реферат, рефераты скачать
 

ЗОЖ


ЗОЖ

1.2. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной

работы (стр. 129 – 132)

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач, социальной

защиты. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет

основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников

нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие

подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большого комфорта,

удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг.

Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни

обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда

правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в

основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е.

рекомендации гигиены – медицинской науки о здоровье, способах его

сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонение программ от

принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их

эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и

содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении,

протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных

привычек, улучшении экологии, качества, быта, установке телефона и т.п. –

все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом

здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене

здоровья и ЗОЖ. Без таких представлений социальная работа неполноценна.

Существуют несколько определений понятия «здоровье». Однако все они

характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно, и не раскрывают

его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр, на который

ориентируется вся система здравоохранения и формирования ЗОЖ населения, еще

четко не определен. Однако неясность цели всегда порождает методические

ошибки и обретает усилия на недоступную столетия. Медицина, государство в

целом отдавали приоритет профилактике болезней, стремились создать здоровье

здоровые условия труда и быта, привить населению ЗОЖ. Но эффективность была

явно недостаточной. И в значительной мере от того, что усилия не имели

четкой ориентации. Здоровый образ жизни практиковался как соблюдение набора

правил, суть которых населением либо не понята, либо понята упрощенчески,

поверхностно. Непонимание сути ЗОЖ сокращенно осознанное стремление его

исполнять.

Итак, здоровье суть состояние широких функциональных возможностей

организма, необходимых для нейтрализации влияния банальных факторов

окружающей среды. Причем функциональные возможности рассматриваются нас

физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться

в зависимости от степени их тренированности. Последнее создается образом

жизни как комплексом режимных моментов, а моментов исключающих или

усугубляющих истощение названных резервов.

Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и

комплексации, что позволит лучше понять целесообразность исполнения

компонентов ЗОЖ и поможет сформировать осознанное стремление практиковать

именно этот образ жизни.

С формальной точки зрения, ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для

здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрастах

едва ли рационально: мешают устлавшиеся нездоровые привычки и лень. В

детстве же при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего

воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек ЗОЖ

вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь. В дальнейшем

только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить

устоявшуюся систему привычек.

Четкое понимание феноменов здоровья. ЗОЖ, предболезни, болезни и

профилактики формирует у будущих социальных работников конкретные

ориентиры, на которые и должна исправляться социальная работа.

Здоровый образ жизни – единственное средство защиты от всех болезней

сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а

всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и

желателен.

ЗОЖ – это единственный стиль жизни, способный обеспечить

восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому

формирование этого стиля у жизни населения – важнейшая социальная

технология государственного значения и масштаба.

За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у

населения. Но массовым не стал. Не является он таковым и теперь. Более

того, к традиционным проблемам формирования ЗОЖ добавились еще и проблемы

сохранения статус-кво. Ибо в условиях экономического кризиса и массовой

бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ,

утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения,

газинфакции, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих

просто нет.

ЗОЖ – это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и

привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в

сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и

всегда придерживался при этом рекомендаций гигиенической науки.

Не следует прививать ЗОЖ с помощью незнаний и зазубривания – что

полезно а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же

старших возрастов и взрослых нужно объяснить работу санологических

механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ.

Например, следует объяснить, почему взбадривание утренней гимнастикой

и водными процедурами рациональнее и предпочтительнее чем химическое

взбадривание – крепким чаем или кофе, почему для здоровья нужна

физкультура, а не изматывающий спорт и т.д.

Особенно четко надо прояснить, что в основе нездорового образа жизни

лежат такие пороки человека, как лень, лукавство и др.

В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и

культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть

физиологическая обоснованная потребность отвлекаться на получение

удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть

натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны

стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.

Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений,

здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и

физического тоже (все знают что и слово ранит, причем не только психику, но

и сердце).

С переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического

надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды

профилактической работы. Они не сплачиваются. Медицина еще больше стала

медициной «пожарного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских

и трудовых коллективах значительно ослаблен. Здесь должны прийти на выручку

социальные работники. Они должны взять на себя эту важную миссию.

В эпоху рыночных отношений, работая с населением, следует постоянно

подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым – выгодно. А вести нездоровый

образ жизни и болеть – неразумно и разорительно.

Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально

организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое

воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального

питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические

занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную

организацию досуга, отказ от вредных привычек.

ЗОЖ формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с

личностно-мотивационным воплощением индивидом всех социальных,

психологических и физических возможностей и способностей. От того,

насколько успешно удается сформировать и закрепить в создании причины и

навыки ЗОЖ в молодом возрасте зависит все последующая деятельность,

приветствующая или способствующая раскрытию потенциала личности. Молодое

поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим

воздействиям. Роль социального педагога в воспитании культуры здоровья

трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной

задачи может осуществить при определенном уровне подготовленности

педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

Всю свою деятельность по формированию ЗОЖ социальный педагог должен

проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и

психологических особенностей детей и взрослых.

