реферат, рефераты скачать
 

Принципы правосудия


виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке

и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Это и есть

законодательная формула демократического принципа осуществления правосудия

по уголовным делам.

В основе этого принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали,

согласно которой каждый человек должен презюмироваться (предполагаться)

добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на

положения авторитетных международных документов в области прав человека.

Например, в ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических

правах человека сказано: «Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет

право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно

закону».

Хотя формула презумпции невиновности была включена в действовавшую до

12 декабря 1993 года Конституцию РФ сравнительно недавно (лишь в 1992

году), основанные на этой презумпции положения, гарантирующие права лиц,

привлекаемых к уголовной ответственности, были признаны и закреплены

значительно раньше. Например, в уголовно-процессуальном законодательстве

уже давно предписано, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее

дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что

обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и

постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства

виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в

оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение репутацию

оправданного. Из презумпции невиновности вытекают также положения о том,

что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны

толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого), а равно о том, что

недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна

доказанной его невиновности. Эти и некоторые другие положения, вытекающие

из презумпции невиновности, в большинстве своем стали в наши дни

конституционными.

Открытое разбирательство дел во всех судах

«Разбирательство дел во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123

Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается

в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем

гражданам, не являющимся участниками процесса по тому иди иному судебному

делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению

демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в

помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела,

является своеобразной формой народного контроля за правосудием,

дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению

возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о

том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным,

обоснованным.

Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где

проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим

соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности

площади зала председательствующий может распорядиться в целях поддержания

необходимого порядка об ограничении доступа посетителей.

Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения

закрытых заседаний суда. Такие заседания должны проводиться в интересах

охраны государственной тайны. При рассмотрении уголовных дел суд может

своим мотивированным решением (постановлением или определением) закрыть

двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при

разбирательстве Дел о преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими

16 лет, о половых преступлениях, всех иных дел, если это нужно для

предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих

в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения

безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других граждан.

Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения

тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан).

Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с

соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор

всегда оглашаются публично.

Национальный язык судопроизводства

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ «каждый имеет Право на

пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания,

обучения и творчества». В этом конституционном положении конкретно

проявляются особенности национально-государственного устройства Российской

Федерации, основанного на уважении прав и свобод всех населяющих ее

народов.

Данное конституционное предписание уточняется и развивается в ряде

других законодательных актов. К числу таких актов нужно отнести прежде

всего Закон о судебной системе, в котором сказано:

«1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде

Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем

Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных

судах ведутся на русском языке – государственном языке Российской

Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах

общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики,

на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других

судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на

государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства,

обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на

любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами

переводчика».

Заслуживает внимания и ст. 18 Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» от

25 октября 1991 года, которая предусматривает, в частности, что «нарушение

установленного законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР порядка

использования языков в судопроизводстве и делопроизводстве в

правоохранительных органах является основанием для отмены судебного решения

и всех других процессуальных решений, принимаемых по делам, находящимся в

производстве».

Другие законодательные акты вносят еще ряд уточнений и дополнений. В

частности, уголовно-процессуальное законодательство обязывает переводчиков

точно и полно осуществлять свои функции при рассмотрении уголовных дел.

Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность вплоть до

уголовной, причем довольно суровой. В соответствии со ст. 307 УК заведомо

ложный перевод наказывается «штрафом в размере от ста до двухсот

минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного

дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными

работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо

исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех

месяцев». Если такой перевод связан с обвинением лица в совершении тяжкого

или особо тяжкого преступления, то наказание применяется более строгое —

лишение свободы на срок до пяти лет.

Услуги переводчика, оказываемые обвиняемому (подозреваемому,

подсудимому), во всех случаях являются бесплатными. Следственные и судебные

документы вручаются этим лицам в переводе на понятный им язык. Судебная

практика решительно требует, чтобы копии обвинительного заключения и

приговора обязательно вручались подсудимому либо осужденному (оправданному)

в переводе на понятный им язык.

Участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и этого принципа правосудия являются

конституционные предписания. «Граждане Российской Федерации, — говорится в

ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют право участвовать в отправлении

правосудия».

Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителей

народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по

ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по

уголовным делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в

разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может

проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного

заседателя либо арбитражного заседателя.

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные

заседатели пользуются практически равными правами с судьями-

профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается

значительная часть судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных

дел.

Существенно иметь в виду, что в наши дни с участием присяжных

уголовные дела могут разбираться только в тех краевых, областных и

городских судах, в отношении которых имеются специальные решения

законодателя, и, как отмечено выше только по ходатайству подсудимого,

привлекаемого к ответственности за преступление, наказуемое лишением

свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненным лишением свободы или

смертной казнью.

Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседателям,

избираться населением или сослуживцами. Их положено отбирать из числа

граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих

ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о судоустройстве

(например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые не дают

возможности выполнять функции присяжного). На начальных этапах отбор

производится из списков избирателей районов (городов) создаваемыми местной

администрацией комиссиями. Делается это путем случайной выборки кандидатов

из числа избирателей. На последующих этапах, когда появляется необходимость

подобрать присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела, отбор

осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. И на этом этапе

отбора присяжных пользуются методом случайной выборки или жеребьевкой. От

народных заседателей присяжные отличаются также и предоставленными им по

закону правами. Основное отличие — они вправе принимать решение (вердикт)

лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том,

заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных

обязательны для судьи-профессионала, председательствующего в судебном

заседании. В определении меры наказания осужденному и решении ряда других

важных вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу,

присяжные не участвуют. Пока удельный вес уголовных дел, рассматриваемых с

участием присяжных, незначителен.

