реферат, рефераты скачать
 

Государственное управление


Государственное управление

1. Понятие государственного управления. Особенности государственно-

управляющих воздействий.

Государственное управление - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность

людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся

на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть

целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность

- наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием

людей.

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на

государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,

даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой

государством международной политики.

Объективно, системно, организовано..

Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-

правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей

страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и

закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов),

поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию

определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения

любых видов человеческой деятельности.

ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ

субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,

наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет

объективно целесообразные формы (структура и процесс).

ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых

объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их

практическому удовлетворению.

Цепь социального механизма формирования и реализации ГУ:

ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ - РЕЗУЛЬТАТЫ

ГУ по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно

рассматривать как:

| | | |

|субъект управления |взаимодействие |общественная система |

|(управляющая система) |(подсистема прямых и |(подсистема элементов |

| |обратных связей) |общества, подверженных ГУ) |

В узком смысле преимущество будет на стороне субъекта, а объекты

только воспринимают его действия и трансформируют их в процесс собственного

функционирования.

|субъект |воздействие |управляемые объекты |

На схемах видны прямые и обратные управляющие воздействия, которые

занимают центральное место в ГУ. В прямых связях выделяют управляющие

воздействия и те элементы ГУ, которые связаны с их формированием и

реализацией.

Особенности управляющих воздействий:

Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).

Организационное (количество людей для реализации определенной цели).

Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для

достижения конкретных целей.

2. Правовое регулирование (ПР) государственного управления: предмет и

метод, формы и структура.

ПР государственного управления - это деятельность государства по

организации государственных органов и установлению правил их

функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение

целепологания, функций, организационных структур и управленческой

деятельности государственных органов.

Предмет ПР:

1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря

которым формируется государственно-управляющее воздействие.

2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу

распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой

для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных

органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-

управленческие процессы - либо по причине профессионального несения

государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при

решении каких-либо своих проблем.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов,

средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в

гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее

элементы.

Способы правового регулирования:

- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности

совершать определенные положительные действия;

- запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от

совершения действий определенного рода ;

- дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные

действия.

Формы ПР (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по

содержанию; должны создавать в совокупности систему ПР государственного

управления:

Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок

ведения тех или иных дел.

Указы и распоряжения Президента.

Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты

компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства);

б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций)

субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и

т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы

городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные

(внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами

местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней

управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные

инструкции)

Структура ПР должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была

придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и

предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

а) законодательное регулирование;

б) нормативное определение ряда элементов государственного управления

посредством органов районного и городского государственного управления и

местного самоуправления;

в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих

процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и

специальной компетенции;

г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где

можно непосредственно выразить волю населения;

д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее

по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать

и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в

государственном управлении.

3. Характерные черты государства как субъекта управления общественными

процессами. Типы государств.

Государство - многомерное явление, причем каждое его проявление имеет

смысл, поскольку несет в себе что-то от его сущности. Основные

характеристики государства:

Форма общества. Оно повязано системой общественных отношений людей,

соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует

организации жизни, в том числе экономической.

Территориальная организация людей, особым юридическим способом объединяет

людей, формой чего выступает институт гражданства.

Юридическая взаимосвязь между людьми посредством института гражданства.

Объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства, т.е.

объективно выражает общие для всех, интегрированные потребности, интересы и

целя жизнедеятельности своего сообщества людей. Общенациональную идею

должно найти государство.

Через структуры и механизмы государства формируется и закрепляется всеобщая

воля, придающая государственным установлениям обязательный характер.

Государству принадлежит легитимная монополия на законодательствование и

принуждение при его реализации.

Для реализации своих целей государству необходим аппарат осуществляющий

свою деятельность на профессиональной основе. (Проблема аппарата и его

иерархии).

Структура и механизм общественного самоуправления.

Выражает национальные интересы своего народа на международной арене.

Внешняя политика.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ:

1. По источнику и суверенному носителю властной силы:

- монархия; - аристократия (коллективное управление со стороны элиты с

распределением власти по вертикали и по горизонтали); - демократия

(построение государственной власти и государственного управления снизу

вверх от народа, посредством формы прямого волеизъявления..

2. По форме правления, то есть по организации общегосударственной

власти:

- парламентская республика; - президентская республика; - смешанная

форма - полупрезидентская республика или - парламентарная монархия

В парламентской республике приоритетом пользуется выборный

законодательный орган, который из своего состава формирует правительство,

подотчетное ему (Италия).

В президентской республике законодательный орган и глава

исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих

функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов.

3. По форме государственного устройства, т.е. по способу разделения

государства на определенные части, с соответствующим разделением власти по

управлению ими - унитарные и федеративные. Унитарные государства

подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по

вертикали единой системой государственной власти.

Федеративные - единое государство с обширной автономией его составных

частей.

4. По политическому режиму:

- деспотический (тоталитарный, автократический, авторитарный режимы) -

способ реализации государственной воли - насилие, подавление, произвол,

ограничение свободы и т.д.

