| |||||
МЕНЮ
| ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности2.2.Пользователем библиотеки может стать каждый гражданин, проживающий на территории г. Москвы по предъявлению документов, удостоверяющих его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - по предъявлению документов, удостоверяющих их законных представителей. 2.3.Лица, не имеющие прописки на территории г. Москвы, имеют право на библиотечное обслуживание только в читальном зале. 2.4.Юридические лица обслуживаются на основе договорных отношений. 2.5.Все пользователи библиотеки имеют право: -бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; -бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; -бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов; -получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек; -пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными, перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой. 2.6.Пользователи библиотеки имеют также право: -участвовать во всех мероприятиях библиотеки; -входить в состав различных советов при библиотеки, высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки и отдельных работников, вносить предложения по улучшению работы библиотеки, ее структуры; -ожаловать в суде действия должностных лиц, ущемляющих их права; -пользоваться платными услугами библиотеки согласно Устава ЦБС. 3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ. 3.1. Права библиотеки определяются в соответствии со ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле», гл. 4 Гражданского кодекса (Ч.1), ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах», Уставом библиотеки. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (ст 9 ФЗ – «О библиотечном деле») Пользователь обязан: 4.1. Ссоблюдать правила пользования. Пользователи, нарушившие Правила пользования и причинившие ущерб библиотеки, компенсируют его в следующем порядке: -при утере или порче документа изфонда библиотеки пользователи обязаны заменить их соответственно такими же или признанными равноценными ( в том числе и копиями утраченных документов), а при невозможности замены – возместить их индексированную стоимость в 10-кратном размере. Стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных условиях (ст. 12,15 ГК; ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах»); -при нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование, аобнементы могут быть лишены права пользования библиотекой на сроки, установленные админстрацией; (ст. 12, 330- 331, ст. 334-360 ГК); -за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки, причинение им невосполнимого вреда и нарушения срока возврата документов несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители, опекуны, попечители, учебные заведения, воспитательные или лечебные учреждения, под надзором которых они состоят; -при иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу библиотеки пользователи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (ГК, УК). 4.2 При получении документов тщательно их рассмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе. 4.3. Бережно относться к документам из фонда библиотеки: не делать в них никаких заметок, пометок из помещения и не загибать страниц, не выносить из помещения библиотеки (отдела), если документы не записаны в читательском формуляре, возвращать их в установленные сроки. Не нарушать расстановки фонда в отделах с открытым доступом, не вынимать карточек из каталогов и карточек. 4.4. Бережно относиться к имуществу библиотеки. 4.5 Соблюдать правила пользования в общественных местах. 5. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ. Библиотека обязана. 5.1.Создавать все условия для осуществления прав пользователя на свободный доступ к информации и документам из фондов библиотеки (с. 12 ФЗ «О библиотечном деле»); 5.2.Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей. Не допускается использование сведений о читателе и его чтении в любых случаях, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного обслуживания (ст. 24 Конст. РФ, ст. 12,п. 1 ФЗ «о библиотечном деле»); 5.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей , принимать меры по привлечению пользователей в библиотеку. 5.4.Осуществлять справочно-библиографическое и информационное обеспечение с учетом требований времени. 5.5.Обеспечивать высокую культуру обслуживания читателей, оказывать им помощь в выборе необходимых произведений и иных материалов путем устных консультаций, предоставления а их пользование каталогов и картотек. 5.6.В случае отсутствия в фонде необходимых читателям произведений печати и иных материалов запрашивать их по межбиблиотечному пбонементу из других библиотек. 5.7.Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах библиотеки документов в соответствии с установленными Правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, а также произведений печати и иных материалов, являющимися памятниками истории и культуры, с соблюдением требований законодательства РФ. Сотрудник библиотеки при выдаче документов обязан тщательно просматривать их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов делать соответствующие пометки на выдаваемом документе. 5.8. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям документов. 5.9.Билиотека по требованию пользователей обязана предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов. 6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ. 6.1.Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Дети до 16 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства. Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность соблюдения их. При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском билете или читательском формуляре (ст. 7 ФЗ, ст.26,п.1, ст.28,п.1,3, ст361-363,367 ГК) 6.3.При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях читатель должен сообщить об этом в библиотеку. 6.4. Библиотека определяет технологию записи и пользования библиотекой (читательские билеты, контрольные листки или только формуляры) 7.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ. 7.1.Абонемент – форма индивидуального обслуживания и(или) структурное подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу документов для использования вне библиотеки на определенный срок и на определенных условиях. 7.2.Пользователь может получить единовременно на дом не более 5 экземпляров на срок 14 дней. Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается библиотеокй 7 дней. 7.3.Абонемент может продлить срок пользования документом, если на него нет спроса со стороны других читателей. 7.4.Библиотекарь обязан систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов. Через 30 дней сотрудник напоминает читателю (письменно или по телефону) о необходимости возврата документов. Если документы не возвращены, то библиотека может применить административные меры: -лишить права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок (ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле»; ст.12,15,330 ГК) перевести читателя на обслуживание только в читательном зале. 7.5.