| |||||
МЕНЮ
| ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельностивремя. Столь претенциозная концепция, более похожая на красивый лозунг, с получением доступа к Интернет технически становится реальностью практически для каждого. По сути, разница заключается лишь в степени платежеспособности и соответственно полномочиях в сети каждого клиента. Тенденция же такова, что доступ к Интернет ощутимо дешевеет во всем мире и , следовательно, его информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности Интернет, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещаетсмя в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи. Текст, полноцветная движущая графика и трансляция радиопрограмм воспринимаются сегодня уже как явление обыденное. Однако новая информационная среда – это не только и не столько сама технологическая база, представленная рассредоточенным по всему земному шару компьютерно – телекоммуникационным оборудованием, каналами связи, средствами доступа к данным и самими данными. Это прежде всего изменение системы отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, т. е. Между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей этой системе. В ней возникают новые элементы, а устаревшие видоизменяются или же исчезают. В традиционной системе информационных коммуникаций, субъектами которой являются издательства, книжная торговля, архивы, органы НТИ, электронные средства массовой информации и некоторые вспомогательные звенья, библиотеки прочно занимают место главного хранителя и систематизатора знаний, зафиксированных в виде документов, а также института обеспечивающего общественный доступ у этим знаниям. Авторитет библиотеки, вне зависимости от ее конкретного бытия на практике, видится на том, что она является главным, а порою и единственным гарантированным держателем фонда документов, хранителем интеллектуального потенциала. Именно потребность информации заставляет читателя обращаться в библиотек, и именно существование учреждения, выполняющего роль держателя и систематизатора знаний, заставляет общество финансировать и поддерживать библиотеки. В этом случае библиотека наряду с книжной торговлей, органами НТИ и другими институтами играет роль еще одного незаменимого посредника, связывающего производителей информации с ее потребителями. В новой информационной среде структура информационных потоков существенно меняется. В киберпространстве все данные представлены не в виде дискетных и вполне осязаемых документов, а в виде компьютерных файлов. Они располагаются на многочисленных компьютерах-серверах по всему миру, причем их емкость может быть практически безграничной. Поставщиками информации в глобальных сетях становятся владельцы серверов. Это могут быть предпринимательские компании, правительственные учреждения, учебные заведения, научные центры, музеи, библиотеки, агентства новостей, общественные ассоциации и частные лица. Издательская деятельность в сети требует несравнимо меньших затрат, чем традиционная. Собственный сервер и команда из трех-четырех человек для его оформления и актуализации достаточны, чтобы о тебе узнал весь мир. Не нужно распологать полиграфической базой, тратиться на бумагу и беспокоиться о распространении экземпляров изданий. Характер представляемых сведений может быть сколь угодно широким: от развлекательных материалов до государственных законов, речей и интервью лидеров политики, экономики и культуры, научных отчетов, трудов конференций, сведений о выпускаемой продукции, репродукций живописных полотен и т.п. Технические средства, в частности такое приложение Интернет, как Всемирная компьютерная паутина, дают возможность доступа ко всей этой информации за считанные минуты вне зависимости от ее реального местонахождения. Государственные границы в этом случае упраздняются, расстояния сводятся к нулю, опоздания исключаются. Создается новая реальность информационной работы, в которой уже нет необходимости комплектовать, обрабатывать и хранить источники, как это делается с документами в их традиционном виде. Возможность столь простого доступа к знаниям ощутимо снижает роль всех, вчера еще, казалось бы, незаменимых, посредников в системе документальных коммуникаций, в том числе и библиотек. Осознав возможности, выгоды и , главное, перспективы новой информационной среды, в информационную деятельность включаются совершенно иные субъекты, а ее сторожилы срочно модернизируют формы деятельности, дабы укрепить позиции в изменившихся условиях. Издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и продажу своей продукции через глобальные сети (что, кстати, является чувствительным ударом по книжной торговле). При этом потребителю не обязательно приобретать все издания в целом, порой выгоднее и дешевле приобрести лишь одну главу из книги или статью из журнала. В этом случае копия затребованного фрагмента высылается по факсу или же обычной почтой, причем срок доставки по факсу может не превышать одного часа. Несколько иным способом действует издатели периодики, предоставляющие в Интернет доступ непосредственно к электронным версиям известнейших газет, журналов и сборников за соответствующую плату. Электронный вариант, как правило, содержит практически идентичное печатному оформление и появляется на сервере одновременно или даже раньше бумажных аналогов. Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников системы информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве коммерческие фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к Интернет. Каждый провайдер, стремясь сделать сой сервер наиболее привлекательным, неминуемо приходит к необходимости размещения на нем сведений, которые могут заинтересовать потенциальных клиентов. Начиная с прогнозов погоды, перечня местных достопримечательностей, расписаний поездов и самолетов, некоторые провайдеры переходят к развитию более фундаментальных информационных услуг. Например, создают базы данных о наличии лекарств в аптеках региона, различного рода справочники («желтые» и «белые» страницы), регулярно обновляемые кино- и театрально-концертные афиши городов и т.д. Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие информационную работу как вид предпринимательской деятельности. Свою продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного профиля и крупнейших энциклопедических изданий. Очень интенсивно развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий, предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. При этом пользователям предлагаются как свежие выпуски, так и тщательно ведущиеся архивы за прошлые месяцы и годы. Например, российский сервер «Гарант-Парк» поддерживает электронные версии более чем 20 ведущих российских газет и журналов. Таким образом Интернет формирует огромный информационный потенциал, который, помимо разнообразнейших сведений в специфической электронной форме, включает огромное число источников, работа с которым традиционно относилась к ведению библиотек. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые сведения. В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным фондодержателем, теряют монополию на владение информацией в систематизированном виде. Именно в этом заключается главная проблема, создаваемая новой информационной средой для библиотеки как общественного института. С развитием сети вширь и вглубь все более весомая доля информационных ресурсов перемещается в виртуальную сферу, совершенствуются способы создания, доставки и оплаты электронных источников, и, следовательно увеличивается общее социальное значение информационного потенциала Интернет. Параллельно с этим происходит снижение роли библиотеки как учреждения, выполняющего посреднические функции между информацией (прежде всего в документальной форме) и ее потребителями. У общества появляется возможность выбора между обращением в реальную библиотеку или обращением в виртуальным ресурсам сетей. И поскольку получение данных из Интернета зачастую сопряжено с неизмеримо меньшим затратами времени и сил, выбор все чаще будет делаться в свою пользу. Спрос же на традиционные библиотечные ресурсы будет снижаться, и соответственно будет падать авторитет библиотеки в обществе, а с ним и размеры сумм, отпускаемые на ее финансирование. Чтобы этого не произошло, библиотека должна измениться, пересмотрев некоторые, кажущиеся незыблемыми ныне, принципы своего существования. В новой информационной среде предполагаются иные подходы к обработке информации, поскольку виртуальные источники нет необходимости комплектовать, хранить, рекомендовать и выдавать читателям так, как это делается сегодня с привычными документами. В то же время виртуальные материалы надо оперативно и регулярно учитывать, отслеживать их изменения, осуществлять навигацию в сети, консультировать пользователей, заботиться об обеспечении доступа к платным источникам, осуществлять обучение читателей работе со всем арсеналом средств киберпространства. Практическая деятельность библиотек уже в обозримой перспективе во многом должна быть ориентирована на эти процессы, кажущиеся сегодня почти экзотическими. Не освоив их, библиотеки, прежде всего универсальные научные и массовые, рискуют быть вытесненными с информационного рынка, и никакие заявления об их непреходящей ценности не помогут. Таким образом технологические реалии новой информационной среды приведут к существенному изменению содержания библиотечной работы. Библиотека скорее всего продолжит выполнение посреднических функций между информацией и потребителем, но во многом уже в иной форме. Смена технологической парадигмы повлечет кардинальную модификацию большинства внутрибиблиотечных процессов, перераспределение кадровых ресурсов, изменение содержания библиотечной профессии и т.