реферат, рефераты скачать
 

Управленческое обследование внешних и внутренних сторон организации


с рассрочкой оплаты.

Большое внимание в Обществе уделяется спорту и организации

культурного досуга и отдыха работников. Работают несколько спортивных

комплексов.[16]

Финансовые показатели

За анализируемый период стоимость активов ОАО «Уралкалий»

увеличилась на 1,5 миллиардов руб. или на 14,8%, составив на конец 2002

года 11,5 миллиардов руб.

Рост произошёл за счёт:

V увеличения стоимости внеоборотных активов на 16,3%;

V прироста оборотных активов на 12,3%.

Увеличение стоимости внеоборотных и оборотных активов произошло по

всем статьям. В целом следует отметить, что структура активов

характеризуется значительным превышением в их составе доли внеоборотных

активов, которые составляют 63,9%. Пассивная часть баланса характеризуется

преобладающим удельным весом собственных источников средств.

Доля собственного капитала сократилась с 85,37% до 84,11%, т.е. на

1,26%. На заёмный капитал Общества на конец года приходится 15,89%, и это,

соответственно, на 1,26% больше, чем в начале года. Доля заёмного капитала

возросла, в основном, за счёт увеличения доли краткосрочных кредитов и

займов. Величина кредиторской задолженности увеличилась на 92,5 миллиона

руб. (23,8%).[17]

Отчёт о движении денежных средств

| |Сумма (тыс. |В % к итогу |

| |руб.) | |

| |2001 г.|2002 г.|2001 |2002 |

| | | |г. |г. |

|Остаток денежных средств на начало года |104319 |96615 | | |

|Поступило денежных средств |1173486|1383420|100% |100% |

| |7 |8 | | |

|в том числе: | | | | |

|выручка от реализации товаров, продукции, |7319010|9572102|62,4%|69,2%|

|работ, услуг | | | | |

|авансы от покупателей |534158 |470265 |4,6% |3,4% |

|бюджетные ассигнования и иное целевое |8607 |50600 |0,1% |0,4% |

|финансирование | | | | |

|кредиты, займы |3414364|3458484|29,1%|25,0%|

|дивиденды, проценты по финансовым вложениям |17822 |13352 |0,2% |0,1% |

|Прочие |440906 |269405 |3,8% |1,9% |

|Направлено денежных средств |1174257|1360140|100% |100% |

| |1 |8 | | |

|в том числе: | | | | |

|на приобретение товаров, работ, услуг |4339534|6394645|37,0%|47,0%|

|на оплату труда |896890 |1026606|7,6% |7,5% |

|отчисления в государственные внебюджетные |343536 |356165 |2,9% |2,6% |

|фонды | | | | |

|на выдачу подотчётных сумм |138347 |40823 |1,2% |0,3% |

|на оплату машин, оборудования и транспортных|66974 |496208 |0,6% |3,6% |

|средств | | | | |

|на финансовые вложения |692210 |588039 |5,9% |4,3% |

|на выплату дивидендов | | |0,0% |0,0% |

|на расчёты с бюджетом |595670 |783436 |5,1% |5,8% |

|на погашение кредитов и процентов |2738580|3277014|23,3%|24,1%|

|прочие выплаты |1930830|638472 |16,4%|4,7% |

|Остаток денежных средств на конец отчётного |96615 |329415 | | |

|периода | | | | |

Таб. 6. Отчёт о движении денежных средств.[18]

Размер поступивших в 2002 году денежных средств вырос в сравнении с

2001 годом на 18%. Рост поступлений обусловлен ростом выручки от продукции,

реализации товаров, работ, услуг. Другие статьи не оказали существенного

влияния на общий объём поступлений. Не претерпела значительных изменений и

структура поступающих денежных средств. Основной составляющей остаётся

статья поступлений от реализации продукции, товаров, работ и услуг, которая

возросла с 62,4% до 69,2% в общем объёме поступлений. Объём привлекаемых

заёмных средств значительно не изменился и составляет 25% в общем объёме

поступлений (против 29,1% в 2001 году).[19]

Почти половина полученных денежных средств (47%) была направлена на

приобретение товаров, работ и услуг. Эта статья расходов, как и в 2001

году, является самой крупной, её ростом обусловлен рост величины расходов в

целом по Обществу. Остальные статьи расходов не изменились существенным

образом как в абсолютном выражении, так и в структуре расходов.

