реферат, рефераты скачать
 

: Лекции по Финансам


Характерна очень высокая концентрация поступлений на несколько налогов.

Условия и порядок взимания НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога.

1. НДС. Появился во Франции в 50-е годы . У нас введен в 1991 году

и заменил собой налог с продаж(оборота). Недостатком налога с оборота было то,

что, являясь косвенным, он взымался с ограниченного круга товаров не первой

жизненной потребности и походил на систему акцизов, облагаемая база - разница

между розничной ценой и ценой реализации изготовителя. Отсюда неравные условия

налогообложения - налогообложение автомобиля суммой в 2-3 раза больше его с/с.

НДС же по фиксированным ставкам облагает всю продукцию, отсюда равномерное

поступление средств в бюджет. Сумма оплачиваемого НДС определяется как разница

между НДС, начисленным на реализованную продукцию (работы, услуги) и суммой

НДС, начисленной на приобретенные материальные ценности. Плательщики налога на

добавленную стоимость - только юридические лица; 20 % - основная ставка НДС

(для ряда продовольственных и детских товаров - 10%). Не облагаются НДС

внутризаводской оборот, экспортируемые товары, услуги городского пассажирского

транспорта, квартплата, стоимость приватизированного имущества, операции по

страхованию, кредитованию, депозитам, по р/с и текущим счетам, операции с ЦеБу,

услуги в сфере образования, культуры, искусства, платные медицинские услуги,

лекарства.

2. Акциз - косвенный налог с дифференцированными ставками,

установленными на отдельные виды товаров. Сейчас они установлены на

вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные, меховые, ковровые

изделия, рыбные деликатесы, фарфор, хрусталь, легковые автомобили, бензин,

нефть, газ. Ставки акцизов - от 5% до 90%от продажной стоимости, они могут

также устанавливаться в абсолютных размерах на натуральную единицу (напр. в

рублях на 1 л продукции).

3. Налог на прибыль. Объект налогообложения - валовая прибыль

предприятия = прибыль от реализации продукции(работ,услуг)+прибыль от прочей

реализации (имущество)+внереализационная прибыль (аренда, % по депозитам,

акциям других предприятий, штрафы, пени). Из валовой прибыли вычитают рентные

платежи и доходы, не включаемые в облагаемую прибыль (раньше - резервный фонд

предприятия, сейчас: от с/х производства, прибыль по особым ставкам - доход от

ЦеБу, от долевого участия в других предприятиях. Ставки налога :

до 35% - для основной массы предприятий (из них 13% - Федеральный бюджет, до

22% - бюджет субъектов Федерации);

до 43% - для банков, страховых компаний

до 38 % - в Москве для посредников

15% - доход по дивидендам ценных бумаг

до 70% - доход видеосалонов

до 90% - доход казино и игорных домов.

Существуют различные льготы по налогу на прибыль

( которые могут в общей сложности уменьшить его не более, чем на 50% ):

- льгота на прибыль, идущей на производственные капвложения и жилищное

строительство (при полном использовании организации);

- использование на НИОКР (не более 10% облагаемой прибыли);

- расходы на содержание социально-культурных объектов и жилищного фонда,

находящиеся на балансе предприятия в пределах норм затрат аналогичных

муниципальных объектов;

- прибыль, идущая на покрытие убытков предыдущих лет при полном

исчерпании резервного фонда;

- благотворительные взносы(до 3%), Чернобыль до 5%;

- учреждения образования, искусства, культуры, использующие прибыль на

расширение уставной деятельности;

- для малых предприятий(вновь созданных) в области с/х, строительства,

производства товаров народного потребления - налог на прибыль не уплачивается

первые 2 года, 3-й год - 25% ставки, 4-й год - 50% ставки.

Вообще, налог на прибыль появился в 1991 году, но хотели ввести подоходный

налог с юридических лиц с валового дохода предприятия, т.к. его легче собрать

государству, но он угрожает финансовому положению предприятия ( платится при

убытках).

