реферат, рефераты скачать
 

Диагногстика стратегии предприятия


помогут предприятию усилить свои позиции на рынке. Для того, что бы

стратегия предприятия была эффективной необходимо проанализировать и

внешнюю среду.

Весьма популярным методом исследований происходящих в макросреде событий

является PEST (политический / правовой, экономический, социокультурный и

технологический) анализ. Факторы макросреды оказывают различное,

изменяющееся со временем влияние на стратегию бизнеса. ПЭСТ анализ призван

облегчить оценку менеджментом влияния факторов внешней среды на стратегию,

он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает

необходимость периодического пересмотра планов.

Далее представлены идентификации факторов макросреды.

Политический/правовой

- Трудовое законодательство

- Налоговая политика

- Устав компании

- Политика приватизации / дерегулирования

- Законодательство об охране окружающей среды

- Общественный контроль над расходами

- Директивы Европейского союза

Социокультурный

- Демографические изменения

- Развитие системы ценностей общества

- Перемены в образе жизни (например, изменения состава семей, отношений к

работе и к свободному времени)

- Изменения вкусов и предпочтений потребителей (например, отношение к

вопросам охраны окружающей среды)

- Уровни образования

Экономический

- Процентные ставки и уровень инфляции

- Доверие потребителей

- Цикл деловой активности

- Перспективы экономического роста

- Уровень безработицы

- Чистый доход после уплаты налогов

- Издержки заработной платы

- Конкуренция, альтернативные поставщики

Технологический

- Потенциал нового продукта, создание рынка

- Альтернативные способы предоставления услуг

- Новые открытия

- Уровень государственного и отраслевого финансирования исследований и

разработок

- Изменение коммуникационных технологий

- Новые производственные технологии

- Уровень передачи технологий

В настоящее время из вышеприведенного перечня наибольшее влияние на

корректировку стратегии ОАО "Аигуль" оказывают такие факторы, как:

- налоговая политика государства, а именно нестабильность налоговой системы

(изменение налогов), что может привести в возрастанию цен на выпускаемую

продукцию. К тому же в течении трех последних лет долг предприятия по

пеням и штрафам, за неуплаченные вовремя налоги в 3 раза превысил сумму

основного долга,

- процентные ставки в банках достаточно высокие 35 -45. % годовых, что не

позволяет предприятию взять кредиты ( к тому же кредиты выдаются в основном

для использования их в виде ОК, а не оборотного, а у ОАО “Айгуль” не

хватает именно оборотных средств.

- доверие потребителей к продукции ОАО "Айгуль" было подорвано в течении

последних 8 лет, в связи с недостаточным качеством и узким ассортиментом

продукции;

- уровень безработицы в КР достаточно высок, это говорит о том, что часть

населения является неплатежеспособной;

- в настоящее время конкуренция среди поставщиков достаточно высока, что

дает возможность найти более подходящего поставщика, цены у которого будут

ниже, чем у нынешнего поставщика. ( До настоящего времени продукция

(пальто) шилась из драпа, произведенного ККСК)

Поскольку на рынке достаточно большое предложение верхней одежды,

покупатели меняют свой вкусы и предпочтения с изменением тенденций моды, а

ОАО "Айгуль " не сумело адаптироваться к этим изменениям, то рынку

необходимы новые продукты, а значит, есть необходимость расширения

ассортимента.

- необходимо искать альтернативные виды сырья, что позволит удовлетворить

различные вкусы предприятия.

- что же касается новых производственных технологий, то на ОАО “Айгуль” они

отсутствуют, но в принципе имеющееся оборудование соответствует нынешним

требованиям.

Следующим инструментом стратегического анализа является показатель " "

Альтмана. Это обобщающий показатель финансового состояния предприятия,

характеризующий степень “близости” предприятия к банкротству. Данный

показатель рассчитывается по следующей формуле:

- “Z-счет” = ОК/А * 1,2 + ( Р+ФСН+НРД) / А * 14 + РР/А *З3 + УФ/ОБ * 0,6

+ ЧВ/А * 1,03

где ОК- оборотный капитал,

А- всего активов

Р- резервы

ФСН- фонда специального назначения и целевое финансирование

НРП- нераспределенная прибыль

РР- результат реализации

УФ- уставный фонд

ОБ- обязательства в целом

ЧВ- чистая выручка от реализации

Вероятность банкротства определится из следующих значений " Z -счета"

1,8 и меньше - очень высокая;

от 1.81 до 2,7 - высокая;

от 2,8 до 2,9 - возможная;

3,0 и выше - очень низкая.

