реферат, рефераты скачать
 

Правовое положение участников рынка ценных бумаг


государственного регулирования и внутренних решений саморегулируемых

организаций.

Эффективным инструментом регулирования является также Третейский суд

НАУФОР, позволяющий оперативно разрешать конфликты, возникающие между

профессиональными участниками рынка ценных бумаг. «Споры между членами

саморегулируемой организации, а также между членами саморегулируемой

организации и их клиентами могут разрешаться по соглашению сторон в

постоянно действующем третейском суде, создаваемом саморегулируемой

организацией или в постоянно действующем третейском суде, с которым

саморегулируемая организация заключила соответствующий договор»[16].

Предписания саморегулируемых организаций имеют характер соглашения с

участниками и обязательны для исполнения. Санкции за нарушение белее

строги, нежели государственное воздействие. Такими санкциями являются:

«письменное предложения члену саморегулируемой организации устранить

нарушение.

Наложения штрафа на члена саморегулируемой организации, руководителей и

специалистов.

Направления представления в лицензирующий орган о приостановлении

действия или аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

Исключения из числа членов саморегулируемой организации и иных

мер»[17].

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»

деятельность саморегулируемых организаций может быть приостановлена ФКЦБ

путем отзыва лицензии.

Параграф 2.3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в

экономику, правового обеспечения и контроля за деятельностью складывающейся

на рынке ценных бумаг органы государственной власти наделяются

определенными полномочиями для реализации данных задач.

Главными органами государственного регулирования современного

российского рынка ценных бумаг являются:

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

- Министерство финансов РФ;

- Банк России;

- Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

- Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства;

- Министерство по налогам и сборам и т. д.

Они призваны выполнять следующие функции:

- Регистрацию участников рынка;

- Обеспечение достоверной информации о выпуске и обращении ценных бумаг;

- Контроль и поддержание правопорядка на рынке.

Деятельность государственных органов власти на рынке ценных бумаг будет

рассмотрена на примере Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Для координации деятельности государственных органов по управлению

ценными бумагами в конце 1992 г. при Президенте была организована Комиссия

по ценным бумагам и фондовым биржам, наделенная консультативными и

координационными функциями. В середине 1996 г. эта комиссия была

преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг которая

«является федеральным органом исполнительной власти по проведению

государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за

деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через

определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии

ценных бумаг»[18].

Правовое положение ФКЦБ регулируется Федеральным законом «О рынке

ценных бумаг» и Указом Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О Федеральной

комиссии по рынку ценных бумаг».

ФКЦБ имеет широкие полномочия в части регулирования деятельности на

рынке ценных бумаг:

1) разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по

вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии

ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих

эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка

регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;

4) установление порядка лицензирования и осуществление лицензирования

различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а

также приостановление или аннулирование указанных лицензий;

5) выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по

лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг,

а также приостановление или аннулирование указанных лицензий;

6) определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе

паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих

компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

7) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными

участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями

профессиональных участников рынка ценных бумаг законодательства Российской

Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ

России;

8) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на

рынке ценных бумаг;

9) утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и

организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными

бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследований по

вопросам развития рынка ценных бумаг;

10) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых

актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования

деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций

профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением

законодательных и иных нормативных правовых актов о ценных бумагах,

проведение их экспертизы и т.д.

При ФКЦБ функционирует Экспертный совет, в который входят представители

государственных органов и организаций, деятельность которых связаны с

регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных

участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций

профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных

общественных объединений и независимые эксперты.

В его компетенцию входят вопросы подготовку и предварительное

рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной

комиссии; разработку предложений по основным направлениям регулирования

рынка ценных бумаг; предварительное рассмотрение проектов постановлений,

принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого

члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В главе 2 были рассмотрены правовые основы деятельности фондовой биржи,

главная функция которой заключается в обеспечении концентрации спроса и

предложения ценных бумаг, обеспечивать их сбалансированность путем

биржевого ценообразования. Освещены цели деятельности саморегулируемых

организаций профессиональных участников, которые разрабатывают внутри

корпоративные правила поведения и деятельности на рынке ценных бумаг,

приближая деятельность российских бирж к иностранным аналогам и

международным правилам. Нужно отметить тот факт, что регулирование

фондового рынка осуществляется на основании Федерального закона «О рынке

ценных бумаг», что является явно не недостаточным. В современных условиях

при бурном развитии рынка ценных бумаг и биржевой деятельности в целом,

необходимо принятие специального закона, который бы регулировал данную

сферу правоотношений белее конкретно, раскрывая специфику каждого вида бирж

существующих в данный момент в России.

Деятельность ФКЦБ как одного из институтов государства имеет огромное

значение и то место, которое отведено в данной работе освещению правового

положения ФКЦБ было просто необходимо, чтобы очертить круг правомочий ФКЦБ.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основным приемом проведения научного исследования в объеме

представленной работы, было проведено с позиций государственного

регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных

бумаг.

