реферат, рефераты скачать
 

Диагногстика стратегии предприятия


конкурентной борьбы.

Суммируя все вышесказанное, определим перечень мер, которые необходимо

осуществить ОАО"Айгуль" для повышения конкурентоспособности:

- обеспечить технико-экономических и качественных показателей, создающие

приоритетность продукции на рынке;

- изменить качество изделий и их технико-экономические параметры с целью

учета требований потребителя и его конкретных запросов, повысить внимание к

надежности продукции;

- выявить и обеспечить преимущества продукции по сравнению с его

заменителями;

- выявить преимущества и недостатки товаров-аналогов, выпускаемых

конкурентами и соответствующим образом использовать эти результаты на своем

предприятии;

- изучить мероприятия конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров,

с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по

сравнению с конкурентами;

- определить возможные модификации путем повышения качественных

характеристик, таких как долговечность, улучшение дизайна;

- выявить и использовать подходящие для предприятия ценовые факторы

повышения конкурентоспособности продукции, в том числе применяемые фирмами-

конкурентами (скидки с цены, предоставление гарантии качества);

- дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое

предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых

товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку

покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества

продукции, репутации фирмы производителя и др.;

- внести изменения в управление производственными процессами в сторону

гибкости и внимания к качеству;

- воздействовать непосредственно на потребителе путем проведения активной

рекламной деятельности;

- увеличивать долю занимаемую на рынке, путем расширения сбытовой сети.

Таким образом, для успешной деятельности ОАО"Айгуль" должно приложить все

свои возможности и средства и к тому же постараться улучшить свою

конкурентную позицию.

§ 2.. Анализ стратегии ценообразования и снижения производственных

издержек.

Одним из самых важных составных элементов стратегии предприятия является

стратегия ценообразования, которая в свою очередь тесно связана со

стратегией снижения производственных издержек.

Для ОАО"Айгуль", как и для всех производителей , работающий на рынке

независимо от форм собственности вопрос о ценах имеет очень большое

значение. Цены, находясь в тесной взаимосвязи со всеми переменными

маркетинга, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и

финансовую стабильность. От цен во многом зависит достижение коммерческих

результатов, верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное

воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса

предприятия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая

тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии

составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого

коммерческого предприятия в жестких условиях рынка.

Далее следует сказать, что выделяют три основные цели ценообразования, из

которых может выбирать предприятие: основанные на сбыте, основанные на

прибылях и основанные на существующем положении. Для ОАО “Айгуль”, эти

цели должны быть установлены в долгосрочной перспективе в следующем

порядке:

- на начальном этапе цели предприятия является основанными на текущем

положении, то есть, предприятие стремиться обеспечить себе безубыточное

существование, испытывая острую конкуренцию и изменение потребностей

клиентов;

- на втором этапе цели ценообразования должны быть основанными на сбыте, то

есть предприятие в данном случае, предприятие будет больше заинтересованы в

росте реализации или максимизации доли на рынке;

- и на последнем этапе цели ценообразования могут быть основанными на

прибылях, то есть, суть состоит в максимизации прибыли, получении

удовлетворительного дохода, оптимизации дохода от инвестиций или

обеспечении быстрого поступления наличных средств.

Проводя ту или иную ценовую политику на том или ином рынке, или сегменте

рынка, предприятие может пользоваться различными способами расчета цены,

такими как:

1.Расчет цены по методу " средние издержки + прибыль"

Это самый простой способ ценообразования, который заключается в вычислении

определенной наценки на себестоимость товара. Хотя данная методика

не учитывает особенности текущего спроса и конкуренции и не позволяет

выйти на оптимальную цену, все же она остается популярной по ряду причин.

Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая

цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования, так

как ему не приходится часто корректировать цену в зависимости от колебаний

спроса. Во-вторых, если этим методом пользуются все фирмы отрасли, то

ценовая конкуренция сводится к минимуму.

