| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| : Финансы. Полный курс шпаргалокассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет. Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены. К компетенции местных органов власти относятся: а). образование; б). обеспечение внутренней безопасности; в). здравоохранение; г). социальное обеспечение. Структура доходов местных органов власти: во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.); во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог); в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса). в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях). Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской губернии). Классификация налогов: 1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а). реальные; б). личные. К ним относятся: – подоходный налог с населения; – налог на прибыль юридических лиц; – налог на прирост капитала; – налог на доходы от денежных капиталов; – налог на сверхприбыль. 2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп: а). акцизы (надбавка к цене); б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны); в). таможенные пошлины. Бывают: – экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); – импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны); – транзитные. 3). Отчисления в фонды социального страхования: а). пенсионный фонд; б). фонд социального страхования; в). фонд занятости; г). фонд медицинского страхования.
Элементы налога. Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог. Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению. Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом). Единица налогообложения – единица измерения объекта. Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть: – твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения); – долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/ 8 часть от прибыли) + %. Ставки бывают: а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины); б). прогрессивные (объекты группируются). Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога. Системы расчета уплаты налогов. I. Шедулярная система.
Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов. II. Глобальная система.
В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную ставку 12 %, равной сумме налога. 3 вида налогов: 1. Федеральные; 2. Республиканские; 3. Местные. Всего существует более 60 видов налогов. Федеральные налоги: – налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями; – НДС; – спецналог (отменен). К федеральным также относятся: – налог на внешнеэкономическую деятельность; – акцизы Республиканские налоги: – подоходный налог; – налог на пользователей автотранспорта; – транспортный налог; – лесной сбор. Местные налоги (самая многочисленная группа): – сбор за парковку автотранспорта; – сбор на содержание милиции и т.п. Фонды: а). пенсионный фонд; б). фонд социального страхования; в). фонд занятости; г). фонд медицинского страхования. Налоговое бремя:
Федеральные налоги: Максимальный размер налогового бремени. Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых поступлений. В условиях административно - командной системы поступления налогов
Основные виды федеральных налогов (по значимости): 1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход). 2. НДС W = C + V + M V + M – добавленная стоимость. 3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз 4. Таможенные пошлины. Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины. Пошлины – денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц. Пошлины взымаются следующими органами: а). Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.). б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями). в). Нотариальными конторами. г). Милицией (прописка и т.д.). д). Загсом (регистрация брака). е). Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и т.п.). ж). Мерией (за различные справки). з). Другие. В Российской Федерации финансовые органы нацелены в первую очередь на использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов, которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать производство. ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы государственного бюджета: 1. На народное хозяйство. Здесь примерно 30 позиций, важные из которых следующие: – дотации на продтовары; – дотации на уголь; – дотации на продукцию животноводства; – дотации ЖКХ; – дотации метрополитену; – дотации на конверсию ВПК и т.п. 2. Расходы по внешнеэкономической деятельности: – предоставление кредитов другим государствам; – выплата процентов за взятые кредиты; – оказание безвозмездной помощи другим государствам; – уплата взносов в международные органы; – покупка валютных резервов и т.п. 203. Народное образование, национальная подготовка кадров: – детские дошкольные учреждения; – спецшколы (для умственно отсталых); – школы - интернаты; – ПТУ; – вечерние школы; – военные училища и т.п. 204. Культура, искусство, средства массовой информации: – библиотеки; – музеи и выставки; – дворцы, дома культуры, клубы; – творческие союзы; – телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.п. 205. Наука: – высшая школа; – НИОКР; – содержание органов управления наукой (министерств; преподавательского состава; – содержание архивных учреждений и т.п. 206. Здравоохранение: – больницы; – поликлиники, амбулатории; – медпункты, станции скорой помощи и переливания крови; – дома ребенка и т.п. 207. Социальное обеспечение: – средства, которые передаются в фонд социальной защиты населения; – обучение и трудоустройство инвалидов; – врачебно - трудовые экспертные комиссии; – доплаты и надбавки к пенсиям и т.п. 208. Расходы на оборону: – на содержание армии и флота; – закупка вооружения и военной техники; – расходы на военный НИОКР; – пенсии и пособия военнослужащим и т.п. 209. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры: – органов безопасности; – народных судов; – пограничные войска и т.п. 210. Расходы по содержанию органов государственной власти: – Парламент, Дума, Совет Федерации; – Контрольная бюджетная палата и т.п. 214. Расходы по содержанию государственного управления: – все министерства 216. Резервные фонды: – Федерального собрания; – Президента РФ; – субъектов Федерации и т.п. 230. Расходы на целевые и региональные программы развития народного хозяйства. 231. Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 232. Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской области. Также указываются: а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд драгоценных металлов; б). расчеты государства с коммерческими организациями: – Центробанком; – Коммерческими банками; – Страховыми организациями. 160. Бюджетные ссуды. 238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их проведение. Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн. руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга. 255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца). Также включаются расходы на проведение выборов и референдумов. Доходы государственного бюджета: Раздел I. Налог на прибыль (доходы предприятий и организаций). 1. Налог на прибыль всех предприятий (кроме иностранных). 2. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями. 3. Налог на прибыль казино, игорных домов, видеосалонов, видеопрокатов и пр. 4. Налог на доходы банков, страховых организаций и биржевую деятельность. Раздел II. Налог на операции с ценными бумагами. Раздел III. Подоходный налог с физических лиц, который собирают: параграф 1 – Предприятия и учреждения; параграф 2 – Налоговые органы.