д. Наконец, грядущие технологии приведут к фундаментальным изменениям всей философии библиотечной работы, которые, по нашему убеждению, будут проявляться в постепенном переходе от принципа обладания документом к принципу возможного доступа к нему по требованию. Все это повлечет за собой переосмысление сущности библиотечной деятельности, создание обновленной методологии, теории и методики работы. Надеясь, что сказанное убеждает в важности технологических факторов в библиотечной практике и неизбежности грядущих перемен или же, по крайней мере, заставляет об этом задуматься. Поворот к приоритетному решению технических проблем в отечественном библиотековедении уже начался. Это доказывается, в частности, простым перечнем тематики докладов на ежегодных крымских конференциях, являющихся самыми авторитетными форумами российской информационной отрасли. Однако это понимание еще не стало достоянием широких кругов библиотечной общественности России. Инерция прошлых десятилетий в современном библиотековедении недопустимо высока. До сего дня нередки исследования, посвященные, например, изучению методики подготовки или классификации библиографических пособий, в то время как сами пособия в печатной форме себя изживают, а электронные имеют иные законы существования. Что еще более печально, в программах вузов культуры сохраняются старые и формируются новые огромные теоретические курсы, дающие отвлеченные знания, нужные далеко не каждому информационному работнику, в то время как элементарная компьютерная грамотность многих выпускников до смешного низка. Главная задача текущего момента состоит таким образом в осознании существующих реалий и переориентации всей науки, практики и образования на решение прежде всего технологических проблем и максимальное использование новых возможностей. Теоретико-методологические и тем более организационно- методологические исследования в области информационной деятельности в обязательном порядке должны вестись с учетом изменений, вносимых новой информационной средой, независимо от того, идет ли речь о социологии чтения, типологии библиотек, методике библиографирования или библиотечном обслуживании. Без этого любое исследование, кроме сугубо исторического, обречено в лучшем случае на неполноту, в худшем – на недостоверность. В прочем, можно, конечно, и не осозновать, и не переориентироваться, да и вообще не замечать описанных тенденций, продолжая сосредотачиваться на привычных процессах и игнорируя информацию, представленную в виде, отличном от традиционного документа. Но в таком случае уже через два-три года библиотеки неминуемо начнут превращаться в некую разновидность архивов с редкими посетителями и мизерной обращаемостью фонда. В них перестанут ходить люди. А это значит, что библиотеки перестанут быть нужными обществу. И оно поступит с ним адекватно. И будет право. /21, с 25-27./ На примере опыта специальной библиотеки ЦБС «Кунцево» для слепых мы можем рассмотреть реальное развитие деятельности библиотеки. В 1997 г. библиотека для слепых вышла на новый уровень развития своего информационного потенциала. Она получила доступ во всемирную компьютерную сеть - Интернет. Трудно в связи с этим переоценить бесчисленные возможности, впервые открывающиеся для незрячих читателей . Прежде всего – это практически неисчерпаемые ресурсы так называемой Всемирной паутины, десятков тысяч связанных друг с другом компьютеров с миллионами страниц на все вкусы, интересы и потребности: от всех родов беллетристики до узкопрофессиональной литературы. Вызывает удивление: как могут незрячие увидеть то, что изображено на экране? Но для этого есть специальная компьютерная техника, программы, переводящие видеоизображение на специальные принтеры, распечатки с которых могут «читать руками» незрячие люди. Вполне понятно, что все это вызвало интерес у историков, филологов, реабилитологов и т.