Основные показатели финансовой деятельности ОАО «Уралкалий»

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг составила за

2002 год 7,4 миллиарда руб. (105,3% к 2001 году).

По внешнеэкономической деятельности выручка составила 5,57

миллиарда руб. (106,1% к 2001 году), от реализации на внутренний рынок 1,59

миллиарда руб. (112,4% к 2001 году), от услуг по перевозке экспортных

грузов 32,5 миллиона руб. (43,5% к 2001 году).

Полная себестоимость проданных товаров, работ и услуг составила за

2002 год 5,6 миллиарда руб. (103,0% к 2001 году), в том числе:

1. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг – 4 миллиарда

руб. (107,4% к 2001 году). На росте производственной

себестоимости сказались следующие факторы:

V рост цен на составляющие элементы затрат на производство; в

течение 2002 года Пермэнерго два раза повышало тарифы на

электроэнергию, рост тарифов к концу года составил: по

основному тарифу 17%, по дополнительному – 18,67%;

V корректировка цен по фонду заработной платы; коэффициент

корректировки составил 1,144;

V рост затрат по амортизации;

V рост прочих расходов; в течение 2002 года наблюдался рост

затрат по арендной плате, страхованию имущества и др.

2. Коммерческие расходы – 1,2 миллиарда руб. (80,3% к 2001 году).

3. Управленческие расходы – 0,42 миллиарда руб. (182,0% к 2001

году), рост произошёл по причине изменения организационной

структуры ОАО «Уралкалий».

Указанные выше причины привели к росту прибыли от продаж с 1,57

миллиарда руб. в 2001 году до 1,78 миллиарда руб. в 2002 году.

С учётом операционных и внереализационных доходов и расходов

балансовая прибыль составила 1,555 миллиарда руб. (119,6% к 2001 году) и

чистая – 1,2 миллиарда руб. (115,2% к 2001 году).[20]

Использование железнодорожного подвижного состава

ОАО «Уралкалий» имеет собственный подвижной состав: минераловозы,

думпкары, полувагоны и крытые вагоны, необходимые для организации перевозок

продукции покупателям. При недостаточности собственного вагонного парка ОАО

«Уралкалий» арендует вагоны.

В 2002 году проводились работы по обновлению вагонного

парка. Приобретено 98 зерновозов и 60 думпкаров. В то же время идет процесс

выбытия вагонов по предельному сроку службы и техническому состоянию.

|Принадлежность вагонов |2001 год |2002 год |

|Собственные |63% |63% |

|Арендованные |34% |23% |

|Парк МПС |3% |14% |

|ИТОГО: |100% |100% |

Таб. 7. Перевозка продукции по видам принадлежности подвижного

состава.[21]

В 2002 году в общем объеме отгруженных вагонов увеличилась доля

подвижного состава МПС, что позволило сократить количество арендуемых

вагонов, а следовательно и затраты на аренду вагонов. Перевозка в вагонах

МПС продиктована договорными условиями на поставку продукции: потребителю

нет необходимости оплачивать порожний пробег из-под выгрузки и

компенсировать предприятию затраты на содержание вагонов.

Один из основных показателей, определяющих эффективность

использования подвижного состава, себестоимость вагоно-суток – расходы на

содержание и обслуживание подвижного состава, приходящиеся на единицу

вагоно-суток в работе.

В 2002 году себестоимость вагоно-суток увеличилась:

V по минераловозам – на 2,7%;

V по крытым вагонам – на 17,8%;

V по полувагонам – на 47,5%.

Увеличение себестоимости вагоно-суток обусловлено ростом цен на

ремонт и содержание подвижного состава. Средний возраст вагонного парка ОАО

«Уралкалий» 10-13 лет. Для поддержания вагонов в рабочем состоянии

требуются значительные вложения.

Для затрат по ремонту вагонов в подразделении «Цех железнодорожного

транспорта», осуществляющем деповской и текущий ремонт вагонов, в декабре

2001 года была введена третья смена, что позволило увеличить объём

деповского ремонта собственными силами в 2002 году и в будущем отказаться

от деповского ремонта внешними подрядчиками.

