реферат, рефераты скачать
 

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности


- фольклорно-этнографический клуб «Родничок»;

- клуб естествознаний «Робинзоны».

Литературно-фольклорные:

- литературный клуб для малышей «Теремок 1»;

- литературный клуб для детей с ограниченными возможностями «Теремок 2»;

- Видеоклуб «Улыбка»

Дополнительные услуги:

Декаративно-прикладное творчество:

- кружок рукоделия «Лоскутная мозаика»;

- студия каллиграфии и живописи «Жар-птица».

Образовательные услуги:

- курсы иностранного языка «Изучаем английский»;

- курсы подготовки детей к школе «Букваренок».

Финансово-экономическое обоснование:

Финансирование перспективного развития библиотеки предполагает

расширение источников финансирования, рационального сочетания бюджтного и

внебюджетного финансирования. Поступление финансовых средств предполагается

из бюджетов различных уровней:

- от учредителей ЦБС на развитие и укрепление материально-технической базы;

- на целевые программы: окружные, муниципальные;

доходы от основных видов уставной деятельности, в том числе платных

услуг:

- видеоабонемента, ксерокопирования, обучающих курсов, кружков, студий;

- отдельный вид информационных услуг для учебных заведений, преподавателей,

детских и молодежных организаций, учреждений организаций региона.

Поступления от меценатоы и спонсоров:

- общественных организаций, издательств;

в результате перспективных форм самофинансирования библиотека получает

возможность не только развивать деятельность и материально-техническую

базу, но и решать социальные вопросы сотрудников (материальное

стимулирование, обеспечение оздоровительно-лечебными путевками и т.д.)

Каково будущее библиотеки? Какую стратегию ее развития следует

избрать, исходя из перспективных тенденций и с учетом стартовых условий?

Дать ответы на эти вопросы – цель настоящего маркетингового анализа.

Обслуживание читателей сегодня требует индивидуального подхода.

Это обуславливает необходимость разрабатывать специальные образовательные ,

культурно-просветительские, социальные программы по социально-творческим

заказам учреждений и организаций региона, внедрять новые формы и методы

работы.

Анализ потенциальной среды библиотечно-информационного

воздействия, состава населения, инфраструктуры и профиля деятельности

региона показал, что культурные учреждения, в том числе клубные системы

являются конкурентами библиотеки, но не в просветительской,

образовательной, информационной./5, с 88-91/

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

При обилии и разнообразии библиотек, подчиненности их десяткас

ведомств трудно в деталях проследить и описать динамику и причины всех

происходящих в этой сфере процессов. В целом, однако, на политическом

уровне их можно определить как болезненный переход библиотек,

сформированных тоталитарной системой, к служению демократическому обществу.

Нынешнее состояние – прямое следствие несостоятельности и краха идей,

многие десятилетия питавших развитие библиотек и общества в целом.

Радикальные политические и экономичекие реформы в основном лишь обнажают и

усисливают главные проблемы библиотечного дела – во-первых, отсутствие сос

стороны законодательных, исполнительных и судебных властей гарантий

обществу в его правк на библиотечно-информационное обслуживание; во-вторых,

полную экономическую и юридическую незащищенность самих библиотек.

Преодолеть кризис взаимоотношений библиотек с обществом и

библиотек с государством можно только, переосмыслив и заново сформулировав

задачи, роль и значение библиотек.

Принцип остаточного финансирования библиотек сохраняется до сих

пор именно потому, что в обществе и на всех этажах власти нет ясно

сформулированного представления о том, что такое библиотеки, для чего они

нужны, и нет понимания того, какими огромными материальными и моральными

потерями оборачивается пренебрежительное к ним отношение.

Старая система отношений библиотек и государства, библиотек и

граждан уходит в прошлое. Новые их отношения в демократическом правовом

обществе должны быть определены в законодательных документах, которые

разрабатываются с участием широкой общественности.

Среди массы проблем, без решения которых невозможно говорить о

современной системе библиотечного обслуживания в стране, есть три основные:

это комплектование библиотечных фондов, компьютеризация библиотек,

подготовка современных библиотечных кадров.

Накопленные в библиотеах огромные информационные ресурсы

используются крайне неэффективно… На поиски необходимой информации

затрачиваются колоссальные ресурсы времени, сил и денег, при этом огромные

массивы информации все равно выпадают из поля зрения специалистов.

