реферат, рефераты скачать
 

Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органов


осуществляет финансовая гвардия. Финансовая гвардия - это

правоохранительная структура, начинающая свою историю с восемнадцатого

века. Создавалась финансовая гвардия в 1881 году. Шестую часть Финансовой

гвардии составляет налоговая полиция. Объектом внимания являются

правонарушения и преступления, подрывающие экономику страны. К таким

относятся: контрабанда, и торговля наркотиками, и финансовые махинации, и

уклонение от уплаты налогов.

В состав Финансовой гвардии входит Главное командование, которое в

свою очередь состоит из центрального и регионального командовании.

Центральному командованию, расположенному в Риме, подчиняются три

специализированных подразделения: центральное управление налоговой полиции;

специальное управление валютной полиции; центральное следственное

управление по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики.

Финансовая гвардия выполняет одновременно функции налоговой полиции,

налоговой инспекции, таможенных и пограничных органов.

Основные полномочия финансовой гвардии сформулированы в двух

документах от 1929 и 1937 годов. Нынешняя структура определена законом,

принятым в 1959 году[31].

Итальянская финансовая гвардия сама какие-либо меры по наказанию

применять не уполномочена. В случае обнаружении криминала проводится

расследование и его материалы передаются в прокуратуру. Налоговые

нарушения, не попадающие под разряд преступлений, передаются налоговой

службе, а она соответственно применяет административные взыскания,

например, штрафы, которые в 2-4 раза превышают сумму неуплаченного налога.

В Японии обложением и взиманием национальных налогов и сборов

занимается Национальное налоговое управление. Совещательная группа

Национального налогового управления Японии, отвечающая за проведение

налоговых консультаций и рассмотрения жалоб налогоплательщиков, в 1970 году

преобразована в Национальный налоговый суд. С 1986 года в районных

налоговых управлениях Японии введены должности особых следователей,

расследующих правонарушения связанные с уклонением от уплаты налогов.

Швеция не имеет своей отдельной службы налоговой полиции. Ее основные

функции выполняют подразделения Главного полицейского управления. По словам

шведских специалистов, в будущем возможно формирование самостоятельной

налоговой полиции, а также полагают, в частности, необходимым создание

особого учебного заведения для подготовки кадров, аналогичного Академии

налоговой полиции ФСНП России. Исходя из того, что в стране традиционно

высок уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины, законопослушности

граждан, для устранения мелких правонарушений зачастую достаточно бывает

провести профилактическую беседу с нарушителем. На специальных курсах

полицейские ведущие подобную работу получают необходимую экономическую и

правовую подготовку.

В компетенцию Службы финансовой разведки (СФР) в составе Главного

полицейского управления Швеции входит расследование серьезных налоговых

правонарушений и преступлений. Речь идет, прежде всего, о разного рода

финансовых аферах, в которых замешаны фирмы, концерны, иностранный капитал.

Первоначально полицейские осуществляют лишь оперативные мероприятия. После

сбора необходимых доказательных материалов, СФР предоставляет их прокурору,

после чего, в случае признания их убедительными, получают право провести

предварительное следствие в полном правовом и оперативном объеме. В число

используемых при этом мер входят изучение корреспонденции подозреваемого,

прослушивание телефонных переговоров, получение исчерпывающей банковской

информации о “клиенте”. К слову говоря, в 1993 году Служба финансовой

разведки была создана именно по инициативе шведских банков, которые кровно

заинтересованы в предотвращении проникновения организованной преступности в

финансовую жизнь страны[32].

Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых.

Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер – министры, и кумиры

нации.

4.2. Взаимодействие Федеральных органов налоговой полиции РФ с

правоохранительными органами иностранных государств

Развитие экономических, политических, культурных связей государств и

наряду с этим разрастающаяся и не признающая границ преступность объективно

ведут к установлению межгосударственных конфликтов в сфере правовых

отношений, включая борьбу с преступностью, в том числе с налоговыми

преступлениями.

Экономическая преступность за рубежом, уже давно стала организованной.

Следует признать, что таковой она фактически является и в России. Наиболее

криминализованы те виды хозяйственной деятельности, где себестоимость

продукции низкая, а уровень налогообложения высокий, и в случае ухода от

налогообложения нечистые на руку дельцы получают сверхприбыли. К таким

областям деятельности можно отнести производство и реализацию этилового

спирта и алкогольной продукции, операции с природными ресурсами, импорт

автомобилей, объекты массовой торговли, игорного бизнеса, операции в

кредитно-финансовой сфере и некоторые другие.

