| |||||
МЕНЮ
| Правовое положение участников рынка ценных бумаггосударственного регулирования и внутренних решений саморегулируемых организаций. Эффективным инструментом регулирования является также Третейский суд НАУФОР, позволяющий оперативно разрешать конфликты, возникающие между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. «Споры между членами саморегулируемой организации, а также между членами саморегулируемой организации и их клиентами могут разрешаться по соглашению сторон в постоянно действующем третейском суде, создаваемом саморегулируемой организацией или в постоянно действующем третейском суде, с которым саморегулируемая организация заключила соответствующий договор»[16]. Предписания саморегулируемых организаций имеют характер соглашения с участниками и обязательны для исполнения. Санкции за нарушение белее строги, нежели государственное воздействие. Такими санкциями являются: «письменное предложения члену саморегулируемой организации устранить нарушение. Наложения штрафа на члена саморегулируемой организации, руководителей и специалистов. Направления представления в лицензирующий орган о приостановлении действия или аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исключения из числа членов саморегулируемой организации и иных мер»[17]. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» деятельность саморегулируемых организаций может быть приостановлена ФКЦБ путем отзыва лицензии. Параграф 2.3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в экономику, правового обеспечения и контроля за деятельностью складывающейся на рынке ценных бумаг органы государственной власти наделяются определенными полномочиями для реализации данных задач. Главными органами государственного регулирования современного российского рынка ценных бумаг являются: - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ); - Министерство финансов РФ; - Банк России; - Комитет по управлению государственным имуществом РФ; - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; - Министерство по налогам и сборам и т. д. Они призваны выполнять следующие функции: - Регистрацию участников рынка; - Обеспечение достоверной информации о выпуске и обращении ценных бумаг; - Контроль и поддержание правопорядка на рынке. Деятельность государственных органов власти на рынке ценных бумаг будет рассмотрена на примере Федеральной комиссии по ценным бумагам. Для координации деятельности государственных органов по управлению ценными бумагами в конце 1992 г. при Президенте была организована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, наделенная консультативными и координационными функциями. В середине 1996 г. эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг которая «является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг»[18]. Правовое положение ФКЦБ регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Указом Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». ФКЦБ имеет широкие полномочия в части регулирования деятельности на рынке ценных бумаг: 1) разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг; 3) установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами; 4) установление порядка лицензирования и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий; 5) выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий; 6) определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг; 7) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России; 8) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; 9) утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследований по вопросам развития рынка ценных бумаг; 10) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы и т.д. При ФКЦБ функционирует Экспертный совет, в который входят представители государственных органов и организаций, деятельность которых связаны с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты. В его компетенцию входят вопросы подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной комиссии; разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг; предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В главе 2 были рассмотрены правовые основы деятельности фондовой биржи, главная функция которой заключается в обеспечении концентрации спроса и предложения ценных бумаг, обеспечивать их сбалансированность путем биржевого ценообразования. Освещены цели деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников, которые разрабатывают внутри корпоративные правила поведения и деятельности на рынке ценных бумаг, приближая деятельность российских бирж к