4. Подоходный налог с физических лиц. Появился в Англии во время

борьбы с Наполеоном. До революции в России существовали классовые ставки : 12%

для рабочих, другие (ремесленники) - 65-75%. В настоящее время - единые

принципы налогообложения. Облагается совокупный доход граждан : з/пл (основная

+ дополнительная); премии; доходы от предпринимательской деятельности. Не

включаются в облагаемую базу : гос. пособия, кроме пособия по временной

нетрудоспособности, стипендия, пенсии, суммы материальной помощи,

представляемой госорганами в связи с ЧС, доходы от личного приусадебного

хозяйства, страховые возмещения(если страховые взносы уплачивал гражданин),

довольствие военнослужащих. Вычитаются из дохода затраты на приобретение или

строительство жилья до 5000 min окладов; часть дохода от продажи имущества.

Существует необлагаемый минимум = 1 min оклад в месяц на гражданина и на

каждого иждивенца.

Лекция 15. 17.04.97

Ставки подоходного налога :

При облагаемой базе до 12 млн

12 %

от 12 млн до 24 млн

20%

от 24 млн до 36 млн

25%

от 36 млн до 48 млн

30%

свыше 48 млн

35%

Подоходный налог удерживается по месту работы. Если имеются еще источники

дохода и совокупный доход больше 12 млн, то необходимо представить в ГНИ

декларацию о доходах; независимо от суммы доходов обязаны представить

декларацию о доходах частные предприниматели. За непредоставление или

искажение доходов налагаются административные санкции. При непредоставлении -

2-5 min размеров оплаты труда + c сумм неуплаченных налогов взымаются штрафы.

В этом году произошли существенные изменения в механизме взимания подоходного

налога. Обложению подлежит процент по банковским депозитам, если этот процент

превышает ставку рефинансирования ЦБ(42%), по валютным счетам - необлагаемый

уровень -15%, с суммы превышения платится подоходный налог. Если гражданин

получает ссуду в банке под очень низкий %, то с этого года это считается

материальной выгодой. Для рублевой ссуды - если меньше 2/3 от ставки

рефинансирования (28%), то разница подлежит обложению. То же самое относится

к страховым выплатам - если они превышают размер страховых взносов.

10% доходов госбюджета составляют неналоговые поступления. Их состав :

· доходы от госсобственности и госдеятельности (дивиденды по

акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду госимущества, % за

размещение в банках временно свободных бюджетных средств;% за предоставление

бюджетных ссуд внутри страны;

· прибыль ЦБ, перечисляемая в Федеральный бюджет

· доходы от продажи принадлежащего государству имущества

· доходы от приватизации предприятий

· доходы от продажи акций, принадлежащих государству

· доходы от реализации госзапасов (продажа Au запаса, запаса

драгметаллов и камней

· продажа Минфином золотого запаса ЦБ

· доходы от продажи земли и нематериальных активов(патенты, изобретения)

· административные платежи и штрафные санкции (плата ГАИ -

техосмотр, штрафы)

· доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества

· доходы от реализации кладов

· доходы от ВЭД (1/3 всех неналоговых доходов - однако эта

статья не имеет расшифровки; сюда не входят таможенные платежи) и доходы от

централизованного экспорта (полученные в качестве платежей натуральной

формой - энергоносители, цветные металлы).

: Лекции по Финансам

3. В настоящее время ключевой проблемой налоговой политики является

оптимальное налоговое бремя, уровень налогообложения. На Западе наиболее

известна концепция Лаффера для определения оптимального уровня налогообложения.

При увеличении от 0 ставки налога доход предприятий начинает медленно

сокращаться по мере возрастания налоговых поступлений, однако, затем наступает

тока перегиба, когда происходит падение официальной прибыли и, соответственно,

налоговых поступлений. Оптимальный уровень налоговых ставок - 35%(как в США), у

нас - 39%. Однако, даже если у нас уровень невысоко, он очень дифференцирован

по предприятиям. На 1 квартал - собрано 60% от налогов. Из 2.800.000

налогоплательщиков - примерно 800.000 - “мертвые души”, остальные вносят

платежи также нерегулярно. Более половины всех долгов сосредотачивается на

нескольких крупных предприятиях (ВАЗ, ГАЗПРОМ), поэтому был создан ВЧК.

Основной сбор налогов осуществляется в Москве, Московской области и

Ханты-Мансийском Национальном округе - 40 % налогов.

Основные изменения, ожидаемые в ближайшее время в налоговой политике,

связаны с принятием налогового Кодекса, который повлечет за собой :

1) Существенное сокращение числа налогов, не дающих ничего в

фискальном плане(больше расходов на взимание.

