реферат, рефераты скачать
 

Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов


. наведение справок;

. сбор образцов для сравнительного исследования;

. проверочная закупка;

. исследование предметов и документов;

. наблюдение;

. отождествление личности;

. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности,

транспортных средств;

. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

. прослушивание телефонных переговоров; (Приложение 2)

. снятие информации с технических каналов связи;

. оперативное внедрение;

. контрольная поставка;

. оперативный эксперимент.

2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами,

предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и

агентам валютного контроля. В случае выявления нарушений валютного

законодательства органы налоговой полиции должны направлять материалы в

соответствующие учреждения. Как следует из Постановления Президиума Высшего

Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 года №7127/95[17], органы налоговой

полиции наделены правами агентов валютного контроля, но поскольку агенты

валютного контроля не вправе применять санкции за нарушения валютного

законодательства, то и органы налоговой полиции такими правами не обладают.

Постановлением Конституционного суда от 17 декабря 1996 года №20-П

была дана оценка конституционности положений 2 и 3 ч.1 ст. 11 Закона РФ “О

федеральных органах налоговой полиции”[18], согласно которым федеральные

органы налоговой полиции на основании ст.7 (п.8 и 9) и ст.8 Закона РСФСР от

21 марта 1991 года “О государственной налоговой службе РСФСР” и ст. 13

Закона об основах налоговой системы могут производить взыскание с

юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного

дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Эти положения были

признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст.35 (ч..3), 45 и 46 (ч..1

и 2). Следовательно, органы налоговой полиции вправе производить взыскание

в бесспорном порядке только сумм недоимки и пени.

3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки

налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок,

проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по

результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение

соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции

или его заместителем;

4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и

кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления

документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о

приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа

налоговой полиции или его заместитель;

5) беспрепятственно входить в любые производственные, складские,

торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их

нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов

(прибыли), и обследовать их.

О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для

индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих

в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24

часов с момента проникновения. Необходимо отметить, что данное право не

освобождает сотрудников налоговой полиции от необходимости получения

разрешения судьи или в соответствующих случаях извещения судьи о проведении

такой операции, поскольку в соответствии со ст. 25 Конституции Российской

Федерации “Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище

против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных

федеральным законом, или на основании судебного решения”.

6) в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой

полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные

предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным

лицам банков и других организаций независимо от организационно - правовых

форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с

требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной

уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и

иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в

соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления

бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика,

контролировать выполнение этих требований;

7) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие

личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении

преступления или административного правонарушения;

8) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан

Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по

вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

9) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на

федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев,

когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.

Полученная федеральными органами налоговой полиции информация используется

исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;

10) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи

и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и

организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и

транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных

учреждений иностранных государств, международных организаций), для

предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц,

совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении.

Федеральные органы налоговой полиции по требованию владельцев средств

связи и транспортных средств возмещают убытки и расходы, понесенные

владельцами в этих случаях;

11) составлять протоколы об административных правонарушениях в

пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам

налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять

другие меры, предусмотренные законодательством об административных

правонарушениях;

12) налагать административный арест на имущество юридических и

физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном

порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате

налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения

своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других

обязательных платежей в соответствующий бюджет;

13) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о

преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов

налоговой полиции, проводить судебно - экономические и связанные с

исследованием документов криминалистические экспертизы, проводить

государственную дактилоскопическую регистрацию, а также получать и

использовать дактилоскопическую информацию в соответствии с

законодательством Российской Федерации. Согласно Федерального Закона “О

внесении изменений в статью 126 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР” от