2.Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой

прибыли. В этом случае предприятие стремится установить цену, которая

обеспечит ей желаемый объем прибыли. Такой метод требует от фирмы

рассмотрение разных вариантов цен, их влияния на объемы с быта, не

обходимых для преодоления уровня безубыточности и получения целевой

прибыли, а так же анализа вероятности достижения всего этого по каждой

возможной цене товара. Недостатком для анализа с точки зрения убытков

является тот факт, что очень часто трудно получить подробную информацию

относительно постоянных и переменных издержек для отдельных изделий.

3.Становление цены на основе ощущаемой ценности товара. Основным фактором в

этом случае являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для

формирования в сознании потребителей представление о ценности товара фирмы

используют неценовые приемы воздействия. Если продавец запросит больше

признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы

окажется ниже, чем мог бы быть.

4.Установление цены на основе уровня текущих цен. Основным ориентиром в

данном случае служат цены конкурентов. Фирма может назначить цену ниже

уровня своих конкурентов, на уровне или выше. Все зависит от того, какие

цели преследует фирма, и какую ценовую политику она проводит.

5.Установление цены на основе закрытых торгов. Конкурентное ценообразование

применяется в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. При

определенной цене фирмы отталкиваются от ожидаемых ценовых предложений

конкурентов. Для того чтобы завоевать контракт фирме нужно запросить цену

ниже, чем у других, но не ниже себестоимости.

Рассматривая ценовую политику ОАО"Айгуль", можно оставить без изменений

имеющийся метод расчета цены (средние издержки + прибыль). Единственным

изменением при повышении эффективности деятельности предприятия может быть

увеличение нормы рентабельности продукции с 5% до 10%.

Вопрос установления цен имеет первостепенное значение для ОАО"Айгуль",

ввиду следующих причин:

- предполагается продажа продукции через новые сбытовые каналы и на новом

иностранном рынке;

- предприятие желает привлечь новых покупателей;

- предполагается выпуск новой гаммы товаров. В этом случае необходимо

решить вопрос определения цены на все эти товары таким образом, чтобы от их

продажи фирма могла получить максимально возможную прибыль.

Так же, важное значение для выработки стратегии ценообразования имеет

концепция жизненного цикла товаров. Она определяет необходимость в течение

всего периода жизни изделия проводить не одну, а несколько модификаций в

ценовой политике, каждая из которых должна быть разработана как составная

часть общей маркетинговой стратегии компании.

Традиционный жизненный цикл товара состоит из пяти основных этапов:

разработка, внедрение на рынок, рост продаж, период зрелости и падения

продаж.

В настоящее время большая часта продукции ОАО"Айгуль" находится на

последнем этапе жизненного цикла, что опять же указывает на необходимость

расширения ассортимента продукции и улучшения качественных характеристик, В

этом случае возможна следующая ситуация. На начальной стадии внедрения

товара ОАО"Айгуль" на рынок будет иметь минимальную известность и степень

приемлемости его покупателями. Поскольку предприятие поставит перед собой

цель проникнуть на иностранный рынок и завоевать большую долю на местном

рынке, то предприятие должно использовать стратегию низких цен. В

долгосрочной перспективе продажа продукции начнет увеличиваться в

результате совместного эффекта комплекса намеченных мероприятий, работы

сбытовой сети и использования рекламы. Если будет существовать устойчивый

спрос на продукцию, то ОАО "Айгуль" может получить большую выручку на

этапе роста при использовании политики повышения цен. На этапе, зрелости,

когда конкуренция заставит предприятие продавать товар на более широком

секторе рынка возможно замедление роста продаж вследствие уменьшения

количества потенциальных покупателей. Здесь конкуренция еще более

усилится, так как на рынке появятся новые компании со своими товарами. В

этом случае предприятию необходимо будет прибегнуть к использования

политике низких цен.

На последних этапах жизненного цикла товаров основной целью предприятия

станет обеспечение безубыточности и для более прибыльной деятельности

предприятию необходимо периодическое внедрение в производство новых

моделей продукции.

