реферат, рефераты скачать
 

Внутризаводское планирование конверсионной программы


«процесс организационных, правовых, технологических, научно-технических и

социально-экономических преобразований оборонной промышленности в целях

частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского

назначения, ранее задействованных в оборонном производстве производственных

мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций

оборонной промышленности» [1].

Необходимо знать, что целями проведения конверсии являются:

обеспечение технического перевооружения промышленности на основе

эффективного использования научно-технического и производственного

потенциала организации оборонной промышленности для производства

высокотехнологической и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке

продукции (работ, услуг);

обеспечением социальной защиты работников конверсируемых организаций,

высвобождаемых в связи с проведением конверсий, в то числе по средствам

создания дополнительных рабочих мест в организациях;

обеспечение научно-технического прогресса за счет приоритетного развития

наукоемких производств;

развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;

снижение экономической зависимости от импорта продукции за счет создания и

развития производства продукции, аналогичной импортной;

создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.

Кроме того, упомянутым выше Федеральным законом установлены основные

принципы проведения конверсии. К ним относятся:

сохранение потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем

работоспособность и безопасность РФ;

государственная поддержка конверсии посредством предоставления

конверсируемым организациям бюджетных средств на возвратной и платной

основе и бюджетных ассигнований, государственных гарантий, приоритетного

при прочих равных условиях размещения в конверсируемых организациях

государственных заказов на поставки продукции (работ, услуг) для

государственных нужд, а также по средствам осуществления иных мер;

предоставление государственной поддержки организациям оборонной

промышленности для проведения конверсии в объеме, определенном исходя из

основных направлений конверсии;

сохранение и наиболее эффективное применение технологических процессов,

используемых организациями оборонной промышленности;

ориентация на решение приоритетных научно-технических задач за счет

повышения эффективности использования высвобождаемых производственных

мощностей и трудовых ресурсов;

рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды от

техногенных воздействий;

создание и широкое использование комплексных методов организации конверсии

и управление конверсией;

создание экономических условий для конверсируемых организаций в целях

сохранения и развития высоких технологий для производства наукоемкой,

технологически сложной продукции гражданского назначения,

конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке.

На ПО — предприятии оборонной промышленности — конверсия

осуществляется в соответствии с основными принципами ее проведения и ставит

перед собой вышеуказанные цели.

Одним из направлений конверсионной программы приборного завода стало

производство электродвигателей переменного тока, и в перспективе, —

электроинструментов на их основе. Выбор данного направления обусловлен

изучением рынка сбыта и потребности в электродвигателях переменного тока

для бытовой техники и профессионального электроинструмента. Как показали

проведенные исследования, потребность в электродвигателях переменного тока

для различной бытовой техники и электроинструмента составляет 10-15 млн.

штук в год.

На приборном заводе было осуществлено строительство Цеха

электродвигателей (Цех № 4) для организации серийного производства

электродвигателей.

Планируется, что выпуск электродвигателей переменного тока, при полной

мощности производства, достигнет 150 тыс. штук в год. На данном этапе

основными потребителями являются Белорецкий завод механизированного

инструмента (БЗМИ), специализирующийся на выпуске электродрелей,

шлифовальных машинок и приспособлений к ним, и Пермская Научно-

Производственная Компания (НППК), являющаяся ведущим производителем

электроинструментов в России.

Производство двигателей организованно с учетом кооперации по ряду

деталей с БЗМИ. Такие детали как вал ротора, корпус двигателя, БЗМИ

поставляет в качестве комплектующих деталей электродвигателя для ПО

С целью создания производства, устойчиво работающего в сложившихся

рыночных условиях в стране и устранения монопольной зависимости от

потребителей электродвигателей, на приборном заводе планируется в

перспективе организация в цехе электродвигателей производства

электроинструментов.

При этом, основными предпосылками организации в цехе электродвигателей

производства электроинструментов является:

1. Наличие в цехе действующих производств, которые могут использоваться

как в производстве электродвигателей, так и в производстве

электроинструментов. Это участок по производству изделий из пластмасс,

заготовительное отделение, слесарно-сборочный участок, токарный участок.

2. В цехе имеются обеспечивающие производство службы, которые могут

обеспечить функционирование вновь создаваемого производства без

привлечения дополнительных материальных, финансовых и людских ресурсов,

либо только при незначительном их увеличении. Это службы главного

механика и энергетика, технологическая и производственно-диспетчерская

службы, охраны и др.

3. В цехе имеются свободные производственные площади, подготовленные для

организации на них участков по производству электроинструментов без

привлечения значительных материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, конверсионные программы приборного завода, их объем и

направления выбраны с учетом технологической направленности основного

производства, квалификации персонала, потребностей потребительского рынка и

отраслей народного хозяйства.

