реферат, рефераты скачать
 

: Финансы. Полный курс шпаргалок


своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций

независимо от ведомственной подчиненности и их организационно - правовой

формы;

в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли

(дохода) с целью недопущения ее занижения;

г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных

объектов налогообложения.

д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного

имущества, имущества, перешедшего государству, кладов.

Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях

различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением

тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством;

контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан;

обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов;

приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления

документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять

санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий,

признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере

вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд иди

арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций. Развитие

товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности,

способствует появлению финансового рынка, что определяет направления

дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового

контроля.

Формы и методы государственного контроля.

Формы (критерий – сроки и методы)

По срокам:

· предварительный (осуществляется до расходования и применяется как

профилактическая мера);

· текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или

сметой);

· последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов.

Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения):

а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это

очень дорогостоящий и редкий метод);

б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на

месте);

в). обследование (изучение недостатков);

г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые

(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость,

рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели

и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их

выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной,

хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений,

а также механизм финансово - кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с

использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и

т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или

опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов,

фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.

Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому

контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах,

ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки

и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке

состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не

только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные

результаты деятельности.

Организация финансового контроля, пути повышения его действенности.

Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах

экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления,

что предъявляет определенные требования к его организации

В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:

I. Государственный финансовый контроль:

а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы

государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие

контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно -

ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных

органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая

деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется

экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии,

финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая

деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы,

отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и

безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной

перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют

специализированные аудиторские фирмы и службы).

IV. Независимый (аудиторский) контроль

Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма

финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью

предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские

фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские

фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению

качества контроля, его объективности.

Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор,

высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля. Они

объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и

переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и

профессиональных навыков аудиторов.

Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской

службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на

уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Он направлен на повышение

эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и

хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и

прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил

бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка

рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем

вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности

и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами

центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по

обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств;

определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала

и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору

с государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими

пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми

обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по

устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют:

финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и

коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за

правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение

их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций;

консультирование по вопросам организации учета и управления, составления

отчетности; проверку правильности и эффективности внутрифирменного

финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести

также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов,

необходимых при создании совместных предприятий или акционерных обществ;

разъяснение вопросов финансово - банковского, налогового, страхового и других

видов законодательства и т.д. Из перечня услуг четко прослеживается

превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в

предотвращении каких-либо финансово - хозяйственных нарушений и неудач.

этапы аудиторской проверки:

– начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора,

обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию

материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи различных показателей

отчетности);

– на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических

расчетов;

– третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно -

аудиторской оценки.

Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения

важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации

основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и

расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и

другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение

хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в

официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных

результатах деятельности контролируемых экономических объектов за

определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство

проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому

прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов,

экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании

каких данных сформулировано мнение аудиторов.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы

функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это

обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства

от других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе

экономическую, независимость от государственный и ведомственных управленческих

структур.

Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться

за качество своих услуг, щепетильно относиться к имиджу фирмы. Возлагаемая

юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам

выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования

аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы работают на основе

разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их деятельность, как

правило, координируется и направляется централизованной аудиторской

администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата.

Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и

дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том

числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.

ТЕМА 8

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ.

Государственные финансы – денежные отношения по поводу

распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием

финансовых ресурсов в руках государства.

Государственные финансы:

1). Федеральные финансы (В РФ в есть следующее административное деление:

а). республики (89 шт.);

б). края;

в). области;

г). Москва и Санкт - Петербург);

2). Финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов)

Местные финансы не относятся к государственным финансам, т.к. разрабатываются

документы по разграничению местных прав и полномочий и государственных.

(1) Федеральные финансы включают в себя:

(2) Финансы субъектов Федерации состоят из:

1. Федеральный бюджет.1. Бюджет.
2. Внебюджетные фонды.2. Внебюджетные фонды.
3. Государственный кредит.3. Финансовые мероприятия.
4. Финансы государственных предприятий.4. Ценные бумаги (пока под вопросом)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Осуществляется следующими методами:

ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНЫМИБЮДЖЕТНЫМИ
1) регулирование учетной ставки;1) налоги;
2) операции государства на рынке ценных бумаг (как эмиссия, торговля ГКО и пр.);2) амортизационная политика;
3) установление изменения минимальных резервов.3) государственные инвестиции.

Государственные доходы

Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая

связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и

государственных предприятий. Они делятся на:

– централизованные (Федеральные финансы);

– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).

Государственные доходы делятся на:

а). внутренние;

б). внешние.

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений.

Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными

методами, составляет систему государственных доходов.

1 место — налоги, которые являются главным инструментом

перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они

занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги

– принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для

выполнения функций последнего.

Признаки налогов:

¨ принудительный характер;

¨ безвозмездный характер;

¨ безэквивалентность.

2 место — государственные займы (2 источник системы

госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются

государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко

распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные

лица).

3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не

принудительное, а добровольное)

4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков

2 рода эмиссии:

1) нормальная : Финансы. Полный курс шпаргалок ;

2) злостная : Финансы. Полный курс шпаргалок (где Т - товар, М - количество денег, : Финансы. Полный курс шпаргалок М – прирост денежной массы).

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.

I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают

средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов,

смет, прогнозов на заранее обусловленные цели.

II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по

мере выполнения плана по производственным, оперативно - сетевым показателям,

показателям с учетом отпущенных ранее средств.

III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных

ассигнований: ассигнования выдаются предприятиям материального производства в

минимальных размерах и после использования собственных средств.

IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств.

V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств.

VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным

использованием выданных средств.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов

государства в связи с осуществлением своих функций:

– охранная (внутри)

– оборонная

– внешнеэкономические отношения

– социальная

– управленческая

Государство может выполнять свои функции через систему органов управления или

через предприятия, принадлежащие государству.

Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли. Т.е.

государство может как стимулировать производство (создание таких

отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и

угнетать его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло

решение о ликвидации).

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части

и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций

и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,

получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый

из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

Качественная характерис-тика позволяет установить экономическую природу и

общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их

величину. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявления, это связано

с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем

социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с

народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д.

Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства

порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям

экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по

определенным признакам: по роли в производстве, общественному назначению,

отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета

могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-

культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в

разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно

стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении

бюджетных средств. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на

финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической

функции государства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет

общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям

народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства,

капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в

непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на

народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение

государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет

выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их,

добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.