На формирование ЗОЖ входит следующие направленные работы: рациональный

режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмических

особенностей, оптимальное и систематическая физическая активность;

эффективное, научно-обоснованное закаливание; нормальное питание в

соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психо-гигиенических

и психо=профилактических воздействий, учет и коррекция влияния на здоровье

окружающей среды; вред и польза самолечения; аргументированная и

действенная пропаганда против вредных для здоровья факторов – алкоголизма,

курения, наркомании и токсикомании; формирование правильных представлений у

детей и подростков о половом созревании; знаний и мер профилактики СПИДа;

обучение мерам по предупреждению личного и бытового травматизма и правилам

личной гигиены.

Из других разделов ЗОЖ большое внимание в деятельности социальных

педагогов следует уделить пропаганде необходимости закаливания и

эффективного средства профилактики респираторных и других заболеваний, а

также реализации комплекса психогигиенических доврачебных психолого-

педагогических мероприятий, направленных на укрепление психологического

здоровья.

Большие и трудные задачи возникают при проведении систематической

работы с детьми и подростками по борьбе с вредными привычками.

В задачу социологического педагога входят и медико-вамологические и

экологические аспекты работы. Его обязанность – разъяснить экологическую

ситуацию, вести просветительскую работу с населением, помочь родителям

наметить профилактические меры, способствующие сохранению здоровья детей.

Эту работу социальный педагог проводит совместно с медицинскими

работником.

1.3. Преодоление вредных привычек – необходимое

условие здорового образа жизни.

Обобщая соответствующие места доктрины здорового образа жизни,

принятый на форуме народов Якутии, можно выделить следующие принципы новой

философии здоровья:

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»

Здоровье – залог благоприятного будущего.

Здоровье – бесценное богатство каждого человека, величайшая ценность

жизни.

Только здоровый дух нуждается в здоровом теле.

Исходя из этих принципов, здоровый образ жизни следует понимать как

единство самосохранительного сознания и поведения. Это означает, что в этой

формуле нет места ноидивенческому отношению к собственному здоровью; что

утверждение здорового общества есть, прерогатива гражданского общества; что

каждый человек является субъектом собственного оздоровления, творцом своего

здоровья, что здоровый образ жизни – это не только знание, что это, но и

знание как это утверждается. Предложенная формула позволяет преодолетькак

саморазрушительное, так и равнодушное отношение к своему здоровью. Она

исключает ситуацию медленного, но верного разрушения собственного

физического, интеллектуального и духовного здоровья по средствам курения,

злоупотребления алкоголем, пристрастия к наркотикам, неправильного питания,

гиподинамии и других нездоровых привычек.

В доктрине указывается что здоровье является стратегическим

потенциалом государства и требует государственного, ответственного подхода

к его умножению и сбережению. Однако, не менее важно чтобы такая установка

не породила у людей ипидивенчески-потребительское отношение, как это до

недавнего времени было. Каждый гражданин должен ясно понимать, что здоровье

есть прежде всего его богатство, его благополучие, его будущее. Вот почему

требуется активное содействие, сотрудничество, сопричастность и согласие.

Общество и власть должны взаимодополнять, взаимовосполнять друг друга.

Своеобразный общий знаменатель предложен. Это – доктрина здорового образа

жизни, предлагающая объединить усилия (с. 19 – 20).

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта

несовместимость принципиальная, ибо употребление алкоголя, других

опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению

любых сторон здорового образа жизни (оптимальная организация досуга,

физическая активность, рациональное питание и т.д.). вредные привычки

входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным

образом сказываются на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.

Даже эпизодическое потребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки

несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем

пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом

отношении употребление различных веществ, водывающих привыкание, поскольку

наркомания и токсикомания развиваются у молодых людей катастрофически

быстро.

Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как

вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты

употребления алкоголя и табакокурения среди молодежи.

Огромную опасность таит курение табака. Здесь существует

неблагоприятная тенденция: число курящей молодежи очень велико, молодые

люди начинают курить со все более раннего возраста, так, средний возрасть

начинающих курить в США – 12 лет, есть города, где каждый пятый ребенок в

возрасте 12 лет.

По данным исследователей, курить около 40% населения земного шара, при

этом в экономически развитых странах отмечается заметное снижение частоты

курения в старших возрастных группах.

Следует отметить, что производство табачных изделий в Росси постепенно

увеличивается. Так, смертность курящих в среднем на 70% выше, чем

некурящих, а выкуривающих не менее 20 сигарет в день в 2 раза выше.