Пользователь обязан расписаться за каждый документ, при возвращении документы погашаются подписью. 7.6.Формуляр читателя и книжный формуляр являются документом и приемом их к библиотечной работе. 8. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ. 8.1.Читальный зал – структурное подразделение библиотеки с помещением и формами обслуживания пользователей, предоставляет литературу из фондов библиотеки для работы только в читальном зале. 8.2.Читальный зал обслуживает всех желающих только по предъявлению соответствующих документов, удостоверяющих их личность. В случае отсутствия этих документов гражданин получает право на единовременный вход в библиотеку через администрацию или дежурного по библиотеки. 8.3.Число документов, выдаваемых в читальном зале не ограничивается. 8.4.Документы, полученные по МБА, на дом не выдаются. Ими пользуются только в читальном зале. 8.5.Пользователь обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале документ. На основании всех выше перечисленных правовых документов составлены Правила пользования детской библиотекой./5, с 18-20/ 2.3.ИНФОРМАЦИОННАЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ. В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы – информатики и вычислительной техники, инормационных технологий и телекоммуникаций, - занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений (в том числе и расходование бюджетных средств), традиционно скептически отношение к библиотекам, недооценка их деятельности стали меняться, причем, - в сторону несравненно лучшего понимания их реальной роли, задач в современном информационном мире, их информационных возможностей, характера и полноты накопленных в библиотеках информационных ресурсов и связанной с этим степени востребованности их обществом. Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ, затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны на фоне ослабления деятельности центров НТИ и обусловлены консолидированностью библиотечного профессионального сообщества в осмыслении текущих проблем и перспектив своего развития в контексте мирового опыта. До самого последнего времени проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее представления, собственности, орагнизационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если и небыли откровенно на заднем плане, то во всяком случае явно терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана необходимость формирования целостной государственной информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и способах их использования./12, с 168,169/ В 1995 году был подготовлен Национальный доклад «Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития», содержащий анализ состояния информационных ресурсов, представленных в электронной форме, прежде всего баз и банков данных. Хотя в этом докладе библиотекам отведено достаточно скромное место, но все же они в нем присутствуют./1, с 121/ В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные ресурсы России», целью которого является «формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать и определить пути реализации эффективной государственной политики в области формирования, защиты и использования информационных ресурсов» В нем библиотеки стоят уже на первом месте и раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически открывают доклад, следуя сразу после общего описания структуры всех информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть России в этом докладе названа в числе четырех основных государственных информационных систем России, имеющих межведомственный универсальный характер, наряду с Архивным фондом Российской Федерации, государственной системой статистики и государственной системой научно-техничесмкой информации. Причем любопытно и показательно, что в этом перечислении библиотечная сеть – на первом месте. В докладе омечается, что «в настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом направлении работ в качестве положительного примера в докладе приводится набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и региональных) библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией – имеется в виду начавшийся 1998 году процесс создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. /8, с 24/; /9, с 203/ Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в повестке дня неминуемо появится вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новая федеральная программа «Электронные библиотеки» дает реальный шанс для такой интеграции./12, с 170/ ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК. Появление нового направления в библиотечной деятельности, связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления выполняемых ими функций с учетом этих реалий. Сложности в определении функционального назначения библиотек в отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с изменениями, происходящими в нашем обществе, которые в основе своей институциональны. Это означает, что разрушаются устойчивые прежде стереотипы интерпретации событий в повседневной жизни. Прежде всего это относится к новым для нашего общества социальным ролям. Появился социальный слой предпринимателей. Но общепринятый, типичный образ предпринимателя применительно к российской действительности еще не сложился, он только формируется. В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки заключается в выявлении комплекса формальных и неформальных норм и ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах, инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения. Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе. Определяющим должны стать профессионализация тех или иных людей, личностные характеристики, сходство и несхожесть интересов, условий жизни и возможностей различных социальных групп. Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества в целом к данной социальной деятельности. Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую систему, информационные потребности, обусловленные особенностями планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности. Взаимодействие субъектов рынка начинается с описания делового предложения. Точность формулировки делового предложения требует, в свою очередь, моделирования рыночной ситуации. Обычно такое моделирование проводится при составлении бизнес-плана предстоящей деятельности. Помощь в составлении бизнес-плановых, деловых предложений может оказать библиотека, одновременно реализуя и социализирующую, и коммуникативную функции. В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации. Принятие эффективных решений в области предпринимательства невозможно без достоверной информации о них. Для организации рациональной системы информационного обеспечения предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах, которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|