Для того, чтобы узнать насколько велика вероятность банкротства для ОАО

"Айгуль" рассчитаем “ Z - счет” за период с 1999 по 2000г.

"Z - счет"(1999) = (8220,7 / 22397,2)* 1,2 + (42 ,1 + 107,4

+86,7/22397,2)* 1,4 + (2679,642 / 22397,2 )* 3,3 + (1121,0/ 6122,6) 0,6 + (-

2 39, 52 З/22397 ,2 ) =0,44 + 0,015+ 0, 395+0, 11-0,011= 0,949 =0,953

"Z-счет"(1999) = (7826,2/21637,5)*1,2 + (50/21637,5)*1,4 +

(3958,932/21637,5) * 3,3 + (1121,0/3220,4)* 0,6 + (50/21637,5 *1_ = 0,362 +

0,003 + 0,604 + 0,129 - 0,029= 1,069 = 1,1

“Z–счет”(2000) = (5595,7/18128,2)* 1,2 + (42,1/18128,2)* 1,4

+(2740,945/18128,2)*3,3 + (1121,0/4872,5)*0,6 + (-1300,469/18128,2)*1,0=

0,370 + 0,003 + 0,499 + 0,138 - 0,072 = 0,938= 0,94

Поскольку значение " Z - счета" не превышает показателя 1,8 , то ясно, что

для ОАО "Айгуль" вероятность банкротства крайне высока. Об этом факте

говорит не только показатель, рассчитанный выше, но и данные бухгалтерской

документации. Так мы видим, что валовая прибыль в течении трех лет ( 1998-

2000) носит отрицательный характер. Это связано с тем, что ОАО "Айгуль"

было вынуждено реализовывать произведенную продукцию по цене ниже, чем

себестоимость из-за низкого потребительского спроса на продукцию.

Единственным источником дохода для ОАО "Айгуль" являлась продажа и сдача в

аренду неиспользуемых производственных площадей и продажа оборудования, за

счет чего и образовывалась чистая прибыль предприятия. Но в 2000. году

чистая прибыль носит уже отрицательный характер. Что опять же подтверждает

ту критическую ситуацию, в которой находится ОАО "Айгуль".

Итак, можно сказать, что степень адаптивности стратегии предприятия к

условиям рынка крайне низка, что говорит о необходимости коренного

преобразования стратегии. Какими должны быть эти преобразования, мы

выясним в следующей главе.

Глава 2. Диагностика эффективности действующей стратегии ОАО

“Айгуль”

§ 1. Анализ товарной стратегии предприятия.

Первым этапом анализа будет диагностика стратегических зон хозяйствования

(СЗХ) и оценка их привлекательности.

Верный выбор стратегической зоны хозяйствования является залогом, успешно

ной деятельности предприятия. Стратегическая зона хозяйствования может

быть определена как часть внешней среды, в границах которой обеспечивается

превышение величины потенциального эффекта предотвращения несостоятельности

(банкротства) предприятия в стратегической перспективе над величиной

издержек, связанных с адаптацией стратегического потенциала предприятия к

разнообразию предъявляемого этой зоной спроса на товары и услуги. Иначе

говоря, границы (СЗХ) таковы, что внутри этой зоны создаются предпосылки

для достижения высокого уровня конкурентных преимуществ,

Применительно к ОАО"Айгуль", говорить о СЗХ затруднительно, поскольку

данное предприятие не сумело верно определить СЗХ и к тому же в последние

годы реализовывало свою продукцию исключительно на рынке г.Бишкек. Но за

счет того, что потребители на местном рынке достаточно избалованы наличием

широкого выбора верхней одежды, производимой мелкими частными предприятиями

и экспортируемой из Китая, Кореи и Турции, продукция ОАО"Аигуль"

практически не пользовалось спросом. Причина отсутствия спроса заключалась

в том, что качество пошива, качество материала, а именно расцветка, не

соответствовала требованиям потребителей, К тому же предприятие, производя

вышедшие из моды фасоны верхней одежды оправдывало себя тем, что люди

старшего возраста не особенно обращают внимание на тенденции моды., но

забывало о том, что пожилые люди, имея ограниченный доход, достаточно

привередливо оценивают качество приобретаемой продукции. В течение

последних лет предприятие обозначило сегмент своей деятельности в который

входит население в возрасте от 56 лет и выше с ежемесячным доходом от 1500

сом до 4000 сом на человека.. Этот сегмент, возможно, и не требовал

расширения ассортимента, но требовал, по крайней мере, улучшения качества

продукции, чего не было сделано.

