реферат, рефераты скачать
 

Управление прибылью предприятия


корректироваться как по форме, так и по существу.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и

факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения.

Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество

показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в

аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при

выполнении аналитических процедур. Основные показатели рентабельности

предприятия показаны на рисунке 9 (см. Приложение 10) [43, с.70].

Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге

множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым

задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям

прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно

используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и

чистой прибыли.

Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько

они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему,

построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют

друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а

взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить

аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить

его значение в системе.

Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между

прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с

единицы проданного товара.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам

оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные

бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение

которого полностью окупаются средства, вложенные в предприятие.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой

прибыли к собственному капиталу.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к

общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного

(обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений

по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров

источников этих средств.

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия

определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости

основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных

средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и

другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность

персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов

деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от

реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность

текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения

непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель

рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на

предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей

силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника

(отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади

предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м.

площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит

повысить размер прибыли.

Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия.

Рентабельность продаж.

Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых

предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в

процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

Использование различных показателей прибыли при определении уровня

рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические

возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня

рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от

реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и

потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота.

Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к

товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может

быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников

предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить

изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 [45,

с.90].

Таблица 6

тыс. руб.

Расчет показателей рентабельности продаж

|Показатель |Базисный год |Отчетный |

| | |год |

|Выручка (нетто) от реализации товаров | | |

|Себестоимость реализации товаров | | |

|Коммерческие расходы | | |

|Прибыль от реализации | | |

|Проценты к получению | | |

|Результат от прочей реализации | | |

|Прочие внереализационные доходы | | |

|Прочие внереализационные расходы | | |

|Прибыль отчетного периода | | |

|Рентабельность продаж (%) | | |

|- по прибыли от реализации товаров | | |

|- по балансовой прибыли | | |

Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности

выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является

определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от

каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности

данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого

разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это

различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в

скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских

запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно

использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать

недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности

торговой организации.

Рентабельность деятельности.

Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что

обуславливает правомерность использования в анализе показателя

рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам

предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться,

таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам

обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для

определения эффективности деятельности затраты предприятия должны

определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких

пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая

прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность

видов деятельности предприятия (см. Таблицу 7).

Таблица 7

тыс. руб.

Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной

деятельности

|Показатель |Базисный |Отчетный |

| |год |год |

|Издержки обращения | | |

|Затраты предприятия | | |

|Прибыль от реализации | | |

|Балансовая прибыль | | |

|Рентабельность издержек обращения, % | | |

|Рентабельность текущих расходов, % | | |

Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность

активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность

собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность

используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность

экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности в

соответствии с рисунком 9 (см. Приложение 10).

Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными

ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности

представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных

показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут

быть частично преодолены посредством:

. сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий

отрасли;

. определения показателей за ряд лет;

. сопоставление фактических и плановых показателей;

. внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным

подразделениям или по товарным группам);

. сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта

при принятии управленческого решения.

Рентабельность капитала.

Эффективность использования ресурсов торгового предприятия

характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый

показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

С точки зрения собственников предприятия основным показателем является

отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный

капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в

расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается

ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (см.

Таблицу 8).

Таблица 8

тыс. руб.

Расчет рентабельности собственного капитала

|Показатель |Базисный год |Отчетный год |

|Собственный капитал: | | |

|на начало года | | |

|на конец года | | |

|Средняя величина собственного капитала в | | |

|течение года | | |

|Чистая прибыль | | |

|Рентабельность собственного капитала, % | | |

Рентабельность используемых ресурсов.

Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый

как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного

показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда,

либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет

также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По

сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной

формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого

показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий (см.

Таблицу 9).

Таблица 9

тыс. руб.

Расчет рентабельности трудовых ресурсов

|Показатель |Базисный год |Отчетный год |

|Балансовая прибыль | | |

|Затраты на персонал | | |

|Численность работников | | |

|Рентабельность расходов на оплату труда, | | |

|% | | |

|Прибыль на одного работника | | |

Существует большое число показателей прибыли и рентабельности. Но нет

необходимости производить расчет и анализ всех из них, так как показателей

будет больше, а следовательно время на их обработку резко возрастает.