д. Современная компьютерная техника и специальные прграммные средства позволяют читателям самоятоятельно просматривать свежие номера газет, как российских, так и иностранных. К их услугам самая свежая информация о спорте, туризме, расписания движения поездов, автобусов, телефонные справочники и даже прогноз погоды. /23, с 37./ Интернет позволяет обновлять программное обеспечение для компьютеров, получая прграммы со всего мира за считанные минуты. Немало дает таким читателям участие в телеконференциях Интернет. Задавать вопросы и делиться своим мнением можно буквально обо всем, начиная от библиотечных проблем и вопросов языкознания и кончая коммерческой информацией. Клубы по интерссам объединяют в этих конференциях людей со всего мира, и, что немаловажно, не имеет ровно никакого значения, зрячий ты или нет, ты – часть мирового сообщества пользователей сети. /6, с 30-34./ Электронная почта – одно из универсальных средств общения. Тем, кто хочет развлечься, - в Интернете раздолье. Можно смотреть видеофильмы, слушать музыкальные записи и радио, играть в самые интересные компьютерные игры и даже разговаривать с поп- и кинозвездами. К сожалению, качество телефонных линий и дороговизна прямого доступа пока не позволяют систематически пользоваться досуговыми возможностями Интернет. И все же развитие технологии в этом направлении, несомненно, сделает жизнь незрячих более насыщенной и интересной. Помимо Интернет, в этой библиотеки продолжается живое общение на коллективной радиостанции библиотеки. Туда приходят люди с местного предприятия Всероссийского общества слепых и другие читатели, интересующиеся радиоэлектроникой и радиокоммуникацией. Там можно целыми часами, причем совершенно бесплатно, обсуждать интересующие темы и практиковаться в любимом виде радиоспорта. В целом работники этой библиотеки стараются, чтобы люди города области, и в особенности специалисты, знали, что уходят в историю те времена, когда деятельность слепого человека была резко ограничена его физическим недостатком, и что в век информации он не заблудится в ее необозримых просторах./23, с 37./ В ЦБС «Кунцево» идет процесс активного внедрения новых технологий информационного обеспечения на основе компьютеризации и использования технических средств. Коллектив библиотеки №22 участвует в создании банка историко-краеведческой информации, а также информации по социально-бытоввым проблемам населения. Совершенствование деятельности библиотеки зависит от степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, что избавит сотрудников от рутинной работы, повысит качество предоставляемых услуг. Инициирование интереса читателей к историческому и духовному наследию с помощью внедрения новых форм просветительской работы, а также изучение потребностей пользователей (в том числе учебных заведений, организаций, учреждений региона) в историко-краеведческом информационном обеспечении активизирует кооперирование работы и осуществление совместных программ с другими организациями и учреждениями: ВООПиК, историческим музеем, музеем-клубом «Кунцево» и т.п. В связи с вышеизложенным детская библиотека №22 достигла в своем развитии уровня, соответствующего статусу историко-краеведческой библиотеки. Перспективы развития детской библиотеки № 22. Совершенствование структуры. 1. Отдел библиотечного обслуживания: - абонемент для детей дошкольного и младшего школьного возраста; - абонемент для детей среднего и старшего школьного возраста; - читальный зал для всех возрастных категорий. 2. Историко-краеведческий сектор: - отраслевой зал историко-краеведческой литературы; - школа возрождения народных ремесел; 3. Сектор нетрадиционных носителей информации: - видеоабонемент; - зал мсножительно-копировальной техники. Новые услуги. Популярность библиотеки возрастет в связи с расширением ее деятельности по удовлетворению потребностей читателей в отдыхе. Их привлечет способность библиотеки организовывать интеллектуальный досуг, создание культурной среды для межличностного общения. Повышению привлекаткльности библиотечного обслуживания содействуют дополнительные услуги. Одна из них – открытие небольшого, уютного кафе-читальни, где можно приятно провести время, перекусить (выпить чай, кофе, прохладительные напитки) и одновременно просмотреть периодические издания. Привлекают читателей в библиотеку и аудиовизуальные средства, имеющиеся в фонде. Видеофильмы, предлагаемые в библиотеке, по содержанию резко отличаются от тех, которые предлагают коммерческие видеосалоны, так как в библиотеке происходит строгий отбор приобретаемых видеофильмов. Планируется выпуск информационного путеводителя 2Видео для детей», в котором будут представлены краткие рецензии, а также реклама досуговой работы библиотеки. С этой целью есть намерение организовать видеоабонемент, который будет кооперировать работу с видеоабонементом ЦБ №193 Перечень услуг: Библиотечные услуги: Историко-краеведческие: - историко-краеведческий клуб «Кунцевчане»; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|