Государство как непосредственный участник указанных правоотношений

играет доминирующую роль на рынке ценных бумаг и от него во многом зависит

то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и на международной

арене.

Основной целью государственного правового регулирования является

установление конкретных критериев деятельности профессиональных участников

рынка ценных бумаг.

Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг, а также формулирует некоторые обязательные требования,

предъявляемые к ним. Особое внимание уделено проблеме лицензирования

деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых

бирж, саморегулиремых организаций, а также деятельности по ведению реестра

владельцев ценных бумаг. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О

рынке ценных бумаг», контроль за использованием лицензий осуществляют

органы, выдавшие лицензию (ФКЦБ), причем в случаях нарушения правил

действующего законодательства РФ о рынке ценных бумаг к профессиональным

участникам рынка ценных бумаг применяются санкции в виде отзыва выданной

лицензии. Лицензирование тех, кто торгует ценными бумагами или

консультирует инвесторов, необходимо для их деятельности. В ходе

лицензирования, во-первых, выясняется профессиональная пригодность фирмы и

ее сотрудников; во-вторых, ее финансовое положение, достаточность

собственных средств, устанавливаются нормативные показатели, ограничивающие

рынки по операциям с ценными бумагами.

Устанавливаются также условия ограничения профессиональной деятельности

на рынке ценных бумаг, во многом базирующиеся на недопущении ее

монополизации. С целью воспрепятствования «недобросовестным» операция на

рынке ценных бумаг государство выполняет властные функции, предпринимает

ряд мер, направленных на то, чтобы в максимальной степени обеспечить защиту

интересов частных инвесторов.

Общемировая практика государственного воздействия на рынок ценных бумаг

в качестве одного из направлений способа контроля предусматривает создание

глобальной национальной телекоммуникационной системы, позволяющей

сформировать единое информационное пространство в рамках государства.

Создание такой системы даст возможность реально координировать

функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, эффективно

осуществлять контроль за соблюдением законности при проведении операций и

выполнении единых правил регистрации ценных бумаг, торговли ими,

составлении отчетности, что существенно облегчит и ускорит деятельность

профессиональных участников рынка ценных бумаг по совершению сделок на

фондовых биржах.

Высокий престиж фондовой биржи (рынка ценных бумаг) в мире обусловлен

тем, что биржи имеют статус некоммерческой организации, высокую культуру и

современные технологии в организации торговли, наличие специального набора

требований к фондовым инструментам, эффективные механизмы гарантирования

исполнения сделок, строгие требования к членам биржи и ассоциированным

лицам, высокую квалификацию персонала. Все перечисленное относится не

только к рынку ценных бумаг, но и к профессиональным участникам рынка

ценных бумаг.

В данной работе дан анализ правового положения профессиональных

участников рынка ценных бумаг и участников, обеспечивающих деятельность

рынка ценных бумаг. Даны общие и отличительные моменты характерные для

конкретного вида деятельности, так и для нескольких. Приведенные примеры,

характеризующие отдельные моменты существования фондового рынка в

зарубежных странах, наиболее ярко показывают тенденции развития российского

рынка ценных бумаг и его профессиональных участников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.

Брокерская деятельность.

|Предъявляемые | | |

|требования | | |

|Статус субъекта |Коммерческая |Коммерческая |

| |организация |организация |

| |(Акционерное общество)|(Общество с |

| | |ограниченной |

|Размер собственного | |ответственностью) |

|капитала |5 000 тыс. руб. | |

| | |5 000 тыс. руб. |

|Наличие специалистов, | | |

|имеющих |не менее двух | |

|квалифицированный | |не менее двух |

|аттестат | | |

Таблица 3.

Дилерская деятельность.

|Предъявляемые | | |

|требования | | |

|Статус субъекта |Коммерческая |Коммерческая |

| |организация |организация |

| |(Акционерное общество)|(Общество с |

| | |ограниченной |

|Размер собственного | |ответственностью) |

|капитала |500 тыс. руб. | |

| | |500 тыс. руб. |

|Наличие специалистов, | | |

|имеющих |не менее двух | |

|квалифицированный | |не менее двух |

|аттестат | | |

Таблица 5.

Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами.

|Предъявляемые | | | | |

|требования | | | | |

|Статус субъекта |коммерческие |коммерческие |банк или |индивидуаль|

| |организации |организации |иная |ный |

| |любой |любой |кредитная |предпринима|

| |организационно-|организационно|организаци|тель |

| |правовой формы,|-правовой |я | |

| |которые |формы, не | | |

| |являются |являющиеся | | |

| |непосредственны|эмитентами | | |

| |ми эмитентами |ценных бумаг, | | |

| |данных ценных |кроме банков | | |

| |бумаг |или кредитных | | |

| | |организаций | | |

|Размер | | | | |

|собственного |5 000 тыс. руб.|5 000 тыс. | |5 000 тыс. |

|капитала | |руб. |5 000 тыс.|руб. |

| | | |руб. | |

|Наличие | | | | |

|специалистов, | | | |один |

|имеющих |не менее двух |не менее двух |не менее | |

|квалифицированный| | |двух | |

|аттестат | | | | |

Таблица 6.

