реферат, рефераты скачать
 

Развитие речи у детей от 0 до 7 лет


папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав

свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно

связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно

научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом.

Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу

словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». И к великой радости

родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за

взрослыми те или иные слова, поражая всех своими «необыкновенными

способностями». Стремление научить слову, конечно, появляется в играх,

которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать,

что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим

собственную активность ребенка. Однако внимательный анализ развития

подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его

особенности. По-видимому, несмотря на впечатляющую простоту обучения с

помощью этого метода, прямой связи между подражанием и активной речью все

же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с

тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при

взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого

возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь

спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил

ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего

малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок

произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов,

находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него

в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по

просьбе взрослого необходимые движения и действия ("садись", "пей", "дай

ручку"). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия

ребенка.

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение

им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого

умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К

7 месяцам он повторяет отдельные слоги - лепечет. У каждого ребенка есть"

свои! два-три слога, которые он произносит многократно и в разных

сочетаниях. В 8 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги,

новые сочетания гласных и небных или губных согласных звуков, которые до

сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется.

Теперь свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми малыш

сопровождает лепетом. Однако иногда, в период овладения новыми движениями и

увлечения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные

отношения между развитие движений и лепетом. Лепет как новое и еще не

прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для

его развития ( не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком).

Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с

каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата,

речедвигательного анализатора.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у

детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного

повторения.

Н. И. Красногорский подчеркивает, что при образовании слова решающее

значение имеет звуковая сила слогов, из которых составляется слово. Ребенок

в первую очередь выбирает и упрочивает повторением наиболее сильный

акцентируемый слог в слышимом слове. Этот слог может быть первым, а нередко

и последним в слове. После этого вводится в формирующееся слово

относительно слабый, ранее опускаемый слог. Для нормального развития речи

ребенка важно обогащение его словарного фонда путем общения с окружающими,

исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых

стереотипов-шаблонов.

Таким образом, в процессе онтогенетического развития речи слово у ребенка

постепенно начинает заменять условный раздражитель первой сигнальной

системы и тем отвлекать его от действительности. В раннем детстве речевые

связи немногочисленны, но с возрастом они обрастают все большим количеством

связей с раздражителями первой сигнальной системы, что расширяет сферу

влияния окружающей среды на словесные сигналы. Это сопровождается развитием

правильного понимания ребенком смыслового значения слова при наличии

постоянного корригирования его со стороны первой сигнальной системы.

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. – 12-14 мес.).

В процессе операционного освоения цепей из сегментов восходящей звучности

ребенок в конце периода раннего лепета переходит на более высокий уровень

коммуникативно-познавательной активности. Это обстоятельство

благоприятствует скачку в развитии мотивационной сферы ребенка – скачку,

который его мать стимулирует спецификой своего эмоционального поведения.

Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, она систематически

обращает его внимание на различные объекты окружающей деятельности и тем

самым «метит» их, по выражению А. Н. Леонтьева, своей эмоцией. Ребенок

усваивает эти эмоциональные метки предметов вместе с соответствующими им

звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки

лепетных сегментов, он воспроизводит лепетные псевдослова, по форме все

более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка. Наблюдения

показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций

сменяются в 8-10 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом

(тя-тя-тя и т. п.); затем в 9-10 мес. появляются цепи из сегментов со

стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом (тё-тя-

те и т. п.) и, наконец, в 10-12 мес. появляются цепи из сегментов с

меняющимися шумовыми началами (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-

на, ба-ба-на и т. п.).

Примерно к концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более

чем десяти слов, а пять слов, возможно, уже произносит самостоятельно. Ему

лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова.

Родители должны продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с

ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами.

На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е.

ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами.

Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может

осмысленно воспринимать простые команды. Невнятный лепет, которым

изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная

речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных

слов, должны всячески поощряться родителями, причем необходимо всегда

отвечать на попытки ребенка пообщаться.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.

К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут

осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие:

«мама», «папа», «гав-гав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. Как правило,

это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках.

До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из

одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь

разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее

позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам

осуществляется постепенно.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным

является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами,

действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу

становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его,

ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе "Покажи, где

лошадка" смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической

работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с

действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом

постепенно усложняя задания. По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают

предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении

в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он

хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю

его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Примерно после

года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает развиваться

активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще «автономны», порой

понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для

себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое

название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

На первом году жизни ребенок не может дать ответ в словесной форме, но

ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые

элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него

понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает

ребенка к выполнению различных движений, действий, к произнесению звуков.

Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет: «встань»,

«сядь», «ложись» и т. п. Надо разучивать с ребенком различные новые

движения по словесному предложению взрослого. Например, вызывать у ребенка

7-8 месяцев соответствующие движения рук на слова «ладушки», «до свидания»,

движения ножками на слова «топ-топ». Для того чтобы «разучить» с ребенком

понимание названия какого-нибудь предмета, нужно вызвать у него движение к

этому предмету.

Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна не просто сопровождать

действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к

действию, регулировать его, тогда только она воспринимается ребенком. Если

даже ребенок умеет самостоятельно обращаться с чашкой и ложкой, но не

приучен к общению, он не реагирует на обращение к нему по поводу этих

предметов речь.

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для

ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно

произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным

воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество

понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий

с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь

и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может

выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова

можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но

существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в

период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые

слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и

подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни

становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай,

на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое

содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по

звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К

концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных ("лепетных")

слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов

значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет,

лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко -

при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить

неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданное, заинтересовавшись

чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить

для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания

речи усложняются действия с предметами.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На

основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу

первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев -

30, а к 2 годам - 300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при

самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев

преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень

разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные

возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество

слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6

месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых

правильно, т. е. ребенок уже может сказать не "ав-ав", а "собачка", хотя

само произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие

люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом

коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей - появление у них

вопросов: "А это?" "Какая?", что говорит об уровне их познавательной

активности.

В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми

реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных

движений, словами - до 1 года 6 месяцев, в момент сильной

заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1

года 6 месяцев дети начинают пользоваться слова и во время игры, при этом

их речь часто носит необращенный характер.

Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к двум годам,

хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Овладение активной речью

нередко имеет характер «взрыва» - еще недавно ребенок молчал и вдруг

заговорил так, что остановить невозможно. Некоторые ученые связывают такую

внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта,

что каждый предмет имеет свое название. Однако срок - 2 года - оказывается

очень приблизительным для возникновения речи. Может быть, ни одно

приобретение ребенка не имеет таких индивидуальных вариантов в сроках

появления, как речь.

Особенно бурно его речь развивается в дошкольный период, даже

несколько раньше, примерно с двух лет. Начиная с этого возраста, он быстро

накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает

произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит

в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. С каждым

годом быстро увеличивается активный словарь ребенка.

В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням».

Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-

ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос,

хочет ли он «а-а», ребенок отвечает звуками «а-а», при этом тужится и всей

мимикой выражает свое состояние. Характерной чертой этой речи является то,

что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из

жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а

жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого

(«мам», «няня», «тетя»), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли

на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается

телодвижениями, жестами, мимикой.

Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через

два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или

вопрос взрослого.

1 полугодие 2 года жизни.

Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее

понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений

со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в

себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро

заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он

быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его

среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный

поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его,

взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми

развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и

изображения, запоминать их название.

Слово дает возможность ему запоминать, отождествлять и обобщать

воспринимаемое. Эта деятельность имеет уже некоторые элементы

произвольности. Ребенок выполняет предложение близкого взрослого только в

том случае, если оно сделано ласковым тоном.

На втором году согласие или отказ выражается более четко и к тому же в

речевой форме: «да», «не» («нет»).

Понимание ребенком смысла слова в своем развитии проходит целый ряд

ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета

тесно связывается у него с переживанием, с действием с данным предметом, с

местом, где обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит

каждое понимаемое слово к широкому кругу различных предметов и действий, к

целым ситуациям, которые связаны с предметом. Но с другой стороны, ребенок

не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от

друга по размеру, по материалу и т. п.

В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням».

Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-

ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос,

хочет ли он «а-а», ребенок отвечает звуками «а-а», при этом тужится и всей

мимикой выражает свое состояние.

Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в

ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это

еще не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые

элементы.

На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое

накопление словаря. К концу второго года словарь ребенка достигает 200-400

слов. Некоторые дети слова произносят неправильно: одни звуки заменяют

другими, искажают слова, многие слова произносят непонятно, например: дять

буку (дай булку), титети (конфеты).

Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, - долгожданное событие в

семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную

к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения,

полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему

ранее. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Усваивая родной

язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,

но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,

чувств, художественных образов..." (К. Д. Ушинский, Собр. Соч., т. 2, М.-

Л., изд-во АПН РСФСР, 1948, стр.560) Первые слова и фразы, произнесенные

ребенком, - долгожданное событие в семье, большая радость для родителей.

Подражание приобретает осмысленный и целенаправленный характер. В это время

дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг. Появлению

собственной речи предшествует возникновение понимания. Как известно,

ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до

возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так

называемый пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему

самостоятельному пользованию этими словами.

Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место

выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая

родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым

импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела делают

пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше

начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его

действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.