реферат, рефераты скачать
 

Государственное управление


При проведении анализа результатов управления необходимо учитывать три

аспекта:

Выяснить, действительно ли возник результат государственного управления, то

есть, является ли то, что происходит в обществе именно результатом

управления, а не действия других общественных компонентов.

Найти и определить источник результат управления, то есть выявить, что из

всего, вовлеченного в управленческие процессы (органы, документы, ресурсы,

оргмеры и т.д.) выступило действительным источником соответствующего

конкретного результата (профессионализм, талант, либо чрезмерные финансовые

затраты).

Выявить, есть ли взаимосвязь, взаимозависимость между целями и реальными

результатами ГУ, а также определить временные пределы такой

взаимозависимости (когда обещал - когда выполнил).

При определении результата управления необходимо установить его

характеристики -= то есть соотнести результат с целевыми ожиданиями и

обнаружить его общественную актуальность.

Эффективность есть сложение 2-х моментов: разницы между результатами и

затратами (свидет. о полож. сальдо); способность этой разницы удовлетворять

реальные жизненные потребности общества. Улучшение социальных условий и сам

прирост.

Виды эффектов управления:

Производственный - определяется соотношением полученных результатов к

затратам.

Экономический - свидетельствует о встрече продукции и спроса на нее. Если

нет реализации, то ты разорен.

Социальный - совокупный и общий результат, который получает общество в

процессе производства или выполнения определенного рода работы, так и при

потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей.

7. Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания

системы. Применение принципов.

Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь

общественно-политической природы и других групп элементов государственного

управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде

определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом

и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по

управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

Систематизация принципов: Первое - общесиситемные принципы ГУ -

общеуниверсальные закономерности (их применение):

Принцип объективности государственного управления обусловливает

необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям

объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-

исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Принцип демократизма - воспроизводит народовластие в государственном

управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями

жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.

Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Обусловливает

необходимость законодательного определения основные аспектов целей,

функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

Принцип законности государственного управления: установление в

государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения

правовых актов.

Принцип разделения власти в государственном управлении.

Принцип федерализма государственного управления - позволяет развивать и

укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы

значительное число граждан.

7. Принцип публичности государственного управления.

Втрое основание систематизации связано с анализом и научной

характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые

организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура,

процесс). Структурные принципы подразделяются на:

1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-

орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.

Третье основание классификации принципов: Специализированные принципы:

принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы

информационного обеспечения государственного управления и т.д.

Систематизация принципов (Г.А.Атаманчука):

Общественно-политические - сформулированы в результате познания социальной

природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;

Функционально структурные - абстрагированные посредством исследования

взаимодействий компонентов субъекта и объекта ГУ и раскрывающих

закономерности структуры государственных управляющих воздействий;

Организационно-структурные - отражают характер, закономерности и специфику

орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его формировании;

Государственно-управленческой деятельности - раскрывают закономерности,

отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности

государственных органов при формировании и реализации управленческих

функций и поддержания собственной жизнедеятельности.

Госслужащие должны соизмерять свои поступки и действия с принципами ГУ.

8. Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения.

Закон (в широком смысле) не может существовать без законности -

механизма и средства приведения его в жизнь. (В Российской истории законы

существуют сами по себе, а деятельность людей сама по себе.) Законность -

систем юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им

государственными структурами, призванную обеспечить практическую реализацию

законов и других правовых актов.

Свойства законности: 1. Единство - охватывает все государство, все

структуры государственного управления и местного самоуправления, в равной

мере касается всех, обязательна для каждого в государстве, на всей

территории и при реализации любых решений.

2. Единообразие -. одинаковое понимание и осуществление в различных

местах, разными людьми и оргструктурами и в различных жизненных

обстоятельствах.

3. Всеохватываемость - законность распространяется в равной мере на

гос. органы, органы местного самоуправления, общественные структуры и

граждан.

4. Гарантированность и устойчивость - создаются специальными мерами

обеспечения законности.

Способы обеспечение законности.

1. Построение государственной власти, разделение ее по горизонтали

(законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная,

субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и

противовесов.

2. Судебная власть - особый статус ее делает независимой от других

подсистем государственной власти.

3. Прокуратура. В прокурорском надзоре заложена функция контроля за

законностью актов государственного управления.

4. Органы исполнительной власти -создаются контрольные механизмы,

позволяющие отслеживать управленческие решения и действия с точки зрения их

соответствия законам и иным нормативным правовым актам.

