| |||||
МЕНЮ
| Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учрежденийстанет замотивирован эффективно выполнять свои функции только если: . развита самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которые позволяют эффективно использовать время и потенциальные возможности; . все члены группы чётко представляют себе цели общей работы; . в группе задумываются над усовершенствованием методов коллективной работы; . группа поддерживает своих членов и создаёт тесные взаимоотношения; . создана производительная система мотивации. Конкретные исполнители часто видят в инновационных преобразованиях угрозу своему положению, пытаясь в практике определённым образом блокировать «грядущие» изменения, что выражается в их сопротивлении. В образовании наблюдаются такие формы противодействий: V отсрочка начала процесса под любым «благовидным» предлогом; V «неожиданные препятствия» нововведениям и различные трудности; V попытка саботировать изменения или «утопить» их в потоке других первоочередных дел. Поэтому первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношения к нему. По разным данным, на стадии зарождения идеи нового члены коллектива по степени мотивации распределяются примерно следующим образом: 1 группа – лидеры (1 – 3%); 2 группа – позитивисты (50 – 60%); 3 группа – нейтралы (30%); 4 группа – негативисты (10 – 20%). Большое значение в мотивации придаётся делегированию полномочий (ограниченное право использования ресурсов организации и направления усилий подчиненных на выполнение целей школы). Подлежат делегированию: . рутинная работа; . специализированная деятельность; . частные вопросы; . подготовительная работа. Не подлежат делегированию: V функции руководителя: установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов; V руководство сотрудниками, их мотивация; V задачи особой важности; V задачи высокой степени риска; V необычные, исключительные дела; V срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки; V задачи строго доверительного характера. Позитивный характер делегирования полномочий низовым звеньям управления, с перераспределением власти между руководителями и общественными органами управления, исполнителями демократизирует управление, повышает динамичность и гибкость управляющей подсистемы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов коллектива, их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда и т.п.. Как было сказано выше, для эффективного управления необходима правильная система мотивации, непременно включающая в себя уважение и заботу к каждому учителю. Посмотрим, однако, как происходит побуждение к работе в большинстве современных российских школ[4]: Рисунок 4 Иерархия управленческих действий в школе |30% - организационное стимулирование|10% - выговор | | |7% - принуждение | |22% - моральное стимулирование |5% - замечание | |15% - предупреждение |2% - убеждение | 2.3 Контроль как необходимая функция для эффективного управления инновационным развитием Обновление управления, связанное с инновационным развитием, требует формирования системы информационно-аналитической деятельности. Информационно-аналитическая деятельность неразрывно связана с контрольной функцией управления. Для чего это необходимо? Социальной системой (как, впрочем и любой другой сложной системой) невозможно управлять без знания текущего состояния объекта. Таким образом и функция контроля – функция обратной связи. Процесс и результаты контроля можно дифференцировать на ряд подфункций: с помощью подфункции учёта происходит сбор и систематизация информации. Далее реализуется подфункция оценки сложившегося состояния и анализ приведших к этому причин. По результатам исполнители могут быть наказаны или поощрены. После этого руководителю необходимо проанализировать (подфункция анализа) последствия сложившейся ситуации с тем, чтобы скорректировать дальнейшие действия. Последняя подфункция – регулирование (обоснование итогов на основе имеющегося опыта). Имеют место быть такие функции контроля как информационно- аналитическая, контрольно-финансовая, коррекционно-регулирующая. Формы контроля бывают следующими: персональный, тематический, классно- обощающий, комплексный. ДЕЙСТВУЕТ КОНТРОЛЬ В ШКОЛЕ ДЛя ДОСТИЖЕНИя ТАКИХ ЦЕЛЕЙ, КАК: . Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе; . Создание благоприятного психологического климата в коллективе школы; . Осуществление надзора над исполнением законодательства в области образования; . Выявление случаев нарушения и неисполнения законов и иных нормативно-правовых актов; . Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; . Инструктаж должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил; . Оказание методической помощи педагогическим работникам; . Анализ и оценка эффективности результата инновационной деятельности; . Выявление положительных и отрицательных моментов в организации инновационного процесса; . Анализ результатов реализации приказов и распоряжений. Для того, чтобы контроль не был ненаправленным, для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школе необходимо прежде всего, определить её содержание, объект, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни. Далее определяют, в какой форме эта информация будет храниться и использоваться. