реферат, рефераты скачать
 

Экономика и менеджмент средств массовой информации (курс лекций)


номенклатуре и ассортименте, которые предусмотрены планом, при полном

использовании площадей и оборудования, с учетом применения передовой

технологии, улучшения организации производства и труда.

Вам не надо оценивать и упаси Боже считать баланс производственных

мощностей, это дело полиграфистов и специалистов в области коммуникации, у

которых вы будете арендовать мощности. В силу этих обстоятельств вы

свободны от порции математических выкладок!

23. Расчет себестоимости и стандарты единицы продукции

Единицей продукции для периодических изданий будем считать номер

издания, стратегической единицей продукции -- рабочий день редакции.

Определение единицы продукции становится важнейшим элементом при бизнес-

планировании. Именно на нее ложатся все произведенные предприятием расходы,

именно на произведенные расходы считают необходимую норму прибыли, которая

устраивает и вас, и акционеров-учредителей, которая дает конкурентные

преимущества и перспективы.

Что касается стандартов продукции, то вы коротко излагаете

необходимые, установленные вами требования и если надо, если есть такие

требования ГОСТов, требования и систему контроля для их соблюдения.

Наступает священный момент для любого предпринимателя -- момент

расчета себестоимости.

Себестоимость продукции -- это текущие затраты предприятия на

производство и реализацию продукции выраженные в денежной форме. В

себестоимость включают стоимость всех потребленных средств производства

(затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и энергию, аренду

помещений, эксплуатацию основных фондов, их амортизацию, расходы на оплату

труда, отчисления на социальное страхование).

С развитием рынка понятие себестоимость как категория бухгалтерского

учета все более сближается с понятием издержки. Издержки -- это денежное

выражение затрат произведенных и необходимых для поддержания предприятием

своей производственной и реализационной деятельности. Бухгалтерские

издержки, о которых чаще и говорят в нашей экономике представляют собой

явные , прямые затраты, как платежи за ресурсы. Но ведь кроме покупных есть

еще и собственные ресурсы, которые надо эффективно использовать, если это

делается, есть повод говорить об альтернативных и неявных издержках. В

сумме с бухгалтерскими издержками они дадут т.н. экономические издержки,

совокупные издержки как сумму постоянных и переменных издержек, о которых

мы уже говорили.

Обычно речь идет о следующих статьях затрат : Сырье и материалы,

Возвратные отходы, Комплектующие и покупные полуфабрикаты, Топливо и

энергия, Основная и дополнительная зарплата, отчисления на социальные

нужды, расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные

расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие

производственные расходы (налоги, сборы платежи, отчисления в фонд ремонта

и т.п.), коммерческие расходы. Если говорить о коммерческих расходах, то в

Беларуси законом определено, что только 2 процента в себестоимости могут

составлять расходы на рекламу (для туристических фирм -- 6 процентов).

Можно больше, но за счет прибыли предприятия и это влечет увеличение массы

налога на прибыль, который вы заплатите.

Применительно к СМИ. Определяются расходы на офис и другие базовые

производственные помещения -- это общее количество занимаемых помещений, их

статус, площадь на одного работающего, структура расходов на содержание

помещения -- либо совокупная арендная плата, либо разбивка по разным

расходам на содержание помещений.

Учитываются как правило расходы: на Оборудование

(мебель, компьютерная техника и программы, оргтехника, телефоны, другое

оборудование), Канцтовары , Аренда склада если он есть, Необходимый ремонт,

Обеспечение безопасности, Коммунальные услуги, Страхование помещения

(пожар, наводнение, революция, иное стихийное бедствие, иной форс-мажор),

Непредвиденные затраты. Сумма подводится, и вы получаете расходы на офис.

Расходы на материалы и комплектующие изделия (Перечень материалов и

комплектующих для производства единицы продукции, для всей продукции, их

общая стоимость) Пример, вы -- дотационная гос. газета, составляете акт на

списание материальных ценностей, скажем бумаги, чтобы оправдать дотации ---

сколько бумаги потрачено на производство, включая черновики, а сколько ушло

попутно, скажем на издание брошюры какого-то социально близкого редакции

автора.

Расходы на производственный персонал ( Общее число работников, постоянных,

по совместительству, сколько смен, продолжительность смены, требуемая

квалификация, кто контролирует работников, иные аспекты).

Расходы на маркетинг и рекламу. Достаточно привести цифры из маркетингового

бюджета, указать основные параметры рекламной поддержки вашего издания или

передачи, или канала, периодичность и тематику маркетинговых исследований).

