реферат, рефераты скачать
 

История развития Конституции США


История развития Конституции США

|КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ |

|[pic] |

|[pic][pic] |

|Конституция США |

| |

| |

|КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, основной действующий закон, |

|выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил |

|республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство|

|США. В соответствии со ст. VII вступила в силу после утверждения |

|специальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня 1788. |

|Принципы конституции США |

|Конституция базируется на принципах разделения властей (I ст. посвящена |

|законодательной, II исполнительной, III судебной власти), «сдержек и |

|противовесов» (каждая из 3 ветвей власти располагает рычагами воздействия|

|на 2 других), федерализма (первенства федеральной юрисдикции над |

|юрисдикцией штатов), судебного конституционного надзора. Конституция |

|документ прямого действия: судьи, вынося решения, обязаны |

|руководствоваться в первую очередь Конституцией и лишь во вторую прочими |

|законами; этот принцип провозглашен Верховным судом США в 1803. |

|Поправки |

|Изменения в Конституции и дополнения к ней производились путем принятия |

|поправок к основному тексту. В 1789-1992 принято 27 поправок (Аrticles of|

|Amendments). Первые 10 Билль о правах приняты в 1791. Остальные уточняли |

|избирательные правила, нормы экономической и политической жизни страны. |

|XI поправка (1798) лишала сторонников Англии права обращаться в суд с |

|требованием компенсации за собственность, конфискованную в ходе Войны за |

|независимость. XII поправка (1804) регламентировала порядок выборов |

|президента и вице-президента США путем раздельного голосования за них, |

|допуская принадлежность последних к разным партиям, что впоследствии было|

|отменено. XIII (1865), XIV (1868) и XV (1870) поправки, принятые в |

|результате победы северян в Гражданской войне в США, были направлены на |

|ликвидацию расовой дискриминации и создание законной основы для |

|преобразований Реконструкции. XVI поправка (1913) вводила более жесткие |

|правила взымания подоходного налога независимо от источника и места |

|получения совокупного дохода. XVII поправка (1913) в противовес усилению |

|контроля партийных боссов над избирательным процессом вводила прямые |

|выборы сенаторов США. XVIII (1919) и отменившая ее XXI поправка (1933) |

|отразили неудачный опыт введения «сухого закона» в США. XIX (1920), XXIV |

|(1964) и XXVI (1971) поправки распространяли избирательные права на |

|женщин, малоимущих и лиц в возрасте от 18 лет до установленного штатами |

|более высокого возрастного ценза. ХХ поправка (1933) сокращала почти |

|вдвое промежуток между избранием президента и вступлением его в |

|должность, перенеся день инаугурации с 4 марта на 20 января. В условиях |

|«великой депрессии» 1929-33 это позволяло вновь избранному президенту Ф. |

|Д. Рузвельту скорее приступить к исполнению своих обязанностей и |

|реализации намеченных преобразований. На протяжении полутора столетий со |

|времени принятия Конституции действовало неписаное правило, что президент|

|избирается не более, чем на 2 срока. Оно было нарушено Ф. Д. Рузвельтом, |

|избиравшимся 4 раза. Однако XXII поправка (1951) восстановила |

|конституционным путем старое правило, ограничив возможность пребывания на|

|посту президента 2 сроками. XXV поправка (1967) изменила порядок |

|преемственности президентской власти, замещения вакансии вице-президента |

|и права конгресса США в решении этих вопросов. Последняя XXVII поправка |

|(1992) была предложена еще Дж. Медисоном вместе с Биллем о правах, она |

|была принята конгрессом, но не ратифицирована необходимым количеством |

|штатов. В соответствии с принципами англо-американского права, закон, |

|принятый позже, обладает большей юридической силой. Поэтому поправки |

|получали преимущественное значение, отменяя противоречившие им положения |

|Конституции. |

|Вопрос о правовом статусе Конституции |

|Сторонники расширительного толкования прав штатов, не располагая |

|достаточными конституционными средствами для противодействия положениям |

|Конституции, ставили вопрос о ее правовом статусе. Они предлагали считать|

|Конституцию договором между штатами и федеральным правительством. Юристы |

|и политики южных штатов, например, заявляли, что любой штат может |

|расторгнуть договор, если сочтет, что федеральные власти его нарушили. В |

|1830 Д. Уэбстер объявил Конституцию актом высшего волеизъявления народа, |

|в результате которого была образована единая нация, а штаты, сохранив |

|второстепенные атрибуты власти, отказались от важнейшего права выхода из |