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объёму, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной. Для каждой из подсистем выделяют 3 уровня информации. Для школы выделяют уровни: V административно-управленческий (директор, заместители и т.д.); V коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педагогический совет, совет кафедр, блоков и т.д.); V ученического самоуправления. Глава 3. опыт реализации управления ИННОВАЦИЯМИ в школах города Рязани 3.1 Осуществление планирования в школе №51 Школа в процессе реализации функции планирования формулирует не только единую стратегию для себя как целого объекта, но также формирует и политику, то есть стратегию в какой-либо функциональной сфере. То есть планирование происходит следующим образом: например сейчас в Школе №51 наряду с программой развития школы на 2002 – 2005 гг. как постоянные действуют программа духовно-нравственного развития личности через социально значимую деятельность школы, разновозрастную организацию «Единство» и программа экспериментальной работы по теме «Педагогика общей заботы – основа создания воспитательного пространства в микрорайоне школы». Политика школы закреплена в следующих документах, принятых в структурных подразделениях на заседаниях кафедр: . Программа развития художественно-эстетического направления; . Программа развития коррекционного отделения школы; . План развития кафедры русского языка и литературы; . Перспективный план работы кафедры труда и технологии; . Программа развития дошкольных образовательных учреждений №142 и №148 (с которыми школа работает в рамках единого комплекса) и школы; . План развития кафедры физического воспитания; . Программа развития преподавания математики, физики и вычислительной техники; . Программа по воспитательной работе для 10 – 11 классов «Будущее в настоящем» . Программа развития самодеятельной песни. Кроме этого, принята программа экспериментальной работы психолого- медико-педагогического коллектива комплекса средней школы №51 и детского сада №152 на 1998 – 2008 гг. Все программы и планы составлены с различным горизонтом планирования (от 3 до 10 лет), что ещё раз подтверждает необходимость стратегического, перспективного видения развития; против бесцельного воспроизводства ряда социальных функций. Ориентируясь на планы развития кафедр конкретные исполнители (учителя) составляют собственный план на год (но в связи со спецификой деятельности школы не на календарный, а на учебный). Таким образом, в школе существует следующая иерархия планирования (Рисунок 3). Рисунок 3. Иерархия планирования 3.2 Функция мотивации в школе №51 По созданной в середине прошлого века американским психологом А. Маслоу теории мотивации, у человека существует 5 уровней потребностей (Приложение 7). Человек будет заинтересован выполнять какие-либо творческие задания (высшая ступень в его пирамиде мотивации) только после удовлетворения потребностей низшего уровня; он будет заинтересован получить в данном случае на уважение, а деньги. Следовательно, мотивацию можно изменять в зависимости от ожиданий сотрудников, их конкретного положения – в том случае, если у сотрудника удовлетворены потребности низшего порядка, то мотиватором может служить возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для удовлетворения первичных потребностей происходит материальное стимулирование сотрудников. В школе действует целая система для повышения заработной платы – за выполнение каждого пункта из списка зарплата повышается на 5% (Приложение 8). Экономисты Р. Оуэн и А. Смит вообще считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее. Потребность в причастности к авторитетной группе (третья ступень) удовлетворяется культивированием чувства принадлежности к коллективу, который очень много достиг (школа является городской и Федеральной экспериментальной площадкой, входит в число 30 лучших школ России). Большинству учителей нравится ощущение полезности своей работы, они стремятся чувствовать себя частью педагогического коллектива. Этому содействует непрерывное и постоянное информирование всех учителей об основных проблемах, успехах коллег, учащихся, школы в целом. Потребность в уважении, во власти удовлетворяется следующим образом: каждые три года меняется заведующий кафедрой, блоком, то есть каждый сотрудник так или иначе, занимает руководящий пост во время работы в Школе. Важное место также здесь занимает осознание того, что проделанную работу заметили – грамоты, дипломы и т.д. – поощрение помогает учителю чувствовать себя более уверенно – это акт поддержки и признания. Поощрение просто необходимо для психологического здоровья педагогов. Потребность в самореализации удовлетворяется через создание авторских программ – развитие школы и личный рост каждого учителя неразделимы, участие в КТД (коллективно-творческих делах). 