Один их насущных вопросов сегодня – компьютеризация библиотек, а

также стоящая за ним проблема информатизации общества. Внедрение

современных информационных технологий в библиотечную деятельность,

возможность предоставления информации из сколь угодно удаленных источников

по каналам связи коренным образом меняют положение библиотек в стуктуре

современного общества. Принципиально по-новому решаются проблемы

своевременного получения научной информации, без чего сегодня немыслимо

развитие науки и производства. Для выхода из сложившейся ситуации

необходимо срочно объединить рассредоточенные по разным ведомствам

интеллектуальные и материальные ресурсы. Первым шагом могло бы стать

сосредоточение сил для создания государственной программы компьтеризайии и

технического оснвщения библиотек. Это позволит ускорить создание сводного

национального электронного каталога, других общенациоанльных баз данных,

будет способствовать их интеграции в мировые информационные системы.

Из уже существующих нормативно-правовых актов видно, что

библиотечное дело начало рассматриваться не столько как одна из

подотраслей культуры, сколько как эффективный социальный институт,

призванный прежде всего обеспечивать развитие интеллектуального потенциала

страны, информационно-культурное сопровождение процесса ее политической и

экономической модернизации, создание правового демократического

государства, формирование гражданского общества, трансляцию новых идей,

знаний, информации по всей территории страны, способствовать ее интеграции

в мировое информационное сообщество./12, с 86-88/

Решать назревшие проблемы можно только не федеральном уровне,

нужна госсударственная программа, которая определила бы обязательства

государства по поддержке библиотек и всего библиотечного дела; утвердила

библиотеку как важное информационное звено в системе научных коммуникаций и

управления, а также как социальное учреждение оказывающее существенное

влияние на духовную жизнь общества. Кроме того программа способствовала бы

осуществлению межбиблиотечной координации и кооперации. Нужны

централизованные средства на информацию библиотечного дела, на приобретение

особо ценной литературы, на развитие национальной библиографии, создание

свободных электронных каталогов. Необходимо решить вопрос о повышении

заработной платы библиотечным работников на государственном уровне, так как

не дело, когда в едином государстве оценка труда зависти от той территории

где ты работаешь. Для решения данного вопроса можно воспользоваться опытом

Украины. В ст. 31 Республиканского Закона «О библиотеках и библиотечном

деле» записано «Государство гарантирует и обеспечивает работникам библиотек

установление средней заработной платы в размере не ниже среднего уровня

заработной платы работников народного хозяйства. /18, с 37./

На работников библиотек независимо от форм собственности и

статуса распространяется законодательство о труде, социальное обеспечение и

социальное страхование. Работники библиотек работающие в сельской местности

и поселках городского типа, имеют льготы по оплате жилья, отопления,

освещения и другие, в соответствии с действующим законодательством.

Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут

устанавливать дополнительные льготы работникам библиотек. /2, с 22-23./

На фоне общего ситуационного спада развития отечественного

библиотечного дела мобильность и многовариантность инициативной

деятельности ряда передовых библиотечных учреждений позволили им последние

годы значительно расширить и обогатить аспекты работы, выделить новые

перспективные направления обслуживания пользователей, разработать

нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно решать вопросы

социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При этом в полном

объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные традиционные формы

предоставляемого библиотечно-библиографического обслуживания, а, благодаря

сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных платных услуг, ощутимо

укрепляется ресурсный потенциал библиотек.

Библиотеки системы в числе немногих в экспериментальном порядке (с 1989

г.) начали осваивать перспективные формы и методы хозяйствования ; с 1991

г. ЦБС получила право оперативно – хозяйственной самостоятельности. В 1993

г. ЦБС «Кунцево» одна из первых среди массовых библиотек России приступила

к реализации маркетинговой программы информатизации своей деятельности с

целью повышения уровня обслуживания населения региона.

Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки

стратегии, была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть,

введена специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена

материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы,

сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и

информационного обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и

платные виды разнообразных услуг и интеллектуальной продукции), создан

позитивный имидж библиотеки, установлены обширные международные контакты,

образован сплоченнй коллектив (около 150 человек) высококвалифицированных

специалистов – единомышленников, действует автономная система социальной

поддержки библиотечного персонала.