В настоящее время предприятию просто необходимо расширить ассортимент

выпускаемой продукции, что позволит занять новые зоны хозяйствования,

проявить свои конкурентные преимущества, занять лучшую позицию на рынке.

ОАО"Айгуль" не должно ограничиваться только рынком г.Бишкек, а должно выйти

на рынок всех областей республики, и также должно попытаться выйти на рынок

соседних государств и таким образом наращивать, как объем сбыта продукции,

так и увеличивать группы потребителей.

Предполагается, что именно на этих рынках будет достигнута прибыльная

деятельность предприятия и вероятность ожидания нестабильности внешней

среды, будет минимальной.

Таким образом, предприятие в первую очередь нужно было верно определить

рынки сбыта своей продукции, чего также не было сделано. Это одна из

причин неудачной деятельности ОАО"Айгуль". Помимо выбора рынка, предприятию

необходимо определить систему сбыта продукции. Для ОАО"Айгуль" система

сбыта была представлена лишь торговым лотком у входа на предприятие и

небольшим отделом в ЦУМе г.Бишкек.. Поскольку у предприятия отсутствуют

средства для организации фирменных магазинов, возможно реализовывать

продукцию посредствам открытия небольших фирменных отделов в различных

торговых центрах, супермаркетах и конечно организация оптовой продажи с

предоставлением скидок.. Эти меры требу ют меньших затрат денежных средств,

чем если бы ОАО"Айгуль" решило самостоятельно реализовывать продукцию. Еще

одним аргументом в защиту данного выбора является то, что предприятие

сможет значительно расширить круг своих потребителей, делая свою продукцию

доступнее. К тому же необходимо устраивать демонстрации своих изделий в

демонстрационном зале предприятия или у его торговых посредников, на

выставках и ярмарках. Необходимо эффективное проведение рекламных кампаний

и постоянное информирование потребителей о новых моделях выпускаемой

продукции (одним из способов может быть рассылка почтой рекламных

проспектов).

Безусловно, товарная стратегия предприятия не может ограничиваться лишь

выбором рынка и определением системы сбыта.

Следующим важным фактором является определение ассортимента продукции, с

которым предприятия желает выйти на предполагаемый рынок.

Товарный ассортимент представляет собой динамичный набор номенклатурных

позиций (типоразмеров, марок, моделей) продукции, пользующихся

потенциальным спросом на рынке и обеспечивающих выживаемость предприятия в

длительной перспективе.

Динамичность потребностей рынка и обусловленные этим изменения товарного

ассортимента требуют выполнения работниками предприятия постоянной функции

анализа степени соответствия величины потенциальной прибыли, остающейся в

распоряжении предприятия после уплаты всех предусмотренных

законодательством налогов, потребностям в финансовых ресурсах для

комплексного технического и социального развития предприятия. При

формировании ассортимента предпочтение должно отдаваться такому составу

товарного ассортимента, который обеспечивает в течение продолжительного

периода постоянное превышение ( или, как минимум, сбалансированности )

прибыли остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в

финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности

предприятия. Товарная политика может осуществляться в следующих

направлениях:

- расширение товарной номенклатуры, за счет включения в нее новых

ассортиментных групп товаров;

- увеличение насыщенности товарной номенклатуры в рамках существующих

ассортиментных групп;

- углубление товарной номенклатуры за счет увеличений числа вариантов

каждого товара;,

- изменение гармоничности между товарами в зависимости от целей фирмы

До настоящего времени товарный ассортимент ОАО"Айгуль" был представлен

двумя видами продукции: - женское пальто; -куртки для работников силовых

ведомств (нужно отметить, что поскольку потребителем последнего вида

продукции являются государственные структуры, заказы до сих пор остаются

неоплаченными).

При определении товарного ассортимента, необходимо исключить те виды

продукции, которые не являются прибыльными или как в нашем случае являются

не оплакиваемыми»

Для осуществления эффективной деятельности ОАО"Айгуль" необходимо

производить: следующий .ассортимент продукции:

- первый вариант товарного ассортимента может быть представлен только

верхней одеждой, но в этом случае необходимо производить не только

различные модели пальто, но и куртки, плащи, то есть производить продукцию

для различных времен года. Такой выбор объясняется тем, что с рос на

верхнюю одежду носит сезонный характер, поэтому нужно выпускать продукцию

для разных сезонов. Эта продукция должна быть рассчитана, как на

потребителей разных возрастов, так и с различным уровнем дохода, то есть

нужно охватить как можно большую группу потребителей.