10 апреля 2000 года[19] “по уголовным делам о преступлениях,

предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации,

предварительное следствие производится следователями федеральных органов

налоговой полиции. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных

статьями 170 (Регистрация незаконных сделок с землей), 171 ч.2 (Незаконное

предпринимательство), 171.1 (Производство, приобретение, хранение,

перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции), 172 (Незаконная

банковская деятельность), 173 (лжепредпринимательство), 174 (легализация

(отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным

путем), 176 (незаконное получение кредита), 187 .(изготовление или сбыт

поддельных кредитных либо расчетных карт или иных расчетных платежных

документов), 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней

или жемчуга), 192 (нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов

и драгоценных камней), 193 (невозвращение из-за границы средств иностранной

валюте), 195 (неправомерное действие при банкротстве), 196 (преднамеренное

банкротство), 197 (фиктивное банкротство), 201 (злоупотребление

полномочиями), 202 (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и

аудиторами), 204 (коммерческий подкуп), 210 (организация преступного

сообщества (преступной организации), 222 ч.2,3 (Незаконное приобретение,

передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его запасных

частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), 290

(получение взятки), 291 (дача взятки). 292 (служебный подлог). 293

(халатность), 304 (провокация взятки либо коммерческого подкупа) и 327.1

(изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок,

или знаков соответствия либо их использование) Уголовного кодекса

Российской Федерации, если эти преступления выявлены федеральными органами

налоговой полиции, предварительное следствие может, производится также

следователями федеральных органов налоговой полиции”[20]. Необходимость

принятия такого закона диктовалась практической необходимостью. Как

свидетельствует анализ деятельности федеральных органов налоговой полиции

за 1997-2000 год, каждое десятое уголовное дело, находившееся в

производстве следователей налоговой полиции, передавалось по

подследственности в другие правоохранительные органы. Из общего количества

уголовных дел, расследованных и направленных в суд федеральными органами

налоговой полиции в 1997-2000 годах около четверти их были о преступлениях,

не являющихся налоговыми[21]. В результате действия этого закона, была

расширена компетенция федеральных органов налоговой полиции по

расследованию уголовных дел, посягающих на экономическую безопасность

государства, их число возросло с двух до двадцати семи.

14) осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих

оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций

независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами

необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения

доходов (прибыли) невозможно. Внедрение оперативных сотрудников

санкционирует директор Департамента налоговой полиции или его первый

заместитель;

15) осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий

федеральных органов налоговой полиции;

16) вносить в соответствии с законом в государственные органы,

должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения

представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших

совершению налоговых преступлений и нарушений;

17) хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие,

специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак),

применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О

милиции"[22];

18) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации

для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и

нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от

дознания, следствия и суда;

19) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления

фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области

налогового законодательства;

20) выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом

преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10 процентов от

сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в

соответствующий бюджет.

Глава 4. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных

государств с развитой экономикой и их взаимодействие с налоговой полицией

России

4.1. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных государств с

развитой экономикой

В представленном разделе дипломной работы автором раскрываются

некоторые особенности деятельности правоохранительных органов зарубежных

государств, аналогичных налоговой полиции России.

Опыт налоговых служб Соединенных Штатов Америки, как лидера мировой

экономики, заслуживает наиболее пристального внимания.

Заинтересовывает американская система налогообложения физических лиц.

Каждый американец независимо от того, платит он налоги или нет, обязан

ежегодно представлять налоговую декларацию. Важной особенностью

американской системы является то, что незаполнение налоговой декларации в

установленный срок является преступлением, даже если с налогоплательщика и

не причитается никаких налогов. Законом определена ответственность за

предоставление налоговой декларации, содержащей недостоверные сведения,

которую гражданин заполнял лично или же с помощью консультанта по налогам.

15 апреля для американского налогоплательщика - последний срок отправки

налоговых деклараций в “Интернел ревенью сервис” (Службу внутренних

доходов). Заполненные декларации отсылаются по почте. Впрочем, сам налог

должен быть оплачен еще до 15 января, а налоговая декларация - это

обоснование внесенной в казну суммы[23].

В том случае, если американскому суду удается доказать, что

налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты

налогов, и делал он это умышленно, либо, что в представленной им декларации

содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к

лишению свободы на срок до 5 лет. В случае применения к правонарушителю

комбинированных штрафных санкций, он несет очень значительные материальные

потери. Большинство всех дел, более 90%, по неуплате налогов в США

заканчиваются судимостью[24].

Нет сомнений, что санкции за налоговые преступления и проступки

непременно последуют. Из основного руководящего документа Службы внутренних

доходов Министерства финансов США следует, что отношения государства и

гражданина будут определяться атмосферой, побуждающей их к партнерству. В

нем говорится, что Служба должна “Собирать надлежащую сумму налога за

наименьшую стоимость, служить народу, постепенно улучшая качество

обслуживания; работать так, чтобы заслужить высшую степень народной

уверенности в нашей честности, эффективности и справедливости”[25].

