реферат, рефераты скачать
 

: Финансы. Полный курс шпаргалок


7. Образование — 15, 2 трлн. руб.

8. Промышленность, энергетика, строительство — 49, 5 трлн. руб.

9. Сельское хозяйство — 14, 5 трлн. руб.

– как таковое сельское хозяйство — 12 трлн. руб.;

– остальное — (рыболовство, мелиорация и т.п.)

10. Молодежная политика

11. Средства массовой информации — 2, 4 трлн. руб.

– теле- и радиовещание;

– издательства;

– периодическая печать.

12. Здравоохранение и медицина — 7, 5 трлн. руб.

13. Охрана окружающей Среды — 2, 1 трлн. руб.

14. Обслуживание государственного долга — 58, 2 трлн. руб.

а). внутренний — 14 трлн. руб.

б). на погашение — 14 трлн. руб.

в). внешний — 28 трлн. руб.

15. Культура и искусство — 2, 7 трлн. руб.

16. Имеются расходы целевых бюджетных фондов:

· федеральный дорожный фонд;

· федеральный экологический фонд;

· централизованный фонд;

· фонд развития таможенной системы России;

· государственный фонд борьбы с преступностью.

В бюджетах существует понятие защищенных и незащищенных статей. Эти статьи

могут быть как в государственном бюджете, так и в местном бюджете.

Защищенные статьи – статьи, которые не могут быть отменены.

В Федеральном бюджете числится Финансовая академия, у которой существуют

различные расходы, которые бюджет может “отложить”, кроме расходов по

заработной плате (защищенная статья). На 1996 год в бюджете города Москвы на

защищенных статьях, как оплата водоканалу, за уборку снега, электроэнергии и

т.п., находится порядка 47 трлн. руб. Защищенные статьи могут возникать и

исчезать (как прививки, вакцинация и т.п. статьи, которые могут быть не нужны

вследствие отсутствия опасности). Однако есть статьи, которые ни в коем

случае не могут быть ликвидированы.

Расходные статьи бюджета могут подвергаться секвестрованию,

которое заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном

долевом или процентном соотношении.

Например, потребительская корзина равна 296 тыс. руб., следовательно,

грузчик – 800 тыс. руб. (сокращаем на 1/3) = 300 тыс.

водитель–1 500 тыс. руб. (сокращаем на 1/3) = 500 тыс.

уборщица – 300 тыс. руб. (не сокращаем) = 300 тыс.

Заработная плата и пенсии, по утверждению преподавателя Жемчужникова, были

выплачены за счет сворачивания инвестиционных программ и прекращения

финансирования Чечни (в смысле не были построены больницы, дома и пр.

сооружения).

К защищенным статьям можно отнести и расходы на естественные монополии, как

железная дорога, метрополитен.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

руководствоваться следующим:

1) бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов

страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций,

ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые

формы, бороться с которыми гораздо труднее;

2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не

следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на

отдельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой

страны, вполне допустим бюджетный дефицит;

3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не

должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1 – 3%

валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно

допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его

быстрейшему сокращению;

4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы

государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного

станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота,

должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а

потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем

размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;

5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики,

ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности

невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные

финансовые меры ни применялись при этом. Перечисленные принципы должны

обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению

бюджетного дефицита и управлению им.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует

включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной

стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а

с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.

Сюда относятся:

– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного

хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого

бюджетного рубля;

– ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее

учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост

общественного производства;

– более широкое сокращение сферы государственной экономики и государственного

финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран

бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи

иностранным государствам;

– снижение военных расходов;

– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на

принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного

финансирования;

– запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты

правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления

задолженности государственными ценными бумагами.

С помощью иностранного капитала решается сразу несколько задач, причем не

только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные

расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а, значит,

уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для

производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик

(следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается

состояние платежного баланса.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение

доходов бюджета и сокращение его расходов , регулирование бюджетного

дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими

экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое

положение, способствует ее возвращению на путь социально - экономического

развития и процветания.