Считается, что активное курение отнимает 8 – 10 лет жизни.

Курение не только явно отражается на здоровье (вызывает рак легких,

значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний,

мертворождаемость к больным экономическим потерям (в Германии в течение

года теряется 20 млн. рабочих дней из-за болезней, связанных с курением).

Известно, что привычка к курению формируется относительно рано: до 17-

летнего возраста начинают курить 34,5% мужчин и 21% женщин. В целом

последние годы отмечалась тенденция более широкого распространения курения

среди подростков и среди женщин. Раннее начало курения особенно опасно,

поскольку в этом случае отравляется никотином еще не окрепший организм,

резко выражены физические последствия курения, быстрее формируется

зависимость от табака.

Причины формирования пристрастия к табакокурению в молодом возрасте

многообразны, но наиболее часты такие, как любопытство, пример взрослых

друзей, влияние телевидения, кино и т.д. аутоидентификация с помощью

курения с эталонными лицами или микрогруппами. Имеют значение

психологические проблемы, конфликты, наличие карманных денег.

Стоит отметить, что большинство курильщиков в той или иной мере

информированы о катастрофических последствиях курения, но пока еще мало кто

из них осознает опасность так называемого пассивного курения –

принудительного вдыхания некурящим, присутствующим при курении, табачного

дыма. Данные научных исследований убедительно свидетельствуют о том, что

пассивное курение способствует возникновению у некурящих заболеваний,

свойственных курильщикам.

Для того чтобы успешно преодолевать вредные привычки, заниматься

профилактикой возникновения, необходимо представлять основные механизмы их

формирования, далее неминуемо приводящие к патологическим пристрастиям и

болезням. Целесообразно рассмотреть пути формирования вредной привычки и

последующего развития болезни на примере табакокурения.

Курение в начальной его фазе далеко не приятно, начинающий курильщик

должен преодолеть неприятные ощущения и заставить, себя продолжать. Что же

побуждает его к этому?

Прежде всего, это подражание. Можно выделить несколько его видов. Во-

первых, это умышленное подражание членами какой-либо компании, в которую

подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер.

Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм – если

подражать, то уж во всем и неспособность разбираться в качествах другого

человека – отделить хорошее от плохого и т.д. В-третьих, подражание может

быть неосознанным. Так, сами курят родители, курение настолько входит в

обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует

вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать?

Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости.

Подросток или юноша (девушка) стремится продемонстрировать перед

окружающими свою взрослость, независимость, самостоятельность.

Курение становиться также и одним из способов самоутверждения для тех,

кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден

прибегать к таким вот внешним знакам. Желание показать себя более взрослым

перед сверстниками. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры и повысить

свой престиж.

Еще один мотив – стремление все в жизни испробовать. Главным

оказывается стремление не отстать от других, не упустить «свое». С этим

смыкается и банальное любопытство: подростку, юноше просто интересно – что

курящие находят в табаке? Этот мотив довольно распространен. Согласно

наблюдениям В.Я. Киселева, чувство интереса привело в ряды курящих 1990

старшеклассников.

Согласно данным статистики, представительницы женского пола начинают

курить обычно позже, чем представители мужского? Соответственно в среднем в

15 – 22 года и в 12 – 19 лет. Здесь сказывается влияние различных факторов

– ослабление контроля родителей, особенности компании, для девушек, кроме

того – курит или не курит ее знакомый юноша или мужчина.

Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя

безвредным, а в некотором отношении и полезным. Курение заглушает чувство

голода. Порой курение рекомендуют в качестве стимулятора умственной

деятельности. Здесь необходимо твердое знание вреда курения на процессы

мышления, на умственную и физическую работоспособность. Среди перечисляемых

А.Г. Стойко мотивов начала курения есть следующие: «из-за плохого

настроения», «с тоски», «с горя», «чтобы поднять трудоспособность» (с. 149

– 152).

Следует отметить особую роль широкой социальной профилактики

возникновения вредных привычек. Наиболее значим здесь комплекс идейно-

воспитательных воздействий в отношении лиц молодого возраста. Четкая

позитивная ценностная ориентация современного молодого человека уже стала

по себе является преградой на пути не только склонности к употреблению

алкоголя, но и любых других препаратов, способных вызывать зависимость и

приводить к формированию курений, наркоманией и токсикоманий. Иерархическое

упорядочение потребностей молодого человека, доминирование высших

потребностей образование внутреннего стиля культуры и нравственных

ценностей – вот надежный путь формирования образа жизни, важнейшей

составной частью которого является здоровый образ жизни.

Путь к идеалам культуры открыт в нашем обществе для всех, а это

одновременно и путь возвышения человеческих потребностей, путь освобождения

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.