|США. После Гражданской войны (1865) такое толкование Конституции стало |

|общепризнанным. Принятие Конституции стало возможным в результате |

|компромиссов, что запечатлелось в основном ее тексте. Умалчивая о |

|существовании системы рабства, Конституция содержала лишь упоминание о |

|рабах в описательной форме. В разные периоды истории различные положения |

|Конституции толковались применительно к условиям времени. |

|Значение Конституции США |

|Более 200 лет она остается основным законом успешно развивающегося |

|государства, территория и население которого увеличились во много раз, а |

|общественно-политическая и экономическая жизнь изменилась кардинальным |

|образом. Неоднократно предпринимались попытки пересмотреть Конституцию |

|США и выработать новый основной закон. Однако ни одна из них не |

|увенчалась успехом. Для пересмотра и принятия новой Конституции |

|необходимо согласие трех четвертей штатов. Пока еще никому не удавалось |

|получить необходимое количество голосов. Каждое поколение американцев |

|рассматривает Конституцию не как исторический, а как современный |

|документ, потенциально содержащий все юридические нормы, необходимые для |

|разрешения текущих проблем. Благодаря гибкости политико-правовой системы |

|США Конституция действительно до сих пор выполняет эту роль. Вопрос о |

|заложенных Конституцией нормах источник бесчисленных споров. В 1907 |

|основатель прогрессистского движения Дж. А. Смит назвал Конституцию |

|«реакционным документом», т. к. создаваемое на ее основе правительство не|

|имеет права вмешиваться в имущественные отношения и добиваться |

|благосостояния народа. При Ф. Д. Рузвельте такое вмешательство стало |

|нормой, получив одобрение Верховного суда, который констатировал, что |

|«социальный прогресс может быть достигнут с помощью все более |

|расширяющегося и усиливающегося правительственного контроля». При |

|толковании Конституции США обычно пытаются выяснить «исходные намерения» |

|ее авторов, используя материалы Конституционного конвента 1787, письма и |

|заметки Дж. Медисона, Дж. Вашингтона, А. Гамильтона, Дж. Джея и др., а |

|также вышедшую из-под их пера публикацию «Федералист», в которой |

|объяснялись принципы основного закона США. Американская Конституция |

|оказала влияние на законотворчество многих стран мира (особенно |

|федеративных), ее нормы использовались при составлении конституций |

|Мексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, России и др. Подлинник |

|Конституции США хранится в Национальном архиве США в Вашингтоне, где он |

|выставлен для обозрения в специально оборудованной витрине вместе с |

|Декларацией независимости. |

|Литература: |

|Согрин В. В. Идейные течения в американской революции ХVIII века. М., |

|1980. |

|Конституция США: история и современность. Под ред. А. А. Мишина и Е. Ф. |

|Язькова. М.,1988. |

|Становление американского государства. Под ред. А. А. Фурсенко. СПб., |

|1992. |

|The Records of the Federal Convention of 1787. Ed. by M. Farrand. New |

|Haven; London, 1966. 4 vols. |

|Lynd S. Class Conflict, Slavery, & the United States Constitution. |

|Indianopolis; New York, 1967. |

|Wood G. The Creation of the American Republic 1776-1787. New York, 1969. |

|А. А. Фурсенко |

|* * * |

|КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (текст) |

|Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного |

|Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, |

|организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и |

|обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту |

|Конституцию для Соединенных Штатов Америки. |

|Статья 1 |

|Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти |

|принадлежат Конгрессу Соединенных штатов, который будет состоять из |

|Сената и Палаты представителей. |

|Раздел 2. Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два |

|года народом каждого из штатов; при этом избиратели каждого из штатов |

|должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей |

|наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата (см. |

|поправки XV, XIX и XXIV). Не может быть представителем тот, кто не достиг|

|двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином |

|Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, |

|где он избирается. |

|Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами, |

|могущими вступить в настоящий Союз, пропорционально численности их |

|населения, для определения которой к числу всех свободных людей, включая |

|лиц, обязанных кому-либо службой в течение нескольких лет, и исключая не |

|платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых прочих лиц. Настоящее |

