реферат, рефераты скачать
 

ЗОЖ


резкая бледность, холодный пот, шум в ушах оглушенность, общая

заторможенность, падение артериального давления. В таком состоянии может

наступить и смерть от паралича дыхания. В случае благоприятного исхода

обычно наступает сон, после отравления в течение нескольких дней

сохраняется общая разбитость, головная боль и отвращение к табаку.

При повторных обращение к сигарете токсическое действие никотина

постепенно ослабевает, и на первый план постепенно выходит приятно

возбуждающее (эйфоризирующее) действие табака. Курение становится для

человека приятным. Именно на этой, второй, фазе развития пристрастия к

курению табачный дым становится тоже приятным – как признак связанного с

ним эффекта эйфории. Происходит характерное для любой наркомании явление:

различные способствующие употреблению наркотического вещества моменты (будь

то запах дыма или укол), неприятные сами по себе, становятся приятными и

желательными как сигнал последующего наступления эйфории. На этой фазе

употребление табака, сам процесс курения становится привычным, желательным

и необходимым. Образ жизни, поведение человека, строй его мыслей

подчиняются настоятельной потребности вновь и вновь получать дозу

наркотического вещества.

На третьей фазе употребления табака человек постепенно начинает

сознавать, что это занятие приносить ему не только удовольствие, но и вред

и больше неудобства. Например, ему необходимо выполнить срочную работу, а

сосредоточиться без курения человек на ней не может. Само же курение от

этой работы отвлекает, не говоря уже о том, что под влиянием курения

происходит, правда умеренно, в пределах 5 – 7%, снижается легкости

заучивания, точности вычислительных операций, объема памяти. Что именно

невозможность длительное время выдерживать состояние значительного

сосредоточения заставляет человека вновь и вновь закуривать даже до того,

как кончится предыдущая сигарета: сам момент закуривания оказывает на него

стимулирующее действие. В результате перед таким человеком на столе

вырастает гора окурков, а комната тонет в облаках дыма. Сниженное

количество кислорода в помещении ведет к головной боли, умственному

утомлению, которое курильщик пытается преодолеть новыми затяжками табачного

дыма, а это еще более ухудшает его состояние.

Курящий обычно привыкает к одному какому-либо сорту табачных изделий

и, будучи вынужден пользоваться другим сортом, испытывает различные

неприятные ощущения: кашель, хрипы, неприятное ощущение во рту.

Со временем у многих людей курение уже не вызывает каких-либо приятных

ощущений и превращается в обременительную обязанность. На этой фазе курения

выявляются различные осложнения и появляются мысли о том, не пора ли

бросать курить. Примерно 98% курящих считают курение вредным для себя, а

примерно 2/3 делают попытки бросить его. Примерно 25% активных курильщиков

испытывают общее плохое самочувствие и слабость, около 30% - осложнения со

стороны органов дыхания, около 10% - раздражительность, ухудшение сна,

ослабление умственной деятельности, вынуждающие их прибегать к каким – либо

лекарствам. Значительно ухудшается внешний вид: появляется бледность,

желтизна кожи и пожелтение зубов, у женщин – огрубление голоса, а также

нарастают внутренние изменения в различных органах и системах.

На частоте курения сказывается окружающая обстановка: курение

становится как бы подпоркой для психики курящего – он хватается за сигарету

в момент любого волнения, напряжения мысли, в ситуации, требующей

размышления и т.д., и именно в таких ситуациях без курения ощущает себя

потерянным, внутренне опустошенным, лишенным какой-то внутренней

психологической опоры и уверенности. При этом особым смыслом наполняется

для курильщика любое его действие, связанное с курением: вынимание пачки

сигарет, зажигание спички и прикуривание определенная манера затягивание и

выпускания дыма, вкусовые ощущения запаха табака до и в момент горения и

т.д.

Курение позволяет легче включиться в процесс общения: достаточно

подойти к курящим и закурить вместе с ними.

Имеются несколько групп мотивов.