иностранным аналогам и международным правилам. Нужно отметить тот факт, что регулирование фондового рынка осуществляется на основании Федерального закона «О рынке ценных бумаг», что является явно не недостаточным. В современных условиях при бурном развитии рынка ценных бумаг и биржевой деятельности в целом, необходимо принятие специального закона, который бы регулировал данную сферу правоотношений белее конкретно, раскрывая специфику каждого вида бирж существующих в данный момент в России. Деятельность ФКЦБ как одного из институтов государства имеет огромное значение и то место, которое отведено в данной работе освещению правового положения ФКЦБ было просто необходимо, чтобы очертить круг правомочий ФКЦБ. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основным приемом проведения научного исследования в объеме представленной работы, было проведено с позиций государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Государство как непосредственный участник указанных правоотношений играет доминирующую роль на рынке ценных бумаг и от него во многом зависит то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и на международной арене. Основной целью государственного правового регулирования является установление конкретных критериев деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также формулирует некоторые обязательные требования, предъявляемые к ним. Особое внимание уделено проблеме лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж, саморегулиремых организаций, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», контроль за использованием лицензий осуществляют органы, выдавшие лицензию (ФКЦБ), причем в случаях нарушения правил действующего законодательства РФ о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг применяются санкции в виде отзыва выданной лицензии. Лицензирование тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов, необходимо для их деятельности. В ходе лицензирования, во-первых, выясняется профессиональная пригодность фирмы и ее сотрудников; во-вторых, ее финансовое положение, достаточность собственных средств, устанавливаются нормативные показатели, ограничивающие рынки по операциям с ценными бумагами. Устанавливаются также условия ограничения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, во многом базирующиеся на недопущении ее монополизации. С целью воспрепятствования «недобросовестным» операция на рынке ценных бумаг государство выполняет властные функции, предпринимает ряд мер, направленных на то, чтобы в максимальной степени обеспечить защиту интересов частных инвесторов. Общемировая практика государственного воздействия на рынок ценных бумаг в качестве одного из направлений способа контроля предусматривает создание глобальной национальной телекоммуникационной системы, позволяющей сформировать единое информационное пространство в рамках государства. Создание такой системы даст возможность реально координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, эффективно осуществлять контроль за соблюдением законности при проведении операций и выполнении единых правил регистрации ценных бумаг, торговли ими, составлении отчетности, что существенно облегчит и ускорит деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг по совершению сделок на фондовых биржах. Высокий престиж фондовой биржи (рынка ценных бумаг) в мире обусловлен тем, что биржи имеют статус некоммерческой организации, высокую культуру и современные технологии в организации торговли, наличие специального набора требований к фондовым инструментам, эффективные механизмы гарантирования исполнения сделок, строгие требования к членам биржи и ассоциированным лицам, высокую квалификацию персонала. Все перечисленное относится не только к рынку ценных бумаг, но и к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. В данной работе дан анализ правового положения профессиональных участников рынка ценных бумаг и участников, обеспечивающих деятельность рынка ценных бумаг. Даны общие и отличительные моменты характерные для конкретного вида деятельности, так и для нескольких. Приведенные примеры, характеризующие отдельные моменты существования фондового рынка в зарубежных странах, наиболее ярко показывают тенденции развития российского рынка ценных бумаг и его профессиональных участников. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Брокерская деятельность. |Предъявляемые | | | |требования | | | |Статус субъекта |Коммерческая |Коммерческая | | |организация |организация | | |(Акционерное общество)|(Общество с | | | |ограниченной | |Размер собственного | |ответственностью) | |капитала |5 000 тыс. руб. | | | | |5 000 тыс. руб. | |Наличие специалистов, | | | |имеющих |не менее двух | | |квалифицированный | |не менее двух | |аттестат | | | Таблица 3. Дилерская деятельность. |Предъявляемые | | | |требования | | | |Статус субъекта |Коммерческая |Коммерческая | | |организация |организация | | |(Акционерное общество)|(Общество с | | | |ограниченной | |Размер собственного | |ответственностью) | |капитала |500 тыс. руб. | | | | |500 тыс. руб. | |Наличие специалистов, | | | |имеющих |не менее двух | | |квалифицированный | |не менее двух | |аттестат | | | Таблица 5. Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. |Предъявляемые | | | | | |требования | | | | | |Статус субъекта |коммерческие |коммерческие |банк или |индивидуаль| | |организации |организации |иная |ный | | |любой |любой |кредитная |предпринима| | |организационно-|организационно|организаци|тель | | |правовой формы,|-правовой |я | | | |которые |формы, не | | | | |являются |являющиеся | | | | |непосредственны|эмитентами | | | | |ми эмитентами |ценных бумаг, | | | | |данных ценных |кроме банков | | | | |бумаг |или кредитных | | | | | |организаций | | | |Размер | | | | | |собственного |5 000 тыс. руб.|5 000 тыс. | |5 000 тыс. | |капитала | |руб. |5 000 тыс.|руб. | | | | |руб. | | |Наличие | | | | | |специалистов, | | | |один | |имеющих |не менее двух |не менее двух |не менее | | |квалифицированный| | |двух | | |аттестат | | | | | Таблица 6. Клиринговая деятельность. |Предъявляемые | | | |требования | | | |Статус субъекта |Коммерческая |Некоммерческая | | |организация |организация | | |(Закрытое акционерное |(Некоммерческое | | |общество) |партнерство) | | | | | |Размер собственного |с 01.07.2002 – 10 000|с 01.07.2002 – 10 000 | |капитала |тыс. руб. |тыс. руб. | | |с 01.01.2003 – 15 000 |с 01.01.2003 – 15 000 | | |тыс. руб. |тыс. руб. | |Наличие специалистов, | | | |имеющих | | | |квалифицированный |не менее двух |не двух трех | |аттестат | | | Таблица 7. Депозитарная деятельность. |Предъявляемые | | | | |требования | | | | |Статус субъекта |Коммерческая |Некоммерчес|Федеральное| | |организация |кая |государстве| | |(Акционерное |организация|нное | | |общество | |унитарное | | |Общество с | |предприятие| | |ограниченной | | | | |ответственнос тью)| | | |Размер собственного | |с |с | |капитала |с 01.07.2002 – |01.07.2002 |01.07.2002 | | |15 000 тыс. руб. |– 15 000 |– 15 000 | | |с 01.01.2003 – |тыс. руб. |тыс. руб. | | |20 000 тыс. руб. |с |с | | | |01.01.2003 |01.01.2003 | |Размер собственного | |– 20 000 |– 20 000 | |капитала связанного с |с 01.07.2002 – |тыс. руб. |тыс. руб. | |осуществлением депозитарных|25 000 тыс. руб. | | | |операций по итогам сделок с|с 01.01.2003 – |с |с | |ценными бумагами, |35 000 тыс. руб. |01.07.2002 |01.07.2002 | |совершенных через | |– 25 000 |– 25 000 | |организаторов торговли на | |тыс. руб. |тыс. руб. | |рынке ценных бумаг на | |с |с | |основании договоров | |01.01.2003 |01.01.2003 | |заключенных с этими | |– 35 000 |– 35 000 | |организаторами и (или) | |тыс. руб. |тыс. руб. | |клиринговыми организациями.| | | | | |Не менее двух | | | | | | | | |Наличие специалистов, | | | | |имеющих квалифицированный | | | | |аттестат | |Не менее |Не менее | | | |двух |двух | Таблица 8. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. | |Подвиды деятельности |по организации торгов на| | | |РЦБ | |Предъявляемые |Организатор внебиржевой |Фондовая биржа | |требования |торговли | | |Статус субъекта |Коммерческая организация|Некоммерческое | | | |партнерство | | |(Закрытое акционерное | | | |общество) | | |Размер собственного | | | |капитала |с 01.07.2002–25 000 тыс.|с 01.07.2002–25 000 тыс.| | |руб. |руб. | | |с 01.01.2003–30 000 тыс.|с 01.01.2003–30 000 тыс.| |Наличие специалистов, |руб. |руб. | |имеющих | | | |квалифицированный |сполнительные директора;|исполнительные | |аттестат |руководители комитетов и|директора; руководители | | |подразделений, |комитетов и | | |непосредственно |подразделений, | | |обеспечивающих |непосредственно | | |соблюдение и контроль за|обеспечивающих | | |соблюдением правил |соблюдение и контроль за| | |организатора торговли, |соблюдением правил | | |правил листинга и |организатора торговли, | | |делистинга ЦБ, правил |правил листинга и | | |раскрытия информации |делистинга ЦБ, правил | | |организатора торговли; |раскрытия информации | | |служащие организатора |организатора торговли; | | |торговли, работающие в |служащие организатора | | |торговом зале или |торговли, работающие в | | |занятые поддержанием |торговом зале или | | |компьютерных систем. |занятые поддержанием | | | |компьютерных систем. | IV. ЛИТЕРАТУРА. 1. Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918. 2. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» //СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3357. 3. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1008 №Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3356. 4. Постановление ФКЦБ от 04.01.2002 г. № 1/пс «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 54, 27.03.2002. 5. Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 г. № 32/пс «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 186, 02.10.2002. 6. Постановление ФКЦБ от 11.10.99 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 24, 03.02.2000. 7. Постановление ФКЦБ от 23.03.2001 г. № 6 «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 101, 29.05.2001. 8. Постановление ФКЦБ от 22.09.2000 г. № 18 «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов» //Российская газета, № 239, 19.12.2000. 9. Постановление ФКЦБ от 15.08.2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Российская газета, № 205, 24.10.2000 10. Постановление ФКЦБ от 23.11.98 г. № 50 «Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Вестник ФКЦБ России, № 11, 25.11.1998. 11. Постановление ФКЦБ от 02.10.97 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» //Экономика и жизнь, № 51, 1997. 12. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» //Экономика и жизнь, № 48, 1997. 13. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения» // Экономика и жизнь, № 50, 1997. 14. Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, № 4, 07.07.1997. 15. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1992. 16. Андреев В.К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг. //Государство и право, № 3, 1997. 17. Андриянов К.В., Казиахмедов Г.М., Крылов А.А., Лужков М.Ю. Особенности формирования рынка ценных бумаг в России. М., Экономика 2002. 18. Биржи и их роль в рыночной экономике. М., 1991. 19. Голубков А. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. //Закон, № 6, 1997. 20. Грызунов В., Подольский Н. Профессиональная и предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. //Хозяйство и право, № 3, 1997. 21. Демушкина Е. Некоторые различия в подходах к законодательному регулированию рынка ценных бумаг. // Хозяйство и право, № 4, 1995. 22. Дробышев П.Ю. Доверительное управление ценными бумагами попадает в правовое поле. //Рынок ценных бумаг, № 2, 1998. 23. Михеева Л. Ценные бумаги и денежные средства как объекты доверительного управления // Хозяйство и право, № 9, 1998. 24. Рохина О. Банк как организатор торгов и участник биржевых торгов ценными бумагами. // Хозяйство и право, № 8-9, 1997. 25. Рукавишникова И.В. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг. // Хозяйство и право, № 1-2, 1997 26. Рынок ценных бумаг и биржевое право. Учебник. Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М., ЮНИТИ 2002. 27. Савин И. Договор брокерских компаний о номинальном держателе. // Рынок ценных бумаг, № 1, 1997. 28. Ханкин П. Саморегулирование на рынке ценных бумаг. //Рынок ценных бумаг, № 17, 1997. 29. Шеленкова Н. Биржевая тайна и ее содержание. //Рынок ценных бумаг, № 15 1997. ----------------------- [1] Андриянов К.В., Казиахмедов Г.М., Крылов А.А., Лужков М.Ю. Особенности формирования рынка ценных бумаг в России. М.; Экономика 2002. с. 23-24. [2] Голубков А. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. //Закон, № 6, 1997, с. 27. [3] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 3 [4] Там же. ст. 4. [5] Там же. ст. 5. [6] Там же ст. 6. [7]Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 г. № 32/пс «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации»//Российская газета № 186 от 02.10.2002, раздел VI, п п 6.4. – 6.6. [8] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 7. [9] Постановление ФКЦБ от 16.10.97 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения» //Экономика и жизнь, № 50, 1997, раздел 7, п. 7.1. [10] Там же раздел 12, пп.12.1. –12.2. [11] Там же. Раздел 11, п. 11.6. [12] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст.8. [13] Там же. ст. 8. [14] Там же ст. 9. [15] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 11. [16] Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг» //Вестник ФКЦБ России», № 4, 07.07.1997, раздел 8. [17] Там же. Раздел 7. [18] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 40. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|