2) Сокращение числа налоговых льгот, перекладывающих налоговое бремя

на “нельготников”,нарушая принцип справедливости.

3) Предполагается смягчение штрафных санкций для нарушений, не

связанных со злым умыслом.

4) Для МП предусматривается возможность перехода на упрощенную

систему налогообложения - предприятия вместо существующего количества

налогов могут перейти на единый налог на доход, взимаемый по ставке 30% с

совокупного дохода(чистый доход + ФОТ), где посчитать сложно, то с выручки

предприятия(10%) - для предприятий с численностью <=15 человек с выручкой

<100000 min окладов в год, сюда не относятся кредитные, страховые

учреждения, участники рынка ЦеБу; предприятия, выпускающие подакцизную

продукцию.

5) С целью. повышения собираемости налогов осуществляется переход к

уплате НДС и других налогов по счетам-фактурам.

6) Еще один вопрос касается права введения местных налогов.

Свободная практика существовала в 94-95 годах, когда на местах было установлено

более 120 налогов. Это право отменили к 1.01.97, т.к. существовало очень много

не соответствующих законодательству налогов. Однако не стоит бояться налогового

произвола, т.к. при чрезмерном местном налогообложении население данного

региона отрицательно воспримет этот момент, который скажется на следующих

выборах в местные органы власти.

7) Хотят ввести декларацию о расходах (помимо декларации о доходах).

Т.е. при покупке дорогих вещей (>300 min размеров оплаты труда), необходимо

сообщать об источниках данной суммы. С этой же целью ставится введение налога

на недвижимость, который должен объединить налог на землю и налог на имущество.

Таким образом, в перспективе налоговой политики неплохо бы увидеть переход к

стабильному, устойчивому налоговому законодательству.

Лекция 16.

4. Расходы госбюджета - это экономические отношения, связанные с

распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по

отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства

есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная.

Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы :

экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на

социально-культурные мероприятия - финансирование отраслей,

обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг

(здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи

отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление -

связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти,

осуществляющих управление страной. В условиях госкредита есть и расходы на

обслуживание государственного долга; военные расходы.

Существующая классификация содержит и разделение по отраслевому признаку

(строительство, с/х); по целевому назначению (расходы на капвложения, в

бюджетных - расходы на з/пл, капремонт, приобретение инвентаря); по уровням

звеньев бюджетной системы или уровням управления (федеральные

расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).

В связи с переходом 2 года назад на новую бюджетную классификацию, важное

значение приобрела классификация расходов по функциональному признаку

(объединяет несколько признаков). Статьи расходов (из расчета затрат по

консолидированному бюджету = 947 трлн. руб.) :

1. Госуправление - 1,9% (1/3 - федеральный бюджет) -

финансирование Парламента, администрации Президента, Правительства, других

органов исполнительной власти без отраслевых министерств и ведомств, Счетной

палаты - 20-25%, остальное - фискальные органы - милиция, таможня, ГНС

2. Международная деятельность - 2,6% (полностью -

федеральный бюджет) - расходы на реализацию международных договоров,

международное сотрудничество(предоставление кредитов другим странам, лимит в

настоящее время - 2,7 трлн. руб); расходы на содержание дипломатических

представительств, посольств за рубежом(1 трлн); взносы в международные

организации (ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн); предоставление предприятиям кредитных

ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организаций - 14

трлн. руб; выделение валютных средств по решению Правительства - 3 трлн,

неторговые операции - 2,6 трлн.

3. Национальная оборона - 10,6% (за счет федерального

бюджета) - содержание мощной армии -1,7 млн.чел., примерно 1/2 - на текущее

содержание ВС(денежное довольствие); 20% - покупка вооружения и техники;

военные НИОКР - около 7%; кап. строительство - 8%; пенсии военнослужащим -

14%(Федеральный бюджет их перечисляет в ПФ). Нехватка расшифровки показателей -

всего 7 в России, в то время как в США - около 1200 показателей.

4. Расходы на правоохранительные органы - 6,2% (80% -

Федеральный бюджет; 20% - субъектов федерации на содержание муниципальной

милиции). Треть всех расходов - на содержание МВД, 10%- на внутренние войска;

20% - на уголовно-исправительные учреждения, 1,5 трлн. - на содержание НП; 20%

- госбезопасность, также расходы на пограничные и противопожарные службы.

