реферат, рефераты скачать
 

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности


время. Столь претенциозная концепция, более похожая на красивый лозунг, с

получением доступа к Интернет технически становится реальностью практически

для каждого. По сути, разница заключается лишь в степени платежеспособности

и соответственно полномочиях в сети каждого клиента. Тенденция же такова,

что доступ к Интернет ощутимо дешевеет во всем мире и , следовательно, его

информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения

планеты. Рост популярности Интернет, в свою очередь, способствует тому, что

все больший массив информации перемещаетсмя в виртуальную сферу, которая в

последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных

источников, включая телевизионные передачи. Текст, полноцветная движущая

графика и трансляция радиопрограмм воспринимаются сегодня уже как явление

обыденное. Однако новая информационная среда – это не только и не столько

сама технологическая база, представленная рассредоточенным по всему земному

шару компьютерно – телекоммуникационным оборудованием, каналами связи,

средствами доступа к данным и самими данными. Это прежде всего изменение

системы отношений между производителями, распространителями, хранителями и

потребителями информации, т. е. Между всеми участниками нынешней системы

информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы

предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во

всей этой системе. В ней возникают новые элементы, а устаревшие

видоизменяются или же исчезают.

В традиционной системе информационных коммуникаций, субъектами

которой являются издательства, книжная торговля, архивы, органы НТИ,

электронные средства массовой информации и некоторые вспомогательные

звенья, библиотеки прочно занимают место главного хранителя и

систематизатора знаний, зафиксированных в виде документов, а также

института обеспечивающего общественный доступ у этим знаниям. Авторитет

библиотеки, вне зависимости от ее конкретного бытия на практике, видится на

том, что она является главным, а порою и единственным гарантированным

держателем фонда документов, хранителем интеллектуального потенциала.

Именно потребность информации заставляет читателя обращаться в библиотек,

и именно существование учреждения, выполняющего роль держателя и

систематизатора знаний, заставляет общество финансировать и поддерживать

библиотеки. В этом случае библиотека наряду с книжной торговлей, органами

НТИ и другими институтами играет роль еще одного незаменимого посредника,

связывающего производителей информации с ее потребителями.

В новой информационной среде структура информационных потоков

существенно меняется. В киберпространстве все данные представлены не в виде

дискетных и вполне осязаемых документов, а в виде компьютерных файлов. Они

располагаются на многочисленных компьютерах-серверах по всему миру, причем

их емкость может быть практически безграничной. Поставщиками информации в

глобальных сетях становятся владельцы серверов. Это могут быть

предпринимательские компании, правительственные учреждения, учебные

заведения, научные центры, музеи, библиотеки, агентства новостей,

общественные ассоциации и частные лица. Издательская деятельность в сети

требует несравнимо меньших затрат, чем традиционная. Собственный сервер и

команда из трех-четырех человек для его оформления и актуализации

достаточны, чтобы о тебе узнал весь мир. Не нужно распологать

полиграфической базой, тратиться на бумагу и беспокоиться о

распространении экземпляров изданий.

Характер представляемых сведений может быть сколь угодно широким:

от развлекательных материалов до государственных законов, речей и интервью

лидеров политики, экономики и культуры, научных отчетов, трудов

конференций, сведений о выпускаемой продукции, репродукций живописных

полотен и т.п. Технические средства, в частности такое приложение Интернет,

как Всемирная компьютерная паутина, дают возможность доступа ко всей этой

информации за считанные минуты вне зависимости от ее реального

местонахождения. Государственные границы в этом случае упраздняются,

расстояния сводятся к нулю, опоздания исключаются. Создается новая

реальность информационной работы, в которой уже нет необходимости

комплектовать, обрабатывать и хранить источники, как это делается с

документами в их традиционном виде.

Возможность столь простого доступа к знаниям ощутимо снижает роль

всех, вчера еще, казалось бы, незаменимых, посредников в системе

документальных коммуникаций, в том числе и библиотек. Осознав возможности,

выгоды и , главное, перспективы новой информационной среды, в

информационную деятельность включаются совершенно иные субъекты, а ее

сторожилы срочно модернизируют формы деятельности, дабы укрепить позиции в

изменившихся условиях.

Издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и

продажу своей продукции через глобальные сети (что, кстати, является

чувствительным ударом по книжной торговле). При этом потребителю не

обязательно приобретать все издания в целом, порой выгоднее и дешевле

приобрести лишь одну главу из книги или статью из журнала. В этом случае

копия затребованного фрагмента высылается по факсу или же обычной почтой,

причем срок доставки по факсу может не превышать одного часа.

Несколько иным способом действует издатели периодики,

предоставляющие в Интернет доступ непосредственно к электронным версиям

известнейших газет, журналов и сборников за соответствующую плату.

Электронный вариант, как правило, содержит практически идентичное печатному

оформление и появляется на сервере одновременно или даже раньше бумажных

аналогов.

Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников

системы информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве

коммерческие фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к

Интернет. Каждый провайдер, стремясь сделать сой сервер наиболее

привлекательным, неминуемо приходит к необходимости размещения на нем

сведений, которые могут заинтересовать потенциальных клиентов. Начиная с

прогнозов погоды, перечня местных достопримечательностей, расписаний

поездов и самолетов, некоторые провайдеры переходят к развитию более

фундаментальных информационных услуг. Например, создают базы данных о

наличии лекарств в аптеках региона, различного рода справочники («желтые» и

«белые» страницы), регулярно обновляемые кино- и театрально-концертные

афиши городов и т.д.

Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе

коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие

информационную работу как вид предпринимательской деятельности. Свою

продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного

профиля и крупнейших энциклопедических изданий. Очень интенсивно

развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах

электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий,

предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. При

этом пользователям предлагаются как свежие выпуски, так и тщательно

ведущиеся архивы за прошлые месяцы и годы. Например, российский сервер

«Гарант-Парк» поддерживает электронные версии более чем 20 ведущих

российских газет и журналов.

Таким образом Интернет формирует огромный информационный

потенциал, который, помимо разнообразнейших сведений в специфической

электронной форме, включает огромное число источников, работа с которым

традиционно относилась к ведению библиотек. Ключевое же значение в данном

случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет

надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые

сведения.

В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным

фондодержателем, теряют монополию на владение информацией в

систематизированном виде. Именно в этом заключается главная проблема,

создаваемая новой информационной средой для библиотеки как общественного

института. С развитием сети вширь и вглубь все более весомая доля

информационных ресурсов перемещается в виртуальную сферу, совершенствуются

способы создания, доставки и оплаты электронных источников, и,

следовательно увеличивается общее социальное значение информационного

потенциала Интернет. Параллельно с этим происходит снижение роли библиотеки

как учреждения, выполняющего посреднические функции между информацией

(прежде всего в документальной форме) и ее потребителями. У общества

появляется возможность выбора между обращением в реальную библиотеку или

обращением в виртуальным ресурсам сетей. И поскольку получение данных из

Интернета зачастую сопряжено с неизмеримо меньшим затратами времени и сил,

выбор все чаще будет делаться в свою пользу. Спрос же на традиционные

библиотечные ресурсы будет снижаться, и соответственно будет падать

авторитет библиотеки в обществе, а с ним и размеры сумм, отпускаемые на ее

финансирование.

Чтобы этого не произошло, библиотека должна измениться,

пересмотрев некоторые, кажущиеся незыблемыми ныне, принципы своего

существования. В новой информационной среде предполагаются иные подходы к

обработке информации, поскольку виртуальные источники нет необходимости

комплектовать, хранить, рекомендовать и выдавать читателям так, как это

делается сегодня с привычными документами. В то же время виртуальные

материалы надо оперативно и регулярно учитывать, отслеживать их изменения,

осуществлять навигацию в сети, консультировать пользователей, заботиться об

обеспечении доступа к платным источникам, осуществлять обучение читателей

работе со всем арсеналом средств киберпространства. Практическая

деятельность библиотек уже в обозримой перспективе во многом должна быть

ориентирована на эти процессы, кажущиеся сегодня почти экзотическими. Не

освоив их, библиотеки, прежде всего универсальные научные и массовые,

рискуют быть вытесненными с информационного рынка, и никакие заявления об

их непреходящей ценности не помогут.

Таким образом технологические реалии новой информационной среды

приведут к существенному изменению содержания библиотечной работы.