внешний контроль - когда одни госорганы осуществляют его по отношению

к другим:

- общий контроль - вышестоящих за нижестоящими

- специализированный контроль - таможня, антимонопольный контроль и

т.д.

- внутренний контроль - руководителями, должностными лицами либо

подразделениями ( отдел контроля) - не особо эффективен.

5. Само общество. Общественные объединения, граждане, СМИ, трудовые

коллективы, профсоюзы и т.д.

6. Человек. - важна его позиция. т.к. все “формализованные” институты

приводятся в движение его мыслью, чувством и поступком.

9 Цели государственного управления (ГУ). Основания формирования. Построение

“древа целей”. Ресурсное обеспечение целей.

Цель - отражение общественных потребностей и интересов общества или

продукт сознания, субъективное отражение объективного. Чаще в целях

преобладает субъективное. Проблемы формирования “древа целей”:

1. Общественные источники возникновения и фиксирования целей

государственного управления: объективно цели государственного управления

рождаются и должны рождаться “внизу” - идти от потребностей и интересов

людей, объединенных в государство. Именно внутреннее состояние общества и

волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником

формирования целей государственного управления.

2. Субъективная сторона целепологания и вызываемые ею относительность

и открытость сформулированных целей государственного управления (трудно

предвидеть будущее). Необходимо: предвидение, прогнозирование,

программирование, планирование.

3. Иерархия целей государственного управления (должна быть построена

на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества):

общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное и

сбалансированное и качественное развитие общества;

социальные - отражают влияние общественно-политических целей на социальную

структуру общества, состояние и уровень социальной жизни людей;

духовные - восстановление духовных и культурных ценностей;

экономические - экономика обслуживает человека;

производственные - состоят в создании и поддержании активности управляемых

объектов;

организационные - решение организационных проблем, создание соответствующих

функциональных и организационных структур

деятельностно-праксеологические - предполагают распределение и

регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим

местам;

информационные - обеспечение необходимой информацией;

разъяснительные - отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих

практическому осуществлению комплекса целей.

4. Построение собственно “древа целей” ГУ. “Ствол” “древа целей -

стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением и

преобразованием. Делятся на: оперативные - фиксируют крупные блоки

действий; тактические - определяют каждодневные, конкретные действия.

Другие градации целей: По объему: общие и частные. По результатам:

конечные и промежуточные. По времени: отдаленные, близкие и

непосредственные

Для построения "древа" целей необходимо: иметь продуманное определение

стратегических (главных) целей, осуществить согласование целей с тем, чтобы

они поддерживали и взаимообуславливали друг друга, обосновать субординацию

целей - реализация одной цели становилась бы источником для другой.

Цели должны быть адекватны потребностям и интересам общества, тем

целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами.

Обоснованность и действенность целей государственного управления

определяются с другой стороны связанностью с соответствующими ресурсами и

обеспеченностью ими:

1. Природные и человеческие ресурсы.

2. Ресурс права в широком смысле (мировоззрение, традиции, образ жизни,

поведение людей и т.д. вплоть до системы законов и механизмов ее

обеспечения)

3. Демократия - определенная система самоорганизации жизни людей на основе

их прав и свобод.

4. Организация - позволяет упорядочить и облегчить выработку целей.

5. Знания - т.е. инновационно-технические возможности общества.

Соотношение целей и средств их осуществления: объективный результат

дают не цели, а средства, использованные при их реализации. Несоответствие

средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов,

что дискредитирует сами цели.

10. Объекты государственного управления: понятие, виды, организация,

закономерности, управленческие возможности.

Управляемые объекты ГУ - деятельность людей по производству

материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни на которых

воздействуют субъекты управления.

Уровни управляемых объектов. I. В компонентно-структурном отношении:

человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной

деятельности, целостной социально-продуктивной активности;

коллективы и объединения людей;

общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы,

возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их

объединений.

II. В зависимости от социальных функций объекты ГУ делятся на виды:

экономические - соединение рабочей силы и средств производства;

социальные - потребление материальных и социальных продуктов и

одновременное историческое воссоздание человека ;

духовные - выработка идей, взглядов, освоение их сознанием;

политические и т.д.

Особенности управляемых объектов:

Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъектами

государственного управления, т.к. воспроизводство материальных и духовных

продуктов и социальных условий является первичным и главным для

жизнедеятельности людей.

Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и

общественно -исторические условия и закономерности и в соответствии с ними

выстраивают технологии своей деятельности (“человек-машина”. “человек-

природа” и т.д.)

Управляемые объекты нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом

определении порядка формирования, общественного статуса, процедур

общественной подотчетности и контроля.