Геологоразведочные работы

За 2002 год пройдено 9734 погонных метра выработок, пробурено 23

скважины общим метражом 691 погонный метр. Ожидаемый прирост запасов

каменной соли не менее 90 миллионов тонн.

Маркшейдерско-геодезические работы выполнялись по заявкам

рудоуправлений в требуемых объёмах с целью соблюдения технологии горных

работ, состояния зданий, сооружений и стволов, предупреждения разрушения

коммуникаций и сооружений из-за сдвижения горных пород.

Инвестиции на поддержание основных фондов

Инвестиции ОАО «Уралкалий» в развитие основных фондов и поддержание

существующих производственных мощностей в 2002 году составили 1,19

миллиардов рублей, в том числе в капитальное строительство – 742,4 миллиона

рублей, на приобретение оборудования, не требующего монтажа, – 449,5

миллиона рублей.

В сравнении с 2001 годом – 1,284 миллиарда рублей – общий объём

инвестиций остался на прежнем уровне, но анализ состояния основных фондов

на начало 2002 года определил распределение капитальных вложений на

перспективу.[22]

На капитальное строительство в 2001 году было израсходовано 71% от

общего объёма инвестиций, в 2002 – 62%; на приобретение машин и

оборудования, соответственно, 29% и 38% (рис. 5).

[pic]Рис. 5. Структура капитальных вложений 2001-2002 г.г.[23]

Ввод основных фондов в 2002 году составил 1,07 миллиарда рублей. В

сравнении с 2001 годом – 1,34 миллиарда рублей – произошло снижение на 20%,

что обусловлено реализацией долгосрочных инвестиционных проектов.

Приоритетными направлениями инвестиционной политики ОАО «Уралкалий»

были:

V энергосбережение;

V улучшение качества выпускаемой продукции;

V поддержание мощностей рудников;

V оптимизация системы управления производством;

V экологическая культура производства.

Программа энергосбережения включала в себя перевод подразделений

Общества на газ и внедрение системы управления энергосбережением. Работы

будут продолжены.

Повысить качество выпускаемого продукта позволит реконструкция

некоторых технологических отделений, а замена некоторых стальных

путепроводов агрессивных растворов на стеклопластиковые позволит увеличить

срок эксплуатации этого технологического звена.

Качество продукции

Качество продукции по всей производимой номенклатуре соответствует

плановым показателям, намного выше требований ГОСТов и технических условий

и не уступает качеству продукции как отечественных, так и зарубежных

производителей.

За 2002 год поступило 15 замечаний на продукцию, отправленную

потребителям, что на 6 замечаний меньше, чем за 2001 год.

Объём выпущенной продукции, на которую поступили замечания,

составляет 0,025% от общего объёма.

Проведены в полном объёме требуемые российским законодательством

работы по обязательной сертификации и санитарно-гигиенической экспертизе

продукции Общества, в том числе по радиационному признаку. Все выпускаемые

удобрения прошли требуемую законодательством государственную регистрацию.

В соответствии с принятым планом в 2002 году в Обществе завершено

создание и внедрение интегрированной системы менеджмента качества и охраны

окружающей среды по требованиям международных стандартов ISO серии 9000

новой версии 2000 года и серии ISO 14000.

В декабре 2002 года комиссией, представлявшей органы по

сертификации ВНИИС-СЕРТ (Россия) и SGS (Швейцария), проведена оценка

действующей системы менеджмента качества и охраны окружающей среды на

соответствие требованиям ISO 9001:2000 и ISO 14001:96. По её результатам

ОАО «Уралкалий» получило национальные сертификаты соответствия на систему

менеджмента качества и систему управления охраной окружающей среды,

оформлены документы на получение международного сертификата на систему

менеджмента качества в SGS (Швейцария).

На 2003 год в Обществе принята программа улучшения системы

менеджмента качества и охраны окружающей среды, планируется проведение

международной сертификации системы управления охраной окружающей среды.

Охрана окружающей среды

В 2002 году было выполнено 12 природоохранных мероприятий. В том

числе по охране атмосферы – 4, по охране водного бассейна – 5, по

использованию отходов – 3.

