реферат, рефераты скачать
 

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности


2.2.Пользователем библиотеки может стать каждый гражданин, проживающий на

территории г. Москвы по предъявлению документов, удостоверяющих его

личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - по предъявлению

документов, удостоверяющих их законных представителей.

2.3.Лица, не имеющие прописки на территории г. Москвы, имеют право на

библиотечное обслуживание только в читальном зале.

2.4.Юридические лица обслуживаются на основе договорных отношений.

2.5.Все пользователи библиотеки имеют право:

-бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через

систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

-бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников

информации;

-бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных

фондов;

-получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других

библиотек;

-пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными, перечень

которых определяется Правилами пользования библиотекой.

2.6.Пользователи библиотеки имеют также право:

-участвовать во всех мероприятиях библиотеки;

-входить в состав различных советов при библиотеки, высказывать свои мнения

и суждения о деятельности библиотеки и отдельных работников, вносить

предложения по улучшению работы библиотеки, ее структуры;

-ожаловать в суде действия должностных лиц, ущемляющих их права;

-пользоваться платными услугами библиотеки согласно Устава ЦБС.

3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ.

3.1. Права библиотеки определяются в соответствии со ст. 13 ФЗ «О

библиотечном деле», гл. 4 Гражданского кодекса (Ч.1), ст. 20 Закона «Об

авторском праве и смежных правах», Уставом библиотеки.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (ст 9 ФЗ – «О библиотечном деле»)

Пользователь обязан:

4.1. Ссоблюдать правила пользования. Пользователи, нарушившие Правила

пользования и причинившие ущерб библиотеки, компенсируют его в следующем

порядке:

-при утере или порче документа изфонда библиотеки пользователи обязаны

заменить их соответственно такими же или признанными равноценными ( в том

числе и копиями утраченных документов), а при невозможности замены –

возместить их индексированную стоимость в 10-кратном размере. Стоимость

утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в

современных рыночных условиях (ст. 12,15 ГК; ст. 20 Закона «Об авторском

праве и смежных правах»);

-при нарушении сроков возврата документов, взятых во временное

пользование, аобнементы могут быть лишены права пользования библиотекой на

сроки, установленные админстрацией; (ст. 12, 330- 331, ст. 334-360 ГК);

-за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки,

причинение им невосполнимого вреда и нарушения срока возврата документов

несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители, опекуны,

попечители, учебные заведения, воспитательные или лечебные учреждения, под

надзором которых они состоят;

-при иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу библиотеки

пользователи несут ответственность в соответствии с действующим

законодательством (ГК, УК).

4.2 При получении документов тщательно их рассмотреть и в случае

обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который

обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе.

4.3. Бережно относться к документам из фонда библиотеки: не делать в них

никаких заметок, пометок из помещения и не загибать страниц, не выносить из

помещения библиотеки (отдела), если документы не записаны в читательском

формуляре, возвращать их в установленные сроки. Не нарушать расстановки

фонда в отделах с открытым доступом, не вынимать карточек из каталогов и

карточек.

4.4. Бережно относиться к имуществу библиотеки.

4.5 Соблюдать правила пользования в общественных местах.

5. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

Библиотека обязана.

5.1.Создавать все условия для осуществления прав пользователя на свободный

доступ к информации и документам из фондов библиотеки (с. 12 ФЗ «О

библиотечном деле»);

5.2.Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей. Не

допускается использование сведений о читателе и его чтении в любых

случаях, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного

обслуживания (ст. 24 Конст. РФ, ст. 12,п. 1 ФЗ «о библиотечном деле»);

5.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей

, принимать меры по привлечению пользователей в библиотеку.

5.4.Осуществлять справочно-библиографическое и информационное обеспечение с

учетом требований времени.

5.5.Обеспечивать высокую культуру обслуживания читателей, оказывать им

помощь в выборе необходимых произведений и иных материалов путем устных

консультаций, предоставления а их пользование каталогов и картотек.

5.6.В случае отсутствия в фонде необходимых читателям произведений печати и

иных материалов запрашивать их по межбиблиотечному пбонементу из других

библиотек.

5.7.Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах

библиотеки документов в соответствии с установленными Правилами,

обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, а также

произведений печати и иных материалов, являющимися памятниками истории и

культуры, с соблюдением требований законодательства РФ.

Сотрудник библиотеки при выдаче документов обязан тщательно

просматривать их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов делать

соответствующие пометки на выдаваемом документе.

5.8. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку

выданных читателям документов.

5.9.Билиотека по требованию пользователей обязана предоставлять им

информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.

6.1.Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа,

удостоверяющего личность.

Дети до 16 лет записываются на основании документов,

удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства.

Родители, опекуны, попечители, иные законные представители

должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью)

заверить свою обязанность соблюдения их.

При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с

Правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей

подписью на читательском билете или читательском формуляре (ст. 7 ФЗ,

ст.26,п.1, ст.28,п.1,3, ст361-363,367 ГК)

6.3.При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях

читатель должен сообщить об этом в библиотеку.

6.4. Библиотека определяет технологию записи и пользования библиотекой

(читательские билеты, контрольные листки или только формуляры)

7.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ.

7.1.Абонемент – форма индивидуального обслуживания и(или) структурное

подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу документов для

использования вне библиотеки на определенный срок и на определенных

условиях.

7.2.Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров

на срок 14 дней. Срок пользования новыми журналами и документами

повышенного спроса устанавливается библиотеокй 7 дней.

7.3.Абонемент может продлить срок пользования документом, если на него нет

спроса со стороны других читателей.

7.4.Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным

возвращением в библиотеку выданных документов. Через 30 дней сотрудник

напоминает читателю (письменно или по телефону) о необходимости возврата

документов. Если документы не возвращены, то библиотека может применить

административные меры:

-лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ст.