- либеральный - государственная власть исходит прежде всего из прав и

свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности, власть

обслуживает свободу.

- демократически-правовой - сущность состоит в проведении в жизнь

демократически сформированной всеобщей воли народа строго в рамках

материального и процессуанального законодательства.

4. Объективные основы и субъективный фактов государственного управления.

Государственное управление - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность

людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся

на властную силу.

В качестве объективных основ государственного управления следует

назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на

земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф,

водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие

им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие

длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей,

типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды

коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции,

обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором

(сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной

жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России

такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община

товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией

в рамках территории определенного сообщества людей может и должна

рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой

единственную материальную (техногенную ) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная систем а соединяет

производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает

воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг,

необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного

человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов,

социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что

духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий

материальное закрепление духовного, превращение его в историческое

наследие.

Научно-технический прогресс.

Субъективный фактор государственного управления (ГУ).

Любое государственное решение выдает человек, следовательно это

решение несет субъективный фактор и олицетворяет собой сознание в действии,

определенное слияние мыслительного и практического процессов. То есть -

сознание и деятельность.

Система элементов субъективного фактора: “потребности - интересы -

цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы” в рамках этой системы

формируется и реализуется ГУ. Характеристики субъективного в области ГУ:

Субъективный фактор в своем составе имеет элементы различного уровня

развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих между

собой.

Развитие субъективного фактора представляет собой сложный процесс, в

котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при

противоречивом подчас влиянии друг на друга, они по-разному и в

неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному

поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость,

самостоятельность, способность к изменениям.

Различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой,

целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную

действительность, последствия влияния их также многообразны - от

конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.

5. Системные характеристики государственного управления. Социальный

механизм его формирования и реализации.

Для государственного управления системное представление его

компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое

и методологическое значение.

Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и

объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-

объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая

подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) -

общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных

государственному управлению).

В узком смысле система субъектно-объектных зависимостей включает в

себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где

преимущество находится на стороне субъекта управления.

Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает

присутствие трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного

управляющего компонента (государственного органа, должностного лица,

участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего

воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности

организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и

входящих в состав субъекта управления).

СУ

федеральный уровень

региональный уровень

уровень местного самоуправления

управляемый объект деятельность людей по производству материальных

социальных и духовных продуктов

Система субъекта государственного управления: природа субъекта - цели

что делать? - функции как управлять? - структура кто делает? - процесс

(реальное функционирование) каким образом? - принципы научные положения

отображающие познания взаимосвязи ГУ.

Система элементов управленческого процесса: “информация - знания

способность и умение анализировать управляемые объекты и находить

объективные рычаги воздействия на объект - ресурсы - идеи - экспертные

оценки - решения - действия - результаты”.

Социальный механизм формирования и реализации государственного

управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов,

процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного

управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели

общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих

решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на

государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь:

“потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.

Существование, развитие, содержание и формы, направления и смысл

совершенствования ГУ определяются объективными потребностями общества.

Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как

управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.

Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие

интересы, порождают и обуславливают управленческие цели. Цели управления

закрепляются в управленческих решениях - социальных актах, в которых в

логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для

достижения поставленных целей.

Чтобы решения практически осуществлялись, нужны конкретные действия по

практической реализации соответствующих решений.

Реализация управляющих воздействий, выраженных в управленческих

решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в

удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении.

6. Объективация государственного управления (ОГУ). Комплексный характер

результатов управления.

ОГУ - момент превращения целей, задач, параметров, обозначенных в

управленческих решениях и действиях в социальную практику; момент привода

посредством управляющих воздействий поведения и деятельности людей, их

коллективов, общности из одного состояния в другое. Объективизация -

процесс превращения субъективности управленческих решений в объективность

общественной жизнедеятельности. Он характеризует:

Воплощение того, что представлено в управленческом решении в виде идеи,

замысла, модели, проекта, программы, плана, задания, поручения и т.д. в

реальную жизнь, сознание, поведение и деятельность людей

Измерение и оценка того, что получилось в итоге, как воплотилось, на

сколько. Такая оценка может быть только относительной.

Подлинную общественную ценность объективация приобретает в

управленческих объектах, области воспроизводства материальных ценностей и

духовных продуктов и социальных условий жизни. Т.е. управление только тогда

эффективно, когда экономический, социальный и духовный процессы

удовлетворяют интересам общества.

ОГУ имеет специфические проявления: она происходит в масштабах всего

общества, осуществляется во всех его сферах. Ее последствия не носят

сиюминутный характер, а имеют исторический смысл и значение, обладают

устойчивостью во времени и пространстве, способностью к нарастающему

воспроизводству и обеспечению прогрессивного общественного развития.

Т.к. государственное управление есть воздействие одних людей на других

во имя их интересов (т.е. осуществляется в пределах субъективного фактора),

то при ОГУ во внимание должны приниматься главным образом социальные

результаты и последствия. Большое значение имеет соотношение между прямыми

и косвенными результатами.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.