- второй вариант товарного ассортимента может состоять, как из верхней

одежды, (которую будут производить 2 цеха), так и из каких-либо видов

мужской или женской одежды, выбранных исходя из существующего и

предполагаемого спроса на рынке ( эта одежда будет производиться в третьем

имеющемся и ныне действующем цехе).

Этот товарный ассортимент позволит предприятию обслуживать больший

контингент потребителей и покрывать возможные убытки одного вида товара

прибылью другого товара. Таким образом, предполагается наличие возможности

диверсификации производства.

Разработка ассортиментной политики требует постоянного внимания к изучению

продукта с точки зрения жизненного цикла и принятия своевременных решений

относительно внедрения новой продукции, модернизации или усовершенствования

традиционных видов продукции. Ассортиментная политика направлена на

оптимизацию использования технологических знаний и опыта предприятия,

оптимизацию финансовых ресурсов с точки зрения рентабельности выпускаемых

товаров и затрат на нововведения.

Помимо выбора рынка, системы сбыта, и определения товарного ассортимента

необходимо так же большое внимание уделить качеству выпускаемой продукции.

Качество продукции, включая новизну, технический уровень, отсутствие

дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из

важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на

рынке. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание

обеспечению высокого качества продукции. Оценка качества продукции основана

на следующих концепциях:

- качество конструкции - отражает уровень качества самой конструкции;

- качество исполнения - отражает ту степень, в которой товары фактически

удовлетворяют нужды клиентов;

- качество соответствия - отражает ту степень, с которой продукция или

услуги, предоставляемые фирмой, соответствуют внутренним спецификациям.

Выпускаемая ранее продукция на ОАО"Айгуль" не отвечала ни одному параметру

оценки качества, что безусловно, было причиной убыточной деятельности

предприятия. В будущем же невозможно сохранение такой ситуация в связи с

чем необходимо предельно ужесточить контроль за качеством производимой

продукции, постоянный производить анализ и на этой основе поддерживать

высокий уровень качества продукции.

Верная организация работы стабилизирует качество продукции и сокращает

брак, увеличивает выпуск годной продукции с единицы оборудования или

площади, а поскольку устранение причин брака проводится путем

совершенствования технических и технологических условий, обеспечивается

снижение издержек производства.

В целях обеспечения высокого качества продукции, ОАО"Айгуль" должно

установить контроль на всех стадиях производственного процесса, начинаете

контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением

соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметра м

не только в ходе его испытаний, но и в использовании. Поэтому контроль

качества продукции стал составной частью производственного процесса и

направлен не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции,

сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Важным

новшеством должно являться то, что контроль качества исходных материалов

будет осуществляться до их поступления на производство, причем на

предприятиях основных субпоставщиков. Также возможно заключение договора с

поставщиками о предоставлении гарантии на сырье и материалы. Дополнительной

мерой должно быть создание на предприятии кружков качества.. Кружок

качества - это группа работников производственного подразделения, которые

на добровольных началах регулярно собираются на совещания для того, чтобы

обсудить проблемы качества и выработать предложения, направленные на

повышение качества продукции. Для членов кружка качества необходимо

организовать повышение квалификации и получение специальной подготовки,

позволяющей им выявлять проблемы, связанные с качеством продукции. Затраты

на эти цели полностью окупятся в процессе производства и реализации

продукции.

Итак, из всего вышесказанного можно выделить основные направления повышения

качества продукции на ОАО"Айгуль":

- во-первых, повышение качества должно быть обязательной составной частью

стратегии предприятия,

- во-вторых, высокое качество продукции обеспечивается, главным образом,

путем налаживания бездефектного производства, а не контроля уже готовой

продукции.. Все возможные дефекты должны устраняться на промежуточных

стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии.. Использование такой

системы позволит ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко

сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе

производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех

подразделений при минимальных затратах,

- в-третьих, поставщики сырья и материалов должны быть партнерами, что

позволяет повысить надежность поставок, снизить затраты на входной

контроль, устранять на месте брак поставляемого сырья,

- в-четвертых, высокое качество продукции напрямую связано с высоким

уровнем квалификации работников предприятия, а значит, необходимо

организовывать курсы повышения квалификации для работников. Предприятию

необходимо осуществить меры, предложенные в данной части работы для

достижения цели, которую преследует любое предприятие, а именно, для

достижения конкурентоспособности..

Конкурентоспособность включает в себя большой комплекс экономических

характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке..

Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой

производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия

производства и сбыта товаров фирмы.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя

продукции относятся между собой как часть и целое. Возможность компании

конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от

конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов

деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.