И так, очевидно, что для ОАО"Айгуль" наиболее целесообразно использовать

цену производства , которая определяется по методу издержки + норма прибыли

на авансированный капитал.

Для того чтобы найти сбыт своей продукции в условиях рынка у ОАО"Айгуль

" может осуществлять так же модификацию цен через систему скидок.

Модифицируя базисную цену продукции можно склонить оптовых покупателей и

партнеров-реализаторов к определенным действиям к скорейшей оплате товаров,

приобретению крупных партий, к заключению договоров вт тот период, когда

основной сезон продаж заканчивается. Такие модификации цен осуществляются

через следующую систему скидок:

1. Сконто- это скидка при платеже наличными или до срока. Эта скидка

позволит повысить ликвидность у предприятия и снизить издержки благодаря

ускорению оборачиваемости средств.

2. Оптовые скидки или снижение цен при покупке большой партии товара. В

этом случае ОАО"Айгуль" будет экономить затраты, связанные с процессом

продажи, хранением и транспортировкой товара.

3. Функциональные скидки (торговые). Будут предоставляться тем фирмам и

агентам, которые войдут в сбытовую сеть ОАО"Айгуль", обеспечивая хранение ,

учет товарных потоков и реализацию продукции.

4. Сезонные скидки. Это могут быть после сезонные или предсезонные скидки

в качестве ценовых преимуществ для покупателя, готовых приобрести товар в

период отсутствия основного спроса. При производстве продукции сезонного

характера такие скидки позволят ОАО"Айгуль" поддерживать производство на

стабильном уровне в течение всего года.

Так же для ОАО"Айгуль" возможно получение конкурентного преимущества за

счет снижения производственных издержек, а именно покупка более

качественного сырья и по более низким ценам, чем это осуществлялось ранее

(так для пошива пальто использовался драп ККСКа, цена которого не

соответствовала его качеству). Ниже будут приведены две таблицы (Таблица №3

и Таблица №4) калькуляции женского пальто.

В таблице № 3 представлена калькуляция женского пальто, произведенного из

драпа ККСКа по цене 290 сомов за метр. Для снижения себестоимости

необходимо снизить переменные затраты. Самым максимальным вариантом

является поиск новых поставщиков материала и фурнитуры, цены у которых

будут ниже, чем у нынешних поставщиков.

В таблице №4 представлена калькуляция на тот же вид продукции, но уже со

сниженными переменными издержками. В этом случае приобретать драп

достаточно хорошего качества китайского или корейского производства по цене

220 сом за метр. Так же необходимо наладить сотрудничество с поставщиками

подкладочных тканей, ниток и фурнитуры. Так подкладочную ткань можно

приобретать на 28% дешевле чем сейчас, так же на 25% дешевле возможно

приобретение ниток Все это позволит снизить себестоимость на 17,5% и

получать большую прибыль установив норму прибыли в 10%, Полученное в

результате снижение цены на 17,5 процента будет ощутимым с стимулом для

покупателей приобретать продукцию ОАО"Айгуль".

Таблица №3. Калькуляция на пальто женское.

|Статья затрат |Единица |Норма |Цена за |Стоимость |

|Наименование |измерения |расхода |метр (шт.) | |

|Драп |М. |3,5 |290 |1015 |

|Подкладочная |М. |4 |25 |100 |

|ткань | | | | |

|Нитки |М. |10 |1,5 |20 |

|Фурнитура |Шт. |5 |5 |25 |

|Итого стоимость | | | |1160 |

|сырья | | | | |

|Итого стоимость | | | |50 |

|обработки | | | | |

|Постоянные | | | |90 |

|затраты | | | | |

|Производственная | | | |1300 |

|себестоимость | | | | |

|Рентабельность | | | |65 |

|Оптовая цена | | | |1365 |

|предприятия | | | | |

|НДС 20% | | | |273 |

|Оптово-отпускная | | | |1638 |

|цена | | | | |

Таблица №4. Калькуляция на пальто женское.

