реферат, рефераты скачать
 

: Лекции по Финансам


самостоятельным юридичским лицом имеет свой расчетный или текущий счет,

формируется своя бухгалтерия, которая осуществляет управление финансами этой

организации, а частичное управление осуществляется отраслевым управлением

(департаментом) соответствующих органов власти. Например : школа финансируется

из городского бюджета (управление народного образования). Контроль за

использованием средств школы, также департамент участвует в составлении сметы

расходов, финансирование осуществляется управлением народного образования.

Если организация не выделена на самостоятельный баланс, не является

юридическим лицом, управление финансами осуществляет отраслевое управление

(местный или региональный уровень) или департамент соответствующего

исполнительного органа власти (местного, регионального или федерального).

Пути развития системы управления финансами.

1. Органы управления государственными финансами будут больше всего затронуты.

2. Территориальные управления носят чисто символический характер (они

должны быть независимы от Минфина). В настоящее время они находятся в двойном

подчинении.

3. Отделение системы казначейства от Минфина. Как сейчас работает

налоговая полиция => разделение процесса разработки Федерального бюджета и

его исполнения (осуществление будет производится двумя разными структурами).

3. Автоматизация управления финансами.

Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие оснащает

каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в

финансовой сфере.

Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами

(в управлении финансами).

АСУ финансов - это совокупность административных, экономических,

математических методов вычислительной и организационной техники, средств

связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.

Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по

управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению

финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все

предприятия страны.

Концепция АСФР(автоматизированной системы финансовых расчетов) - это

комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и

исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико -

математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание

теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.

Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов :

1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия

позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и финансовый

учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование документов,

пересылка по факсу, модему).

2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит

осуществить создание полностью законченной системы АСФР Федерального

казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу каждого

рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля.

3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять математическое

моделирование(e.g. линейное программирование), значит, качество финансовых

планов поднимется на порядок выше.

Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке

налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не

выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко

распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.

Последствия автоматизации :

1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается.

2. Изменения в области качества работы финансистов.

3. Решения в области финансов будут более обоснованными.

4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома.

ТЕМА : Финансовое планирование.

Финансовое планирование - один из элементов управления финансами, объектом

которого является распределительный процесс.

Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов,

образования и использование на их основе различных денежных фондов и

осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.

В процессе финансового планирования определяются :

· источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период ;

· объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;

· рассчитываются направления и структура использования средств денежных

фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования

финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.

В процессе составления финпланов изыскиваются материальные, трудовые,

финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения

непроизводительных расходов.

Наравне с финпланами в условиях рыночной экономики широко используются

финансовые прогнозы.

Финансовый прогноз - оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых

показателей в будущем.

Финплан - задание на изменения в желаемом направлении тех или иных

финансовых показателей распределительных процессов.

Финансовые прогнозы и финпланы тесно связаны между собой (финансовые прогнозы

составляются, как правило, перед тем, как составить финплан).

Если сравнивать программу и план, то главное отличие программы даже не в

масштабах, а в строго целевой ориентации на решение конкретных задач, она

выступает в качестве разновидности финплана.

Этапы составления финплана :

1. Анализ исполнения финансового плана за текущий период (надо

рассчитать ожидаемое исполнение плана). Как правило, оно рассчитывается за

полгода, затем по окончанию 3-х кварталов.

2. Расчет по конкретным видам доходов и расходов финплана.

3. Сведение и выведение итоговых показателей и составление

баланса.(доходы = расходы). На этом же этапе ведется пересчет показателей,

оценка источников дохода.

Лекция 10. Продолжение.

В процессе планирования на всех 3 этапах применяются различные методы,

наиболее существенными из которых являются 3 :

1. Метод коэффициентов (экстраполяции)

2. Нормативный метод

3. Балансовый метод

1. Планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе

показателя текущего года, измененного на величину коэффициента. Этот

коэффициент рассчитывается либо на основе динамики предыдущих лет, либо

спускается планирующим финансовым органом, как задание. Достоинства :

простота. Недостатки: не учитывает в полной мере изменяющиеся

потребности в финансовых ресурсах по тем или иным видам расходов, возможны

резервы роста показателей, связанных с доходами.