Валовый выброс вредных веществ в атмосферу в 2002 году составил

2630 тонн, что на 60% меньше разрешённого выброса и на 706 тонн меньше

фактического выброса за 2001 год.

SWOT-анализ ОАО «Уралкалий».

Исходя из вышеперечисленных, а также других данных, содержащихся в

годовом отчёте ОАО «Уралкалий» за 2002 год, проведём SWOT-анализ.

Для начала перечислим сильные и слабые стороны компании, её

возможности и угрозы, взяв за основу таблицу 1 (стр. 23). Полученные данные

сосредоточим в SWOT-таблице (таб. 8).

| | |

|Потенциальные внутренние сильные стороны: |Потенциальные внешние возможности: |

|адекватные финансовые ресурсы |способность обслужить дополнительные группы клиентов |

|хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей |или выйти на новые рынки или на новые сегменты рынка |

|хорошо проработанная функциональная стратегия |пути расширения ассортимента продукции, чтобы |

|экономия на масштабах производства |удовлетворять больше потребностей клиентов |

|умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления |способность использовать навыки и технологические |

|со стороны конкурентов |ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах |

|собственная технология |уже выпущенной продукции |

|более низкие издержки (преимущество по издержкам) |возможность быстрого развития в связи с резким ростом |

|опыт в разработке новых товаров |спроса на рынке |

|большой опыт |появление новых технологий |

|лучшие возможности производства | |

|превосходные технологические навыки | |

|собственные порты отгрузки | |

|собственный парк вагонов | |

| | |

|Потенциальные внутренние слабые стороны: |Потенциальные внешние угрозы: |

|нет чёткого стратегического направления развития |выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими|

|устарелое оборудование |издержками |

|недостаток управленческого таланта и умения |медленный рост рынка |

|отсутствие определённых способностей и навыков в ключевых |неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или|

|областях деятельности |торговой политики иностранных правительств |

|недостаточный имидж на рынке |растущая требовательность покупателей и поставщиков |

|неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности |изменение потребностей и вкусов покупателей |

| |рост продаж продуктов-субститутов |

Таблица 8. Характеристики, необходимые для SWOT-анализа ОАО

«Уралкалий».

| |Возможности |Угрозы |

| |способность обслужить |выход на рынок |

| |дополнительные группы |иностранных конкурентов |

| |клиентов или выйти на |с более низкими |

| |новые рынки или на новые|издержками |

| |сегменты рынка |медленный рост рынка |

| |пути расширения |неблагоприятное |

| |ассортимента продукции, |изменение курсов |

| |чтобы удовлетворять |иностранных валют или |

| |больше потребностей |торговой политики |

| |клиентов |иностранных правительств|

| |способность использовать| |

| |навыки и технологические|растущая |

| |ноу-хау в выпуске новой |требовательность |

| |продукции или в новых |покупателей и |

| |видах уже выпущенной |поставщиков |

| |продукции |изменение потребностей и|

| |возможность быстрого |вкусов покупателей |

| |развития в связи с | |

| |резким ростом спроса на | |

| |рынке | |

| |появление новых | |

| |технологий | |

|Сильные стороны |ПОЛЕ СИВ |ПОЛЕ СИУ |

|адекватные финансовые |Адекватные финансовые |Опыт в разработке новых |

|ресурсы |ресурсы + пути |товаров + изменение |

|хорошее впечатление, |расширения ассортимента |потребностей и вкусов |

|сложившееся о компании у|продукции |покупателей |

|покупателей |Умение избежать давления|Адекватные финансовые |

|хорошо проработанная |со стороны конкурентов +|ресурсы + изменение |

|функциональная стратегия|способность выйти на |потребностей и вкусов |

| |новые рынки или новые |покупателей |

|экономия на масштабах |сегменты рынка |Более низкие издержки + |

|производства |Собственные порты |растущая |

|умение избежать (хотя бы|отгрузки + возможность |требовательность |

|в некоторой мере) |быстрого развития в |покупателей и |

|сильного давления со |связи с резким ростом |поставщиков |

|стороны конкурентов |спроса |Опыт в разработке новых |

|собственная технология |Собственный парк вагонов|товаров + медленный рост|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.