Предприятиям тяжело выживать в современной экономической обстановке.

Даже в условиях отлаженного производства перед руководством предприятий

возникает много трудностей, тем более, для того чтобы добиться

эффективности производства в новом направлении руководству предприятий

необходимо грамотно и умело осуществлять организационную и управленческую

деятельность, используя передовые знания и опыт. Не избежал таких проблем и

ПО .

В условиях рыночного механизма на ПО выработаны и используются на

практике свои подходы к планированию развития предприятия.

«В соответствии с современными экономическими науками, система

планирования на предприятии должна основываться на стратегическом плане

предприятии, который находит дальнейшее развитие в более детальных

конкретных планах» [14]. Можно выделить следующие виды планов на отдельном

предприятии:

стратегический план — долговременный план, как правило, охватывающий

период 10-15 лет, в котором формулируется главные цели предприятия на

перспективу;

долговременные планы — планы, разрабатываемые на несколько лет и

нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы .

Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического

плана;

текущие планы — планы, в которых увязываются все направления деятельности

фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год.

Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение,

маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги;

оперативные планы — детальные планы, посвященные решению конкретных

вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую

направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим

разнообразием используемых приемов и методов;

инвестиционные проекты — планы капитальных вложений, направляемых на

создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер,

иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со

сроком службы создаваемых производственных мощностей;

бизнес-план — план развития предприятия, необходимый для освоения новых

сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

Как верно отметили авторы книги «Семь нот менеджмента» [13] , именно с

планирования начинается процесс осмысления и переосмысления деятельности

предприятия, постановки конкретных задач.

На предприятиях возрастает роль внутрипроизводственного планирования,

которая представляет собой «метод хозяйственного предвидения и

программирования, основанного на детальных расчетах, имеющий узкую

направленность, высокую степень детализации и характеризующийся большим

разнообразием используемых приемов и методов» [19].

С помощью внутрипроизводственного планирования связываются выпуск

продукции на предприятии с потребностями рынка, распределяются имеющиеся

ресурсы — материальные, трудовые, финансовые и природные.

К сожалению, в современных экономических условиях довольно трудно

видеть перспективы развития, что осложняет процесс внутреннего

планирования. Это и недостаток маркетинговой информации, высокой инфляции в

стране, влияние политики на экономику. Однако, это не означает, что

предприятия могут отказаться от планирования. Если предприятие не

составляет стратегические планы, текущие планы, то они обречены на проигрыш

своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.

Из всего вышеизложенного следует, что использование внутрифирменного

планирования, передовых методов разработки и контроля выполнения плана —

основной путь развития предприятий и организаций; является первоочередной

мерой по повышению эффективности деятельности предприятия. Именно процессу

внутризаводского планирования посвящена эта работа.

2. Методы внутрифирменного планирования

Цель внутрифирменного планирования в рыночной экономике — обеспечение

оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение

необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и

прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов

предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное планирование — это многоплановая

работа, состоящая из двух основных взаимосвязанных этапов (блоков):

составление бизнес-плана;

анализ и контроль выполнения плана (текущее планирование).

Бизнес-план представляет собой сложный по структуре документ,

включающий в себя описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и

внешней среды в бизнесе, конкретные данные о развитии фирмы. Он охватывает

все аспекты деятельности предприятия. С помощью бизнес-плана возможно

охарактеризовать состояние фирмы и спрогнозировать финансовые результаты ее

деятельности как на ближайшее будущее, так и на более отдаленную

перспективу.

Главным инструментом текущего анализа и контроля на предприятии

является сметное планирование.

2.1. Бизнес-планирование

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,

используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает

процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом их

руководители собираются достичь свои цели и задачи. В первую очередь —

повышения прибыльности работы. «Хорошо составленный, научно-обоснованный

бизнес-план помогает предприятиям расти, завоевывать новые позиции на

рынках, составлять перспективные планы развития, концепции производства

новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации» [18].

Бизнес-план является основным средством менеджмента. Для наглядности в

схеме (рис. 1.) структура менеджмента представлена в виде семи основных

блоков: маркетинг и бизнес-планирование, организация и логистика, учет

управленческий и бухгалтерский, финансы, экономика, человеческие ресурсы, и

двух вспомогательных: коммуникации и документооборот между разными блоками

и программно-технические платформы, которые поддерживают их

функционирование. Такая классификация предложена авторами книги «Семь нот

менеджмента». [13].