Значительны масштабы налоговой преступности и во внешнеторговой сфере.

По словам первого заместителя директора ФСНП РФ Владимира Авдийского “По

оценкам экспертов, сейчас в мировых финансовых центрах за границей

находится свыше 60 миллиардов долларов, вывезенных из России. Из этого

числа доля “грязных” денег составляет, 30-40 процентов. Сегодня для нас

вполне очевидно: налоговая преступность не только стала организованной, но

и не признает границ”[33].

Существующие сегодня методики взаимодействия с правоохранительными

органами ряда иностранных государств, позволяют успешно проводить

мероприятия, выходящие за рамки информационного обмена (контролируемые

поставки, совместные расследования, проведение одновременных проверок,

присутствие при исполнении международных следственных поручений и т.д.).

Более 40 тыс. российских предприятий и организаций сейчас имеют выход

на внешний рынок, из них более 25 тыс. осуществляют совместную

хозяйственную деятельность с иностранными фирмами, как на территории

Российской Федерации, так и за рубежом. По преступлениям носящий

международный характер, возбуждено 87 уголовных дела, 65 дел - в отношении

иностранных граждан и лиц без гражданства. Привлечено к административной

ответственности более 300 иностранцев и лиц без гражданства”[34].

Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации заключен 21

договор с правоохранительными органами зарубежных стран, в соответствии, с

которыми ФСНП России осуществляет международное сотрудничество. Ведется

подготовка к заключению договоров с правоохранительными органами Италии,

Греции, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. В октябре 1999 года создан

Координационный совет руководителей органов налоговых расследований

государств-участников СНГ.

Одним из важнейших этапов развития международного сотрудничества стало

участие ФСНП России в конференции “Россия-ЕС”, которая состоялась в

Хельсинки в декабре 1999г. В процессе работы этой конференции проведены

консультации о совместной работе с представителями ЕВРОПОЛА - новой

европейской организации, подобной Интерполу. С ней достигнута

предварительная договоренность о подписании меморандума о взаимопонимании.

Также были полезные консультации с координационной службой Комиссии

европейских сообществ по противодействию мошенничествам и подделкам,

которая выразила готовность в ближайшее время подписать с Федеральной

службой налоговой полиции России меморандум о широкомасштабном

взаимодействии. Проведены переговоры с таможенной службой Финляндии о

проведении ряда совместных действий[35].

Хорошие рабочие контакты складываются с ФБР и Службой внутренних

доходов Министерства финансов США, Королевской конной полицией и Службой

внутренних доходов Канады, криминальной полицией Германии,

правоохранительными органами Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля,

Словакии, Польши и других стран.

В результате сотрудничества с правоохранительными органами США сейчас

ведется расследование в отношении российской фирмы, разместившей на

американской территории более миллиона незаконных, долларов. В активной

разработке находится другая российская фирма, зарегистрировавшая более 7

тысяч подставных фирм для российских граждан. Расследуется деятельность

одного российского предпринимателя, укрывающегося в США от уголовного

российского закона, готовится его арест американскими властями.

Взаимное сотрудничество Управления федеральной службы налоговой

полиции по Новгородской области с правоохранительными органами зарубежных

стран было заложено в Санкт-Петербурге в 1995 году на встрече-семинаре с

представителями Службы внутренних доходов США. В ходе этого семинара были

разработаны планы совместной работы, осуществлен обмен опытом. После чего,

в Москве было создано специальное управление по организации взаимодействия

с зарубежными правоохранительными органами и вся работа в региональных

отделениях налоговой полиции проводится через это управление.

В Управлении федеральной службы налоговой полиции по Новгородской

области существуют хорошо налаженные контакты с правоохранительными

органами стран Скандинавии и Прибалтики. В 2001 году направлено 27 запросов

и получено 25 ответов по этим запросам, было возбуждено 4 уголовных дела.

Доначислено в бюджет 1734329 рублей из них возмещено 724525 руб., выявлено

нарушений валютного законодательства на сумму 5205621 руб.