Клиринговая деятельность.

|Предъявляемые | | |

|требования | | |

|Статус субъекта |Коммерческая |Некоммерческая |

| |организация |организация |

| |(Закрытое акционерное |(Некоммерческое |

| |общество) |партнерство) |

| | | |

|Размер собственного |с 01.07.2002 – 10 000|с 01.07.2002 – 10 000 |

|капитала |тыс. руб. |тыс. руб. |

| |с 01.01.2003 – 15 000 |с 01.01.2003 – 15 000 |

| |тыс. руб. |тыс. руб. |

|Наличие специалистов, | | |

|имеющих | | |

|квалифицированный |не менее двух |не двух трех |

|аттестат | | |

Таблица 7.

Депозитарная деятельность.

|Предъявляемые | | | |

|требования | | | |

|Статус субъекта |Коммерческая |Некоммерчес|Федеральное|

| |организация |кая |государстве|

| |(Акционерное |организация|нное |

| |общество | |унитарное |

| |Общество с | |предприятие|

| |ограниченной | | |

| |ответственнос тью)| | |

|Размер собственного | |с |с |

|капитала |с 01.07.2002 – |01.07.2002 |01.07.2002 |

| |15 000 тыс. руб. |– 15 000 |– 15 000 |

| |с 01.01.2003 – |тыс. руб. |тыс. руб. |

| |20 000 тыс. руб. |с |с |

| | |01.01.2003 |01.01.2003 |

|Размер собственного | |– 20 000 |– 20 000 |

|капитала связанного с |с 01.07.2002 – |тыс. руб. |тыс. руб. |

|осуществлением депозитарных|25 000 тыс. руб. | | |

|операций по итогам сделок с|с 01.01.2003 – |с |с |

|ценными бумагами, |35 000 тыс. руб. |01.07.2002 |01.07.2002 |

|совершенных через | |– 25 000 |– 25 000 |

|организаторов торговли на | |тыс. руб. |тыс. руб. |

|рынке ценных бумаг на | |с |с |

|основании договоров | |01.01.2003 |01.01.2003 |

|заключенных с этими | |– 35 000 |– 35 000 |

|организаторами и (или) | |тыс. руб. |тыс. руб. |

|клиринговыми организациями.| | | |

| |Не менее двух | | |

| | | | |

|Наличие специалистов, | | | |

|имеющих квалифицированный | | | |

|аттестат | |Не менее |Не менее |

| | |двух |двух |

Таблица 8.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

| |Подвиды деятельности |по организации торгов на|

| | |РЦБ |

|Предъявляемые |Организатор внебиржевой |Фондовая биржа |

|требования |торговли | |

|Статус субъекта |Коммерческая организация|Некоммерческое |

| | |партнерство |

| |(Закрытое акционерное | |

| |общество) | |

|Размер собственного | | |

|капитала |с 01.07.2002–25 000 тыс.|с 01.07.2002–25 000 тыс.|

| |руб. |руб. |

| |с 01.01.2003–30 000 тыс.|с 01.01.2003–30 000 тыс.|

|Наличие специалистов, |руб. |руб. |

|имеющих | | |

|квалифицированный |сполнительные директора;|исполнительные |

|аттестат |руководители комитетов и|директора; руководители |

| |подразделений, |комитетов и |

| |непосредственно |подразделений, |

| |обеспечивающих |непосредственно |

| |соблюдение и контроль за|обеспечивающих |

| |соблюдением правил |соблюдение и контроль за|

| |организатора торговли, |соблюдением правил |

| |правил листинга и |организатора торговли, |

| |делистинга ЦБ, правил |правил листинга и |

| |раскрытия информации |делистинга ЦБ, правил |

| |организатора торговли; |раскрытия информации |

| |служащие организатора |организатора торговли; |

| |торговли, работающие в |служащие организатора |

| |торговом зале или |торговли, работающие в |

| |занятые поддержанием |торговом зале или |

| |компьютерных систем. |занятые поддержанием |

| | |компьютерных систем. |

IV. ЛИТЕРАТУРА.

1. Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

//СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918.

2. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О федеральной комиссии по

рынку ценных бумаг» //СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3357.

3. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1008 №Об утверждении Концепции

развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ, №

28, 08.07.1996, ст. 3356.

4. Постановление ФКЦБ от 04.01.2002 г. № 1/пс «Об утверждении

Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на

рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 54, 27.03.2002.

5. Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 г. № 32/пс «Об утверждении

Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в

Российской Федерации» //Российская газета, № 186, 02.10.2002.

6. Постановление ФКЦБ от 11.10.99 г. № 9 «Об утверждении Правил

осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных

бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 24,

03.02.2000.

7. Постановление ФКЦБ от 23.03.2001 г. № 6 «Об утверждении Правил

осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых

сделок на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 101,

29.05.2001.

8. Постановление ФКЦБ от 22.09.2000 г. № 18 «Об утверждении Правил

осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с

использованием денежных средств клиентов» //Российская газета, №

239, 19.12.2000.

9. Постановление ФКЦБ от 15.08.2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка

лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных

бумаг Российской Федерации» //Российская газета, № 205, 24.10.2000

10. Постановление ФКЦБ от 23.11.98 г. № 50 «Об утверждении Положения о

лицензировании различных видов профессиональной деятельности на

рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Вестник ФКЦБ России, №

11, 25.11.1998.

11. Постановление ФКЦБ от 02.10.97 г. № 27 «Об утверждении Положения о

ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» //Экономика и

жизнь, № 51, 1997.

12. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 37 «Об утверждении Положения о

доверительном управлении ценными бумагами и средствами

инвестирования в ценные бумаги» //Экономика и жизнь, № 48, 1997.

13. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 36 «Об утверждении Положения о

депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении

порядка введения его в действие и области применения»

// Экономика и жизнь, № 50, 1997.

14. Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о

саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка

ценных бумаг и Положения о лицензировании профессиональных

участников рынка ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, № 4,

07.07.1997.

15. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1992.

16. Андреев В.К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг.

//Государство и право, № 3, 1997.

17. Андриянов К.В., Казиахмедов Г.М., Крылов А.А., Лужков М.Ю.

Особенности формирования рынка ценных бумаг в России. М., Экономика

2002.

18. Биржи и их роль в рыночной экономике. М., 1991.

19. Голубков А. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

//Закон, № 6, 1997.

20. Грызунов В., Подольский Н. Профессиональная и предпринимательская

деятельность на рынке ценных бумаг. //Хозяйство и право, № 3, 1997.

21. Демушкина Е. Некоторые различия в подходах к законодательному

регулированию рынка ценных бумаг. // Хозяйство и право, № 4, 1995.

22. Дробышев П.Ю. Доверительное управление ценными бумагами попадает в

правовое поле. //Рынок ценных бумаг, № 2, 1998.

23. Михеева Л. Ценные бумаги и денежные средства как объекты

доверительного управления // Хозяйство и право, № 9, 1998.

24. Рохина О. Банк как организатор торгов и участник биржевых торгов

ценными бумагами. // Хозяйство и право, № 8-9, 1997.

25. Рукавишникова И.В. Основные формы государственного воздействия на

рынок ценных бумаг. // Хозяйство и право, № 1-2, 1997

26. Рынок ценных бумаг и биржевое право. Учебник. Под ред. О.И.

Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М., ЮНИТИ 2002.

27. Савин И. Договор брокерских компаний о номинальном держателе.

// Рынок ценных бумаг, № 1, 1997.

28. Ханкин П. Саморегулирование на рынке ценных бумаг. //Рынок ценных

бумаг, № 17, 1997.

29. Шеленкова Н. Биржевая тайна и ее содержание. //Рынок ценных бумаг,

№ 15 1997.

-----------------------

[1] Андриянов К.В., Казиахмедов Г.М., Крылов А.А., Лужков М.Ю. Особенности

формирования рынка ценных бумаг в России. М.; Экономика 2002. с. 23-24.

[2] Голубков А. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

//Закон, № 6, 1997, с. 27.

[3] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ

РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 3

[4] Там же. ст. 4.

[5] Там же. ст. 5.

[6] Там же ст. 6.

[7]Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 г. № 32/пс «Об утверждении Положения о

клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской

Федерации»//Российская газета № 186 от 02.10.2002, раздел VI, п п 6.4. –

6.6.

[8] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ

РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 7.

[9] Постановление ФКЦБ от 16.10.97 г. № 36 «Об утверждении Положения о

депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка

введения его в действие и области применения» //Экономика и жизнь, № 50,

1997, раздел 7, п. 7.1.

[10] Там же раздел 12, пп.12.1. –12.2.

[11] Там же. Раздел 11, п. 11.6.

[12] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ

РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст.8.

[13] Там же. ст. 8.

[14] Там же ст. 9.

[15] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ

РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 11.

[16] Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о

саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных

бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организациях

профессиональных участников рынка ценных бумаг» //Вестник ФКЦБ России», №

4, 07.07.1997, раздел 8.

[17] Там же. Раздел 7.

[18] Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ

РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918, ст. 40.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.