3.3 Контрольная функция в школе №51 Виды контроля в школе №51 существуют следующие: Предварительный (готовность), Текущий (непосредственное наблюдение за УВП), Итоговый (семестр, полугодие, год), финансовый (за расходованием финансовых и иных предоставляемых ресурсов), административный. Цели контроля имеют такую же градацию по временным горизонтам, как и цели – стратегические, тактические, оперативные. Предметом контроля может являться исполнительская дисциплина (за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, за выполнением сотрудниками своих служебных обязанностей) и контроль за исполнением финансового плана – чтобы результаты соответствовали запланированным показателям. С целью успешного проведения контроля он не должен быть внезапным, даже в экстренном случае (жалоба на нарушение педагогом законов, действующих в области образования, например), учитель предупреждается не менее чем за 1 день. Работнику следует предоставлять максимально возможную степень самоконтроля. Контроль проводится в случаях: . планового контроля; . заявления учителя на аттестацию; . обращения физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. Контроль проводится при помощи различных методов, например: для методического контроля над результатами учебной и внеучебной деятельности используются следующие методы: наблюдение, письменный или устный опросы, контрольные работы, анкетирование, тестирование, индивидуальная беседа, проверка документации, РУС (откровенный разговор у свечи – часть методики общей заботы И.П. Иванова, по которой работает школа), комбинированный контроль. Контроль же над деятельностью учителя, воспитателя, педагога осуществляется при помощи анкетирования, мониторинга, тестирования, наблюдения, анализа и самоанализа уроков и КТД (коллективных творческих дел), изучения и проверки документации. 3.4 Реализация метода программно-целевого управления в школе №48 города Рязани Основной целью применения ПЦУ была разработка концепции развития школы для создания оптимальных условий её функционирования. Согласно методике формирования данной концепции, а также методике разработки и оценки реализации комплексно-целевой программы работа была начата с анализа итогов функционирования для поиска потенциальных «точек роста». Затем было осуществлено прогнозирование социально-педагогической среды, проведена самоаттестация, в процессе которой выделили два основных модуля: 1) самоосмысление как познание сложившегося в школе опыта коллективной и индивидуальной работы, его оценка; 2) самоопределение как выбор траектории собственного развития на основе самоосмысления и переосмысления стереотипов сложившегося опыта (практической деятельности, оценки ресурсных и потенциальных возможностей школьного коллектива, учёта сильных и слабых сторон в его работе). В рамках подпроекта был разработан научно-методический комплекс (НМК), главной целью которого является непрерывное совершенствование педагога во всех аспектах его деятельности. В работе НМК принимают участие администрация и учителя школы, а также работники столовой (лаборатория здоровья), бухгалтерия (лаборатория развития школы), библиотеки (информационный центр). В рамках подпроекта установлены договорные отношения с Рязанским государственным педагогическим университетом, Центром планирования семьи, Рязанским институтом развития образования, Информационно-диагностическим (методическим) центром, Муниципальным центром психолого-социального обслуживания города Рязани. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведённой работы можно сделать ряд предложений, необходимых для правильной организации системы управленческих действий директора образовательного учреждения в области инновационного развития: . Управление инновационным развитием необходимо сделать максимально демократичным, системным, целевым; . В управлении развитием образования в учреждении не стоит одномоментно отказываться от управленческих действий, которые давали устойчивые положительные результаты в режиме функционирования: всё хорошее из режима функционирования переносится как основа в режим развития образовательной и других систем школы (развитие по «точкам роста»), а новое, апробированное в режиме развития, управленческим воздействием транслируется в режим функционирования, поднимая его на новую ступень, то есть, развивая; и развитие это может быть только инновационным путём. . Управление развитием образования (как основной сферы деятельности школы) в учреждении должно, насколько это возможно, предвосхищать, рассчитывать реально достижимые цели (результаты), а также своевременно предвидеть возникновение фактов, мешающих их достижению и реагировать на них до того, как их действие приведёт к негативным последствиям (принятие превентивных мер). . Главное внимание в инновационном менеджменте следует уделять выработке стратегии инновации и мер, направленных на её реализацию. Разработка и внедрение новых образовательных