достижения, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способствущие реализации персоналом своих подпрограмм. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются договора и другие правовые документы. Например, это могут быть договора о сотрудничестве между общеобразовательным учреждением и дошкольным образовательным учреждением. За все время, в течение которого применяется технология управления проектами, был разработан ряд методик и принципов, призванных помочь руководителям проекта. ДЛя ТОГО, чТОБЫ СПРАВИТЬСя С ОГРАНИчЕНИяМИ ПО ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗУЮТ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИя И КОНТРОЛя КАЛЕНДАРНЫХ ГРАФИКОВ РАБОТ. ДЛя УПРАВЛЕНИя ФИНАНСОВЫМИ ОГРАНИчЕНИяМИ ИСПОЛЬЗУЮТ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИя ФИНАНСОВОГО ПЛАНА (БЮДЖЕТА) ПРОЕКТА И, ПО МЕРЕ, ВЫПОЛНЕНИя РАБОТ, СОБЛЮДЕНИЕ БЮДЖЕТА ОТСЛЕЖИВАЕТСя, С ТЕМ, чТОБЫ НЕ ДАТЬ ЗАТРАТАМ ВЫЙТИ ИЗ ПОД КОНТРОЛя. ДЛя ВЫПОЛНЕНИя РАБОТ ТРЕБУЕТСя ИХ ОБЕСПЕчЕНИЕ РЕСУРСАМИ, И СУЩЕСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИя чЕЛОВЕчЕСКИМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ. 2.2 МОТИВАЦИя КАК ФУНКЦИя УПРАВЛЕНИя В ИННОВАЦИОННОМ ОУ Вообще, трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Исходя из этого определения следует, что люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшеств подлежат переубеждению. Наиболее действенным здесь будет достижение позитивных результатов. Эффективные образовательные технологии и программы оказывают влияние на учащихся, их родителей и учителей. В результате происходит: . формирование развивающейся личности с высокой образовательной способностью; . формирование педагога с психологической рефлексией, способного постоянно повышать свою профессиональную успешность; . формирование педагогически успешного родителя. Большую помощь в осуществлении образовательных задач школы может оказать создаваемая в настоящее время школьная психолого-педагогическая или антропологическая служба. В целом, психологическое единство коллектива включает в себя и эмоциональное и мотивационное; обеспечивается систематической работой руководства школы. Для чего это нужно? Если каждый член коллектива будет действовать сам по себе, или не станет работать в полную силу для воплощения в жизнь программы инноваций, то школа не добьётся никаких успехов в данной кампании. Школьный коллектив представляет собой организацию, которая целесообразно устроена, соорганизована, мотивирована и выполняет важные социальные функции. Теория и психология школьного коллектива разработана в трудах таких отечественных исследователей как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского. В их работах говорится, в частности о том, что коллектив |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|