реферат, рефераты скачать
 

: Взаимоотношения предприятия с бюджетом на примере Дальневосточного морского пароходства


прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции

(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования

финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость

включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный

налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп:

налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на

доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые

операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например,

сбор с владельцев собак, курортный сбор).

1.3 Роль налогов в формировании финансов государства

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая

связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных

фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной,

экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию

фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений

налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги

являются объективной необходимостью, так как они обусловлены потребностями

поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной

необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее

структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление

производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе

хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной

перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда,

его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного

фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных

отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения

первичных доходов. Также создается фонд обязательного медицинского

страхования.

В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении

инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной

основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной

статей.

Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики

было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к

следующему.

Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и

способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных

привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг,

продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ,

доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Центрального банка

резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.

Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней

повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного

назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным

государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или

оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.

Перестраивается и структура доходной части бюджета. Бремя налогов в

значительной мере переносится со сферы производства на сферу обращения и

потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы

роста имущества и доходов, а следовательно и базы налогообложения. Возрастают

неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду

госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются

налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного

размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от

доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное

налогообложение личных доходов).

Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях

переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее

стабилизации в экономике и финансах не добиться.

Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности

предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг,

монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи

между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия

инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая

–дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.

В числе причин инфляции особо следует об экономическом поведении

хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень

налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью

получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста

налоговой ставки.

Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном

обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не

облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее

относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу).

Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется

на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя их потребности

государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания)

системы эффективного функционирования экономики.

1.4 Виды налогов

Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» впервые в российской

практике налоги разделены на три вида:

- федеральные;

- налоги субъектов Федерации (территориальные);

- местные налоги.

Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными

законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и

взимаются на всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

- налог на прибыль с предприятий;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на операции с ценными бумагами;

- таможенные пошлины;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- отчисления в дорожный фонд;

- гербовый сбор;

- государственная пошлина;

- налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;

- сбор за использование названия «Россия»;

- специальный налог с предприятий;

- транспортный налог с предприятий;

- сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в

бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами

Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России

изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже

чаще.

Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на

операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-

сырьевой базы, сбор за использование названия «Россия», сбор за регистрацию

банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна. Все

остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между

федеральным бюджетом и бюджетами территорий.

Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные,

закрепленные за ними налоги:

- налог на имущество предприятий;

- лесной доход;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

- сбор за регистрацию предприятий.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от

федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень

регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для

введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат

безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный

налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью.

Использование остальных местных налогов является прерогативой местных

властей, однако по большинству налогов установлены верхние пределы ставок.

Наиболее распространенными в настоящее время являются:

- сборы за право торговли;

- сборы на содержание милиции и благоустройство;

- налог на рекламу;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за право использования местной символики;

- сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным

органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они

должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на

прибыль.

1.5 Федеральные налоги с юридических лиц

1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в

бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства

и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализованной

продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на

издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную

стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

В условиях рыночной экономики стоимость реализуемой продукции, работ, услуг

исчисляется как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из

государственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых

на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаров

народного потребления и услуг, оказываемых населению.

Объектом налогообложения являются обороты от реализации на территории РФ

товаров, выполненных работ и оказываемых услуг.

Плательщиками налога являются:

- предприятия и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус

юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями,

осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,

находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и

самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);

- международные объединения и иностранные юридические лица,

осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на

территории РФ.

Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

1) 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для

детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;

2) 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные

продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами

налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы,

услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам,

услугам, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки

производства и обращения.

2. Налог на прибыль предприятий, объединений и организаций

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы

России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Однако, в отличие от НДС, данный налог является прямым, то есть его

окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового

результата.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их

филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и

расчетный счет.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет

собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных

фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,

уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями

по ставке 35% от балансовой прибыли, а по доходам от посреднических операций

и сделок – 43%.

Помимо налога на прибыль предприятия и организации уплачивают налоги со

следующих видов доходов и прибыли:

- дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным

выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям,

за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным

государственным ценным бумагам;

- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на

территории РФ;

- доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования)

казино, видео салонов, от видео показа, от проката видео- и аудиокассет и

записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем. При определении суммы

дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются

материальные затраты, связанные с получением этого дохода;

- прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на

открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число

мест в которых превышает две тысячи.

Налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от

участия в уставных фондах других предприятий взимаются по ставке 15%, с

доходов банков – 18% у источника этих доходов.

Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации

основных направлений экономической политики, действующим законодательством

установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму

налога на прибыль.

3. Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в

процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-

производителями. Они устанавливаются как правило на высокорентабельные товары

для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями

сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары

предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности.

Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных

товаров собственного производства.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых

подакцизных товаров, исчисленная исходя из реализации без учета налога на

добавленную стоимость.

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством

РФ. К таким товарам, в частности, относятся: спирт питьевой, водка,

ликероводочные изделия, вина виноградные, коньяк , шампанское, пиво, икра

осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов и

морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные

изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), другие товары

народного потребления, а также нефть и нефтепродукты.

4. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем

отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и

служат главным образом источником финансирования проводимых государством

мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего

пользования общегосударственного и местного значения и соответственно

зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные

фонды – Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание

следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога

на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных

средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение

автотранспортных средств.

Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов

(автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и

сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются

юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица.

Объектом налогообложения для предприятий – изготовителей горюче-смазочных

материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя

из фактических цен реализации без НДС. При перепродаже горюче-смазочных

материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от

реализации (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).

Налог уплачивается по ставке 25%, как правило, ежедекадно, ежемесячно и

ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии

с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный

фонд.

Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование

граждан являются предприятия – изготовители легковых автомобилей,

реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан.

Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых

автомобилей в личное пользование граждан.

Ставки акцизов на легковые автомобили, реализуемые предприятиями-

производителями в личное пользование граждан, устанавливаются Правительством

РФ.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия,

организации и физические лица-предприниматели.

Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении

работ, оказании услуг – выручка (валовой доход) от реализации продукции

(работ, услуг); при перепродаже покупных товаров – заготовительный,

снабженческо-бытовой или торговый оборот. При этом из налогооблагаемой базы

исключается НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия,

объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица

без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы,

мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по

ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей с каждой лошадиной

силы.

Данным налогом облагаются транспортные средства, которые в установленном

порядке подлежат регистрации в Госавтоинспекции, Военной автоинспекции,

Госсельхознадзоре, министерствах и ведомствах, а также других аналогичных

органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в

дорожном движении.

Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются

предприятия, организации и предприниматели, приобретающие автотранспортные

средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.

Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от продажной цены

(без НДС и акцизов) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и

легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по

ставке 20%; прицепы и полуприцепы – по ставке 10%.

К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства,

предназначенные для перевозки и использования установленного на них

специального оборудования.

Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом

не облагаются.

5. Транспортный налог

Транспортный налог в ранге обязательного федерального налога введен в

налоговую систему Российской Федерации начиная с 1994 г.

До этого такой налог мог устанавливаться органами государственной власти

субъектов РФ начиная с 1992 г.

Налог взимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1%

от их фонда оплаты труда независимо от источника его формирования и в полном

объеме включается в состав издержек производства и обращения.

Суммы транспортного налога направляются в бюджеты субъектов РФ и

предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского

транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского

железнодорожного транспорта.

1.6 Налоги субъектов Российской Федерации

1. Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и

организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.