| |||||
МЕНЮ
| ЗОЖрезкая бледность, холодный пот, шум в ушах оглушенность, общая заторможенность, падение артериального давления. В таком состоянии может наступить и смерть от паралича дыхания. В случае благоприятного исхода обычно наступает сон, после отравления в течение нескольких дней сохраняется общая разбитость, головная боль и отвращение к табаку. При повторных обращение к сигарете токсическое действие никотина постепенно ослабевает, и на первый план постепенно выходит приятно возбуждающее (эйфоризирующее) действие табака. Курение становится для человека приятным. Именно на этой, второй, фазе развития пристрастия к курению табачный дым становится тоже приятным – как признак связанного с ним эффекта эйфории. Происходит характерное для любой наркомании явление: различные способствующие употреблению наркотического вещества моменты (будь то запах дыма или укол), неприятные сами по себе, становятся приятными и желательными как сигнал последующего наступления эйфории. На этой фазе употребление табака, сам процесс курения становится привычным, желательным и необходимым. Образ жизни, поведение человека, строй его мыслей подчиняются настоятельной потребности вновь и вновь получать дозу наркотического вещества. На третьей фазе употребления табака человек постепенно начинает сознавать, что это занятие приносить ему не только удовольствие, но и вред и больше неудобства. Например, ему необходимо выполнить срочную работу, а сосредоточиться без курения человек на ней не может. Само же курение от этой работы отвлекает, не говоря уже о том, что под влиянием курения происходит, правда умеренно, в пределах 5 – 7%, снижается легкости заучивания, точности вычислительных операций, объема памяти. Что именно невозможность длительное время выдерживать состояние значительного сосредоточения заставляет человека вновь и вновь закуривать даже до того, как кончится предыдущая сигарета: сам момент закуривания оказывает на него стимулирующее действие. В результате перед таким человеком на столе вырастает гора окурков, а комната тонет в облаках дыма. Сниженное количество кислорода в помещении ведет к головной боли, умственному утомлению, которое курильщик пытается преодолеть новыми затяжками табачного дыма, а это еще более ухудшает его состояние. Курящий обычно привыкает к одному какому-либо сорту табачных изделий и, будучи вынужден пользоваться другим сортом, испытывает различные неприятные ощущения: кашель, хрипы, неприятное ощущение во рту. Со временем у многих людей курение уже не вызывает каких-либо приятных ощущений и превращается в обременительную обязанность. На этой фазе курения выявляются различные осложнения и появляются мысли о том, не пора ли бросать курить. Примерно 98% курящих считают курение вредным для себя, а примерно 2/3 делают попытки бросить его. Примерно 25% активных курильщиков испытывают общее плохое самочувствие и слабость, около 30% - осложнения со стороны органов дыхания, около 10% - раздражительность, ухудшение сна, ослабление умственной деятельности, вынуждающие их прибегать к каким – либо лекарствам. Значительно ухудшается внешний вид: появляется бледность, желтизна кожи и пожелтение зубов, у женщин – огрубление голоса, а также нарастают внутренние изменения в различных органах и системах. На частоте курения сказывается окружающая обстановка: курение становится как бы подпоркой для психики курящего – он хватается за сигарету в момент любого волнения, напряжения мысли, в ситуации, требующей размышления и т.д., и именно в таких ситуациях без курения ощущает себя потерянным, внутренне опустошенным, лишенным какой-то внутренней психологической опоры и уверенности. При этом особым смыслом наполняется для курильщика любое его действие, связанное с курением: вынимание пачки сигарет, зажигание спички и прикуривание определенная манера затягивание и выпускания дыма, вкусовые ощущения запаха табака до и в момент горения и т.д. Курение позволяет легче включиться в процесс общения: достаточно подойти к курящим и закурить вместе с ними. Имеются несколько групп мотивов. Это подражание. Можно выделить несколько его видов. Во-первых, это уменьшенное подражание членам какой-либо компании хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер. Во-вторых, это подражание нравящемуся человеку. В-третьих, подражание может быть неосознанным. Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости. Школьник стремится продемонстрировать, перед окружающими свою взрослость, независимость, самостоятельность. Курение становится одним из способов самоутверждения для тех, кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к таким вот внешним знаком. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры «повысить свой престиж. Еще один мотив – стремление все в жизни испробовать. «Если другие могут это делать и им нравится то почему я должен лишать себя удовольствия?» - спрашивает себя такой человек. Есть следующие мотивы: из-за плохого настроения», «с тоски», «с горя», «для возбуждения умственной деятельности», «чтобы поднять трудоспособность» (5. с. 144 – 153). В настоящее время на земном шаре посевами табака занято примерно 3,9 – 4,2 млн. га, причем, как правило, это лучшие земли, позволяющие получить до 40 – 50 ц. пшеницы с гектара. Курение широко распространено в современном мире. Подсчитано, что каждую минуту на земном шаре выкуривается около 300 тыс. сигарет и папирос. Согласно данным Департамента здравоохранения США, в возрасте старше 25 лет курят 60% мужчин и 35% женщин. Аналогичные показатели в Италии составляют 50% и 27%. По наблюдениям И.