реферат, рефераты скачать
 

Управление прибылью предприятия


Тем самым предприятие планирует завоевать как можно большую долю

потребителей на рынке предлагаемых этим предприятием товаров.

В 2003-2004 годах планируется произвести расширение ассортимента

товаров, пользующихся сезонным спросом.

3.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

предприятия ООО «Впрок»

Перед тем как начать анализ результатов деятельности предприятия ООО

«Впрок» необходимо произвести анализ текущего состояния фирмы. Важнейшими

источниками информации служат Бухгалтерский баланс (форма №1), а также

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) (см. Приложение 13 и Приложение 14).

Таблица 12 дает характеристики изменения финансового положения

предприятия, приводятся основные финансовые показатели за 2 года,

приводятся данные по предприятию, касающиеся прибыли от реализации товаров

за 2 года.

Табл.12

тыс. руб.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Впрок»

|Показатели |Ед. |2001 г. |2002 г. |Отклонение |

| |изм. | | |(2001-2002 |

| | | | |гг.) |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Уставной фонд |тыс |650 |650 |0 |

| |руб | | | |

|Выручка от реализации (В) |тыс |20100 |31700 |+11600 |

| |руб | | | |

|Собственный капитал (СК) |тыс |2500 |2750 |+250 |

| |руб | | | |

|Среднесписочная численность |чел. |55 |70 |+15 |

|Годовой фонд оплаты труда |тыс |1550 |2000 |+450 |

| |руб | | | |

|Себестоимость продукции |тыс |12000 |18000 |+6000 |

| |руб | | | |

|Себестоимость реализации |% от В|60 |57 |-3 |

|продукции | | | | |

|Прибыль от реализации продукции|тыс |6300 |11200 |+4900 |

| |руб | | | |

|Балансовая прибыль (БП) |тыс |5300 |9900 |+4600 |

| |руб | | | |

|Чистая прибыль |тыс |5100 |9500 |+4400 |

| |руб | | | |

|Среднегодовая стоимость |тыс |710 |820 |+110 |

|основных фондов |руб | | | |

|Среднегодовая стоимость |% от |28 |30 |+2 |

|основных фондов |СК | | | |

|Среднегодовая стоимость |тыс |2710 |3180 |+470 |

|оборотных фондов (ОбФ) |руб | | | |

|Среднегодовая стоимость |% от |108 |115 |+7 |

|оборотных фондов (ОбФ) |СК | | | |

|Запасы |% от |77 |69 |-8 |

| |ОбФ | | | |

|Проценты к уплате |тыс |100 |200 |+100 |

| |руб | | | |

|Прибыль (убыток) от прочей |тыс |-1100 |-1500 |+400 |

|реализации |руб | | | |

|Издержки обращения |тыс |15750 |22000 |6250 |

| |руб | | | |

|Затраты на персонал |тыс |110 |140 |+30 |

| |руб | | | |

|Кредиторская задолженность |тыс |560 |750 |+190 |

| |руб | | | |

|Дебиторская задолженность |тыс |35 |30 |-5 |

| |руб | | | |

|Кредиты банков |тыс |360 |500 |+140 |

| |руб | | | |

Собственный капитал в 2002 году возрос на 250 тыс руб, что является

позитивной тенденцией, так как происходит рост активов. Негативной

тенденцией является увеличение кредитов банка почти в 1,5 раза в 2002 году

по сравнению с 2001 годом (с 360 до 500 тыс рублей), что привело к

увеличению общей кредиторской задолженности с 560 до 750 тыс руб. Также это

вызвало рост процентов к уплате на 100 тыс руб.

Уставный фонд организации остался неизменным, так как для его изменения

не было причин.

Сумма основных фондов увеличилась на 110 тыс руб. вследствие покупки

нового торгового оборудования для открывшихся магазинов, что является

положительной тенденцией развития финансово-хозяйственной деятельности. Это

стало причиной увеличения выручки от реализации в 2002 году сумма которой

увеличилась на 11600 тыс руб. Основной причиной увеличения чистой прибыли

предприятия (на +4400 тыс руб) явилось резкое увеличение выручки в 2002

году на 58%, а также одновременного уменьшения себестоимости продукции на

3% и увеличения прибыли от реализации с 6300 до 11200 тыс руб. В 2002 году

произошло увеличение численности персонала с 55 до 70 человек, что повлияло

на увеличение затрат на персонал со 110 до 140 тыс. руб. Наблюдается

небольшое увеличение оборотных фондов в течение 2002 года в размере семи

тысяч рублей.