К середине 90-х гг. в России в основном завершилось

законодательное оформление гражданского, интеллектуального и

информационного права, вступили в действие базовые библиотечные федеральные

законы. Правовое поле стало благоприятным для многоаспектной библиотечно-

информационной деятельности, появились конкретные юридические гарантии

управления библиотекой как экономической (хозяйствующей) единицей и

субъектом права. На этом фоне специалисты ЦБС «Кунцево» продолжали успешно

воплощать в жизнь курс на дальнейшую компьютеризацию, интеллектуализацию и

регионализацию деятельности библиотек, нормативно-правовую регламентацию

различных сторон библиотечно-информационного обслуживания пользователей в

условиях конъюктурной рыночной среды, насыщение фонда небумажными

носителями информации. Происходила практическая реализация отличной от

прежней парадигмы регионального библиотечного строительства,

предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной

библиотеки в технически оснащенную медиатику с интерактивным доступом к

документам, а затем и в виртуальную библиотеку.

Безупречная репутация и высокая конкурентоспособность библиотечно-

информационных и досуговых учреждений ЦБС «Кунцево», расширение сферы и

диверсификация форм взаимодейяствияыы с пользователями, моделирование

перспективной номенклатуры услуг, умелое маркетинговое планирование,

наличие обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать

заключение о плодотворности избранных подходов. Имеющийся в Центральной

библиотеке пакет последних проблемных практических наработок по вопросам

менеджмента, внедрения прогрессивных технологий, экономики, маркетинга

вполне может рассматриваться в качестве методического банка организационно-

технологических материалов. /5, с 5-8/

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Автоматизированные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац.

Доклад. – М.: НТЦ «Информрегистр», 1994.

2. Артамонова Г..Ответственность возлагается, но что к ней прилагается?// -

Ж. Библиотека. - 1998. - №9.

3.Бубекина М..Деловые интересы современных старшеклассников//

-Ж.Библиотека. – 1998.-№9.

4.Бутковская М.. Библиотека – муниципальный общедоступный информационный

центр// - Ж.Библиотека. – 1998. - №7.

5.Бутковская М., Харькова И., Шелудько В.. ЦБС «Кунцево»:новая стратегия,

новые возможности.// Сборник документов и материалов. - М., - 1997

6.Высоцкая Л.А.. Проблемы и перспективы библиотек для слепых// - Ж.Мир

библиотек сегодня. – 1996. - №4.

7.Глухов В.,Лаврик О.. Электронная доставка документов. //-

Ж.Библиотека. – 1998. - №7.

8.Информацинные ресурсы России: Нац. Доклад /Госкомитет РФ по связи и

информатизации, Миннауки России, ВИНИТИ. – М., 1999.

9.Информационные ресурсы России. – М.:НТЦ «Информрегистр», 1999.

10.Карташов Н.С. Добиваться качественно нового состояния библиотечной науки

и практики.// - Ж.Библиотекаведение. – 1998. - №6.

11.Клюев В.К.. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки://

Учебное пособие для вузов культуры и искусства. - М. 1998г.

12.Кузьмин Е.И.. Библиотечная Россия на рубеже тысячилетий. Государсвенная

политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы.// – М. -

1999г.

13.Куликова Л.. К разработке отечественного стандарта библиотеки // - Ж.

Билиотека. – 1998. - № 7.

14.Лукашов И.В. Библиотечная наука, поиск путей обновления.// -

Ж.Библиотековедение. – 1992. - № 2.

15.Мартынова Л.С. Научные результаты в практику.// -Ж.Сов.библиограф. –

1990. - №1.

16.Полозова Т.Д..Руководство чтением детей и юношества в библиотеке// -

М.Издательство МГИК. - 1992г.

17.Рязанцева Л. Подснежник души или как разбудить добро // - Ж.

Библиотека. – 1998. - №7.

18.Слободняк М.С.. Выработка стратегии деятельности библиотек Украины.// -

Ж.Сов. библиотековедение. – 1991. - №4.

19.Соколов А.В.. Пути преодоления кризиса.// - Ж. Библиотекарь. -

1990. - №11.

20.Стельмах В.Д.. На каком фундаменте строить.// - Ж. Библиотекарь. – 1990.

- №7.

21.Степанов В. Хватит ли на наш век традиционных технологий , или

теоретический взгляд на практическую проблему. // - Ж.Библиотека. – 1998. -

№ 7.

22.Струкова М. Ох, и тяжела забота воспитание бизнесмена.// -

Ж.Библиотека. – 1998. - №9.