Раздел IV. Доходы от внешнеэкономической деятельности параграф 1 – от импортных операций; параграф 1 – от экспортных операций; параграф 3 – поступления по государственным кредитам, предоставленных нами другим государствам; параграф 4 – поступления за обучение иностранных граждан в российских Вузах (по правительственной линии); параграф 5 – поступления по коммерческим кредитам коммерческих банков и частных лиц. КОД 11. Государственные пошлины. – по делам, рассматриваемым в Арбитраже; – по делам, рассматриваемым в народных судах. КОД 12. Прочие налоги и поступления: – сборы инспекций (включая ГАИ); – от реализации прочего государственного имущества; – за выдачу паспортов; – налог на рекламу; – сбор за право торговли и т.п. КОД 21. НДС. КОД 22. Акцизы: – питьевой спирт; – ликеро-водочные изделия; – шоколад; – икра, легковые автомобили; – сигареты; – меховые изделия и т.п. КОД 23. Чистый доход от приватизации. – от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; – от продажи земли. КОД 24. Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками. Облагаются все юридические и физические лица. КОД 31. Поступления от денежно - вещевых лотерей. Поступления от реализации государственных займов и других ценных бумаг. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью. I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо = 0)). II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профицит)). III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит). Качество самого дефицита может быть различным: а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества; б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Последнее время дефицит стал носить хронический характер. Методы снижения бюджетного дефицита: 1. расходы = const, доходы растут; 2. доходы = const, расходы падают; 3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза). Как профинансировать остаток дефицита? Финансирование дефицита – где взять дополнительные деньги для покрытия бюджетного дефицита. Пути финансирования бюджетного дефицита: 1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально - экономические последствия. 2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п., у которых имеются свободные “лишние” денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод. 3) Иностранные займы. Их предоставляет МВФ. 4) Использование национального богатства. Увеличение ставок налогов не является методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения. Бюджетные доходы, расходы и дефицит за 1994 – 96 гг.
Доходы от приватизации государственного имущества примерно равна 12 трлн. руб. (планировалось на 1995 год), а получили только 4 трлн. руб. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА. 1. Единство (этот принцип заключается в том, что в бюджете сосредотачиваются все доходы и расходы. Бюджет составляется по единой бюджетной классификации и по единым документам). 2. Полноты (т.е. каждая статья составляется по доходам и расходам). 3. Реальности (правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие бюджетных сумм их исполнению). 4. Гласности (Правительство обязывает публиковать бюджет. Этот принцип позволяет раскрыть статьи бюджета и предупредить ошибки, которые намечаются в хозяйственной политике). Реально часто отходят от этих принципов. Например, в России отходят от принципа единства бюджета, так как появляется большое количество специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по назначению.
Расходная часть Государственного бюджета России на 1996 год. 1. Государственное управление — 6 трлн. руб. 2. Международное сотрудничество — 28 трлн. руб. (ВЭД). 3. Культурные, научные и информационные связи 4. Военные расходы — 80, 2 трлн. руб. а). строительство и содержание; б). военные программы; г). поддержание и мобилизация мощностей. 5. Правоохранительная деятельность- 35 трлн. руб. а). внутренние войска; б). уголовно - исполнительная система; в). органы налоговой полиции, ФСБ, пограничные войска; г). таможенная служба; д). прокуратура; е). федеральная судейская система — 2 трлн. руб. 6. Фундаментальные исследования и содействие НТП — 11, 5 трлн. руб. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|