реферат, рефераты скачать
 

Правовое регулирование защиты потребителей в РФ


законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ,

услуг).

6. недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы,

услуги) обязательным требованиям, предусмотренным Законом либо в

установленном им порядке; условиям договора; целям, для которых товар

(работа, услуга) такого рода обычно используется; целям, о которых

продавец (исполнитель) был поставлен в

известность потребителем при заключении договора; образцу и (или)

описанию при

продаже товаров по образцу и(или) описанию. Изменение в данное

понятие было внесено

Федеральным законом от 17 декабря 1999 г.

7. существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который

является неустранимым (т.е. не может быть устранен по техническим или

иным объективным причинам); который не может быть устранен без

несоразмерных затрат времени; который выявляется неоднократно; который

проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки.

Недостаток становится существенным тогда, когда он не может

быть устранен по тем или иным причинам, указанным в Законе. Изменение

в данное

понятие было внесено Федеральным законом от 17 декабря 1999 г.

8. безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы,

услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при

обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и

утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания

услуги).

3. Развитие потребительского законодательства в РФ

Правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и

культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского

законодательства, которые являлись базой для регламентации права граждан-

покупателей, заказчиков, услугополучателей. Эти акты устанавливали права,

обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием

граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст,77 Основ гражданского

законодательства (1991 г.) и ст. 246 ГК РСФСР (1964 г.) покупатель,

которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору

требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи

вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или

возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного

уменьшения покупной цены[7]. Покупатель мог также вместо требований,

указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и, возвратив вещь

ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за

нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков,

он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав

потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РСФСР правило о

недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа,

ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными

типовыми договорами и т.д.

Вместе с тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское

законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов,

связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой

базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты

кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий

характер основным формулировкам договоров, данных в разделе

"Обязательственное право" с тем, чтобы они были рассчитаны не только на

отношения с потребителями. Вот почему в этих актах отсутствовала специфика

взаимоотношений потребителей с предприятиями, вступающими с ними в

договорные отношения. Такое положение прямо или косвенно способствовало

созданию условий для навязывания потребителям не пользующихся спросом

товаров, принудительного ассортимента услуг и т.д.

Данная в кодифицированном гражданском законодательстве до принятия

нового ГК

классификация гражданско-правовых договоров не охватывала всю фактически

существующую систему договоров. Такое положение существовало в Основах 1961

г., таким же оно осталось и в Основах гражданского законодательства 1991 г.

Так, ни Основы гражданского законодательства, ни ГК РСФСР вообще не

регулировали многочисленные договоры в области культурного, спортивно-

оздоровительного обслуживания граждан. В сфере же бытового обслуживания

кодифицированное гражданское законодательство предусматривало только

возможность утверждения Правительством типовых договоров, регулирующих

отношения с участием граждан (бытового проката, бытового заказа), и

содержало специальные правила о хранении организациями вещей, принадлежащих

гражданам. Такое положение требовало выделения целого ряда других

договорных видов с самостоятельной правовой регламентацией.

В актах кодифицированного гражданского законодательства отсутствовала

специальная система гарантий охраны прав граждан в договорах, направленных

на обслуживание их потребностей. Между тем необходимость создания такой

системы диктовалась с конца 80-х начала 90-х годов прежде всего, переходом

изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания

населения к рыночным отношениям. В условиях свободы предпринимательской

деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их

хозяйствования изготовители товаров, исполнители, услугодатели, используя

свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям

невыгодные для них условия, нарушать права и интересы потребителей.

Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не

было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В

этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии

специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего

приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями,

продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Одной из особых черт законодательства, регулировавшего отношения с

участием граждан-потребителей, являлась множественность нормативных актов,

вытекающая, прежде всего, из неполноты охвата складывающихся в сфере

обслуживания отношений законодательными актами. Это неизбежно влекло

заполнение имевшихся пробелов подзаконными (в основном ведомственными)

нормативными актами. При обильном ведомственном нормотворчестве

складывалась возможность издания актов, не опиравшихся

на соответствующие нормы закона. Например, наряду с типовыми договорами по

отдельным видам бытового проката, принятие которых относилось к ведению

Совета

Министров РСФСР, Министерством бытового обслуживания в 1983 г. были приняты

Правила предоставления во временное пользование гражданам предметов

домашнего обихода, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и

другого личного имущества.

Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и

прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования

этих отношений в ведении отраслевых органов управления, усугубляла

положение потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях

ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей,

принимались с явным нарушением закона. Например, Типовые правила обмена

промышленных товаров, купленных в розничной сети государственной и

кооперативной торговли были приняты Министерством торговли СССР в 1974 г.,

хотя действовавшие в то время Основы гражданского законодательства 1961 г.

(ст. 41) предусматривали определение порядка осуществления прав потребителя

в этом случае только законодательством республик.

Действовавшее до принятия Закона о защите прав потребителей

законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню

защиты их прав: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав

потребителей, либо не были решены на законодательном уровне, либо, если и

решались на этом уровне, то традиционно отраслевым законодательством без

учета приоритета охраны их прав; во-вторых, не все международно-признанные

права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию,

право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение

вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те

права, которые получили достаточно полное регулирование, не имели надежного

механизма реализации; в-третьих, не в полной мере соответствовало

международному уровню регулирование ответственности производителей,

предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения

вреда их жизни, здоровью или имуществу; в-четвертых, недостаточно были

урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности

организованного потребительского движения, в том числе общественных

формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны

интересов граждан. Отсутствовали и специальные государственные органы по

защите прав потребителей.