23.Яковлев Д.. Роль электронных средств коммуникации в расширении

информационных ресурсов.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №7.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

3%5% 2%

46%

19%

4% 21%

5% - Основной оклад служащих (5% от единого фонда финансовых средств)

2% - Начисление на зарплату.

19% - Коммунальные услуги и аренда помещений.

21% - Текущие расходы на закупку товаров и прочие расходы: книги,

культмассовая работа, подписка, сигнализация, электроэнергия,обеспечение

информационной программы «Консультант плюс» и др.

4% - Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

46% - Капитальное строительство.

3% - Служебные командировки и разъезды.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Структура расходов на финансирование программы.(руб.)

1. Рачет себестоимости.

1.1. Материальные затраты (всего)

300 000.

-компьютеры(для обучающих классов,ввода базы даных)105 000.

- оборудование для технического творчества; 9

000.

-оборудование лингафонных кабинетов; 66

000.

-оборудование мест для индивидуального пользования; 9 000.

-аудиовизуальные материалы (аудио и видеокассеты); 3 000.

-СD – ROM;

30 000.

-ремонт и профилактическое обслуживание тех. Средств; 3 000.

-телекоммуникационные средства;

45 000.

-альтернативное комплектование фондов; 30

000.

1.2. Материальные поощрения и доплаты. 30

000.

3. Расходы, установленные на работы, необходимые для выполнения прграммы:

31 800.

-разработка методики работы библиотек с одаренными 4 500.

детьми;

-формирование базы данных «Творческий потенциал 6 000.

и одаренность», «Диагностика развития интеллекта»;

-социологические исследования с помощью компьютер- 4 500.

ных программ;

-издание методических и библиографических пособий; 3 000.

-экспериментальное исследование внедрения программы 4 800.

внесение изменений, корректировка;

-привлечение специалистов к работе студий, кружков, 4 500.

школ, курсов, диагностического центра;

-проведение досуговых мероприятий и художественно 3 000.

творческих занятий с детьми – инвалидами;

-повышение профессиональной квалификации библиоте- 1 500.

карей;

2. Калькуляция себестоимости.

2.1. Прямые затраты (всего)

330 000.

В том числе:

- материальные затраты;

300 000.

- материальные поощрения и доплаты. 30

000.

2.2. Накладные расходы

31 800.

Итого: себестоимость программы

361 800.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

ПРОГРАММА КЛУБА «РОБИНЗОНЫ».

(Абонемент 1998-1999гг.)

СЕНТЯБРЬ.

1. Гигантские папоротниеи, лианы: что росло во времена диназавров и чем они

питались?

-биоинформина.

2. «Долина папоротников»

-видеофильм.

ОКТЯБРЬ.

1. На земле, в воде и в воздухе: разновидности диназавров и их поведение.

-историческое путешествие.

2. «Вторжение диназавров»

-видеофильм.

НОЯБРЬ.

1. Отчего погибли диназавры?

-гипотез-пресс.

2. Затерянные миры – вокруг нас!:

Эйвельманс Б. «Следы невиданных зверей!

-премьера книги.

ДЕКАБРЬ.

1. Вооруженные рогами, шипами и панцирями: история появления звероящеров.

-час занимательной палеонтологии.

2. Когда крокодилы летали…: диковинные гиганты и лилипуты среди крылатых

ящеров.

-информина.

ЯНВАРЬ.

1. Пращуры под водой: морские ящеры мезозоя.

-час интересных сообщений.

2.На заре времен: «Земля до наших дней»

-видеофильм.

ФЕВРАЛЬ.

1. Медведь кодбяк, белый носорог: происхождение и эволюция древних

млекопитающих.

-беседа.

2. Койнозойские оледенения и животный мир ледниковых периодов.

-конкурс знатоков.

МАРТ.

1. Смешные копии людей: примтаы и происхождение человека.

-вечер вопросов и ответов.

2. Леший по прозвищу «обезьяна»: обезьяна в народных верованиях, легендах,

мифах.

-литературный час.

АПРЕЛЬ.

1. Они были первыми: развитие рода человека.

-беседа.

2. Мастера и художники каменного века.

-видеофильм.

МАЙ.

1. Приведи в порядок свою планету: экология.

-эковизион.

2. «Заповедный напев, заповедная даль…»: история крупнейших заповедников

мира.

-экологическая информина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.