|Статья затрат |Единица |Норма |Цена за |Стоимость |

|Наименование |измерения |расхода |метр (шт.) | |

|Драп |М. |3,5 |220 |770 |

|Подкладочная |М. |4 |18 |72 |

|ткань | | | | |

|Нитки |М. |10 |1,5 |15 |

|Фурнитура |Шт. |5 |5 |25 |

|Итого стоимость | | | |882 |

|сырья | | | | |

|Итого стоимость | | | |50 |

|обработки | | | | |

|Постоянные | | | |90 |

|затраты | | | | |

|Производственная | | | |1022 |

|себестоимость | | | | |

|Рентабельность | | | |102,2 |

|Оптовая цена | | | |1124,2 |

|предприятия | | | | |

|НДС 20% | | | |224,84 |

|Оптово-отпускная | | | |1349,04 |

|цена | | | | |

Еще одним фактором снижения затрат является эффективность использования

мощности предприятия. Высокие фиксированные издержки при недоиспользовании

мощности увеличивают издержки на единицу продукции. Возрастание

использования мощности происходит с увеличением объёма выпуска и

увеличивает эффективность отдачи фиксированных затрат. Важным источником

конкурентных преимуществ может стать увеличение загрузки мощностей

ОАО"Айгуль" путём:

- перераспределения пиковых нагрузок в течение года

- поиска вне пиковых потребителей продукции

- поиска фирм, которые могут использовать избыток мощности

- нахождение потребителей со стабильным спросом

- оставления конкурентам сегментов, где спрос имеет тенденцию к наиболее

сильным колебаниям.

Рассмотрим ещё один фактор, играющий серьёзную роль в формировании издержек

ОАО "Айгуль"- это эффект кривых обучения и жизненного цикла. Экономия на

издержках, основанная на приобретённом опыте, может быть получена от

повышенной производительности оборудования и рабочей силы, улучшенного

использования технологий, разработки модификаций продукции, дающих большую

эффективность производства усовершенствования машин и оборудования для

повышения интенсивности производства, изучения продукции конкурентов и

способов её изготовления, привлечения поставщиков. Производственная стадия,

связанная с накоплением опыта производства, может принести экономию в

зависимости от той доли внимания, которую управляющие предприятия уделяют

накоплению информации о ходе работы, как у самого предприятия, так и у№ его

соперников. ОАО"Айгуль" старое предприятие и обладает менее эффективными

технологиями, по сравнению с относительно молодыми предприятиями,

специализирующимися на пошиве верхней одежды. Но в тоже время эти

технологии стоили ОАО"Айгуль" меньше, поэтому могут быть более

конкурентоспособны, по издержкам, чем новые, требующие больше средств для

создания. К тому же амортизационные отчисления и другие фиксированные

затраты у ОАО"Айгуль" ниже, чем у молодых предприятий-конкурентов.

Большие, но не всегда оправданные с точки зрения конкурентоспособности

продукции преимущества может получить ОАО"Айгуль", если найдет какие-либо

иные пути для своих активностей, сократив "излишки" и предложив новые,

более экономичные способы их выполнения. Перечислим основные пути

достижения преимуществ через сдерживание роста издержек в этом

направлении:

- автоматизация основных операций и активностей, имеющих большие издержки;

- нахождение путей использования более дешевых материалов;

- использование новых способов рекламы и других активностей по продвижению

товара по сравнению с принятыми в отрасли;

- усиление вертикальной интеграции обоих типов по сравнению с конкурентами

ОАО"Айгуль" должно иметь строго экономную активность, уметь отсеивать из

всех вариантов деятельности те, которые не соответствуют бюджетным

требованиям, ограничивать привилегии и дополнительные условия для служащих

всех уровней.