Это подражание. Можно выделить несколько его видов. Во-первых, это

уменьшенное подражание членам какой-либо компании хочет быть принятым;

усвоение свойственных данной компании манер. Во-вторых, это подражание

нравящемуся человеку. В-третьих, подражание может быть неосознанным.

Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости. Школьник

стремится продемонстрировать, перед окружающими свою взрослость,

независимость, самостоятельность.

Курение становится одним из способов самоутверждения для тех, кто не

выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к

таким вот внешним знаком. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры

«повысить свой престиж. Еще один мотив – стремление все в жизни

испробовать. «Если другие могут это делать и им нравится то почему я должен

лишать себя удовольствия?» - спрашивает себя такой человек. Есть следующие

мотивы: из-за плохого настроения», «с тоски», «с горя», «для возбуждения

умственной деятельности», «чтобы поднять трудоспособность» (5. с. 144 –

153).

В настоящее время на земном шаре посевами табака занято примерно 3,9 –

4,2 млн. га, причем, как правило, это лучшие земли, позволяющие получить до

40 – 50 ц. пшеницы с гектара.

Курение широко распространено в современном мире. Подсчитано, что

каждую минуту на земном шаре выкуривается около 300 тыс. сигарет и папирос.

Согласно данным Департамента здравоохранения США, в возрасте старше 25 лет

курят 60% мужчин и 35% женщин. Аналогичные показатели в Италии составляют

50% и 27%. По наблюдениям И.И. Беляева, проведенным в г. Горьком, курят

около 50% мужчин и примерно 2% женщин, а среди студентов медицинского

института эти показатели составили соответственно 40% и 10%. В настоящее

время в России курят около 70 млн. граждан.

Курящих мужчин во всех странах значительно больше, чем курящих женщин,

но соотношение их колеблется в широких пределах. Так в США и Англии

соотношение курящих мужчин и женщин равно примерно 1,35:1, в странах Африки

3,7:1, Латинской Америки 4,6:1, Азии 6,2:1. особенно много курящих женщин в

Англии: по некоторым данным, до 43%. Однако за последние годы курение среди

женщин распространилось довольно широко и продолжает распространяться, так

что удивляться тому, к сожалению, больше не приходится. Следует отметить,

что именно среди женщин распространения порой принимает характер

своеобразных локальных эпидемий. К сожалению, курение среди женщин одно

время вошло в моду, и многие из них начинали курить исключительно для того,

чтобы от этой моды не отстать. Однако курение такая вещь что бросить его

после того, как мода начинает проходить, очень и очень трудно. Среди лиц

мужского пола курящих в среднем больше, однако столь поголовного вовлечения

их в пагубное пристрастие обычно не наблюдается, а причины начала курения

реже объясняются стремлением следовать моде.

Согласно данным американского Национального центра по курению и

здоровью, в 1968 г. в США курили 14,7% мальчиков и 8,4% девочек в возрасте

13 – 15 лет. В 1970 г. эти показатели составили соответственно 15,7% и

15,3%, т.е. практически сравнялись, в 1975 г. в США курили уже 27% девочек

подростков. Во многих странах начало курения приходится примерно на возраст

11 – 12 лет. Согласно данным зарубежной статистики в Дании курят около 80%

мальчиков 11 – 14 лет и более половины девочек, во Франции в возрасте 12 –

18 лет курят 46% школьников, причем эту привычку большинство приобретают к

14 годам. Согласно наблюдениям А.Я. Гуткина, проведенным в Санкт-

Петербурге, среди мальчиков – учеников 6 класса было 6% курящих, 7 класса –

12%, 8 класса – 18%, 9 класса – 32%.

Раннее начало курения особенно неблагоприятно, так как при этом не

только увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый

организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся

организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия

курения. Как подчеркивает И.И. Беляев, подростки курят обычно тайком,

торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно

докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются

наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки;

нередко подростки курят одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в

рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний; наконец,

они тратят отпущенные им на завтраки деньги на табачные изделия.

Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример

родителей и других взрослых.

