| |||||
МЕНЮ
| ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности- фольклорно-этнографический клуб «Родничок»; - клуб естествознаний «Робинзоны». Литературно-фольклорные: - литературный клуб для малышей «Теремок 1»; - литературный клуб для детей с ограниченными возможностями «Теремок 2»; - Видеоклуб «Улыбка» Дополнительные услуги: Декаративно-прикладное творчество: - кружок рукоделия «Лоскутная мозаика»; - студия каллиграфии и живописи «Жар-птица». Образовательные услуги: - курсы иностранного языка «Изучаем английский»; - курсы подготовки детей к школе «Букваренок». Финансово-экономическое обоснование: Финансирование перспективного развития библиотеки предполагает расширение источников финансирования, рационального сочетания бюджтного и внебюджетного финансирования. Поступление финансовых средств предполагается из бюджетов различных уровней: - от учредителей ЦБС на развитие и укрепление материально-технической базы; - на целевые программы: окружные, муниципальные; доходы от основных видов уставной деятельности, в том числе платных услуг: - видеоабонемента, ксерокопирования, обучающих курсов, кружков, студий; - отдельный вид информационных услуг для учебных заведений, преподавателей, детских и молодежных организаций, учреждений организаций региона. Поступления от меценатоы и спонсоров: - общественных организаций, издательств; в результате перспективных форм самофинансирования библиотека получает возможность не только развивать деятельность и материально-техническую базу, но и решать социальные вопросы сотрудников (материальное стимулирование, обеспечение оздоровительно-лечебными путевками и т.д.) Каково будущее библиотеки? Какую стратегию ее развития следует избрать, исходя из перспективных тенденций и с учетом стартовых условий? Дать ответы на эти вопросы – цель настоящего маркетингового анализа. Обслуживание читателей сегодня требует индивидуального подхода. Это обуславливает необходимость разрабатывать специальные образовательные , культурно-просветительские, социальные программы по социально-творческим заказам учреждений и организаций региона, внедрять новые формы и методы работы. Анализ потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия, состава населения, инфраструктуры и профиля деятельности региона показал, что культурные учреждения, в том числе клубные системы являются конкурентами библиотеки, но не в просветительской, образовательной, информационной./5, с 88-91/ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. При обилии и разнообразии библиотек, подчиненности их десяткас ведомств трудно в деталях проследить и описать динамику и причины всех происходящих в этой сфере процессов. В целом, однако, на политическом уровне их можно определить как болезненный переход библиотек, сформированных тоталитарной системой, к служению демократическому обществу. Нынешнее состояние – прямое следствие несостоятельности и краха идей, многие десятилетия питавших развитие библиотек и общества в целом. Радикальные политические и экономичекие реформы в основном лишь обнажают и усисливают главные проблемы библиотечного дела – во-первых, отсутствие сос стороны законодательных, исполнительных и судебных властей гарантий обществу в его правк на библиотечно-информационное обслуживание; во-вторых, полную экономическую и юридическую незащищенность самих библиотек. Преодолеть кризис взаимоотношений библиотек с обществом и библиотек с государством можно только, переосмыслив и заново сформулировав задачи, роль и значение библиотек. Принцип остаточного финансирования библиотек сохраняется до сих пор именно потому, что в обществе и на всех этажах власти нет ясно сформулированного представления о том, что такое библиотеки, для чего они нужны, и нет понимания того, какими огромными материальными и моральными потерями оборачивается пренебрежительное к ним отношение. Старая система отношений библиотек и государства, библиотек и граждан уходит в прошлое. Новые их отношения в демократическом правовом обществе должны быть определены в законодательных документах, которые разрабатываются с участием широкой общественности. Среди массы проблем, без решения которых невозможно говорить о современной системе библиотечного обслуживания в стране, есть три основные: это комплектование библиотечных фондов, компьютеризация библиотек, подготовка современных библиотечных кадров. Накопленные в библиотеах огромные информационные ресурсы используются крайне неэффективно… На