Расходы на поддержание и обновление оборудования (Сколько надо ежедневно,

еженедельно, ежемесячно средств на поддержание вашего оборудования в

рабочем состоянии. Какие средства на единицу оборудования, на единицу

продукции планируются для капитального обновления.)

Расходы на контроль за качеством (расходы ответственных за контроль

качества, за связь с потребителями, рекламации, другие шаги для контроля

качества).

Расходы на операции ( Расходы, которые предпринимает предприятие для

контроля товарного запаса, закупок, распространения, финансового контроля,

страхования, охраны).

Другие расходы (при желании сюда относятся налоговые платежи, дивиденды,

представительские расходы, расходы по спонсорству и прочее).

24. Операционная политика.

Контроль товарного запаса. Тут определяется кто и как контролирует запасы,

какой минимальный объем сырья и компонентов нужен для поддержания

непрерывного производственного процесса, какое минимальное время необходимо

для доставки сырья и материалов от поставщика. Выясняется, сколько времени

требуется для отгрузки готовой продукции (сдачи готового номера,

смонтированной передачи), как информация о продажах передается на участки

производства. В конечном итоге на промышленных предприятиях и в торговых

компаниях встает вопрос об Автоматизированной системе управления АСУ -- это

единая информационная система, в которой в режиме реального времени

отражается весь учет и все движение товара, сырья, капиталов предприятия. В

число методов товарного контроля входит также предотвращение случаев

воровства на производстве и использования основных средств, оборудования в

непроизводственных целях.

Изучая вопросы связанные с закупками, коммерческий директор, редактор,

иногда ответственный секретарь и главбух, решают: какие ключевые материалы

товары вам нужны, каковы средние цены на них, ключевые поставщики этих

товаров,, какие есть альтернативы в поставках, на каких условиях можно

купить бумагу, фотоматериалы, расходные материалы для оргтехники и услуги

типографии. Изучается вопрос о формах кредитования под эти цели, о товарных

кредитах, о возможности покрыть эти затраты дотациями.

Наконец, в операционную политику входит и определение стратегии

распространения. Она подразумевает не только анализ каналов распространения

и характеристика ваших распространителей, их преимущества и недостатки, их

репутацию среди потребителей. НОЛ и ваши финансовые возможности в части

распространения, схему ваших финансовых отношений с распространителями,

методы, которыми вы согласовываете с ними свои действия. Всегда учитывают и

шанс альтернативного распространения, его возможности и выгоды.

Кроме того, в операционную политику входит и определение методов

финансового контроля. Уясняется кто проводит такой контроль (как правило,

бухгалтерия и главный редактор), какие сотрудники персонально включены в

этот процесс и являются материально ответственными лицами, кто отвечает за

выставление счетов к оплате и за оплату счетов, которые выставили вам.

Важно определить, какая политика по части оплаты счетов: оплата по факту,

по предоплате, через несколько дней с момента поставки, через несколько

дней с момента предоставления счета и т.д. Важно кто определяет и принимает

решения в области выставления и оплаты счетов.

Для нормальной работы механизма финансового контроля важно наличие АСУ и

компьютеризация учета, а также характеристики систем которые применяются

для оценки финансового состояния предприятия. Это в общем-то достаточно

специальные вопросы, но руководителю приходится вникать в них, когда речь

идет о текущем управлении редакционным хозяйством.

Помимо этого, к операционным аспектам традиционно относят различные вопросы

жизнедеятельности предприятия. Например, страхование -- как, где, в какой

форме застраховано предприятие, его риски, его сотрудники, его транспортные

средства. Сколько расходуется на страхование. Есть весьма любопытная форма

-- страхование профессионального риска -- могут страховаться скажем,

журналисты -- не только их жизнь и здоровье, но и риск судебного

преследования.

Юридические аспекты работы обычно решаются и учитываются с помощью юриста,

который находится в штате редакции или работает по договору с ней.

Некоторые крупные редакции могут иметь свои службы и системы безопасности.

В Беларуси скажем государственные издания и телерадиокомпания

обеспечиваются правоохранительными органами. В России вы помните с чего

начался скандал вокруг "Медиа-Мост" -- с обыска и конфликта со службой

безопасности этой частной структуры. Работа службы безопасности может

подразумевать чисто охранную деятельность, силовое прикрытие каких-то

рискованных действий (негласное сопровождение съемочной группы в горячую

точку), обеспечение информационной и коммерческой безопасности, охрана

внутриредакционных тайн, неразглашение источников информации и т.п.

Вопросы охраны труда как правило возлагаются на руководителей технических

служб, заведующих хозяйством, или зав. редакцией. Важный элемент --

информированность руководителей и коллег о том, где находится тот или иной

журналист и чем он занят, какое задание он выполняет.

