реферат, рефераты скачать
 

Принципы правосудия


Принципы правосудия

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ.

Контрольная работа

по

Правоохранительным органам

на тему

Правосудие и его демократические основы (принципы)

Таганрог, 1999 г.

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть.

1. Отличительные признаки и понятие правосудия.

2. Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие,

истоки и значение.

1. Законность.

2. Осуществление правосудия только судом.

3. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности

суда.

4. Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных

заседателей.

5. Обеспечение права граждан на судебную защиту.

6. Состязательность и равноправие сторон.

7. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому

права на защиту.

8. Презумпция невиновности.

9. Открытое разбирательство дел во всех судах.

10. Национальный язык судопроизводства.

11. Участие граждан в отправлении правосудия.

3. Заключение.

4. Правовые источники.

5. Список использованной литературы.

Введение.

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы,

активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы –

основное звено механизма правоприменения, без которого не может

существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений

государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также

относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с

функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной

деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает

центральное место.

Целью данной контрольной работы является изучение понятия правосудия,

его общей характеристики, анализ его демократических основ.

Отличительные признаки и понятие правосудия.

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести

прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с

принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-

экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина,

прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно

правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица

виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо

иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто

незаконно и необоснованно привлекался к ответственности. Такое же слово

принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из

рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем,

трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других

имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие

также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых

других), возникающих в сфере экономической деятельности между

государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися

предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления

правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т.

д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в

соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них

общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу

приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех

без исключения органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других

физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории

Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение

судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу

они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется

волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого

условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование

об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится

обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может

повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в

этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение

государственным или иным служащим решения, приговора, определения или

постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть

наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере от 200 до

400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух

лет.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не

только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным

направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается

принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд

других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот

вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными

способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или

органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона

о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться

путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по

спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и

организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения

установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении

преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид

государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого

порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было

сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских

и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что

разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора

возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального,

арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства.

Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы,

которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания

(порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и

должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность

выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования

доказательств и т. п.). Все процессуальные предписания в конечном счете

направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и

справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что

оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой

другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту

деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно

определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по

рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном

соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие

законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных

решений.

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие, истоки и значение

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие,

исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного

вида государственной деятельности. Такие положения являются

основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам

организации правосудия, роли и места его органов в государственном

механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для

всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.

Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку

последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую

юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных

законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах,

как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года,

Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика

положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что

содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан,

должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и

для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя

их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или

традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и

деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и

совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных

пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного

сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах,

как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и

политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений

по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны

большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего

являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия

существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется.

Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие

этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким

признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-

настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в

области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации

правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная

власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и

другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И

это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки

содержания принципов правосудия.

Законность

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение

предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых

актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и

организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15

Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения

обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». К законам

относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также

принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие

законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям

Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону,

применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории

Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые

органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если

.суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких

актов или любой иной правовой акт, в том числе изданный федеральным

органом, противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь

не этим актом, а законом.

Особенностью современного понимания принципа законности является то,

что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами

также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает

непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

Оно также получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в

постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции

Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года

№ 8 (БВС. 1996. № 1) разъяснил : «Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции

Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое

действие и применяется на всей территории Российской федерации. В

соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел

следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта,

регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всех необходимых

случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого

действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в

частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее

смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на

возможность ее применения при условии принятия федерального закона,

регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие

положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на

территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской

Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после

вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в

противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом

Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской

Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые

судом правоотношения, отсутствует.

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы

государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных

дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и

федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации)».

Другими словами, в соответствии с данным разъяснением суды не всегда

обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. Прежде чем

применять акты даже столь высокого уровня они должны проверять, насколько

они соответствуют Конституции РФ.

В современных условиях понятие законности как правового принципа

приобрело своеобразие еще и в связи с тем, что Конституция РФ (см. ч. 4 ст.

15) признала особую роль в российской правовой системе международных

договоров Российской Федерации. При определенных условиях законы,

противоречащие таким договорам, тоже могут не применяться судами. И

осуществление данного конституционного положения — уже реальность. Об этом

свидетельствует тот факт, что суды начали напрямую применять положения

международного договора, если какой-то российский закон противоречит ему

или не согласуется с ним. В частности, они, ссылаясь на положения

Международного пакта о гражданских и политических правах, стали принимать

жалобы граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении

преступления, несмотря на то, что существующее законодательство не

предусматривает возможность таких действий судов.

Конституционные новеллы, однако, не следует понимать как какой-то шаг

по умалению роли и значения принципа законности. Как и прежде, он по праву

считается одним из наиболее важных и универсальных, имеющих существенное

значение для всех отраслей права правовых принципов. Его последовательное

проведение в жизнь — непременное условие нормального функционирования всего

государственного механизма:

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что

этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении

его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и

установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там,

где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет

произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнять свою социальную

функцию.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении

правосудия

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали

демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип

законности, к числу универсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство,

права и свободы человека и гражданина — ценности, которые подлежат

первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни,

в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. Юридической базой

для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким

признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. «Человек, его

права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —

обязанность государства».

Эта основополагающая идея развита и конкретизирована во многих

предписаниях Конституции РФ и других законодательных актах, включая те,

которые имеют непосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем

направлениям правоохранительной деятельности. О ряде предписаний такого

рода речь уже шла выше и пойдет в последующих параграфах данной главы и

других главах учебника. Это предписания о равенстве всех перед законом и

судом, презумпции невиновности, праве на защиту от обвинения в

преступлении, состязательности и равноправии сторон, праве на судебную

защиту прав и свобод от каких бы то ни было посягательств, а также о

национальном языке судопроизводства, открытом разбирательстве судебных дел

и т. д. Многие из них имеют существенное значение для создания надлежащих

условий, необходимых для подлинного правосудия как по уголовным, так и

гражданским, в том числе арбитражным делам.

Особого внимания требуют конституционные и иные законодательные

положения, которые призваны гарантировать неприкосновенность личности

человека и гражданина, их частной жизни и жилища.

Соблюдение этих положений — важнейшее условие для осуществления

правосудия во всех сферах. Однако значительную актуальность они имеют для

правосудия, которое осуществляется в связи с разбирательством уголовных

дел. Именно в данной области распространено применение весьма острых мер

государственного принуждения. И это в определенной мере служит реальной

почвой для опасных ошибок, влекущих нередко тяжелые последствия, и даже для

злоупотреблений должностных лиц правоохранительных органов, чрезмерно

усердствующих в стремлении «показать свою власть» либо создать видимость

непримиримого отношения к преступникам, подлинным и нередко мнимым, а порой

— и больших достижений «на ниве борьбы с преступностью».

Многолетний отечественный и зарубежный опыт подсказал, что человек,

привлекаемый к уголовной ответственности и предстающий перед судом в

качестве подсудимого, нуждается в дополнительных средствах защиты его

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.