Бизнес-план является основным плановым документом предприятия,

принципиально новым для нашей экономики, в котором определяются цели

деятельности и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана

являются:

осуществление инвестиционных проектов;

реализация отдельных коммерческих операций;

эмиссия ценных бумаг;

определение перспектив развития фирмы;

проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных

предприятий (банкротов);

Рис. 1. Компоненты менеджмента

финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Следует понять, что правильно составленный бизнес-план дает перспективу

развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный на

предприятии вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно

доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

«Бизнес-план представляет собой результат трудоемкой работы,

исследований для изучения конкретного направления деятельности предприятия

(продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-

экономических условиях» [15]. В связи с этим, он составляется на

основании:

конкретного проекта производства определенного товара (услуг);

всестороннего анализа производственно-хозяйственного и коммерческой

деятельности предприятия;

изучения финансовых, технико-экономических и организационных механизмов,

используемых в экономике при осуществлении планирования.

Из всего вышесказанного следует, что «бизнес-план — это категория

рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения

доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного

предпринимательства» [21]. Бизнес-план необходим многим участникам

коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам,

инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.

Иными словами, всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию

для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности,

реалистичности, перспективности и результативности.

Бизнес-план предназначен с одной стороны — для внутрифирменного

планирования, с другой стороны — для обоснования получения денежных средств

из внешнего источника, то есть получения денег под конкретный проект в виде

банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других

предприятий в осуществлении проекта [3] (табл. 2.1.)

Основными задачами, которые позволяют решать бизнес-план являются:

обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы

(стратегий, концепций, проектов);

расчет ожидаемых финансовых результатов в деятельности, в первую очередь

объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной

стратегии;

подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Необходимо иметь в виду, что каждая задача плана может быть решена

только во взаимосвязи с другими.

Бизнес-план должен убедительно показать, «каким образом деньги или

иные ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для того же

инвестора» [ 30] (рис. 2). Можно сказать, что инвестор должен увидеть

прибыль не после, а до того, как истратить деньги на предлагаемый проект.

Таблица № 2.1.

БИЗНЕС-ПЛАН

|Внутрифирменная |Внешние |

|Деятельность |функции |

| | |

|Разработка стратегии (концепции) |Привлечения для реализации проектов|

|развития фирмы и конкретизация |инвестиций |

|отдельных направлений | |

| |Обоснование для включения проектов |

|Разработка и осуществление проектов|в государственные (региональные) |

|создания новой продукции (услуги) |программы и получение средств из |

| |централизованных источников |

|Оценка внутреннего | |

|научно-технического, |Получение банковских кредитов |

|производственного и коммерческого | |

|потенциала фирмы и выявление |Обеспечение успешной реализации |

|резервов |акций фирмы на фондовом рынке |

| | |

|Подготовка и осуществление |Организационно-финансовое |

|мероприятий по внедрению новых |обоснование необходимости создания |

|технологий и приобретению |совместных производств, предприятий|

|оборудования |с использованием иностранного |

| |капитала и других форм совместной |

|Подбор новых и переобучение |деятельности |

|собственных рабочих и специалистов | |

| |Разработка и осуществление |

|Контроль за финансовыми |мероприятий по созданию |

|результатами деятельности фирмы |финансово-промышленных групп |

| | |

|Мероприятия по снижению степени | |

|риска в деятельности фирмы | |

| | |

|Формирование благоприятного имиджа | |

|фирмы | |

| | |

|План мер предупреждения банкротства| |

|и выхода из кризисных ситуаций | |

Бизнес-план, являясь постоянным документом, систематически обновляется, в

него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри

фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в

целом.

Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого

намерено придерживаться предприятие в определенный промежуток времени.

Многие предприятия составляют бизнес-планы на один год. Главное внимание в

них уделяется предстоящим 12 месяцам и менее конкретно рассматривается

направление деятельности в последующие один-четыре года. [15].

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет

первостепенное значение на предприятии. Бизнес-план текущей деятельности

состоит из трех основных частей:

1. Описание бизнеса (разделы маркетинга и производства).

2. Финансовая информация (финансовый план, расчеты рентабельности, прогноз

объемов реализации и др.).

3. Сопроводительные документы (учредительные документы, организационный

план, копии контрактов, лицензии и т.п.).

На рисунке № 3 представлена схема бизнес-плана предприятия, а в приложении

№ 3(с. 93-95) — примерная структура и перечень задач анализа и оценки

бизнеса.

Рис. 3. Общая структура, блок-схема бизнес-плана предприятия

В современной экономической литературе по менеджменту представлены

различные методики составления бизнес-планов. Важно то, что, все эти

методики могут быть использованы при написании проекта, но буквальное

следование им нецелесообразно. Поскольку разработчик бизнес-плана, которым

может быть руководитель, менеджер, предприниматель, консалтинговая

организация, должен самостоятельно выбирать тот материал, который ему

необходим. Ведь бизнес-план — это очень точный план и самое тонкое в нем —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.