2. Финансовый показатель определяется на основе нормы или норматива и

величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы. “+” -

более точное определение финансового показателя по отношению к потребностям.

Например, прогнозная величина НДС = (ВВП на планируемый год - необлагаемый ВВП)

х средняя ставка НДС/100 и получаем планируемый НДС. Достоинства :

более точная оценка величины планируемых финансовых показателей с точки зрения

конкретных покупателей и с точки зрения более полного выявления резервов роста

дохода. Недостатки : 1) Более сложный и большой объем вычислений; 2)

Много потерь; 3) Нормативный метод, используемый к расходной части финансового

плана, не учитывает изменений доходной базы финансового плана.

3. Финплан должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны

быть разработаны источники покрытия этого дефицита. В современных условиях

важное значение при расчете финансовых планов имеет применение дефлятора -

коэффициента ожидаемого среднего роста цен в планируемом году. Важное значение

для плана имеет расчет дефлятора(у нас разные ведомства- свои расчеты,

показатель Минфина занижен по сравнению с Минэкономики). Занижение дефлятора

приведет к тому,что и по расходам, и по доходам Федеральный бюджет

планировался в меньших размерах, поэтому получались излишки доходов, которыми

Минфин мог свободно маневрировать помимо Закона “О ФБ”. Поэтому определение

реального размера дефлятора так важно и обсуждается Думой при принятии

федерального бюджета. Необходим дефлятор и для фирмы, осуществляющей

планирование на следующий год.

В РФ составляются разнообразные финансовые планы, которые можно

сгруппировать. Прежде всего выделяется система бюджетов. Ежегодно

утверждаются более 29000 бюджетов на всех уровнях госвласти. Каждый бюджет

принимается как закон и обязателен к исполнению. Кроме того в системе

госфинансов утверждается и разрабатывается план по каждому внебюджетному

фонду. По крупным социальным внебюджетным фондам также применяется закон (о

ПФ, о соцстрахе).Иногда эти планы называются бюджетами, но они не

государственные.

В отраслях НХ основное различие в финпланах связано с видом хозяйственной

деятельности организации(если коммерческая, то составляется финплан - баланс

расходов и доходов). Этот финплан включает 4 раздела :

1. Доходы и прочие поступления.

2. Расходы и отчисления

3. Взаимоотношения с кредитной системой.

4. Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.

Особенности этого финплана в том, что отражаются не все денежные ресурсы

предприятия, а только финансовые (например, в 1 разделе - составные части

чистого дохода, прибыль, косвенные налоги, амортизация, отчисления,

включаемые в с/с продукции, ожидаемая эмиссия ЦеБу; во 2- направление

использования прибыли, друг. финансовые ресурсы предприятия; в 3- уплата %,

погашение, получение долгосрочных кредитов; в 4 - косвенные налоги, налог на

прибыль - в расходе, а в доходе - ассигнования).

В настоящее время финансовое планирование на предприятии - прерогатива самого

предприятия, схема планирования добровольная и многие предприятия отходят от

нее, составляя упрощенный баланс доходов и расходов.

Некоммерческие организации составляют финплан, называющийся сметой (расходов

- если есть бюджетные средства или доходов и расходов - если есть иные

поступления, причем эти небюджетные поступления отражаются в первую очередь).

Независимо от вида финплана в любой смете делается детальная расшифровка всех

денежных доходов организации по статьям сметы (зарплата, покупка ТМЦ, учебные

расходы и т.д.).

Кроме индивидуальных, составляются и сводные финпланы.

· консолидированные бюджеты, включающие в себя все нижестоящие бюджеты

(областные, городские, районные, сельские, поселковые). В отличие от

индивидуальных, они не используются как закон, их можно составить на основе

утвержденных бюджетов.

· в отраслях составляется сводный финплан входящих предприятий.