ИСТОРИЯ О ДЕФИЦИТЕ БЮДЖЕТА. Дж. Кейнс впервые обосновал

дефицит бюджета. Кейнса называли “буржуазным Марксом”. Сочувствие к трудовому

человеку родилось не в 1917 году, а намного раньше. Первым “повернулся лицом к

человеку” К. Маркс, вторым – Дж. Кейнс. Маркс видел выход к занятости, к

продукту и отсутствию безработицы через общественную собственность (к

сожалению, неэффективно). Дж. Кейнс видел выход через частную собственность,

государство не может не вмешиваться в экономику. Но, когда государство

смешивается в экономику, оно вмешивается в экономическую и финансовую жизни

общества. Кейнс говорил, что можно расходовать денег больше, чем доходы, но на

оправданную цель (в России, например, производство водки). Мультипликатор –

означает, во сколько раз повыситься национальный доход, если вложить 1 рубль

(доллар). Вкладывать, здесь имеется в виду не в казино, а в строительство,

промышленность (например, как в США в автомобильную промышленность).

Задачи бюджета на 1996 год:

1) ограничение уровня инфляции без денежной эмиссии;

2) достижение реальности между бюджетными обещаниями и бюджетным

финансированием; расходы рассчитываются из доходов;

3) действие в рамках общей макроэкономической программы;

ФАКТОРЫ:

а). создана государственная налоговая система;

б). использование новой бюджетной классификации;

в). отражение в составе доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов.

Значение бюджета 1996 года:

– политическая направленность;

– экономическая направленность (составлен бюджет с учетом налогов,

действовавших в 1996 году, составлен бюджет + реально известны доходы,

расходы и объекты финансирования).

Дефицит будет покрываться за счет внешних (56 трлн. руб.) и внутренних

источников (32 трлн. руб., но без денежной эмиссии Центробанка РФ).

БЮДЖЕТ 1995 БЮДЖЕТ 1996

доходы – 160, 3 трлн. руб.

расходы – 213, 9 трлн. руб.

дефицит – 71, 6 трлн. руб.

Доходы:

– рынок ценных бумаг (расширение привлеченных средств);

– внешние заимствования (12 млрд. долларов);

– приватизация (8, 73 трлн. руб.);

– повышение таможенных пошлин.

Расходы:

– на повышение финансирования правоохранительных органов и органов госбезопасности.

– на снижение государственного долга;

– государственные инвестиционные программы.

доходы – 347, 2 трлн. руб.

расходы – 435, 75 трлн. руб.

дефицит – 88, 55 трлн. руб.

Доходы:

– налоги (должен быть принят Налоговый кодекс)

– приватизация;

– рост ВВП;

Расходы:

– финансирование социальной сферы;

– инвестиции в экономику;

Остальные расходы должен быть осуществлены по принципу “разумной достаточности”:

– развитие инвестиционных программ (2 трлн. руб.);

– поддержание конкуренции (3 трлн. руб.);

– строительство (1, 56 % от ВВП);

– образование (0, 6 % от ВВП).

ТЕМА 10

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В Российской Федерации.

1. Бюджетная система, ее структура и назначение.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и

юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между

собой установленные законом взаимоотношения.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней,

осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание

целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это

единство реализуется через единую социально - экономическую, включая

налоговую, политику.

Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и

юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ

в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида

государств:

а). Унитарное;

б). Федеративное.

Унитарное государство имеет 2 уровня:

1). Общий;

2). Местный.

Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.

Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное

устройство страны.

I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).

II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт -

Петербург).

III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и

т.п.).

Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве принимается ежегодно

Закон о бюджете на текущий год.

2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных

средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему

в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

– субсидии;

– субвенции;

– регулирующие доходные источники.

СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые

поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим

бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными

звеньями федеральной системы).

Субсидии бывают:

а). целевыми (определяется цель);

б). универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова

“срок”) характер.

СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств,

которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие доходные источники.

Доходы делятся на:

1). закрепленные (заранее закреплены);

2) регулирующие (прийдут позже).

Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или

частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль

направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для

подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными

налоговыми законодательствами и кодексами.

БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ.

Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем

поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен

для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее

соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на

соответствующих уровнях власти.

Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей сбалансированности,

а достижение горизонтальной сбалансированности – II этап горизонтального

выравнивания, которое осуществляется с помощью трансфертов.

Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают

регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ.

Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи.

: Финансы. Полный курс шпаргалок , где

Т – сумма трансферта по региону.

СБД – средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения.

ДБР – душевой бюджетный доход по данному региону.

НР – численность населения региона.

К – поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:

: Финансы. Полный курс шпаргалок

Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из

вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого

выравнивания неоднозначны:

а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан,

Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество

нуждающихся возрастает);

б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов

(финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии);

в). сама формула имеет недостатки и требует доработки.

ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ:

проблема № 1 – До сих пор имеет место несогласованность финансовых

полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов

проблема № 2 – Слабая налоговая база территориальных бюджетов.

проблема № 3 – Неопределенность в перераспределительной политике.

Проблема № 1 (несогласованность) проявляется в том, что решение

Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не проводится в

соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие расходы, как рост

зарплаты работников бюджетной сферы, содержание транспорта, доплата на продукты

питания возможны были только на местах, доходов не было. НДС был снижен

с 28 % до 20 %, что снизило и доходы территориальных бюджетов и обращения

регионов к Федеральному правительству за помощью. Политика “спихивания доходов”

продолжается до сих пор. Например, на регионы были переложены осуществление

Федеральных программ, дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК),

транспорта, содержание объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД

в некоторых регионах. Этот процесс носит хаотический характер.

Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов)

связана с высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными.

Размеры отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей –

Минфин, для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992

года подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а

в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В 1994

году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы.

В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что свидетельствует

о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и зависимости местных

органов от вышестоящих.

Проблема № 3 (неопределенность) связана с отсутствием продуманных

критериев предоставления финансовой помощи территориям.

По данным исследования:

– дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими

показателями выпуска продукции на душу населения;

– дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты;

– дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью и

количеством населения.

Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и

антивыравнивающая тенденция.

Таким образом, межбюджетные отношения строятся на централизованном

утверждении бюджетов нижестоящих уровней вышестоящими.

Такая политика ориентирует территории на выбивание более высоких нормативов.

Вышестоящие органы превращаются в “вершителя судьбы”, что составляет основу

для коррупции. В этой ситуации необходимо расширять права местных органов

власти, чтобы у последних были свои налоги 3-ех основных групп:

1) налоги, которые играют основную роль(

а). прямые:

– поимущественный;

– поземельный;

– промысловый;

б). косвенные:

– налог на покупки;

– акцизы на товары массового потребления);

2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных

процентах к государственным, собираемым на территории местных органов.

3) прочие местные налоги:

– налоги на владельцев автотранспорта;

– лицензирование деятельности.

Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в

Бельгии – 100.

Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах власти:

– сдача в аренду и продажа земли;

– сдача в аренду лесных массивов;

– прочие поступления.

На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных

бюджетах.

Формула выравнивания:

: Финансы. Полный курс шпаргалок

Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за

которые несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые.

инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.).

Доходы – производная от налоговой базы.

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1996 ГОДУ.

В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не реализованы

за предыдущих 4 года.

Существуют следующие системы межбюджетных отношений:

1 – подоходная (определяются налоги, которые зачисляются в

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки,

зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года

устанавливаются стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих

Федеральных налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации:

а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории РФ;

б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий бюджет;

в). 22 % налога на прибыль;

г). 90 % подоходного налога с физических лиц.

2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации

(формируется в размере 15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального

бюджета, включая экспортные пошлины)

3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов

(осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с учетом

соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет сумм,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.