| |||||
МЕНЮ
| Налоговая полиция и её роль в системе правоохранительных органовосуществляет финансовая гвардия. Финансовая гвардия - это правоохранительная структура, начинающая свою историю с восемнадцатого века. Создавалась финансовая гвардия в 1881 году. Шестую часть Финансовой гвардии составляет налоговая полиция. Объектом внимания являются правонарушения и преступления, подрывающие экономику страны. К таким относятся: контрабанда, и торговля наркотиками, и финансовые махинации, и уклонение от уплаты налогов. В состав Финансовой гвардии входит Главное командование, которое в свою очередь состоит из центрального и регионального командовании. Центральному командованию, расположенному в Риме, подчиняются три специализированных подразделения: центральное управление налоговой полиции; специальное управление валютной полиции; центральное следственное управление по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. Финансовая гвардия выполняет одновременно функции налоговой полиции, налоговой инспекции, таможенных и пограничных органов. Основные полномочия финансовой гвардии сформулированы в двух документах от 1929 и 1937 годов. Нынешняя структура определена законом, принятым в 1959 году[31]. Итальянская финансовая гвардия сама какие-либо меры по наказанию применять не уполномочена. В случае обнаружении криминала проводится расследование и его материалы передаются в прокуратуру. Налоговые нарушения, не попадающие под разряд преступлений, передаются налоговой службе, а она соответственно применяет административные взыскания, например, штрафы, которые в 2-4 раза превышают сумму неуплаченного налога. В Японии обложением и взиманием национальных налогов и сборов занимается Национальное налоговое управление. Совещательная группа Национального налогового управления Японии, отвечающая за проведение налоговых консультаций и рассмотрения жалоб налогоплательщиков, в 1970 году преобразована в Национальный налоговый суд. С 1986 года в районных налоговых управлениях Японии введены должности особых следователей, расследующих правонарушения связанные с уклонением от уплаты налогов. Швеция не имеет своей отдельной службы налоговой полиции. Ее основные функции выполняют подразделения Главного полицейского управления. По словам шведских специалистов, в будущем возможно формирование самостоятельной налоговой полиции, а также полагают, в частности, необходимым создание особого учебного заведения для подготовки кадров, аналогичного Академии налоговой полиции ФСНП России. Исходя из того, что в стране традиционно высок уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины, законопослушности граждан, для устранения мелких правонарушений зачастую достаточно бывает провести профилактическую беседу с нарушителем. На специальных курсах полицейские ведущие подобную работу получают необходимую экономическую и правовую подготовку. В компетенцию Службы финансовой разведки (СФР) в составе Главного полицейского управления Швеции входит расследование серьезных налоговых правонарушений и преступлений. Речь идет, прежде всего, о разного рода финансовых аферах, в которых замешаны фирмы, концерны, иностранный капитал. Первоначально полицейские осуществляют лишь оперативные мероприятия. После сбора необходимых доказательных материалов, СФР предоставляет их прокурору, после чего, в случае признания их убедительными, получают право провести предварительное следствие в полном правовом и оперативном объеме. В число используемых при этом мер входят изучение корреспонденции подозреваемого, прослушивание телефонных переговоров, получение исчерпывающей банковской информации о “клиенте”. К слову говоря, в 1993 году Служба финансовой разведки была создана именно по инициативе шведских банков, которые кровно заинтересованы в предотвращении проникновения организованной преступности в финансовую жизнь страны[32]. Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых. Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер – министры, и кумиры нации. 4.2. Взаимодействие Федеральных органов налоговой полиции РФ с правоохранительными органами иностранных государств Развитие экономических, политических, культурных связей государств и наряду с этим разрастающаяся и не признающая границ преступность объективно ведут к установлению межгосударственных конфликтов в сфере правовых отношений, включая борьбу с преступностью, в том числе с налоговыми преступлениями. Экономическая преступность за рубежом, уже давно стала организованной. Следует признать, что таковой она фактически является и в России. Наиболее криминализованы те виды хозяйственной деятельности, где себестоимость продукции низкая, а уровень налогообложения высокий, и в случае ухода от налогообложения нечистые на руку дельцы получают сверхприбыли. К таким областям