Библиотека скорее всего продолжит выполнение посреднических функций между

информацией и потребителем, но во многом уже в иной форме. Смена

технологической парадигмы повлечет кардинальную модификацию большинства

внутрибиблиотечных процессов, перераспределение кадровых ресурсов,

изменение содержания библиотечной профессии и т.д.

Наконец, грядущие технологии приведут к фундаментальным изменениям

всей философии библиотечной работы, которые, по нашему убеждению, будут

проявляться в постепенном переходе от принципа обладания документом к

принципу возможного доступа к нему по требованию. Все это повлечет за собой

переосмысление сущности библиотечной деятельности, создание обновленной

методологии, теории и методики работы.

Надеясь, что сказанное убеждает в важности технологических

факторов в библиотечной практике и неизбежности грядущих перемен или же,

по крайней мере, заставляет об этом задуматься. Поворот к приоритетному

решению технических проблем в отечественном библиотековедении уже начался.

Это доказывается, в частности, простым перечнем тематики докладов на

ежегодных крымских конференциях, являющихся самыми авторитетными форумами

российской информационной отрасли. Однако это понимание еще не стало

достоянием широких кругов библиотечной общественности России. Инерция

прошлых десятилетий в современном библиотековедении недопустимо высока. До

сего дня нередки исследования, посвященные, например, изучению методики

подготовки или классификации библиографических пособий, в то время как сами

пособия в печатной форме себя изживают, а электронные имеют иные законы

существования. Что еще более печально, в программах вузов культуры

сохраняются старые и формируются новые огромные теоретические курсы, дающие

отвлеченные знания, нужные далеко не каждому информационному работнику, в

то время как элементарная компьютерная грамотность многих выпускников до

смешного низка.

Главная задача текущего момента состоит таким образом в осознании

существующих реалий и переориентации всей науки, практики и образования на

решение прежде всего технологических проблем и максимальное использование

новых возможностей. Теоретико-методологические и тем более организационно-

методологические исследования в области информационной деятельности в

обязательном порядке должны вестись с учетом изменений, вносимых новой

информационной средой, независимо от того, идет ли речь о социологии

чтения, типологии библиотек, методике библиографирования или библиотечном

обслуживании. Без этого любое исследование, кроме сугубо исторического,

обречено в лучшем случае на неполноту, в худшем – на недостоверность.

В прочем, можно, конечно, и не осозновать, и не

переориентироваться, да и вообще не замечать описанных тенденций, продолжая

сосредотачиваться на привычных процессах и игнорируя информацию,

представленную в виде, отличном от традиционного документа. Но в таком

случае уже через два-три года библиотеки неминуемо начнут превращаться в

некую разновидность архивов с редкими посетителями и мизерной обращаемостью

фонда. В них перестанут ходить люди. А это значит, что библиотеки

перестанут быть нужными обществу. И оно поступит с ним адекватно. И будет

право. /21, с 25-27./

На примере опыта специальной библиотеки ЦБС «Кунцево» для слепых

мы можем рассмотреть реальное развитие деятельности библиотеки. В 1997 г.