поиски необходимой информации затрачиваются колоссальные ресурсы времени, сил и денег, при этом огромные массивы информации все равно выпадают из поля зрения специалистов. Один их насущных вопросов сегодня – компьютеризация библиотек, а также стоящая за ним проблема информатизации общества. Внедрение современных информационных технологий в библиотечную деятельность, возможность предоставления информации из сколь угодно удаленных источников по каналам связи коренным образом меняют положение библиотек в стуктуре современного общества. Принципиально по-новому решаются проблемы своевременного получения научной информации, без чего сегодня немыслимо развитие науки и производства. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо срочно объединить рассредоточенные по разным ведомствам интеллектуальные и материальные ресурсы. Первым шагом могло бы стать сосредоточение сил для создания государственной программы компьтеризайии и технического оснвщения библиотек. Это позволит ускорить создание сводного национального электронного каталога, других общенациоанльных баз данных, будет способствовать их интеграции в мировые информационные системы. Из уже существующих нормативно-правовых актов видно, что библиотечное дело начало рассматриваться не столько как одна из подотраслей культуры, сколько как эффективный социальный институт, призванный прежде всего обеспечивать развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное сопровождение процесса ее политической и экономической модернизации, создание правового демократического государства, формирование гражданского общества, трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны, способствовать ее интеграции в мировое информационное сообщество./12, с 86-88/ Решать назревшие проблемы можно только не федеральном уровне, нужна госсударственная программа, которая определила бы обязательства государства по поддержке библиотек и всего библиотечного дела; утвердила библиотеку как важное информационное звено в системе научных коммуникаций и управления, а также как социальное учреждение оказывающее существенное влияние на духовную жизнь общества. Кроме того программа способствовала бы осуществлению межбиблиотечной координации и кооперации. Нужны централизованные средства на информацию библиотечного дела, на приобретение особо ценной литературы, на развитие национальной библиографии, создание свободных электронных каталогов. Необходимо решить вопрос о повышении заработной платы библиотечным работников на государственном уровне, так как не дело, когда в едином государстве оценка труда зависти от той территории где ты работаешь. Для решения данного вопроса можно воспользоваться опытом Украины. В ст. 31 Республиканского Закона «О библиотеках и библиотечном деле» записано «Государство гарантирует и обеспечивает работникам библиотек установление средней заработной платы в размере не ниже среднего уровня заработной платы работников народного хозяйства. /18, с 37./ На работников библиотек независимо от форм собственности и статуса распространяется законодательство о труде, социальное обеспечение и социальное страхование. Работники библиотек работающие в сельской местности и поселках городского типа, имеют льготы по оплате жилья, отопления, освещения и другие, в соответствии с действующим законодательством. Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные льготы работникам библиотек. /2, с 22-23./ На фоне общего ситуационного спада развития отечественного библиотечного дела мобильность и многовариантность инициативной деятельности ряда передовых библиотечных учреждений позволили им последние годы значительно расширить и обогатить аспекты работы, выделить новые перспективные направления обслуживания пользователей, разработать нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно решать вопросы социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При этом в полном объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные традиционные формы предоставляемого библиотечно-библиографического обслуживания, а, благодаря сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных платных услуг, ощутимо укрепляется ресурсный потенциал библиотек. Библиотеки системы в числе немногих в экспериментальном порядке (с 1989 г.) начали осваивать перспективные формы и методы хозяйствования ; с 1991 г. ЦБС получила право оперативно – хозяйственной самостоятельности. В 1993 г. ЦБС «Кунцево» одна из первых среди массовых библиотек России приступила к реализации маркетинговой программы информатизации своей деятельности с целью повышения уровня обслуживания населения региона. Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки стратегии, была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть, введена специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы, сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и информационного обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и платные виды разнообразных услуг и интеллектуальной продукции), создан позитивный имидж библиотеки, установлены обширные международные контакты, образован сплоченнй коллектив (около 150 человек) высококвалифицированных специалистов – единомышленников, действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала. К середине 90-х гг. в России в основном завершилось законодательное оформление гражданского, интеллектуального и информационного права, вступили в действие базовые библиотечные федеральные законы. Правовое поле стало благоприятным для многоаспектной библиотечно- информационной деятельности, появились конкретные юридические гарантии управления библиотекой как экономической (хозяйствующей) единицей и субъектом права. На этом фоне специалисты ЦБС «Кунцево» продолжали успешно воплощать в жизнь курс на дальнейшую компьютеризацию, интеллектуализацию и регионализацию деятельности библиотек, нормативно-правовую регламентацию различных сторон библиотечно-информационного обслуживания пользователей в условиях конъюктурной рыночной среды, насыщение фонда небумажными носителями информации. Происходила практическая реализация отличной от прежней парадигмы регионального библиотечного строительства, предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной библиотеки в технически оснащенную медиатику с интерактивным доступом к документам, а затем и в виртуальную библиотеку. Безупречная репутация и высокая конкурентоспособность библиотечно- информационных и досуговых учреждений ЦБС «Кунцево», расширение сферы и диверсификация форм взаимодейяствияыы с пользователями, моделирование перспективной номенклатуры услуг, умелое маркетинговое планирование, наличие обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать заключение о плодотворности избранных подходов. Имеющийся в Центральной библиотеке пакет последних проблемных практических наработок по вопросам менеджмента, внедрения прогрессивных технологий, экономики, маркетинга вполне может рассматриваться в качестве методического банка организационно- технологических материалов. /5, с 5-8/ 4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Автоматизированные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац. Доклад. – М.: НТЦ «Информрегистр», 1994. 2. Артамонова Г..Ответственность возлагается, но что к ней прилагается?// - Ж. Библиотека. - 1998. - №9. 3.Бубекина М..Деловые интересы современных старшеклассников// -Ж.Библиотека. – 1998.-№9. 4.Бутковская М.. Библиотека – муниципальный общедоступный информационный центр// - Ж.Библиотека. – 1998. - №7. 5.Бутковская М., Харькова И., Шелудько В.. ЦБС «Кунцево»:новая стратегия, новые возможности.// Сборник документов и материалов. - М., - 1997 6.Высоцкая Л.А.. Проблемы и перспективы библиотек для слепых// - Ж.Мир библиотек сегодня. – 1996. - №4. 7.Глухов В.,Лаврик О.. Электронная доставка документов. //- Ж.Библиотека. – 1998. - №7. 8.Информацинные ресурсы России: Нац. Доклад /Госкомитет РФ по связи и информатизации, Миннауки России, ВИНИТИ. – М., 1999. 9.Информационные ресурсы России. – М.:НТЦ «Информрегистр», 1999. 10.Карташов Н.С. Добиваться качественно нового состояния библиотечной науки и практики.// - Ж.Библиотекаведение. – 1998. - №6. 11.Клюев В.К.. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки:// Учебное пособие для вузов культуры и искусства. - М. 1998г. 12.Кузьмин Е.И.. Библиотечная Россия на рубеже тысячилетий. Государсвенная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы.// – М. - 1999г. 13.Куликова Л.. К разработке отечественного стандарта библиотеки // - Ж. Билиотека. – 1998. - № 7. 14.Лукашов И.В. Библиотечная наука, поиск путей обновления.// - Ж.Библиотековедение. – 1992. - № 2. 15.Мартынова Л.С. Научные результаты в практику.// -Ж.Сов.библиограф. – 1990. - №1. 16.Полозова Т.Д..Руководство чтением детей и юношества в библиотеке// - М.Издательство МГИК. - 1992г. 17.Рязанцева Л. Подснежник души или как разбудить добро // - Ж. Библиотека. – 1998. - №7. 18.Слободняк М.