13 ФЗ «О библиотечном деле»; ст.12,15,330 ГК)

перевести читателя на обслуживание только в читательном зале.

7.5.Пользователь обязан расписаться за каждый документ, при возвращении

документы погашаются подписью.

7.6.Формуляр читателя и книжный формуляр являются документом и приемом их к

библиотечной работе.

8. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ.

8.1.Читальный зал – структурное подразделение библиотеки с помещением и

формами обслуживания пользователей, предоставляет литературу из фондов

библиотеки для работы только в читальном зале.

8.2.Читальный зал обслуживает всех желающих только по предъявлению

соответствующих документов, удостоверяющих их личность. В случае отсутствия

этих документов гражданин получает право на единовременный вход в

библиотеку через администрацию или дежурного по библиотеки.

8.3.Число документов, выдаваемых в читальном зале не ограничивается.

8.4.Документы, полученные по МБА, на дом не выдаются. Ими пользуются только

в читальном зале.

8.5.Пользователь обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале

документ.

На основании всех выше перечисленных правовых документов

составлены Правила пользования детской библиотекой./5, с 18-20/

2.3.ИНФОРМАЦИОННАЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ.

В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы

– информатики и вычислительной техники, инормационных технологий и

телекоммуникаций, - занимающих ключевые позиции в вопросах формирования

государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики,

приоритетных направлений (в том числе и расходование бюджетных средств),

традиционно скептически отношение к библиотекам, недооценка их деятельности

стали меняться, причем, - в сторону несравненно лучшего понимания их

реальной роли, задач в современном информационном мире, их информационных

возможностей, характера и полноты накопленных в библиотеках информационных

ресурсов и связанной с этим степени востребованности их обществом.

Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная

политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации

библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих

вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ,

затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец,

реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых

информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления

информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных

ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов.

Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны на фоне

ослабления деятельности центров НТИ и обусловлены консолидированностью

библиотечного профессионального сообщества в осмыслении текущих проблем и

перспектив своего развития в контексте мирового опыта.

До самого последнего времени проблемы различных видов

информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде

всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой

информации, так и по формам ее представления, собственности,

орагнизационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В

потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если и небыли

откровенно на заднем плане, то во всяком случае явно терялись. Выходить на

авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана

необходимость формирования целостной государственной информационной

политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и

информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и

способах их использования./12, с 168,169/

В 1995 году был подготовлен Национальный доклад

«Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции

развития», содержащий анализ состояния информационных ресурсов,

представленных в электронной форме, прежде всего баз и банков данных. Хотя

в этом докладе библиотекам отведено достаточно скромное место, но все же

они в нем присутствуют./1, с 121/

В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные

ресурсы России», целью которого является «формирование целостного

представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов,

позволяющего сформулировать и определить пути реализации эффективной

государственной политики в области формирования, защиты и использования

информационных ресурсов» В нем библиотеки стоят уже на первом месте и

раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически

открывают доклад, следуя сразу после общего описания структуры всех

информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть России в этом докладе

названа в числе четырех основных государственных информационных систем

России, имеющих межведомственный универсальный характер, наряду с Архивным

фондом Российской Федерации, государственной системой статистики и

государственной системой научно-техничесмкой информации. Причем любопытно и

показательно, что в этом перечислении библиотечная сеть – на первом месте.

В докладе омечается, что «в настоящее время начала складываться и система

правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие

ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых

актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом

направлении работ в качестве положительного примера в докладе приводится

набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных

федеральных и региональных) библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей

правовой информацией – имеется в виду начавшийся 1998 году процесс

создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных

библиотек. /8, с 24/; /9, с 203/

Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают

подобающее им место в государственной информационной политике или близки к

гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в

повестке дня неминуемо появится вопрос об интеграции этих ресурсов с

библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых

технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной

информационной политики. Новая федеральная программа «Электронные

библиотеки» дает реальный шанс для такой интеграции./12, с 170/

ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК.

Появление нового направления в библиотечной деятельности,

связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение

экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления

выполняемых ими функций с учетом этих реалий.

Сложности в определении функционального назначения библиотек в

отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с

изменениями, происходящими в нашем обществе, которые в основе своей

институциональны. Это означает, что разрушаются устойчивые прежде

стереотипы интерпретации событий в повседневной жизни. Прежде всего это

относится к новым для нашего общества социальным ролям. Появился социальный

слой предпринимателей. Но общепринятый, типичный образ предпринимателя

применительно к российской действительности еще не сложился, он только

формируется.

В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства

нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и

т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в

становлении института предпринимательства может быть отведена и

библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека

выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации

личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и

выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм,

установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу,

профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки

заключается в выявлении комплекса формальных и неформальных норм и

ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и

услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В

настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих

эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно

правовых документах, инструктивных и методических материалах по

регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях

рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а

также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная

с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач,

конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации

потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых

целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о

широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов

в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и

т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая

для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного

процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и

других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной

концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача

усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную

информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание

перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его

помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно

получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна

происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе.

Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей, личностные

характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и

возможностей различных социальных групп.

Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных

интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри

определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям

общества в целом к данной социальной деятельности.

Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе

подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными

методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую

систему, информационные потребности, обусловленные особенностями

планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес

предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка

товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных

средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности.

Взаимодействие субъектов рынка начинается с описания делового предложения.

Точность формулировки делового предложения требует, в свою очередь,

моделирования рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при

составлении бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении

бизнес-плановых, деловых предложений может оказать библиотека, одновременно

реализуя и социализирующую, и коммуникативную функции.

В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает

статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации.

Принятие эффективных решений в области предпринимательства невозможно без

достоверной информации о них.

Для организации рациональной системы информационного обеспечения

предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах,

которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.