Первой серьезной попыткой комплексного решения вопросов правового

регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка в 1988

г. проекта

Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая

часть этого

проекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и

лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов

потребителей. Недостатками

проекта явилось то, что, во-первых, он не делал различия между потребителем-

гражданином и потребителем-юридическим лицом; во-вторых, все его нормы так

или иначе были связаны с качеством товаров и основные права потребителей

формулировались относительно обеспечения права на качество. Тем не менее

само появление этого законопроекта было первым шагом в создании

потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость

принятия норм, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов

потребителей[8].

Начало реализации фундаментальных прав потребителя было положено с

принятием Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей»,

который , однако, так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Этот

закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском

законодательстве, а также механизм реализации его норм, прямо запрещал

создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей,

закреплял право граждан на компенсацию причиненного морального вреда.

7 апреля 1992 г. был введен в действие Закон Российской Федерации «О

защите прав потребителей». Практика применения этой редакции высветила

слабые стороны Закона и поставила вопрос о необходимости его

совершенствования. Новый вариант Закона (в редакции Федерального Закона от

17 декабря 1999 г.) уточнил и конкретизировал основные понятия,

используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском

рынке правоотношений. По тексту всего Закона, помимо нововведений и

изменений, следует отметить исключение из него достаточного количества норм

и положений, которые декларативны, утратили или не имели практического

применения.

Ныне действующая редакция Закона поставила российское

законодательство о защите прав потребителей на уровень международных

стандартов.

Государственная и общественная защита прав потребителей

1. Полномочия органов государственной власти и местного управления

в области защиты прав потребителей

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за

соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в

области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по

вопросам применения указанных актов, является Министерство по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП),

бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП).

Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами,

изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их

организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом

полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на 3 группы:

1. полномочия, осуществляемые непосредственно МАП или его территориальными

органами;

2. направление материалов в государственные органы для принятия мер в

соответствии с их компетенцией;

3. направление материалов в суд.

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах

своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям,

исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение

предписаний. Порядок выдачи предписаний о прекращении нарушений прав

потребителей установлен Положением «о порядке рассмотрения ГКАП России и

его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных правовых

актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав

потребителей», утвержденном Приказом ГКАП от 4 апреля 1996 г. (с

изменениями, внесенными Приказом МАП от 11 марта 1999 г.). Положением

предусмотрен следующий перечень таких нарушений:

- продажа товаров с истекшим сроком годности,

- продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены

сроки

годности или сроки службы, но не установлены,

- продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии

достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге),

- непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе

(продавце, изготовителе) и режиме его работы[9].

При выявлении указанных нарушений выдаются предписания:

- о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности,

- о прекращении продажи товаров (выполнение работ), на которые должны быть

установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены,

- о приостановлении продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) при

отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе,

услуге),

- о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в

непредоставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе

(продавце, изготовителе) и режиме его работы[10].

Предписание территориального органа вручается под расписку в 3-

хдневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания

контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в

лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел и др.

Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в

данной области, определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г. «О

лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 12 упомянутого Федерального закона, лицензирующие

органы в пределах своей компетенции имеют право:

- проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо

или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление

конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой

лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

- запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по

вопросам, возникающим при проведении проверок;

- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием

конкретных нарушений;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения,

устанавливать сроки устранения таких нарушений;

- выносить предупреждение лицензиату;

- осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации

полномочия.

Третью группу полномочий МАП составляет право обращения в суд и

арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут

предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или

в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска

определяется характером нарушений права и направлено на устранение

допущенных нарушений.

Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных

органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и

качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии

и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по

охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Эти органы объединяет

единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели

предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом

совпадают с полномочиями МАП. Это осуществление контроля за соблюдением

требований к безопасности товаров, работ и услуг, направление предписаний

об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды,

арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае

нарушения ими требований по безопасности товаров, работ и услуг (ст. 42

Закона). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров,

реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности

или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей

компетенцией, установленной законодательством.

В настоящее время действуют следующие наиболее важные законы и

постановления Правительства, определяющие компетенцию федеральных органов

исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью

товаров:

- Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г.,

- Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.,

- Положение о Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации,

утвержденное

постановлением Правительства от 11 июля 1994 г.,

- Федеральный закон «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения»

от 30 марта 1999 г.

и другие.

Например, в соответствии со ст. 13 Закона «О стандартизации»

государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и

надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

имеют право, в частности,[11]:

- проводить в соответствии с действующими нормативными документами по

стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их

соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с

отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение

испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых

субъектов хозяйственной деятельности;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных

требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки

продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки,

продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и

утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

- выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки,

продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также

выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции,

работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;

- запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в

случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления

продукции, работ и услуг для проверки.

Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем,

возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций

в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации.

В соответствии со ст. 44 Закона, в целях защиты прав потребителей на

территории муниципального образования органы местного самоуправления

вправе:

- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты

прав потребителей;

- анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.