Свойства управляемых объектов:

Самоактивность управляемых объектов, то есть их способность к самодвижению

на основе внутренних (собственных) побудительных причин., оно может

заключаться в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в

соответствии с представлениями их компонентов, в установлении с ними

активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений, в приспособлении

к складывающейся ситуации.

Самоактивность людей всегда отличается целенаправленным характером,

ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты.

Адаптивность (приспособляемость ) к условиям и факторам природного и

социального бытия, свидетельствует о способностях человека в бесчисленных

жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по

принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы

сохранять и развивать себя.

Самоуправление своей жизнедеятельностью и своим развитием. Осуществляется

вследствие осознания объективной действительности, при определенном

социально-психологическом приспособлении к ней, оно есть непосредственная и

ответственная реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из

общественной ситуации, действует как статистически средняя сила,

складывающаяся в процессе взаимодействия интересов, воли людей и являющаяся

результатом этого взаимодействия.

Управляемые объекты зависимы от объективных условий и факторов общественной

жизнедеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и

организации.

11. Функциональная структура государственного управления: сущность и виды

функций, их организация.

ГУ - управление в масштабах общества - призвано создавать и закреплять

законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую

реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-

актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

Функции ГУ:

политическая - обеспечение целостности и сохранности общества, формой

которого выступает государство;

социальная - обеспечение на территории государства соблюдения прав

гражданина;

экономическая - создание предпосылок для экономического развития общества.

В переходный период - уйти от непосредственного управления производством к

обеспечению и защите потребителей и социальной направленности экономики:

международная - поддержание свободы суверенитета и исторического

существования народа в рамках широкого сообщества.

В переходный период социальная функция должна повернуть экономику к

человеку, комплексному развитию социальной инфраструктуры, всестороннему

учету национальных требований в организации социальной жизни, обеспечению

социальной справедливости и социальной защищенности, гарантировании

социальных прав и свобод личности.

Функция управления - виды властных, целеорганизующих и регулирующих

воздействий государства и его органов на общественные процессы. ФУНКЦИИ

ОБЪЕКТИВНЫ так как исходят из сущности государства и выражают его

управленческое и социальное назначение. Функции различают по предмету

(что), содержанию (зачем), способу сохранения или преобразования

управленческих компонентов (как).

Функции ГУ реализуются посредством управленческих функций,

обозначающие конкретное воздействие юридически описанные в их компетенции.

По направленности и месту реализации - внешние и внутренние; по содержанию

и характеру действия - общие и специфические.

Все функции образуют сложную функциональную подсистему. В рамках ее

действует отдельный гос. орган или поддается регуляции управляемый орган.

Правило согласования при построении функций структуры: -

предоставление подсистем неуправленческих функций, совместимых по

направленности, предмету, содержанию и формам осуществления.

К общим функциям относятся; организация, планирование, регулирование,

кадровое обеспечение, контроль.

К специфическим; финансирование, налогообложение, лицензирование,

регулирование труда и ЗРП, кредитование.

12. Организационная структура государственного управления. Целостность

управления и разделение осуществления власти.

Субъектом государственного управления выступает государство в целом.

Организационная структура государственного управления - это особое

государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической

природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием

государственного управления в обществе.

В качестве системообразующего элемента организационной структуры

государственного управления выступает государственный орган, связанный с

формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий.

Государственный орган представляет собой единичную структуру власти,

формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его

целей и функций.

Основу организационной структуры государственного управления

составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль:

федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов

федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской

Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со

своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами

организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности

персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления:

Линейное основание создает структуру, при которой преобладает

вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую

иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством

распорядительства, т.е. власть сосредоточена в одних руках, команды

передаются строго от одного лица другому.

Достоинства: линейный тип жестко формализован, придает структуре

устойчивость, надежность, последовательность. Недостатки: слабо выражены

обратные связи.

Функциональное основание: формирование государственных органов,

специально приспособленных к ведению конкретных функций управления.

Проблема - в межфункциональной координации.

Линейно-функциональное основание - соединение линейного и

функционального.

Программно -целевое основание - в основу организационной структуры

закладывается какая-либо цель или комплексная программа.

Матричное основание - совмещает линейное и программно - целевое

управление. Связано с территориальным управлением.

Целостность управления и разделения власти. Конституция РФ. р1, г1,

ст2. 1.Государственную власть РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное

собрание (СФ и ГД), Правительство и Суды РФ. 2. Государственную власть в

субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.