Сотрудники Службы внутренних доходов США имеют соответствующие

многочисленные и многообразные права. Сборщик налогов вправе осуществлять

“сбор неуплаченных налогов и налоговых деклараций, определять и

анализировать причины нарушения правил отчетности, проводить профилактику

уклонения от подачи налоговой декларации, определять типы и измерять

степени уклонения от подачи налоговой декларации”[26]

Налоговые инспекторы США, как правило, начинают действовать на

завершающем участке этого процесса. Их повседневные занятия включают в себя

проведение собеседований, изучение государственной учетной документации,

подготовку и сбор деклараций (в масштабе страны их обрабатывается за год

более 207 миллионов)[27] и неуплаченных налогов, подачу объявлений об

удержании федерального налога, осуществление в необходимых случаях

конфискации и продажи имущества должников и т.п.

Компромиссные решения позволяют Службе внутренних доходов США не только

собирать надлежащую сумму налога за наименьшую стоимость, но и дать

налогоплательщику шанс. Отсюда за нею уже давно утвердилась репутация

одной из наиболее эффективно работающих налоговых служб мира.

Длительная история развития налоговой системы Французского государства

привела к созданию очень сложного и объемного налогового законодательства и

четкого механизма подсчета, а также контроля и получения налоговых

платежей. При описании структуры служб, которые участвуют в процессе сбора

и контроля за исчислением государственных и местных налогов, подчеркивается

их абсолютная централизация. Все эти службы являются структурными

подразделениями Министерства экономики и финансов Франции.

Из существующих функций Министерства экономики и финансов Франции

наиболее важными являются следующие: экономические исследования и прогноз,

исполнение государственного бюджета как в области доходов (налоги,

поступления от государственных предприятий и др.) так и расходов,

обеспечение стабильности внутреннего рынка, таможенный контроль, налоговое

законодательство.

Контроль за сбором налогов и их исчислением распределяется между тремя

дирекциями министерства - Генеральной дирекцией налогов, Государственным

казначейством и Генеральной дирекцией таможни и косвенных налогов.

В структуре Генеральной дирекции налогов (ГДН) существуют

специализированные службы, в чьи функции входит борьба с умышленным

уклонением от налогов. Крупные дела ведутся тремя специальными управлениями

ГДН - Национальной дирекцией налоговых расследований, Дирекцией внутренних

и международных налоговых проверок, а также Национальной дирекцией контроля

персональных доходов.

В тех случаях, когда происходит умышленное уклонение от налогов

законодательством Франции предусматриваются санкции в виде лишения свободы

на срок до 5 лет и налагается штраф до 500 000 франков[28].

В ходе налоговой проверки при выявлении фактов уклонения дело

налогоплательщика передается на рассмотрение специальной комиссии по

нарушениям налогового законодательства при Генеральной дирекции налогов.

Именно она оценивает характер нарушения и обращается в Генеральную

прокуратуру республики с предложением о возбуждении уголовного дела. В

среднем за год возбуждается около 500 таких дел [29].

Социальная защищенность и высокий уровень благосостояния граждан

Германии объясняется во многом разумной и рациональной политикой, которая

проводится министерством финансов Германии и министерствами финансов ее

земель. Руководство ведомствами по финансам, налогам, розыскам и т.д.

сосредоточенно в федеральном министерстве. В Германии имеются

межрегиональные организационные подразделения: налоговый уголовный розыск и

налоговый отдел прокуратуры.

Ещё в 1922 году начала функционировать налоговая проверочная полиция

Германии. Наименование “налоговый розыск” (“Штойфа”) официально введено в

1934 году приказом имперского министерства. Единой организации налогового

сыска в Германии на данный момент не существует. Немецкие земли, каждая в

соответствии со своими законодательствами создали собственные структуры.

Налоговый розыск наделен такими же правами, что и криминальная

полиция: сотрудники “Штойфы” имеют право на проведение обысков, личный

осмотр, на работу с документами, на задержание подозреваемых лиц. Однако,

сотрудники налогового розыска не имеют права носить оружие.

Из всех европейских стран Германия выделяется особой строгостью

наказания за нарушение налогового законодательства: штрафы, повторные

штрафы, лишение свободы на срок до 10 лет[30].

Есть налоговая полиция и в Италии. В конституции Италии заложены

важнейшие принципы налогообложения страны, в которой говорится, что

исполнительные органы не имеют право устанавливать налоги, вносить

изменения в порядок их установления и взимания. Как высшему органу

законодательной власти, парламенту Итальянской республики, целиком

принадлежит это право.

Контроль за налогообложением физических и юридических лиц в Италии,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.