Для того чтобы эффективно управлять прибылью предприятия необходимо

провести тщательный анализ факторов, влияющих на размер прибыли, далее

провести оценку показателей прибыли и в итоге осуществить планирование

прибыли. Если качественно произвести все выше перечисленные действия, то

вероятность получения максимальной прибыли резко возрастает. Произведем

данный анализ прибыли на предприятии ООО «Впрок». Сначала сделаем анализ

факторный анализ прибыли от реализации, т.к. она является основной

составляющей чистой прибыли, получаемой ООО «Впрок».

В табл. 13 приводятся данные по предприятию ООО «Впрок», касающиеся

прибыли от реализации товаров за 2 года.

Таблица 13

тыс. руб.

Показатели необходимые для расчета факторов, влияющих на прибыль

|Слагаемые прибыли |По |По базису на |Фактические|Фактические|

| |бази- |фактически |данные по |данные с |

| |су |реализованную |отчету |корректиров|

| |(2001 |продукцию |(2002 год) |кой на |

| |год) | | |изменение |

| | | | |цен |

|Реализация товаров в |20100 |27000 |31700 |27000 |

|отпускных ценах | | | | |

|предприятия | | | | |

|Полная себестоимость |12000 |15000 |18000 |17800 |

|товаров | | | | |

|Прибыль |6300 |9700 |11200 |9800 |

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под

воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры

продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов;

уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Произведем формализованный

расчет факторных влияний на прибыль от реализации товаров.

1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные

товары (?Р1). рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной

продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах

базисного года:

?Р1 = Nр1 - Nр1,0 = ? р1?1 - ? р0?0 ,

где

Nр1 = ? р1?1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

р1 — цена товара в отчетном году;

? — количество товаров;

Nр1,0 = ? р1?1 - ? р0?0 - реализация в отчетном году в ценах базисного

года;

р0 — цена товара в базисном году.

?Р1 = 31700 – 27000 = 4700 тыс руб.

2. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров

в оценке по плановой (базисной) себестоимости (?Р2). Исчисляют коэффициент

роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

?Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1),

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

К1 = S1,0 / S0 , где

S1,0 — фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период

в ценах и тарифах ба-зисного периода;

S0— себестоимость базисного года (периода).

В нашем примере: К1 = 1,25 (15000 / 12000). Затем корректируют базисную

прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли:

?Р2 = 6300 * 1,25 – 6300 = 1575 тыс руб.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных

изменениями в структуре товара (?Р3 ). Подсчет сводится к определению

разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по

отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке

по базисной себестоимости:

?Р3 = Р0 * (К2 – К1) ,

где

К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = N1,0 / N0, где

N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0— реализация в базисном периоде.

К2 = 27000 / 20100 = 1,343

?Р3 = 6300 * (1,343 – 1,25) = 585,9 тыс руб.

4. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров

(?Р4):

?Р4 = S1,0 – S1 ,

где

S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и

условиях базисного периода.

S1 — фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.

?Р4 = 15000 – 18000 = 3000 тыс руб.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров

за счет структурных сдвигов в составе товаров (?Р5). Исчисляется сравнением

ба-

зисной полной себестоимости, скорректированной на ко-

эффициент роста объема продукции, с базисной полной

себестоимостью фактически реализованной продукции:

?Р5 = S0К2 – S1,0

?Р5 = 12000 * 1,343 – 15000 = 1116 тыс руб.

6. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется

влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (?Р6).

Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае

цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 18900

рублей, оплата труда на 58000 рублей, что дало снижение прибыли в сумме

?Р6= 76,9 тыс руб.

7. Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины

(?Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся

вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана

мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном

предприятии не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет

перечисленных причин, т.е. ?Р7 = 0.

Сумма факторных отклонений дает об-

щее изменение прибыли от реализации за отчетный

период, что выражается следующей формулой:

?Р = Р1 - Р0 = ?Р1 + ?Р2 + ?Р3 + ?Р4 + ?Р5 + ?Р6 + ?Р7

или

?Р = S7i=1 Рi

где

?Р — общее изменение прибыли;

Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

?Р = 4700 + 1575 + 585,9 – 3000 + 1116 – 76,9 = 4900 тыс руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 4900 тыс

руб., что соответствует сумме факторных влияний.

Таким образом, на данном предприятии основными факто-

рами, повлиявшими на величину прибыли, являются:

. увеличение объема продукции на 1575 тыс py6.;

. структурные сдвиги в составе продукции дали увеличение прибыли на 585,9

тыс руб. Это увеличение прибыли вследствие деления предприятием ООО

«Впрок» всех продаваемых им товаров на группы (см. Приложение 12). Это

деление показывает за счет каких групп товаров предприятие получает

основную долю прибыли, а какой товар выполняет роль лишь привлечения

покупателей. В зависимости от этого идет распределение этих товаров по:

расположению на витрине, ассортименту, позиции по введению новинок.

. изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на

1116 тыс руб.

. изменение отпускных цен на реализованную продукцию дало повышение

прибыли на 4700 тыс руб. Такое резкое увеличение данного показателя

объясняется тем, что ООО «Впрок» открыл еще два магазина розничной

торговли, что резко увеличило товарооборот.

. Нельзя не обойти такой фактор, как инфляция. Именно ее влияние на

изменение отпускных цен, наиболее сложно учитывать. Но стоит отметить,

что уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в

результате в среднем цены повысились в магазинах розничной торговли ООО

«Впрок» на 20 – 25%.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от

реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

Таблица14

Факторы, воздействующие на прибыль

|Фактор |Абсолютная величина, |Удельный вес, % |

| |тыс. руб. | |

|?Р1 |4700 |42,5 |

|?Р2 |1575 |14,2 |

|?Р3 |585,9 |5,3 |

|?Р4 |3000 |27,1 |

|?Р5 |1116 |10,1 |

|?Р6 |76,9 |0,8 |

|?Р7 |0 |0 |

|Абсолютная сумма |11053,8 |100 |

|отклонений | | |

Данные таблицы 14 демонстрируют, что на прибыль от реализации

товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно

— изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции. Также немало

важное влияние оказывают: изменений в объёме товаров объема товаров в

оценке по плановой (базисной) себестоимости и от снижения себестоимости

товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров. Влияние же других

факторов не столь заметно — менее 10%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что

прибыль от реализации товарной продукции на предприятии ООО «Впрок»

возрастает, в основном, за счет фактора изменения отпускных цен, причиной

которого является увеличение сети магазинов и выручки от реализации, а

также инфляции. Это ставит предприятие в зависимость от поставщиков

товаров, влияния инфляционных процессов в стране. Такие же факторы, как

влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре

прибыли оказывают незначительное влияние. Это лишний раз подтверждает тот

факт, что финансовое состояние предприятия является устойчивым. Но

необходимо увеличивать влияние факторов, которые увеличивают прибыль за

счет структурных сдвигов в составе продукции. Анализ влияния факторов

прибыли усложняется тем, что цены на ряд услуг регулируется Правительством

РТ и РФ и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями

себестоимости, так как предприятие приобретает энергию, газ, воду по ценам,

которые диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие

попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по

сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки товаров и материалов

по нерегулируемым ценам.

После выявления факторов прибыли необходимо провести анализ показателей

оценки прибыли предприятия. Среди множества показателей оценки прибыли

следует выделить основной из них – рентабельность. Показатели

рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом,

доходность различных направлений деятельности, доходность капитала,

окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют

окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает

соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют

для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной

политике и ценообразовании.

Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия.

1)Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем

рентабельности предприятий является отношение прибыли к товарообороту

(выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в

товарообороте.

Таблица 15

тыс. руб.

Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Впрок»

|Показатель |Базисный год |Отчетный |

| |2001г. |год 2002г. |

|Выручка (нетто) от реализации товаров |20100 |31700 |

|Себестоимость реализации товаров |12000 |18000 |

|Коммерческие расходы |1000 |1100 |

|Прибыль от реализации |6300 |11200 |

|Проценты к уплате |100 |200 |

|Результат от прочей реализации |1100 |1500 |

|Балансовая прибыль отчетного периода |5300 |9900 |

|Рентабельность продаж (%) |31,3 |35,3 |

|- по прибыли от реализации товаров | | |

|- по балансовой прибыли |26,4 |31,2 |

Заметим, что, как видно из таблицы, в 2002 году, по сравнению с 2001

годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и

рентабельностью по балансовой прибыли увеличилась с 1,8 до 2,2. Это связано

с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 тыс руб), а также

резким ростом прибыли от реализации (на 4900 тыс руб) более быстрыми

темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации

провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих

товаров, рекламная деятельность и так далее.

Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что ООО

«Впрок» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы

товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.

2)Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между

доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в

анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной

прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности деятельности может

выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к

издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так

как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны

определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких

пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая

прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность

видов деятельности предприятия (см. Таблицу 16).

Таблица 16

тыс. руб.

Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной

деятельности ООО «Впрок»

|Показатель |Базисный |Отчетный |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.