С.. Выработка стратегии деятельности библиотек Украины.// - Ж.Сов. библиотековедение. – 1991. - №4. 19.Соколов А.В.. Пути преодоления кризиса.// - Ж. Библиотекарь. - 1990. - №11. 20.Стельмах В.Д.. На каком фундаменте строить.// - Ж. Библиотекарь. – 1990. - №7. 21.Степанов В. Хватит ли на наш век традиционных технологий , или теоретический взгляд на практическую проблему. // - Ж.Библиотека. – 1998. - № 7. 22.Струкова М. Ох, и тяжела забота воспитание бизнесмена.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №9. 23.Яковлев Д.. Роль электронных средств коммуникации в расширении информационных ресурсов.// - Ж.Библиотека. – 1998. - №7. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 3%5% 2% 46% 19% 4% 21% 5% - Основной оклад служащих (5% от единого фонда финансовых средств) 2% - Начисление на зарплату. 19% - Коммунальные услуги и аренда помещений. 21% - Текущие расходы на закупку товаров и прочие расходы: книги, культмассовая работа, подписка, сигнализация, электроэнергия,обеспечение информационной программы «Консультант плюс» и др. 4% - Приобретение оборудования и предметов длительного пользования. 46% - Капитальное строительство. 3% - Служебные командировки и разъезды. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Структура расходов на финансирование программы.(руб.) 1. Рачет себестоимости. 1.1. Материальные затраты (всего) 300 000. -компьютеры(для обучающих классов,ввода базы даных)105 000. - оборудование для технического творчества; 9 000. -оборудование лингафонных кабинетов; 66 000. -оборудование мест для индивидуального пользования; 9 000. -аудиовизуальные материалы (аудио и видеокассеты); 3 000. -СD – ROM; 30 000. -ремонт и профилактическое обслуживание тех. Средств; 3 000. -телекоммуникационные средства; 45 000. -альтернативное комплектование фондов; 30 000. 1.2. Материальные поощрения и доплаты. 30 000. 3. Расходы, установленные на работы, необходимые для выполнения прграммы: 31 800. -разработка методики работы библиотек с одаренными 4 500. детьми; -формирование базы данных «Творческий потенциал 6 000. и одаренность», «Диагностика развития интеллекта»; -социологические исследования с помощью компьютер- 4 500. ных программ; -издание методических и библиографических пособий; 3 000. -экспериментальное исследование внедрения программы 4 800. внесение изменений, корректировка; -привлечение специалистов к работе студий, кружков, 4 500. школ, курсов, диагностического центра; -проведение досуговых мероприятий и художественно 3 000. творческих занятий с детьми – инвалидами; -повышение профессиональной квалификации библиоте- 1 500. карей; 2. Калькуляция себестоимости. 2.1. Прямые затраты (всего) 330 000. В том числе: - материальные затраты; 300 000. - материальные поощрения и доплаты. 30 000. 2.2. Накладные расходы 31 800. Итого: себестоимость программы 361 800. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ПРОГРАММА КЛУБА «РОБИНЗОНЫ». (Абонемент 1998-1999гг.) СЕНТЯБРЬ. 1. Гигантские папоротниеи, лианы: что росло во времена диназавров и чем они питались? -биоинформина. 2. «Долина папоротников» -видеофильм. ОКТЯБРЬ. 1. На земле, в воде и в воздухе: разновидности диназавров и их поведение. -историческое путешествие. 2. «Вторжение диназавров» -видеофильм. НОЯБРЬ. 1. Отчего погибли диназавры? -гипотез-пресс. 2. Затерянные миры – вокруг нас!: Эйвельманс Б. «Следы невиданных зверей! -премьера книги. ДЕКАБРЬ. 1. Вооруженные рогами, шипами и панцирями: история появления звероящеров. -час занимательной палеонтологии. 2. Когда крокодилы летали…: диковинные гиганты и лилипуты среди крылатых ящеров. -информина. ЯНВАРЬ. 1. Пращуры под водой: морские ящеры мезозоя. -час интересных сообщений. 2.На заре времен: «Земля до наших дней» -видеофильм. ФЕВРАЛЬ. 1. Медведь кодбяк, белый носорог: происхождение и эволюция древних млекопитающих. -беседа. 2. Койнозойские оледенения и животный мир ледниковых периодов. -конкурс знатоков. МАРТ. 1. Смешные копии людей: примтаы и происхождение человека. -вечер вопросов и ответов. 2. Леший по прозвищу «обезьяна»: обезьяна в народных верованиях, легендах, мифах. -литературный час. АПРЕЛЬ. 1. Они были первыми: развитие рода человека. -беседа. 2. Мастера и художники каменного века. -видеофильм. МАЙ. 1. Приведи в порядок свою планету: экология. -эковизион. 2. «Заповедный напев, заповедная даль…»: история крупнейших заповедников мира. -экологическая информина. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|