деятельности можно отнести производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции, операции с природными ресурсами, импорт автомобилей, объекты массовой торговли, игорного бизнеса, операции в кредитно-финансовой сфере и некоторые другие. Значительны масштабы налоговой преступности и во внешнеторговой сфере. По словам первого заместителя директора ФСНП РФ Владимира Авдийского “По оценкам экспертов, сейчас в мировых финансовых центрах за границей находится свыше 60 миллиардов долларов, вывезенных из России. Из этого числа доля “грязных” денег составляет, 30-40 процентов. Сегодня для нас вполне очевидно: налоговая преступность не только стала организованной, но и не признает границ”[33]. Существующие сегодня методики взаимодействия с правоохранительными органами ряда иностранных государств, позволяют успешно проводить мероприятия, выходящие за рамки информационного обмена (контролируемые поставки, совместные расследования, проведение одновременных проверок, присутствие при исполнении международных следственных поручений и т.д.). Более 40 тыс. российских предприятий и организаций сейчас имеют выход на внешний рынок, из них более 25 тыс. осуществляют совместную хозяйственную деятельность с иностранными фирмами, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. По преступлениям носящий международный характер, возбуждено 87 уголовных дела, 65 дел - в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Привлечено к административной ответственности более 300 иностранцев и лиц без гражданства”[34]. Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации заключен 21 договор с правоохранительными органами зарубежных стран, в соответствии, с которыми ФСНП России осуществляет международное сотрудничество. Ведется подготовка к заключению договоров с правоохранительными органами Италии, Греции, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии. В октябре 1999 года создан Координационный совет руководителей органов налоговых расследований государств-участников СНГ. Одним из важнейших этапов развития международного сотрудничества стало участие ФСНП России в конференции “Россия-ЕС”, которая состоялась в Хельсинки в декабре 1999г. В процессе работы этой конференции проведены консультации о совместной работе с представителями ЕВРОПОЛА - новой европейской организации, подобной Интерполу. С ней достигнута предварительная договоренность о подписании меморандума о взаимопонимании. Также были полезные консультации с координационной службой Комиссии европейских сообществ по противодействию мошенничествам и подделкам, которая выразила готовность в ближайшее время подписать с Федеральной службой налоговой полиции России меморандум о широкомасштабном взаимодействии. Проведены переговоры с таможенной службой Финляндии о проведении ряда совместных действий[35]. Хорошие рабочие контакты складываются с ФБР и Службой внутренних доходов Министерства финансов США, Королевской конной полицией и Службой внутренних доходов Канады, криминальной полицией Германии, правоохранительными органами Финляндии, Дании, Швеции, Голландии, Израиля, Словакии, Польши и других стран. В результате сотрудничества с правоохранительными органами США сейчас ведется расследование в отношении российской фирмы, разместившей на американской территории более миллиона незаконных, долларов. В активной разработке находится другая российская фирма, зарегистрировавшая более 7 тысяч подставных фирм для российских граждан. Расследуется деятельность одного российского предпринимателя, укрывающегося в США от уголовного российского закона, готовится его арест американскими властями. Взаимное сотрудничество Управления федеральной службы налоговой полиции по Новгородской области с правоохранительными органами зарубежных стран было заложено в Санкт-Петербурге в 1995 году на встрече-семинаре с представителями Службы внутренних доходов США. В ходе этого семинара были разработаны планы совместной работы, осуществлен обмен опытом. После чего, в Москве было создано специальное управление по организации взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами и вся работа в региональных отделениях налоговой полиции проводится через это управление. В Управлении федеральной службы налоговой полиции по Новгородской области существуют хорошо налаженные контакты с правоохранительными органами стран Скандинавии и Прибалтики. В 2001 году направлено 27 запросов и получено 25 ответов по этим запросам, было возбуждено 4 уголовных дела. Доначислено в бюджет 1734329 рублей из них возмещено 724525 руб., выявлено нарушений валютного законодательства на сумму 5205621 руб. Федеральные органы налоговой полиции при посредничестве с НЦБ Интерпола в России организуют реализацию решений и рекомендаций руководящих органов Интерпола – Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, касающихся борьбы с уголовной преступностью и распространения положительного опыта. При посредничестве НЦБ Интерпола они могут получать информацию Интерпола и НЦБ Интерпола стран – участниц относительно способов совершения преступлений и наиболее эффективных методов борьбы с организованной в международных масштабах преступностью, преступлениями против собственности, экономико - финансовыми преступлениями, мошенничеством, подделками, подлогами, фальшивомонетничеством, общими экономическими преступлениями. Практическое значение могут иметь рекомендации Интерпола по вопросам правового регулирования борьбы с отдельными видами преступлений в национальном и международном праве. Глава 5. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской Федерации и Новгородской области в настоящее время 5.1. Деятельность федеральных органов налоговой полиции в Российской Федерации Как известно налоговая полиция это, прежде всего правоохранительный орган, ответственный за организацию борьбы с экономическими преступлениями налоговой направленности. Основная задача налоговой полиции - активизация борьбы с налоговыми правонарушениями и, как результат, - увеличение возбужденных уголовных дел на основе выявленных налоговых нарушений[36]. Сегодня можно смело сказать, что общая сумма возмещенного ущерба по сравнению с прошлым годом увеличилась в 3 раза и составила свыше 107 млрд. рублей. Из них 27 млрд. рублей – по оконченным уголовным делам, что в 2 раза больше, чем в 2000г. В минувшем году возбуждено свыше 36 тыс. уголовных дел. Окончено производством около 33 тыс. уголовных дел. Сумма установленного причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 33 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше уровня 2000 года.[37] (Приложение 3) В прошедшем году была значительно укреплена правовая база деятельности налоговой полиции, что способствует росту основных показателей в раскрытии преступлений.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации утверждено новое Положение о ФСНП России. Приняты поправки к Налоговому кодексу, которые закрепляют за налоговой полицией право проведения в ходе осуществления правоохранительной деятельности проверок соблюдения налогового законодательства. Расширены полномочия федеральных органов налоговой полиции в части проведения оперативно-розыскных мероприятий. Большое внимание уделяется регулярному поступлению дополнительных средств в государственные и внебюджетные фонды. Например, сумма задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, погашенной в результате деятельности органов налоговой полиции, составила 4,54 млрд. рублей. Федеральными органами налоговой полиции раскрыто более 35 % от общего по стране количества совершенных преступлений экономической направленности в крупных и особо крупных размерах, следствие по которым обязательно. При этом темпы роста эффективности этой работы превысили средне - российские почти в 8 раз. Тесное взаимодействие налоговой полиции с другими правоохранительными органами (прежде всего МВД, ФСБ и ГТК) дает свои результаты. Совместно проведено 240,2 тыс. мероприятий, по результатам которых органами налоговой полиции зарегистрировано 12 тыс. материалов налоговых преступлений, возбуждено 2963 уголовных дела. В 2000 году федеральные органы налоговой полиции провели комплексную проверку юридических и физических лиц, подозревавшихся в причастности к деятельности преступных сообществ, экстремистских и террористических формирований. Проведено более 900 проверок юридических и физических лиц, возбуждено и принято к производству свыше 620 уголовных дел, большая часть которых - по “налоговым” статьям Уголовного кодекса. Рост активности налоговых органов и органов налоговой полиции по защите экономических интересов государства продолжает вызывать противодействие представителей недобросовестных коммерческих структур и связанных с ними организованных преступных групп. Наряду с открытым противодействием (умышленное причинение вреда здоровью, прямые угрозы в адрес сотрудников, шантаж и т.п., всего около 550 фактов) не прекращаются попытки подкупа сотрудников налоговых органов и органов налоговой полиции, как в прямой, так и завуалированной форме. В условиях, когда страну захлестнула волна экономической преступности, Президент и Правительство Российской Федерации требуют от налоговой полиции решительных действий. В настоящее время налоговая полиция держит курс на принципиальное изменение подхода к своей деятельности, т.