· кроме того, существует сводный финансовый баланс страны, составляемый

вместе с проектом Федерального бюджета Минфином. Он является не планом, а

прогнозом. В нем планируются ожидаемые поступления средств в текущем году.

Состоит из доходной и расходной частей :

Доходы : прибыль, НДС, акцизы, подоходный налог с граждан, налоги

на имущество, отчисления во внебюджетные фонды, платежи за природные ресурсы.

амортизационные отчисления, доходы от госсобственности и деятельности, налоги

на внешнюю торговлю и прочие доходы от ВЭД.

Расходы : затраты на госинвестиции, госдотации, госрасходы на

социально-культурные мероприятия, расходы предприятий засчет прибыли и

амортизации, госрасходы на науку, оборону и правоохранительные органы, на

органы госвласти, расходы на ВЭД, создание резервов и прочие.

Назначение сводного баланса предприятия - дать необходимую информацию об

основных финансовых потоках и объектах распределяемых финансовых ресурсов.

Проблемы и пути преодоления, тенденции развития финансового планирования :

С переходом от командно-административной экономики на 1 этапе рыночных реформ

произошел переход в отношении к планированию. Многие предприятия отказались

от финансового планирования. Федеральный бюджет в 1992 и 1993 годах

принимались уже в конце отчетного года.

Сейчас происходит возврат к финансовому планированию, к использованию

планирования в полном масштабе. Меняются формы планирования, упор делается на

индикативное планирование, а не на директивное.

В сфере предприятий НХ создаются планы рекомендательного характера, ориентиры

деятельности на будущий год.

Говоря о степени индикативности бюджета, то стоит отметить, что даже в самых

развитых странах следят за четким исполнением бюджетных статей. Однако, рынок

вносит свои коррективы, и основную часть доходов составляют налоги.

Оставляет желать лучшего и точность расчетов финансовых планов, сроки

финансового планирования (бюджет не плохо было бы принимать хотя бы за месяц

до начала отчетного года); стабильность финансового плана.

Финансовый контроль.

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем

управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и

представляет собой практическую деятельность специальных органов или

специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Сфера деятельности финансового контроля - процесс формирования и

использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект

финансового контроля - различные стороны деятельности участников

распределительного процесса, т.е. объект шире сферы деятельности.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его

осуществляющих :

I. Государственный финансовый контроль

Þ вневедомственный (общегосударственный)

Þ ведомственный( негосударственный)

II. Негосударственный финансовый контроль.

Þ внутрихозяйственный

Þ общественный

Þ аудиторский

Þ страховой

Лекция 11.

Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы

госвласти, а также специальные органы. Особенности этого контроля - то, что

он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и

организации независимо от ОПФ.

Важнейшие структуры, осуществляющие вневедомственный контроль: с законодательной

стороны - через специально созданный орган - Счетную Палату РФ. Аналогичные

структуры созданы на региональном и местном уровнях (называются - Счетная или

Контрольная; например, есть Счетная палата при Московской Думе). Счетная Палата

- юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ, состоит из Председателя, замов,

аудиторов и аппарата, осуществляющего исполнительную роль. Основные задачи

Счетной Палаты :

1. Осуществляет финансовую экспертизу проектов ФЗ и правительственных

актов, федеральных органов госвласти, предусматривающие дополнительные расходы

из федерального бюджета или влияющих на его исполнение.

2. Оценка обоснованности проектов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

3. Определение эффективности и целесообразности расходования

государственных средств, а также использования госсобственности.

4. Контроль за своевременным исполнением доходов и расходов

Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

5. Анализ отклонений от исполнения бюджета, предложения по их устранению.

6. Контроль законности движения федеральных средств и средств

внебюджетных фондов через банковскую систему.

Аудиторы возглавляют отдельные направления контрольной работы счетных палат,

любой аудитор имеет свой аппарат ревизоров, контролеров. Контрольные

полномочия Счетной палаты распространяются на все органы госвласти,

учреждения, предприятия, органы местного самоуправления, которые

финансируются из бюджета и внебюджетных фондов.