В соответствии с законодательством народные и присяжные заседатели

вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом

сказано в ст. 1 Закона о статусе судей: «Судебная власть в Российской

Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в

установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей

народа».

Новым явлением для организации российских судов и практики

осуществления правосудия является институт арбитражных заседателей. Он

учрежден в порядке эксперимента Федеральным законом «О введении в действие

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995

года (СЗ РФ. 1995: № 19. Ст. 1710). Первоначально предполагалось, что с

участием арбитражных заседателей дела будут рассматриваться лишь в тех

арбитражных судах, в отношении которых состоится специальное решение

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Такое решение состоялось 5 сентября 1996 года — были утверждены

упоминавшиеся выше Положение об эксперименте по рассмотрению дел с

привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых

проводится эксперимент, и списки арбитражных заседателей для этих судов. В

перечень были включены арбитражные суды 14 субъектов Российской Федерации

(области Брянская, Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г.

Москва и др.). Но с принятием 31 декабря 1996 года Закона о судебной

системе этот институт перестал быть экспериментальным, ему предоставлена

«постоянная прописка» во всех российских арбитражных судах.

Для характеристики арбитражных заседателей существенным является то,

что при рассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются

правами, равными с правами судей-профессионалов.

Действующее законодательство предусматривает и иные формы привлечения

представителей народа к участию в отправлении правосудия, с которыми в наши

дни можно столкнуться не так уж часто. Их имеет в виду, например, ст. 250

УПК, где речь идет о выполнении функций обвинения и защиты. Общественные

обвинители и общественные защитники наделены сравнительно широкими правами

при разбирательстве уголовных дел. Общественный обвинитель, к примеру,

вправе представлять доказательства, принимать участие в их исследовании,

заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях. Он также

вправе высказать свои соображения о целесообразности применения или

неприменения наказания, юридической квалификации содеянного подсудимым,

конкретной меры наказания и т. д. Аналогичным объемом прав наделены и

общественные защитники.

Представители общественных организаций и трудовых коллективов наделены

определенными возможностями участия в разбирательстве и гражданских дел в

судах. Чаще всего такие возможности используются в связи с рассмотрением

трудовых споров, споров, касающихся воспитания детей, взыскания алиментов,

разрешением вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих

спиртными напитками или наркотиками, и т. д.

Заключение.

В данной контрольной работе рассмотрены понятие правосудия, его

отличительные признаки, изучены его демократические основы, их понятие,

истоки и значение, а также проанализированы демократические принципы

отправления правосудия, такие как:

Законность.

Осуществление правосудия только судом.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Обеспечение права граждан на судебную защиту.

Состязательность и равноправие сторон.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.

Презумпция невиновности.

Открытое разбирательство дел во всех судах.

Национальный язык судопроизводства.

Правосудие – такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет

прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных

интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных

организаций, должностных лиц. Его задачам так или иначе подчинено

выполнение практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о

правосудии, не умаляя ни в коей мере значения других функций, можно

говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы в целом.

И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в соответствии с

его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и

решении разнообразных уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение

Конституции РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней

закреплены.

Правовые источники

Конституция РФ — ст. 15, 18, 19, 26, 32, 45—49, 119-121 и 123.

Закон о судебной системе — ст. 5, 7 и 8-10.

Закон о статусе судей — ст. 1, 9, 10 и 16 (ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792;

1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399).

Закон о Конституционном Суде — ст. 5, 6 и 13 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.

1447),

Закон об арбитражных судах — ст. 4—7 (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589).

Закон о судоустройстве — ст. 4, 70, 80—88 (ВВС. 1981. № 28. Ст. 976;

1992. № 27. Ст. 1560; 1993. № 33. Ст. 1313).

Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 года — ст. 18

(ВВС. 1991. № 50. Ст. 1740).

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан» от 27 апреля 1993 года — ст. 1 и 2 (ВВС. 1993. № 19. Ст.

685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970).

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года — ст. 2

и 5 (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455).

Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995 года — ст. 8 (СЗ РФ. 1995. №

19. Ст. 1710).

УПК — ст. 13—20, 35, 46, 245, 259, 421,423, 426,429,438,440 и 443.

УК — ст. 294, 297, 307, 311 и 315.

ГПК — ст. 5—7, 9, 14, 33, 113 и 176.

АПК — ст. 4—10 и 13.

КоАП — ст. 165' и 1655.

Всеобщая декларация прав человека — ст. 10 (Документы и материалы. С.

413—419).

Международный пакт о гражданских и политических правах — ст. 2 и 14

(Документы и материалы. С. 302—320).

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации—

ст. 8 (Документы и материалы. С. 280—292).

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения и наказания— (t. 17 (Документы и материалы. С.

384—397).

Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением

арбитражных заседателей, утвержденное Постановлением Пленума Высшего

Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 года (ВВАС. 1996. № 11).

Список использованной литературы.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1998.

Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.

Семмёнова. М., 1990.

Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1.М., 1994

Скитович В.В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник МГУ.

1993. №3.с. 20

Ершов В.В. Халдеев Л.С. Проблемы рассмотрения уголовных дел судом

присяжных // Государство и право. 1994. № 2. С. 75.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.