библиотека для слепых вышла на новый уровень развития своего

информационного потенциала. Она получила доступ во всемирную компьютерную

сеть - Интернет. Трудно в связи с этим переоценить бесчисленные

возможности, впервые открывающиеся для незрячих читателей . Прежде всего –

это практически неисчерпаемые ресурсы так называемой Всемирной паутины,

десятков тысяч связанных друг с другом компьютеров с миллионами страниц на

все вкусы, интересы и потребности: от всех родов беллетристики до

узкопрофессиональной литературы. Вызывает удивление: как могут незрячие

увидеть то, что изображено на экране? Но для этого есть специальная

компьютерная техника, программы, переводящие видеоизображение на

специальные принтеры, распечатки с которых могут «читать руками» незрячие

люди. Вполне понятно, что все это вызвало интерес у историков, филологов,

реабилитологов и т.д. Современная компьютерная техника и специальные

прграммные средства позволяют читателям самоятоятельно просматривать свежие

номера газет, как российских, так и иностранных. К их услугам самая свежая

информация о спорте, туризме, расписания движения поездов, автобусов,

телефонные справочники и даже прогноз погоды. /23, с 37./

Интернет позволяет обновлять программное обеспечение для

компьютеров, получая прграммы со всего мира за считанные минуты. Немало

дает таким читателям участие в телеконференциях Интернет. Задавать вопросы

и делиться своим мнением можно буквально обо всем, начиная от библиотечных

проблем и вопросов языкознания и кончая коммерческой информацией. Клубы по

интерссам объединяют в этих конференциях людей со всего мира, и, что

немаловажно, не имеет ровно никакого значения, зрячий ты или нет, ты –

часть мирового сообщества пользователей сети. /6, с 30-34./

Электронная почта – одно из универсальных средств общения. Тем,

кто хочет развлечься, - в Интернете раздолье. Можно смотреть видеофильмы,

слушать музыкальные записи и радио, играть в самые интересные компьютерные

игры и даже разговаривать с поп- и кинозвездами. К сожалению, качество

телефонных линий и дороговизна прямого доступа пока не позволяют

систематически пользоваться досуговыми возможностями Интернет. И все же

развитие технологии в этом направлении, несомненно, сделает жизнь незрячих

более насыщенной и интересной. Помимо Интернет, в этой библиотеки

продолжается живое общение на коллективной радиостанции библиотеки. Туда

приходят люди с местного предприятия Всероссийского общества слепых и

другие читатели, интересующиеся радиоэлектроникой и радиокоммуникацией. Там

можно целыми часами, причем совершенно бесплатно, обсуждать интересующие

темы и практиковаться в любимом виде радиоспорта.

В целом работники этой библиотеки стараются, чтобы люди города

области, и в особенности специалисты, знали, что уходят в историю те

времена, когда деятельность слепого человека была резко ограничена его

физическим недостатком, и что в век информации он не заблудится в ее

необозримых просторах./23, с 37./

В ЦБС «Кунцево» идет процесс активного внедрения новых технологий

информационного обеспечения на основе компьютеризации и использования

технических средств. Коллектив библиотеки №22 участвует в создании банка

историко-краеведческой информации, а также информации по социально-бытоввым

проблемам населения. Совершенствование деятельности библиотеки зависит от

степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, что избавит

сотрудников от рутинной работы, повысит качество предоставляемых услуг.

Инициирование интереса читателей к историческому и духовному

наследию с помощью внедрения новых форм просветительской работы, а также

изучение потребностей пользователей (в том числе учебных заведений,

организаций, учреждений региона) в историко-краеведческом информационном

обеспечении активизирует кооперирование работы и осуществление совместных

программ с другими организациями и учреждениями: ВООПиК, историческим

музеем, музеем-клубом «Кунцево» и т.п. В связи с вышеизложенным детская

библиотека №22 достигла в своем развитии уровня, соответствующего статусу

историко-краеведческой библиотеки.

Перспективы развития детской библиотеки № 22.

Совершенствование структуры.

1. Отдел библиотечного обслуживания:

- абонемент для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- абонемент для детей среднего и старшего школьного возраста;

- читальный зал для всех возрастных категорий.

2. Историко-краеведческий сектор:

- отраслевой зал историко-краеведческой литературы;

- школа возрождения народных ремесел;

3. Сектор нетрадиционных носителей информации:

- видеоабонемент;

- зал мсножительно-копировальной техники.

Новые услуги.

Популярность библиотеки возрастет в связи с расширением ее

деятельности по удовлетворению потребностей читателей в отдыхе. Их

привлечет способность библиотеки организовывать интеллектуальный досуг,

создание культурной среды для межличностного общения. Повышению

привлекаткльности библиотечного обслуживания содействуют дополнительные

услуги. Одна из них – открытие небольшого, уютного кафе-читальни, где можно

приятно провести время, перекусить (выпить чай, кофе, прохладительные

напитки) и одновременно просмотреть периодические издания.

Привлекают читателей в библиотеку и аудиовизуальные средства,

имеющиеся в фонде. Видеофильмы, предлагаемые в библиотеке, по содержанию

резко отличаются от тех, которые предлагают коммерческие видеосалоны, так

как в библиотеке происходит строгий отбор приобретаемых видеофильмов.

Планируется выпуск информационного путеводителя 2Видео для детей», в

котором будут представлены краткие рецензии, а также реклама досуговой

работы библиотеки. С этой целью есть намерение организовать видеоабонемент,

который будет кооперировать работу с видеоабонементом ЦБ №193

Перечень услуг:

Библиотечные услуги:

Историко-краеведческие:

- историко-краеведческий клуб «Кунцевчане»;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.