Счетная палата имеет право дать предписание проверяемой организации,

обязательное к исполнению. При неисполнении предписания коллегия Счетной

палаты может приостановить все виды финансовых расчетов по счетам проверяемых

предприятий. Решения принимаются с согласия органов исполнительной власти.

Счетная палата - буквально единственный на федеральном уровне орган

законодательной власти, контролирующий исполнительную. Укрепление финансового

контроля - залог увеличения роли полномочий Счетной палаты.

Контрольную деятельность в Администрации Президента осуществляет Главное

контрольное управление, занимающееся не только финансовым контролем, но и

денежным, а также следит за исполнением Указов Президента.

Непосредственно финансовым контролем занимается система Минфина РФ

(Контрольная роль - КРУ, а система федеральных казначейств на местах

осуществляет вневедомственный контроль).

Контроль за расходованием региональных и местных бюджетов производят Минфины

республик, финансовые управления и Департаменты областей, краев, округов, -

на нижнем уровне - городов и районов - осуществляется вневедомственный

контроль).

Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную

систему и внебюджетные фонды занимаются ГНС, налоговая полиция, таможенная

служба. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный

финансовый контроль. ГНС применяют штрафные санкции, передают дела о сокрытии

крупных налоговых сумм в НП, изымают у предприятия документы о сокрытии и

занижении расходов, обследуют любые помещения налогоплательщика с целью

выявления нарушений законодательства, приостанавливают операции по счетам в

банках в случае серьезных нарушений.

Права НП: осуществление повторных проверок, административное задержание и

арест имущества; право на ношение и использование в экстренных случаях

оружия; внедрение своих работников в структуру предприятия, получение

информации от граждан о нарушениях и налоговых преступлениях с выплатой

вознаграждения до 10% от выявленных сумм.

В 1996 году был создан мощный орган вневедомственного контроля, направленный

на укрепление налоговой дисциплины - ВЧК. Одной из причин создания стал

большой % недосбора налогов, приходящийся на крупнейшие предприятия,

занимающие главенствующее положение, и руководители таких предприятий

обладают недетскими правами и полномочиями (E.g. “Норильский никель”).

Председатель ВЧК - В.С.Черномырдин. Основные задачи :

- контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;

- разработка мер по взиманию налогов в полном объеме;

- обеспечение эффективной работы налоговых и таможенных органов, в т.ч.

с помощью проверок этих органов;

- контроль за своевременным и целевым исполнением средств Федерального

бюджета и внебюджетных фондов (федеральных).

Права ВЧК : проверки любых предприятий и организаций, изучение отчетов

руководителей исполнительной власти, привлечение к ответственности за нарушение

налогового законодательства. Для усиления роли ВЧК в его состав включены

руководители Минфина, ГНС,НП, Таможенной службы.

Кроме названных общегосударственных существуют и другие органы -ЦБ.

До последнего времени вневедомственный финансовый контроль был наиболее

эффективным, это объяснялось высоким профессионализмом сотрудников и

независимостью интересов проверяющих структур от интересов проверяемой

организации.

Ведомственный - осуществлялся госорганами отдельных ведомств, министерств,

отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее

распространенные структуры - контрольно-ревизионные отделы Центрального

аппарата отраслевых министерств и ведомств.

В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных

ведомств, основная задача которых - контроль за целевым использованием

средств из бюджетов разных уровней.

Другая распространенная система финансового контроля - отраслевые отделы

региональных и местных органов власти - Департаменты образования,

здравоохранения - отраслевые управления, занимающиеся управлением организации

этого ведомства, финансовым контролем средств организации из бюджета этого

уровня.

Ведомственный контроль осуществляет и Росстрахнадзор - за деятельностью

страховых компаний(сейчас включен в состав Минфина РФ), и Федеральная

комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих

предприятиях и организациях финансовыми отделами, наиболее эффективно тот, у

кого больше полномочий - Главбух - он в первую очередь осуществляет финансовый

контроль при помощи других работников бухгалтерии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.