Распространению курения способствует и снисходительные к нему

отношение окружающих, в том числе и тех, кто против своей воли оказывается

в положении «пассивных курильщиков» и страдает от этого. У нас нет обычая,

согласно которому курящий обязан был бы учитывать положение некурящих, и в

результате не некурящие навязывают свою волю курящим, что было бы

справедливо, учитывая общепризнанный вред курения, а, наоборот, курящие

ставят в безвыходное положение некурящих, заставляя их терпеть табачный дым

между тем, как справедливо подчеркивает И.Н. Пятницкая, «чем

снисходительнее относится общество к злоупотреблению, тем меньше

индивидууму нужно предпосылок, чтобы начать злоупотребление».

Распространению курения среди молодого поколения способствует и

доступность табачных изделий, наличие своеобразной солидарности

курильщиков: если мальчике и откажут продать сигареты в табачном киоске, то

почти каждый курящий взрослый дядя поможет их ему приобрести.

Наконец, распространению курения способствует неосознанная, но

достаточно эффективная реклама табака и табачных изделий, которая заметим,

во многом (к сожалению отвечает требованиям воспитательного процесса:

ненавязчиво, в связи с повседневной жизнью, с различными реальными

ситуациями, на примере действий героев и «кинозвезд» она вырабатывает

положительную мотивацию по отношению к курению. В результате молодежь

оказывается недостаточно устойчива к психологическому давлению, которое

курящие оказывают на некурящих.

Нередко предметы, связанные с курением, используют многие фотографы и

художники при создании своих произведений.

К рекламе табачных изделий относится и привлекательная их упаковка.

Для табачной продукции придумывают привлекательные названия: например, есть

сигареты «Друг» (интересно, чей?) и т.д.

Широкое распространение курения приносит обществу большой ущерб,

несводимый лишь к ущербу, наносимому здоровью граждан. Например, в 1976 г.

в США прямые убытки от лечения людей, пострадавших в результате курения,

составили 8 млрд. 224 млн. долларов, непрямые убытки ( в том числе и от

снижения производительности труда) еще 19 млрд. 139 млн. долларов, т.е.

общая сумма убытков превысила 27 млрд. долларов.

Кроме убытков, связанных с ухудшением здоровья населения, с

невозможностью курящими достичь высоких результатов в труде, в спорте,

курение приносит большой ущерб и вследствие некоторых типичных для курящих

привычных действий. К ним относится, например, манера куда попало бросать

окурки. Мало того, что при этом загрязняются улицы, особенно на остановках

транспорта, при этом возможен и ущерб общественному имуществу, окружающей

природе. Немало лесных пожаров происходило и происходит от того, что

курящий бросил окурок, вместо того, чтобы затоптать его в землю. За

последние годы, по данным Управления пожарной охране ГУВД мосгорисполкома,

до трети всех пожаров и возгорания в столице произошло от неосторожного

обращения с папиросой, сигаретой и т.д. Замечено, что особенно неосторожно

с огнем обращаются курящие женщины. Все это невольно заставляет вспомнить

времена царя Михаила Романова, который полностью запретил употребление

табачных изделий в первую очередь именно вследствие пожаров, вызванных

безответственностью курильщиков (5. с. 158 – 162).

Учителя и врачи не имеют права курить. Табак – это серьезно, курение

еще хуже, чем алкоголизм. Вот это мало кто понимает. Сейчас нет ни одного

человека, который бы не курил, если сам не курит, то является пассивным

курильщиком. В общественных местах, в транспорте, на работе, дома мы

вдыхаем дым, ядовитые вещества (табаке сейчас изучено 8500 вредных

компонентов).

Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и

актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-

биологических проблем современности. Ученые считают, что алкоголь,

наркотики, табакокурение болезнь номер один не только среди мужчин, но и

среди детей, подростков и женщин. Поэтому задача всего человечества –

предупреждение и недопущение глубокого, катастрофического проникновения

алкоголя, наркотиков и табачных изделий в детский организм.