И. Беляева, проведенным в г. Горьком, курят около 50% мужчин и примерно 2% женщин, а среди студентов медицинского института эти показатели составили соответственно 40% и 10%. В настоящее время в России курят около 70 млн. граждан. Курящих мужчин во всех странах значительно больше, чем курящих женщин, но соотношение их колеблется в широких пределах. Так в США и Англии соотношение курящих мужчин и женщин равно примерно 1,35:1, в странах Африки 3,7:1, Латинской Америки 4,6:1, Азии 6,2:1. особенно много курящих женщин в Англии: по некоторым данным, до 43%. Однако за последние годы курение среди женщин распространилось довольно широко и продолжает распространяться, так что удивляться тому, к сожалению, больше не приходится. Следует отметить, что именно среди женщин распространения порой принимает характер своеобразных локальных эпидемий. К сожалению, курение среди женщин одно время вошло в моду, и многие из них начинали курить исключительно для того, чтобы от этой моды не отстать. Однако курение такая вещь что бросить его после того, как мода начинает проходить, очень и очень трудно. Среди лиц мужского пола курящих в среднем больше, однако столь поголовного вовлечения их в пагубное пристрастие обычно не наблюдается, а причины начала курения реже объясняются стремлением следовать моде. Согласно данным американского Национального центра по курению и здоровью, в 1968 г. в США курили 14,7% мальчиков и 8,4% девочек в возрасте 13 – 15 лет. В 1970 г. эти показатели составили соответственно 15,7% и 15,3%, т.е. практически сравнялись, в 1975 г. в США курили уже 27% девочек подростков. Во многих странах начало курения приходится примерно на возраст 11 – 12 лет. Согласно данным зарубежной статистики в Дании курят около 80% мальчиков 11 – 14 лет и более половины девочек, во Франции в возрасте 12 – 18 лет курят 46% школьников, причем эту привычку большинство приобретают к 14 годам. Согласно наблюдениям А.Я. Гуткина, проведенным в Санкт- Петербурге, среди мальчиков – учеников 6 класса было 6% курящих, 7 класса – 12%, 8 класса – 18%, 9 класса – 32%. Раннее начало курения особенно неблагоприятно, так как при этом не только увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия курения. Как подчеркивает И.И. Беляев, подростки курят обычно тайком, торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки; нередко подростки курят одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний; наконец, они тратят отпущенные им на завтраки деньги на табачные изделия. Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример родителей и других взрослых. Распространению курения способствует и снисходительные к нему отношение окружающих, в том числе и тех, кто против своей воли оказывается в положении «пассивных курильщиков» и страдает от этого. У нас нет обычая, согласно которому курящий обязан был бы учитывать положение некурящих, и в результате не некурящие навязывают свою волю курящим, что было бы справедливо, учитывая общепризнанный вред курения, а, наоборот, курящие ставят в безвыходное положение некурящих, заставляя их терпеть табачный дым между тем, как справедливо подчеркивает И.Н. Пятницкая, «чем снисходительнее относится общество к злоупотреблению, тем меньше индивидууму нужно предпосылок, чтобы начать злоупотребление». Распространению курения среди молодого поколения способствует и доступность табачных изделий, наличие своеобразной солидарности курильщиков: если мальчике и откажут продать сигареты в табачном киоске, то почти каждый курящий взрослый дядя поможет их ему приобрести. Наконец, распространению курения способствует неосознанная, но достаточно эффективная реклама табака и табачных изделий, которая заметим, во многом (к сожалению отвечает требованиям воспитательного процесса: ненавязчиво, в связи с повседневной жизнью, с различными реальными ситуациями, на примере действий героев и «кинозвезд» она вырабатывает положительную мотивацию по отношению к курению. В результате молодежь оказывается недостаточно устойчива к психологическому давлению, которое курящие оказывают на некурящих. Нередко предметы, связанные с курением, используют многие фотографы и художники при создании своих произведений. К рекламе табачных изделий относится и привлекательная их упаковка. Для табачной продукции придумывают привлекательные названия: например, есть сигареты «Друг» (интересно, чей?) и т.д. Широкое распространение курения приносит обществу большой ущерб, несводимый лишь к ущербу, наносимому здоровью граждан. Например, в 1976 г. в США прямые убытки от лечения людей, пострадавших в результате курения, составили 8 млрд. 224 млн. долларов, непрямые убытки ( в том числе и от снижения производительности труда) еще 19 млрд. 139 млн. долларов, т.е. общая сумма убытков превысила 27 млрд. долларов. Кроме убытков, связанных с ухудшением здоровья населения, с невозможностью курящими достичь высоких результатов в труде, в спорте, курение приносит большой ущерб и вследствие некоторых типичных для курящих привычных действий. К ним относится, например, манера куда попало бросать окурки. Мало того, что при этом загрязняются улицы, особенно на остановках транспорта, при этом возможен и ущерб общественному имуществу, окружающей природе. Немало лесных пожаров происходило и происходит от того, что курящий бросил окурок, вместо того, чтобы затоптать его в землю. За последние годы, по данным Управления пожарной охране ГУВД мосгорисполкома, до трети всех пожаров и возгорания в столице произошло от неосторожного обращения с папиросой, сигаретой и т.