Федеральные органы налоговой полиции при посредничестве с НЦБ

Интерпола в России организуют реализацию решений и рекомендаций руководящих

органов Интерпола – Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета,

касающихся борьбы с уголовной преступностью и распространения

положительного опыта. При посредничестве НЦБ Интерпола они могут получать

информацию Интерпола и НЦБ Интерпола стран – участниц относительно способов

совершения преступлений и наиболее эффективных методов борьбы с

организованной в международных масштабах преступностью, преступлениями

против собственности, экономико - финансовыми преступлениями,

мошенничеством, подделками, подлогами, фальшивомонетничеством, общими

экономическими преступлениями. Практическое значение могут иметь

рекомендации Интерпола по вопросам правового регулирования борьбы с

отдельными видами преступлений в национальном и международном праве.

Глава 5. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской

Федерации и Новгородской области в настоящее время

5.1. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской

Федерации

Как известно налоговая полиция это, прежде всего правоохранительный

орган, ответственный за организацию борьбы с экономическими преступлениями

налоговой направленности. Основная задача налоговой полиции - активизация

борьбы с налоговыми правонарушениями и, как результат, - увеличение

возбужденных уголовных дел на основе выявленных налоговых нарушений[36].

Сегодня можно смело сказать, что общая сумма возмещенного ущерба по

сравнению с прошлым годом увеличилась в 3 раза и составила свыше 107 млрд.

рублей. Из них 27 млрд. рублей – по оконченным уголовным делам, что в 2

раза больше, чем в 2000г. В минувшем году возбуждено свыше 36 тыс.

уголовных дел. Окончено производством около 33 тыс. уголовных дел. Сумма

установленного причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила

около 33 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше уровня 2000 года.[37]

(Приложение 3)

В прошедшем году была значительно укреплена правовая база деятельности

налоговой полиции, что способствует росту основных показателей в раскрытии

преступлений.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации

утверждено новое Положение о ФСНП России. Приняты поправки к Налоговому

кодексу, которые закрепляют за налоговой полицией право проведения в ходе

осуществления правоохранительной деятельности проверок соблюдения

налогового законодательства. Расширены полномочия федеральных органов

налоговой полиции в части проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Большое внимание уделяется регулярному поступлению дополнительных

средств в государственные и внебюджетные фонды. Например, сумма

задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, погашенной в

результате деятельности органов налоговой полиции, составила 4,54 млрд.

рублей.

Федеральными органами налоговой полиции раскрыто более 35 % от общего

по стране количества совершенных преступлений экономической направленности

в крупных и особо крупных размерах, следствие по которым обязательно. При

этом темпы роста эффективности этой работы превысили средне - российские

почти в 8 раз.

Тесное взаимодействие налоговой полиции с другими правоохранительными

органами (прежде всего МВД, ФСБ и ГТК) дает свои результаты. Совместно

проведено 240,2 тыс. мероприятий, по результатам которых органами налоговой

полиции зарегистрировано 12 тыс. материалов налоговых преступлений,

возбуждено 2963 уголовных дела.

В 2000 году федеральные органы налоговой полиции провели комплексную

проверку юридических и физических лиц, подозревавшихся в причастности к

деятельности преступных сообществ, экстремистских и террористических

формирований. Проведено более 900 проверок юридических и физических лиц,

возбуждено и принято к производству свыше 620 уголовных дел, большая часть

которых - по “налоговым” статьям Уголовного кодекса.

Рост активности налоговых органов и органов налоговой полиции по

защите экономических интересов государства продолжает вызывать

противодействие представителей недобросовестных коммерческих структур и

связанных с ними организованных преступных групп. Наряду с открытым

противодействием (умышленное причинение вреда здоровью, прямые угрозы в

адрес сотрудников, шантаж и т.п., всего около 550 фактов) не прекращаются

попытки подкупа сотрудников налоговых органов и органов налоговой полиции,

как в прямой, так и завуалированной форме.

В условиях, когда страну захлестнула волна экономической преступности,

Президент и Правительство Российской Федерации требуют от налоговой полиции

решительных действий.

В настоящее время налоговая полиция держит курс на принципиальное

изменение подхода к своей деятельности, т.е. постепенное превращение ее в

финансовую полицию - мощную структуру, способную осуществлять

правоохранительный контроль за реализацией бюджетной политики государства,

отслеживать движение финансовых потоков, эффективно бороться со всем

спектром экономических преступлений.