5. Федеральная судебная система - 0,3% (за счет Федерального бюджета)

6. Фундаментальные исследования и содействие НТП - 1,6%

(95% за счет Федерального бюджета) - финансирование РАН, государственных

научно-технических программ.

7. Финансирование промышленности, энергетики, строительства

- 6,1% (2/3 - Федеральный бюджет) - дотации, федеральная помощь важнейшим

отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность - 15% всех

расходов - 6 трлн.); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы

(проблема - сократилась геологоразведка); остальное - госинвестиции из

федерального бюджета - 25 трлн.(из которых 40% - социальные инвестиции на

жилищное строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3

трлн, конверсия оборонных отраслей; задолженность прошлых лет перед

строителями; 5,5 трлн. руб. - реально на производство)

8. Финансирование с/х - 3,7% (1/3 - Федеральный бюджет) -

льготное кредитование засчет бюджета с/х предприятий - закупка семян, топлива,

запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые

дотации с/х предприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или предоставления

различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на

племенное животноводство, компенсация части страховых взносов; закупка засчет

государства с/х техники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый

лизинг - закупка с/х техники.

9. Охрана окружающей Среды - 0,4% (1/2 - Федеральный бюджет)

10. Финансирование транспорта, связи, информатики - 1,5% (> 90%

- бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты) - речной транспорт.

11. ЖКХ - 11,1% - все 100% засчет субъектов федерации и местных

бюджетов. Включает дотации , т.к. население оплачивает лишь 27% услуг.

12. Финансирование рыночной инфраструктуры - 400 млрд - 0,05%

13. Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и ЧС - 1% всех

расходов (99% - Федеральный бюджет).

14. Расходы на образование - 11,2% (15% - из федерального бюджета

- финансирование ВУЗов в федеральной собственности, ПТУ; из бюджетов регионов -

остальные ВУЗы и ПТУ, местные бюджеты - общеобразовательные школы и дошкольные

учреждения)

15. Культура и искусство; СМИ - 6,8% (2/3 - за счет субъектов

федерации и местных бюджетов). Федеральный бюджет предоставляет средства в

основном на СМИ - телевидение, радио, некоторые центральные печатные издания;

местные бюджеты - ДК, клубы, библиотеки (городские).

16. Здравоохранение и физическая культура - 6,8% (15% -

федеральный бюджет). Хотя и есть система ОМС , но из бюджета все равно

выделяются большие средства, т.к. у нас бюджетно-страховая медицина.

Финансируются исследовательские центры, РАМН, СЭС (Федеральный бюджет), иногда

скорая помощь.

17. Социальная политика -5,1%, из них 1/3 - федеральный бюджет -

расходы на соц. обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций

различным слоям населения(помимо внебюджетной системы); пособия беженцам;

программа “Дети России, социальная помощь матерям, детским домам,

предоставление социальных пенсий (деньги для ПФ из Федерального бюджета);

доплаты к пенсиям госслужащих.

18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из

года в год - составляет 8,6% - все 100% из Федерального бюджета - уплата % по

внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота

-1,3% - вся сумма из Федерального бюджета.

20. Прочие расходы - 14,9% (1/2 - Федеральный бюджет). 70% -

финансовая помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов;

объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс(местные бюджеты);

резервный фонд (Президента, Правительства) - 1,5 трлн. руб, государственная

поддержка Крайнего Севера.

* - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% (

образовавшиеся в результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный

фонд, фонд экономического стимулирования).

Лекция 17. 25.04.1997.

5. Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда

важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение и

рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих

эффективное использование средств и повышение действенности контроля за

использованием бюджетных средств.

В качестве мероприятий для повышения эффективности федерального бюджета можно

предложить всемерное расширение предоставления бюджетных средств на

возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций

с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии

получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном

капитале предприятия.

На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках финансового

лизинга; при сезонном кредитовании с/х предприятий (закупка семян,

удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому

оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по

высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные

ссуды на эти цели предоставляются под уплату % в размере 1/2 учетной ставки

ЦБ.

Очень серьезная проблема бюджета - то, что он большой, громоздкий. Однако,при

наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей

вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на инвестиции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.