25. Менеджмент в редакции. Фактор управления.

Менеджмент применительно к СМИ

Мы говорили уже о том что в производстве специфического товара СМИ

сочетаются факторы материальные и нематериальные -- капитал, средства

производства, а также труд и предметы интеллектуальной собственности. Мы с

вами говорили о менеджменте в редакции, давая определение менеджменту

применительно к СМИ.

К менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов методов средств и

форм подготовки и выпуска газетных номеров и телерадиопрограмм с целью

удовлетворить потребности массовой аудитории и получить прибыль. Кроме

того, это наука управления отношениями людей в процессе производственной

деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой

журналистики и с потребителями информации.

Существуют четыре функции менеджмента – 1) финансовая -- добиваться

превышения доходов над расходами. 2)-- содержательная, производственная --

подготовить высококачественные журналистские материалы, в интересных

жанровых формах, чтобы специфический товар, информация обладал зримой

потребительской стоимостью. 3) -- маркетинговая: связана с умением продать

этот товар на информационном рынке. 4)четвертая -- человеческий фактор,

кадровая -- паблик рилейшенз редакции, поведение сотрудников в социальной и

профессиональной среде. Внешний круг -- создание и поддержание имиджа в

глазах общественности. Но и внутренний -- установить гармонию внутри

редакции, предотвращать трудовые конфликт, стабилизировать коллектив,

управлять персоналом, дать ему мотивацию, развить инициативу и направить ее

в нужном менеджеру направлении.

Вообще-то менеджер -- человек, организующий конкретную работу с помощью

современных методов управления. В американской управленческой традиции

задача менеджера -- организовать работу некой группы подчиненных

сотрудников.

Есть высший менеджмент -- топ-менеджеры (директора, их заместители, члены

правления компании), средний менеджмент и низший менеджмент.

Менеджеры руководствуются экономическими соображениями, их работа скорее

практика, ремесло, чем наука. Хороший менеджер и реагирует на рынок, и сам

его меняет, создает. Главное -- ставить цели, отвечающие интересам

предприятия (менеджмент постановкой целей -- наиболее популярный в

традиционном управлении). Предприятие -- прежде всего люди, группа

компетентных людей. Платон говорил: хорошее общество -- это больше чем

сумма его отдельных частей. Создать условия для успешной работы этих людей

-- основной принцип и ориентир для менеджера. Не столько максимальная

прибыль, сколько успешное ограничение влияния факторов риска. Управление --

всегда творческая деятельность, оно направлено на сотворение нового, а не

просто на реагирование на внешнюю среду. Менеджмент предусматривает умение

организовать аналитическую работу -- выделить "команду", или же аналитикой

будет вечно загружать себя руководитель.

Эффективность управления. Успех организации, ее выживание, эффективную

работу обеспечивает управление, толпа превращается в производительную

группу сотрудников. Инструменты управления, воздействия на людей: иерархия,

культура, рынок.

Иерархия -- власть, подчинение, давление с помощью принуждения и

распределения материальных благ. Культура -- нормы и ценности группы и

общества, установки, стереотипы ритуалы поведения. Рынок -- комплекс

взаимоотношений на купле-продаже, на отношениях собственности, интересах

продавца и покупателя. Административная система -- ставка на иерархию,

подчинение вместо свободы и инициативы

Крупное предприятие всегда таит в себе угрозы и опасности. Слишком большая

администрация, от продавца на рынке до руководства много звеньев,

информация фильтруется, искажается, запаздывает. Для крупных предприятий

важна четкая командная система -- она быстро окостеневает. Теряется

гибкость раджи сохранения иерархии. Крупные предприятия всегда учитывают

политические факторы. В США говорят -- "быть небольшим прекрасно": малые

фирмы более гибкие, в них есть больше взаимопонимания, упрощено управление,

они быстрее реагируют на новое, меньше зависят от глобальных факторов, их

структура проще. Крупные предприятия глухи к нуждам отдельных клиентов.

Успешно действующие руководители обычно предприимчивы, готовы идти на

разумный просчитанный риск, имеют чутье к потребностям рынка, опираются на

железную дисциплину и сами работают больше своих сотрудников, детально

знают дело -- технологию, маркетинг, финансы. Умеют привлечь хороших

работников и дать им полномочия, мотивацию, которая ведет к хорошей

зарплате, связанной с успехом фирмы. Проводят жесткий отбор и отсев кадров,

ведут строгий финансовый контроль, всегда стремятся победить конкурентов.