Оценивая работу ФСНП РФ в 2001 году, соотнося результаты работы с

основными характеристиками оперативной обстановки, напрашивается вывод, что

решение правоохранительных и правоприменительных задач необходимо поднять

на качественно новый уровень. Прочная правовая база позволит реально

повысить действенность борьбы с налоговой преступностью.

5.2. Статистические данные по результатам работы Управления ФСНП РФ по

Новгородской области за 2001 год

Ежегодно, начиная с 1992года, сотрудники Управления ФСНП РФ по

Новгородской области выявляют десятки налоговых преступлений и

правонарушений, принимая участие в разработке и проведении региональных и

межрегиональных операций, таких как (Лес – Северо - Запад(, (Алкоголь -

2001(, (Табак(, (Феррум( и многих других, в результате которых региональный

бюджет получает недостающие средства. (Приложение 4) Основные направления

работы Управления – выявление преступлений в отраслях: лесной комплекс,

сфера оборота лома и отходов металлов, химическая промышленность,

неправомерное возмещение из бюджета НДС, анонимные структуры, фирмы –

“однодневки”, внешнеэкономическая деятельность. Розыск юридических и

физических лиц, совершивших налоговые преступления и правонарушения.

Социально-экономическая обстановка в Новгородской области в 2001

году, как и в прошедшем году, характеризовалась незначительным увеличением

производства в отдельных отраслях промышленности, ростом взаимных

неплатежей и задолженностей, финансовой нестабильностью, почти незаметным

повышением, по сравнению с 2000 годом покупательской способности населения,

расширяющимися масштабами предпринимательской деятельности и повсеместными

нарушениями налогового законодательства.

Так, проведенный УИТО Управления анализ материалов контрольно-

проверочной деятельности Управления за последние годы, позволяет сделать

оценки последствий латентных преступлений и правонарушений в налоговой

сфере, в части сокрытия и занижения налогов в бюджеты всех уровней

хозяйствующими субъектами Новгородской области. (Приложение 5)

За 12 месяцев 2001 года при проведении контрольно-проверочной работы с

участием сотрудников Управления ФСНП РФ по Новгородской области выявлено

427 нарушений по проверкам налогового законодательства, из них 314 фактов

нарушений в крупных и особо крупных размерах, а также 629 административных

правонарушений. Сумма установленного ущерба в форме сокрытия и занижения

объектов налогообложения составила 281,3 млн. рублей, выявлено 92 факта

ведения финансово-хозяйственной деятельности без госрегистрации и

постановки на учет, 67 фактов - без лицензии, 226 нарушений использования

контрольно-кассовых машин.

В результате оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной

деятельности Управления в 2001 году было возбуждено 231 уголовное дело,

причем 67,5% этого количества – по налоговым преступлениям. (Приложение 6)

В бюджеты и государственные внебюджетные фонды возмещено 409 млн. руб., что

превышает итоги прошлого года почти в 3 раза. Сумма установленного

причиненного ущерба по оконченным уголовным делам возросла в 9,7 раза и

составила 123 млн. рублей, из которых возмещено 113 млн. рублей (91,4%),

что более чем в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Имеются положительные результаты работы и на приоритетных направлениях.

Так, в сфере лесного комплекса выявлено 62 нарушения налогового

законодательства, возбуждено 37 уголовных дел, 6 уголовных дел возбуждено в

отношении предприятий – (однодневок(, столько же – в связи с предъявлением

незаконных требований по возмещению НДС.[38]

В результате уголовно-процессуальной деятельности за этот же период

выявлено 244 преступления, из них 182 налоговых.

Следует отметить тенденцию стабильно высоких относительных показателей

количества нарушений по следующим способам нарушения налогового

законодательства: занижение объема реализованной продукции завышение

себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов,

подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении

предприятий.

Проведенный анализ административной практики показывает, что

административные правонарушения в сфере налогообложения наиболее часто

совершаются физическими лицами - предпринимателями; по существу

правонарушений наиболее распространены - нарушения в учете доходов, ведение

бухучета с нарушениями, отсутствие товарно-транспортной документации на

алкогольную продукцию.

Производство и оборот алкогольной продукции остается на сегодняшний

день одной из наиболее привлекательных для совершения налоговых нарушений

проблемой, по причине большой доли акцизов и налогов в цене товара.

Основными способами ухода от налогообложения являются занижение

налогооблагаемой базы путем использования фирм - посредников, расчетов

векселями, бартерных операций. Широко распространено осуществление

предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.