д. Замечено, что особенно неосторожно с огнем обращаются курящие женщины. Все это невольно заставляет вспомнить времена царя Михаила Романова, который полностью запретил употребление табачных изделий в первую очередь именно вследствие пожаров, вызванных безответственностью курильщиков (5. с. 158 – 162). Учителя и врачи не имеют права курить. Табак – это серьезно, курение еще хуже, чем алкоголизм. Вот это мало кто понимает. Сейчас нет ни одного человека, который бы не курил, если сам не курит, то является пассивным курильщиком. В общественных местах, в транспорте, на работе, дома мы вдыхаем дым, ядовитые вещества (табаке сейчас изучено 8500 вредных компонентов). Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико- биологических проблем современности. Ученые считают, что алкоголь, наркотики, табакокурение болезнь номер один не только среди мужчин, но и среди детей, подростков и женщин. Поэтому задача всего человечества – предупреждение и недопущение глубокого, катастрофического проникновения алкоголя, наркотиков и табачных изделий в детский организм. Пришло время обсуждать эту проблему спокойно, разносторонне, общими усилиями не только специалистов психологов, медицинских работников, биологов, философов, социологов и педагогов, но и всех, кто хотел бы внести прественную и оперативную лепту в блокирование и недопущения в детский организм (алкогольных и табачных изделий, наркотических веществ). Каждый из нас ответственен перед молодым поколением, которому предстоит жить в XXI веке. Это поколение должно вступить интеллектуально развитым, физически здоровым, духовно богатым и нравственно ответственным за последующее поколение. Острота и сложность проблем (алкоголизм, наркомания и табакокурение) среди детей и подростков обусловлены единством, т.е. сложно сплоченностью, разно уровневой иерархичностью, субъективных свойств ребенка и объективных причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продука социальных отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией, которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или просто приспособление к ним (Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382). Таким образом, влечение, непреодолимое желание потреблять спиртные напитки, наркотики и курение табака в детском возрасте особенно опасны разрушением внутреннего психического стержня самоопределения и регуляции поведения. Движущие силы поступков и поведения детей и подростков в определенной мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности с неадекватным осознанием. Психический рост человека проявляется в деятельности, отношениях. Личностное отношение к побуждениям, импульсам, влечениям осознанно, либо неосознанно, соотносятся с возможностями идущими извне требованиями, собственным представлениями о должном и вероятностью успеха желаемого действия. Новейшие исследования психологов (Асеев В.Г.) все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности необходимости и возможности реализации действий. Только при достаточно высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров обеспечивается непреодолимость стремлений человека. При изучении поведения людей в различных ситуациях деятельности в сфере нравственной мотивации выделены четыре зоны. Центральное место занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых норм. Рядом с ней располагается зона также значимых предписаний, но выполняемых с определенным волевым усилием. Кроме них обнаружены две зоны отступлений от нравственных зон, незначительные нарушения: а) слабо контролируемые обществам; б) детерминируемые сверхзначимыми личностными мотивами, побуждениями человека к аморальным, асоциальным действиям. Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности. На основе теоретического обоснования И.А. Джидарьяна, можно выделить два способа развития индивидуальных потребностей – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интесивное – предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляции, возрастания их духовного потенциала. Искусство воспитания с данной позиции состоит не только в том, чтобы сделать выбор в пользу нравственного содержания потребности, но и в том, чтобы психологически подготовить субъекта к трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями, недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к справедливости, состраданию к людям, добру, что порождает расхождение нравственных установок в сфере сознания и поведения, поступков. В результате социально-психологическое развитие личности деформируется, снижается нравственный потенциал всей системы потребностей. Интересен вопрос: а почему дети мешают пить, курить, употреблять наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и одобряемы, приятны для ребенка. Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь коренных народов. И.Н. Пятницкая (Клиническая наркология – М., 1975) и другие подчеркивают влияние алкоголя, наркотиков и табакокурения как переживание приятного психического состояния эйфории, легкости Ю.Э. Русманкий (Проблемы системного подхода в психиатрии – Рига, 1977_ считает, что субъективная привлекательность данных состояний обусловлена переходом от системы сложно организованного управления на «облегченный режим работы». В реальной жизни ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность достижения цели. Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей. Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе, наркотиках и табаке, устойчиво группируются: 1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и спокойному ожиданию, «бегство о реальности»). 2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне выраженный решительностью. 3. Незрелость личности в целом. 4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|