| ||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| : Финансы. Полный курс шпаргалоксвоевременности внесения в бюджет налоговых платежей. б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно - правовой формы; в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения. д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству, кладов. Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными. Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд иди арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций. Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля. Формы и методы государственного контроля. Формы (критерий – сроки и методы) По срокам: · предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера); · текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой); · последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля). Методы (способ проведения): а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод); б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте); в). обследование (изучение недостатков); г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии). Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово - кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия. Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности. Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает: I. Государственный финансовый контроль: а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности). б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений). II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений). III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы). IV. Независимый (аудиторский) контроль Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности. Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и профессиональных навыков аудиторов. Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный. Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала и т.п. Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов. Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита. В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий или акционерных обществ; разъяснение вопросов финансово - банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д. Из перечня услуг четко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово - хозяйственных нарушений и неудач. этапы аудиторской проверки: – начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи различных показателей отчетности); – на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов; – третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно - аудиторской оценки. Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях. На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов, экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании каких данных сформулировано мнение аудиторов. Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе экономическую, независимость от государственный и ведомственных управленческих структур. Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к имиджу фирмы. Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы работают на основе разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их деятельность, как правило, координируется и направляется централизованной аудиторской администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ. Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства. Государственные финансы: 1). Федеральные финансы (В РФ в есть следующее административное деление: а). республики (89 шт.); б). края; в). области; г). Москва и Санкт - Петербург); 2). Финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов) Местные финансы не относятся к государственным финансам, т.к. разрабатываются документы по разграничению местных прав и полномочий и государственных.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Осуществляется следующими методами:
Государственные доходы Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на: – централизованные (Федеральные финансы); – децентрализованные (финансы субъектов Федерации). Государственные доходы делятся на: а). внутренние; б). внешние. Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов. 1 место — налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций последнего. Признаки налогов: ¨ принудительный характер; ¨ безвозмездный характер; ¨ безэквивалентность. 2 место — государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица). 3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное) 4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков 2 рода эмиссии: 1) нормальная 2) злостная
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет, прогнозов на заранее обусловленные цели. II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере выполнения плана по производственным, оперативно - сетевым показателям, показателям с учетом отпущенных ранее средств. III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований: ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных размерах и после использования собственных средств. IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств. V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств. VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием выданных средств. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ. Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций: – охранная (внутри) – оборонная – внешнеэкономические отношения – социальная – управленческая Государство может выполнять свои функции через систему органов управления или через предприятия, принадлежащие государству. Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли. Т.е. государство может как стимулировать производство (создание таких отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и угнетать его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о ликвидации). В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети - на социально-культурные мероприятия. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||
|