|исчисление населения производится в течение трех лет после первой сессии |

|Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, |

|который будет установлен специальным законом. От каждых тридцати тысяч |

|жителей не может быть избрано более одного представителя, но каждый штат |

|должен иметь по крайней мере одного представителя. До производства такого|

|исчисления населения штат Нью-Гэмпшир избирает трех представителей, |

|Массачусетс восемь, Род-Айленд и колония Провиденс одного, Коннектикут |

|пять, Нью-Йорк шесть, Нью-Джерси четырех, Пенсильвания восемь, Делавэр |

|одного, Мэриленд шесть, Виргиния десять, Северная Каролина пять, Южная |

|Каролина пять и Джорджия трех (см. поправку XIV, XVI). |

|При открытии вакансий в представительстве какого-либо штата |

|исполнительная власть последнего назначает выборы для заполнения этих |

|вакансий. |

|Палата представителей избирает своего спикера и других должностных лиц; |

|ей одной принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента.|

| |

|Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от |

|каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями |

|соответствующих штатов (см. поправку XVII); каждый сенатор имеет один |

|голос. |

|Немедленно вслед за тем, как сенаторы соберутся после первых выборов, они|

|разделяются на три по возможности равные группы. Места сенаторов первой |

|группы становятся вакантными по истечении второго года, второй группы по |

|истечении четвертого года и третьей группы по истечении шестого года, |

|так, чтобы одна треть Сената избиралась вновь каждые два года; если |

|вследствие отставки или по другой причине вакансии откроются в перерыве |

|между сессиями Законодательного собрания штата, исполнительная власть |

|последнего может произвести временные назначения впредь до следующей |

|сессии Законодательного собрания, которое и заполняет эти вакансии (см. |

|поправку XVII). |

|Не может быть сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не |

|состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является|

|в момент избрания жителем того штата, где он избирается. |

|Вице-президент Соединенных Штатов является председателем Сената, но может|

|голосовать лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. |

|Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателя pro |

|tempore для замещения Вице-президента, когда он отсутствует или исполняет|

|обязанности Президента Соединенных Штатов. |

|Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке |

|импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или делают |

|торжественное заявление. Если подсудимым является Президент Соединенных |

|Штатов, председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть |

|осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов. |

|Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и |

|лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную |

|или оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Однако в |

|дальнейшем тем не менее производится расследование, отстраненному от |

|должности предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно |

|приговору наказание в соответствии с законом. |

|Раздел 4. Время, место и порядок избрания сенаторов и представителей |

|устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием; но Конгресс|

|может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий |

|подобного рода правила, за исключением правил о месте выборов сенаторов. |

|Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в |

|первый понедельник декабря (см. поправку XX), если законом не будет |

|установлен другой день. |

|Раздел 5. Каждая палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, |

|полномочий и правомерности избрания ее членов, и большинство каждой из |

|палат составляет кворум, необходимый для ведения дел; но палата и в |

|меньшем составе может переносить заседание с одного дня на другой и имеет|

|право применять к отсутствующим членам предусмотренные каждой палатой |

|меры воздействия с целью обеспечить посещение ими заседаний. |

|Каждая палата может устанавливать регламент своих заседаний, наказывать |

|своих членов за нарушение порядка и двумя третями голосов исключать их из|

|своего состава. |

|Каждая палата ведет протокол своих заседаний и периодически публикует |

|его, за исключением тех разделов, которые, по ее заключению, носят |

|секретный характер; сведения о голосах «за» и «против», поданные членами |

|каждой палаты по какому-либо вопросу, по желанию одной пятой |

|присутствующих вносятся в протокол. |

|Во время сессии Конгресса ни одна из палат не может без согласия другой |

|палаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не |

|в том месте, в котором должны заседать обе палаты. |

|Раздел 6. Сенаторы и представители получают за свою службу |

|вознаграждение, устанавливаемое законом и выплачиваемое казначейством |

|Соединенных Штатов. Во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного |

|преступления и нарушения общественного порядка, они не могут быть |

|подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей |

|палаты, а также следования в палату и возвращения из нее; за речи и |

|высказывания в палатах они не могут привлекаться к ответственности ни в |

|каком другом месте. |

|Ни один сенатор или представитель не может быть назначен в течение |

|времени, на которое он избран, на какую-либо гражданскую должность на |

|службе Соединенных Штатов, если эта должность была создана или связанное |

|с ней жалованье было увеличено в названный период, и ни одно лицо, |

|занимающее какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может |

|быть членом той или иной палаты, пока состоит в этой должности. |

|Раздел 7. Все билли (т. е. законопроекты) по сборам поступлений дохода |

|исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к |

|ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям. |

|Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать|

|законом, представляется Президенту Соединенных Штатов; если он одобряет |

|билль, то подписывает его, в противном же случае возвращает билль со |

|своими возражениями в ту палату, которой последний был предложен, а |

|палата вносит возражения Президента полностью в свой протокол заседания и|

|пересматривает билль; если при таком новом рассмотрении билль будет |

|утвержден двумя третями голосов палаты, он вместе с возражениями |

|Президента пересылается в другую палату, которая также пересматривает |

|билль, и последний в случае принятия его двумя третями голосов этой |

|палаты становится законом. Во всех указанных случаях обе палаты применяют|

|поименный порядок голосования, и имена лиц, голосовавших «за» и «против» |

|билля, вносятся в протокол заседаний соответствующей палаты. Если билль |

|не будет возвращен Президентом в течение десяти дней (не считая |

|воскресных дней) после того, как он ему представлен, билль становится |

|законом, так же как если бы он был подписан Президентом; билль не |

|становится законом только в случае, если он не мог быть возвращен в |

|Конгресс ввиду того, что последний отсрочил свои заседания. |

|Всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо |

|согласие Сената и Палаты представителей (за исключением решения об |

|отсрочке заседания), представляются Президенту Соединенных Штатов и |

|только после его одобрения вступают в силу; в случае же неодобрения они |

|должны быть снова утверждены двумя третями голосов Сената и Палаты |

|представителей в соответствии с теми правилами и условиями, которые |

|установлены в отношении биллей. |

|Раздел 8. Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, пошлины, |

|подати и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать |

|совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов; причем все |

|пошлины, подати и акцизные сборы должны быть единообразны на всей |

|территории Соединенных Штатов; |

|заключать займы от имени Соединенных Штатов; |

|регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными |

|штатами и с индейскими племенами; |

|устанавливать единообразные правила о натурализации и единообразные |

|законы о несостоятельности на всей территории Соединенных Штатов; |

|чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты, |

|устанавливать единицы мер и весов; |

|устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и |

|находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов; |

|учреждать почтовые службы и почтовые пути; |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.