Таким образом одним из известных путей получения конкурентных преимуществ

для ОАО"Айгуль" является стратегия, связанная со снижением фирменных затрат

на производство и доведение продукции до конечного потребителя по сравнению

с конкурентами. Эта стратегия предполагает оптимизацию кумулятивных

издержек с точки зрения достаточности для поддержания конкурентоспособности

(качество, имидж, условия продажи). Достижение конкурентных преимуществ

может быть также осуществлено через серьёзные стратегии лидерства в низкой

стоимости продукции, которые могут принести большие стоимостные

преимущества через разумную экономию издержек на всех стадиях производства

и продвижения продукции до конечного потребителя, дифференцирование и

фокусирование.

Заключение.

Для эффективной деятельности предприятию необходимо не только наличие

стратегии, но и постоянный анализ имеющейся стратегии, анализ степени ее

соответствия к сложившимся условиям на рынке. Поскольку без этого

невозможно ни успешная деятельность, ни удержание стабильного конкурентного

преимущества, что в современных рыночных условиях крайне важно для любого

предприятия.

После проделанной работы, касающейся анализа действующей стратегии

ОАО”Айгуль“, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо отметить, что нынешняя стратегия предприятия

абсолютно неэффективна, о чем говорят результаты диагностики стратегии

предприятия. На это указывают следующие факты:

1. Предприятие не проводит никаких маркетинговых исследований.

2. Продукция ОАО“Айгуль” не соответствует предъявляемым требованиям

потребителей.

3. Предприятие не сумело выбрать верную стратегию производства и

реализации продукции.

4. Ассортимент производимой продукции слишком беден.

5. Предприятие не сумело вовремя отреагировать на изменения коньюктуры

рынка.

В общем же можно сказать, что если предприятие не внесет коррективы по

отношению к своей деятельности, то его ожидает неизбежное банкротство.

Избежать же такой ситуации ОАО”Айгуль” может лишь в том случае, если срочно

предпримет ряд коренных преобразований, которыми могут являться следующие

меры:

- значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции,

- постараться выйти на новый рынок,

- наладить сбытовую сеть,

- проводить маркетинговые исследования,

- усилить вертикальную интеграцию обоих типов,

- найти пути использования более дешевых материалов,

- вести контроль качества выпускаемой продукции,

Данные меры позволят предприятию не только выжить в современных рыночных

условиях, но и добиться конкурентного преимущества.

Достижение конкурентного преимущества может быть также осуществлено через

стратегию лидерства в низкой стоимости продукции, которые могут принести

большие стоимостные преимущества через разумную экономию издержек на всех

стадиях производства и продвижения продукции до конечного потребителя.

Для ОАО”Айгуль “ сейчас очень тяжелое время, поскольку оно находится на

грани банкротства. Именно поэтому предприятие должно сделать все возможное,

чтобы восстановить былую известность.

Список литературы:

1. “Экономическая стратегия фирмы” А.П. Градов

2. “ Стратегический менеджмент» А.А. Томпсон

3. “Введение в управленческий и производственный учет” К. Друри

4. “Стратегическое планирование” Уткин

5. “Стратегическое управление компанией” М. И. Круглов

6. “ Управление современной компанией” Б. Мильнер

7. “ Управленческая экономика и стратегия бизнеса” М. Р. Байс

8. “Планирование и контроль ”Д. Хан

9. “Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью

фирмы” А. А. Колобов

10. “Стратегический учет для руководителя” Б. Райан

11. “Основы менеджмента” Р. Бодди

12. “Экономика” С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи

13. Бухгалтерский баланс ОАО “Айгуль” за 1998-99-2000гг

14. ОРФХД ОАО” Айгуль” за 1998-99-2000гг

15. Отчет о СК ОАО “Айгуль” за 1998-99-2000гг

-----------------------

[1] Шерон М. Профессор, Йельский Университет.

2 Эффективные способы использования ограниченных ресурсов при реализации

целей экономической политики. С.Фишер. Р.Дорнбуш. Р.Шмалензи.

“Экономика “ Москва. Дело. 1999.

3 А.П.Градов. “Экономическая стратегия фирмы “ Москва.Инфра-М.1999.

3 Используются данные финансовых отчетов ОАО “Айгуль”

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.