Еще в начале XX века образцом структуры предприятия была иерархия

абсолютного, авторитарного государства -- командно-бюрократическая

структура, команды и повинности исходящие от руководителя -- абсолютного и

непогрешимого "монарха". Развитие техники и разделение труда вели к новым

экономическим отношениям, которым не отвечает тоталитарная система

управления. Подчиненные превратились в сотрудников, понадобились

специалисты, самостоятельно думающие, действующие, знающие себе цену. Новая

система -- руководство в сочетании с сотрудничеством: 1.Решения принимаются

не единолично, а сотрудниками.2.Сотрудники имеют четко разработанные сферы

действия полномочия и компетенцию. 3. Ответственность не сосредоточена

наверху, а включена и распределена по полномочиям сотрудников.

4.Вышестоящие решают только то, что нижестоящие решить не вправе.

Всегда надо определить задачи, полномочия и поделить ответственность.

Фактор успеха -- гибкая, эластичная структура, быстрый и свободный поток

информации внутри предприятия.

Ведущим принципом стало делегирование полномочий: 1 Сотруднику поручается

определенная сфера деятельности, он обязан сам действовать, принимать

решения. Начальник не вправе вмешиваться кроме экстренных случаев, а

главным образом он контролирует работу. Разделяется ответственность за

действия и ответственность за руководство. Сотрудник отвечает за то, что он

делал, а начальник -- за свои просчеты и обязанности: Кадровая ошибка,

сотрудник не получил инструкции и информацию, начальник не проверял его, не

поправлял его критикой.

26. Самомаркетинг журналиста и его потенциал

Для сотрудника СМИ важен не только метод работы, но моменты,

связанные с его личностными качествами. Есть масса трудов о личности

журналиста, его этике и т.д. Скажем, только опираясь на Евгения Прохорова,

что можно представить проблему личности как схему из ядра и окружностей

вокруг него. Ядро личности -- склонности, способности и социально-

мировоззренческая позиция. Затем -- круг личностных качеств (интеллект

воля, эмоции и психология, физические данные), затем -- система знаний

(эрудиция, профессиональные и специальные знания), затем -- навыки, опыт

работы. Обычно к этому всему добавляют меру ответственности журналиста --

гражданскую, юридическую, этическую. Различными социологическими методами

исследованы качества журналистов. Наметился переход к изучению социально-

профессиональной среды, скорости и качества работы при создании

публицистических текстов, адаптации и комфорта в коллективе редакции. Остро

стоят проблемы престижа профессии: В России до перестройки четверть

опрошенных считала работу журналиста престижной, в первые годы гласности --

до 42 процентов, а в 1995 году уже лишь 14,5 процента, свидетельствует

Ворошилов, выходит даже во времена застоя престижа было больше. Любопытной

скорее для России, нежели для Беларуси остается проблема формирования

журналистской элиты. Но рынок поставил многие редакции на грань нищеты, и

журналисты искали любые пути ради выживания. Михаил Федотов, экс-министр

печати РФ: "Сейчас мы наблюдаем очень прискорбный процесс, когда

профессиональные журналисты уходят из редакций газет, редакций радио и

телевидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку

деньги, которые они зарабатывают, не позволяют им содержать семью. А те,

кто остался, к сожалению не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже

элементарные нормы не только журналистской, но и общечеловеческой этики."

Александр Бовин, который вернулся в "Известия" после дипломатической службы

сетовал, что за ориентир часто принимается низшая планка читательских

потребностей, что газетчики стремятся не морализировать, а информировать.

Но главный критерий классности как раз не объем информации, а анализ,

рассуждения, вывод. "Не рассуждающая журналистика -- это нонсенс".

Кадров для качественной прессы не хватает, их надо растить тщательно, и это

сегодня проблема журналистского сообщества. Ведь журналисты в конечном

итоге образуют свою статусную групп объединенную одинаковым уровнем

общественного признания, ориентированные на одного читателя. Журналист

должен понимать, что его самого никто не раскрутит, надо пробиваться

самому, повышать свой рейтинг, привлекательность своего образа. Вводится

термин самомаркетинг журналиста. Сегментированием тут выступает

специализация журналиста, позиционированием -- определение своей позиции

своей темы и рубрики, своего особенного стиля. Инновации - работа над

собой, рост квалификации.

Любопытно сравнить составленные на журфаке МГУ в ходе совместного

исследования среднестатистические портреты российского и американского

журналиста. Российский -- мужчина 40 лет, русский, с журналистским

образованием, женат, один-два ребенка, работает в прессе около 16 лет,

беспартийный, умеренных центристских взглядов, колеблется не сменить ли

работу. Американский -- мужчина, 38 лет, белый, бакалавр, учился в

общественном колледже, стаж 14 лет, намерен работать в прессе дальше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.