е. постепенное превращение ее в финансовую полицию - мощную структуру, способную осуществлять правоохранительный контроль за реализацией бюджетной политики государства, отслеживать движение финансовых потоков, эффективно бороться со всем спектром экономических преступлений. Оценивая работу ФСНП РФ в 2001 году, соотнося результаты работы с основными характеристиками оперативной обстановки, напрашивается вывод, что решение правоохранительных и правоприменительных задач необходимо поднять на качественно новый уровень. Прочная правовая база позволит реально повысить действенность борьбы с налоговой преступностью. 5.2. Статистические данные по результатам работы Управления ФСНП РФ по Новгородской области за 2001 год Ежегодно, начиная с 1992года, сотрудники Управления ФСНП РФ по Новгородской области выявляют десятки налоговых преступлений и правонарушений, принимая участие в разработке и проведении региональных и межрегиональных операций, таких как (Лес – Северо - Запад(, (Алкоголь - 2001(, (Табак(, (Феррум( и многих других, в результате которых региональный бюджет получает недостающие средства. (Приложение 4) Основные направления работы Управления – выявление преступлений в отраслях: лесной комплекс, сфера оборота лома и отходов металлов, химическая промышленность, неправомерное возмещение из бюджета НДС, анонимные структуры, фирмы – “однодневки”, внешнеэкономическая деятельность. Розыск юридических и физических лиц, совершивших налоговые преступления и правонарушения. Социально-экономическая обстановка в Новгородской области в 2001 году, как и в прошедшем году, характеризовалась незначительным увеличением производства в отдельных отраслях промышленности, ростом взаимных неплатежей и задолженностей, финансовой нестабильностью, почти незаметным повышением, по сравнению с 2000 годом покупательской способности населения, расширяющимися масштабами предпринимательской деятельности и повсеместными нарушениями налогового законодательства. Так, проведенный УИТО Управления анализ материалов контрольно- проверочной деятельности Управления за последние годы, позволяет сделать оценки последствий латентных преступлений и правонарушений в налоговой сфере, в части сокрытия и занижения налогов в бюджеты всех уровней хозяйствующими субъектами Новгородской области. (Приложение 5) За 12 месяцев 2001 года при проведении контрольно-проверочной работы с участием сотрудников Управления ФСНП РФ по Новгородской области выявлено 427 нарушений по проверкам налогового законодательства, из них 314 фактов нарушений в крупных и особо крупных размерах, а также 629 административных правонарушений. Сумма установленного ущерба в форме сокрытия и занижения объектов налогообложения составила 281,3 млн. рублей, выявлено 92 факта ведения финансово-хозяйственной деятельности без госрегистрации и постановки на учет, 67 фактов - без лицензии, 226 нарушений использования контрольно-кассовых машин. В результате оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной деятельности Управления в 2001 году было возбуждено 231 уголовное дело, причем 67,5% этого количества – по налоговым преступлениям. (Приложение 6) В бюджеты и государственные внебюджетные фонды возмещено 409 млн. руб., что превышает итоги прошлого года почти в 3 раза. Сумма установленного причиненного ущерба по оконченным уголовным делам возросла в 9,7 раза и составила 123 млн. рублей, из которых возмещено 113 млн. рублей (91,4%), что более чем в 15 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Имеются положительные результаты работы и на приоритетных направлениях. Так, в сфере лесного комплекса выявлено 62 нарушения налогового законодательства, возбуждено 37 уголовных дел, 6 уголовных дел возбуждено в отношении предприятий – (однодневок(, столько же – в связи с предъявлением незаконных требований по возмещению НДС.[38] В результате уголовно-процессуальной деятельности за этот же период выявлено 244 преступления, из них 182 налоговых. Следует отметить тенденцию стабильно высоких относительных показателей количества нарушений по следующим способам нарушения налогового законодательства: занижение объема реализованной продукции завышение себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Проведенный анализ административной практики показывает, что административные правонарушения в сфере налогообложения наиболее часто совершаются физическими лицами - предпринимателями; по существу правонарушений наиболее распространены - нарушения в учете доходов, ведение бухучета с нарушениями, отсутствие товарно-транспортной документации на алкогольную продукцию. Производство и оборот алкогольной продукции остается на сегодняшний день одной из наиболее привлекательных для совершения налоговых нарушений проблемой, по причине большой доли акцизов и налогов в цене товара. Основными способами ухода от налогообложения являются занижение налогооблагаемой базы путем использования фирм - посредников, расчетов векселями, бартерных операций. Широко распространено осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|