Проведя анализ показателей прибыли вышеизложенным способом можно адекватно

и грамотно оценить финансовое положение предприятия. Это объясняется тем,

что рассчитав самые важные коэффициенты менеджер с наибольшей скоростью и

эффективностью может оценить финансовое положение предприятия и принять

грамотное управленческое решение. Но нельзя все управление прибылью сводить

к ее анализу. Анализ прибыли нужен для корректировки направлений

деятельности, проведения мероприятий с целью увеличения прибыли. Опытные

руководители всегда составляют финансовый план, куда включает планирование

прибыли. Данный процесс подробнее изложен в п. 2.3.

2.3 Планирование прибыли

Одним из инструментов управления прибыли является планирование.

Планирование - упорядоченный, обоснованный на обработке информации процесс

по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в

будущем [19, с.86]. Этот процесс связан с рядом трудностей: во-первых,

планированием занимается большое количество лиц, во-вторых, чрезмерной

свободой в действиях и реакциях в системе и, наконец, несовершенным знанием

о развитии в будущем, что сильно сужает горизонт предвидения. Результатом

планирования является план или система планов.

План следует отличать от прогноза. Т.к. прогноз является лишь частью

планирования. И он нужен для получения той ориентированной на будущее

информации, которая и делает возможным оценку альтернатив.

Существует множество видов планирования по различным основаниям: по

величине, по форме координации, по формам адаптации. В рамках деления

планирования по величине выделяют планирование по признаку иерархии . Это

означает, что отдельные планы предприятия могут находиться в отношении

соподчиненности друг к другу. При этом один план считается вышестоящим,

если он очерчивает рамки действий, в которых должен быть сформулирован

другой (нижестоящий) план. По признаку иерархии планирования различают три

уровня: 1) стратегический (высший), 2) тактический (средний), 3)

оперативный (низкий). Классификация планирования прибыли предприятия

представлена в Таблице 10.

Таблица 10

Классификация планирования прибыли предприятия

|Структурные |Дифференцируем|Детализация |Точност|Временной |Структурные|

|признаки |ость | |ь |горизонт |недостатки |

| | | | | | |

|Уровень | | | | | |

|стратегически|слабая |глобальные |низкая |долгосрочны|слабо |

|й |дифференциация|параметры | |й |структуриро|

| |(общий план) | | | |ванные |

| | | | | |проблемы |

|тактический | | | | | |

|оперативный |сильная |детальные |высокая|краткосрочн|четко |

| |дифференциация|параметры | |ый |структуриро|

| |(много частных| | | |ванные |

| |планов) | | | |проблемы |

Тактическое планирование является средством реализации стратегических

планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы

определить то, чего хочет добиться предприятие в перспективе, тактическое

планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь

такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их

достижения.

Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны,

чем при стратегическом, потому что базируются на более объективной и полной

информации. Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском,

поскольку его решения более детальны, касаются внутренних проблем

предприятия и имеют меньший разрыв во времени. Кроме того, тактические

решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с

тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных

показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы

оптимизации. Тактическое планирование наиболее развито на практике. Именно

поэтому мы рассмотрим более конкретно тактическое планирование.

План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях

планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом;

в действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния

изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения

соответствия между перспективным и текущим планами предприятия расчеты

прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего

года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в

ценах, принятых в перспективном плане.

Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов,

условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и

прибыль.

Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль, которая

включает в себя [34, с.29]:

прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг

основного производства;

прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого

ненужного имущества предприятия;

финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по

отдельным видам хоз. деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем,

что некоторые виды деятельности не облагаются налогам на прибыль и НДС. Это

повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и

величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по

следующей формуле:

Пб = ( ( Врi - Офi - Наi - НДСi - Сi ),

где Врi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах

предприятия, тыс. руб.; Офi - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые

в отпускную цену i-й продукции, тыс. руб.; Наi - акцизный налог, тыс. руб.;

НДСi - налог на добавленную стоимость, тыс. руб.; Сi - полная себестоимость

i-й реализуемой продукции, тыс. руб.; n - количество видов продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого

расчета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием

результата в целом по предприятию. Результаты расчетов следует ввести в

таблицу 11 (см. Приложение 11).

Показатели данной таблицы отражают последовательность и логику

выполнения плановых расчетов. Расчет прибыли от реализации конкретного вида

продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало

планируемого года (конец отчетного года - года, предшествующего

планируемому).

В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактурованных

поставках (не оформленных транспортными и платежными документами), если

такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов).

Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно

взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент составления

финансового плана (за один-два квартала до окончания отчетного года) они,

как правило, неизвестны. Поэтому остатки готовой продукции на конец

отчетного года рассчитываются, исходя из прогнозных оценок факторов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.