Пришло время обсуждать эту проблему спокойно, разносторонне, общими

усилиями не только специалистов психологов, медицинских работников,

биологов, философов, социологов и педагогов, но и всех, кто хотел бы внести

прественную и оперативную лепту в блокирование и недопущения в детский

организм (алкогольных и табачных изделий, наркотических веществ). Каждый из

нас ответственен перед молодым поколением, которому предстоит жить в XXI

веке. Это поколение должно вступить интеллектуально развитым, физически

здоровым, духовно богатым и нравственно ответственным за последующее

поколение.

Острота и сложность проблем (алкоголизм, наркомания и табакокурение)

среди детей и подростков обусловлены единством, т.е. сложно сплоченностью,

разно уровневой иерархичностью, субъективных свойств ребенка и объективных

причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и

связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена

активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В

структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения

человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в

тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические

факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как

обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продука социальных

отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией,

которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего

момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения

внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту,

отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним

воздействиям или просто приспособление к ним (Рубинштейн С.Л. «Проблемы

общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382). Таким образом,

влечение, непреодолимое желание потреблять спиртные напитки, наркотики и

курение табака в детском возрасте особенно опасны разрушением внутреннего

психического стержня самоопределения и регуляции поведения.

Движущие силы поступков и поведения детей и подростков в определенной

мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности с

неадекватным осознанием. Психический рост человека проявляется в

деятельности, отношениях. Личностное отношение к побуждениям, импульсам,

влечениям осознанно, либо неосознанно, соотносятся с возможностями идущими

извне требованиями, собственным представлениями о должном и вероятностью

успеха желаемого действия. Новейшие исследования психологов (Асеев В.Г.)

все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков

человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности

необходимости и возможности реализации действий. Только при достаточно

высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров

обеспечивается непреодолимость стремлений человека.

При изучении поведения людей в различных ситуациях деятельности в

сфере нравственной мотивации выделены четыре зоны. Центральное место

занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых норм. Рядом с

ней располагается зона также значимых предписаний, но выполняемых с

определенным волевым усилием. Кроме них обнаружены две зоны отступлений от

нравственных зон, незначительные нарушения:

а) слабо контролируемые обществам;

б) детерминируемые сверхзначимыми личностными мотивами, побуждениями

человека к аморальным, асоциальным действиям.

Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности. На

основе теоретического обоснования И.А. Джидарьяна, можно выделить два

способа развития индивидуальных потребностей – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа

потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интесивное –

предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе

более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляции, возрастания их

духовного потенциала. Искусство воспитания с данной позиции состоит не

только в том, чтобы сделать выбор в пользу нравственного содержания

потребности, но и в том, чтобы психологически подготовить субъекта к

трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями,

недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к

справедливости, состраданию к людям, добру, что порождает расхождение

нравственных установок в сфере сознания и поведения, поступков. В

результате социально-психологическое развитие личности деформируется,

снижается нравственный потенциал всей системы потребностей.

Интересен вопрос: а почему дети мешают пить, курить, употреблять

наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что

употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и

одобряемы, приятны для ребенка.

Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в

течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и

сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь коренных

народов.

И.Н. Пятницкая (Клиническая наркология – М., 1975) и другие

подчеркивают влияние алкоголя, наркотиков и табакокурения как переживание

приятного психического состояния эйфории, легкости Ю.Э. Русманкий (Проблемы

системного подхода в психиатрии – Рига, 1977_ считает, что субъективная

привлекательность данных состояний обусловлена переходом от системы сложно

организованного управления на «облегченный режим работы». В реальной жизни

ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от

реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии

алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых

затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается

упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится

легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность

достижения цели.

Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в

пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей.

Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные

особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе,

наркотиках и табаке, устойчиво группируются:

1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному

напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и

спокойному ожиданию, «бегство о реальности»).

2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне

выраженный решительностью.

3. Незрелость личности в целом.

4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач

врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.