стандартов и программ становится приоритетным направлением стратегии общеобразовательного учреждения, так как определяет все остальные направления ее развития. . Необходимио наличие следующих свойств управления: целеустремлённость, осознанность, планомерность, системность. Без них управление обречено на неудачу Переход от школы функционирующей к модели школы развивающейся – сложный и многотрудный процесс, позволяющий увидеть учебное учреждение будущего, что является важной творческой задачей руководства и педагогического коллектива школы, решение которой зависит от инновационно-исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначение школы. «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без компаса» сказал Леонардо да Винчи. Потому и залог успеха будет также в признании директором школы себе в том, что ему не хватает знаний в области образовательного менеджмента. И не просто констатировать данный факт, но и исправить сложившееся положение путём изучения разного рода методических рекомендаций и разработок отечественных и зарубежных исследователей. И возможно в ближайшее время директора школ станут повсеместно применять достижения инновационного менеджмента в образовании более широко, что сделает школу XXI века действительно важнейшим социальным институтом. Список использованных источников и литературы Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ 2. ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266.1 – ФЗ в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ). М.ТК Велби, 0-13 Изд-во Проспект, 2003. – 48 с. 3. ФЗ «Об утверждении федеральной программы образования» от 10.04.2000 №51 – ФЗ Литература 1. Абасов А.А. Инновации в системе управления гимназией. – М.: Новая школа, 1997. – 32 с. 2. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с. 3. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). – М.: Новая школа, 1997. – 80 с. 4. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачёва Н.И. Директор школы. Учебное пособие для вузов Научн. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 423 с.: ил. 5. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М. , 1992 6. Крохалёва А.П. Профессия – управленец. – информационный сборник №28. Рязань, ИД(М)Ц, 2000 7. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования – СПб, КАРО, 2002 – 304 с. 8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.– М. Азбуковник, 1998. – 944 с. 9. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М.: Новая школа, 1997. – 352 с. 10. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1988. – 1600 с., ил 11. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции «Разработка и реализация программ развития систем образования. Опыт. Проблемы. Перспективы». / Под ред. Гальперина А.Э.; Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2001. – 84 с. 12. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. Поташника М.М. , Лазарева В.С.. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с. 13. Управление современной школой. Пособие для директоров школы. Под ред. чл. -корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М.М.Поташника – М.: АПП ЦИТП. 1992.- 168 с. 14. Фролов П.Т. Школа молодого директора: учебное пособие для студентов пед. инс-тов. – М.: просвещение, 1998. – 224 с. 15. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с. Периодические издания 1. Гузеев В. Инновационная модель контроля потребностей школы / Народное образование №7 1998 г. 2. Дарагулия К.И. Инновационные процессы в школе: аспект управления / Вестник РГПУ №1 (6) 2001 г. 3. Красношлыкова О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения. / Завуч №7 2002 г. 4. Курганский С.М. Управление школой в «режиме развития» / Школьные технологии №2 2002 г. 5. Орлова Т.Н. Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений / Завуч №6 2000 г. 6. Шамова Т.И. Системный подход к управлению образованием в школе / Завуч №8 2002 г. ----------------------- [1] Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования – СПб, КАРО, 2002 – С. 10 [2] Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования.- М.: Новая школа, 1997. – С.28 [3] Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции «Разработка и реализация программ развития систем образования. Опыт. Проблемы. Перспективы». Статья Программно-целевое управление образовательными системами различных уровней (методические советы), А.Э.Гальперин / Под ред. Гальперина А.Э.; Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2001. – С.23 [4] Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования – СПб, КАРО, 2002. С.213 ----------------------- Распад учреждения Развитие учреждения Функциони-рование учреждения Становление (создание) учреждения Менеджмент Процесс Функция Группа людей [pic] Рисунок 2. Цикл жизнедеятельности образовательного учреждения Рисунок 1. Определения понятия «менеджмент» Наука Орган управления Политика школы Стратегия развития школы Планы учителей Миссия школы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|