реферат, рефераты скачать
 

Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в современных условиях


новые очаги напряженности в различных регионах, местах поселения

беженцев. Лишенные социальной и материальной основы жизни, они

становятся одной из наиболее опасных социальных групп пополнения

криминальных группировок, входят в наиболее организованные и

жестокие преступные группировки, построенные на этнической основе;

8) отсутствие контроля за распространением способов террористической

деятельности через информационные сети, публикация пособий по

изготовлению взрывчатых веществ, организации взрывов.

Совершенствование информационных технологий расширяет возможности

пропаганды идей терроризма, распространения современных

технологических приемов организации и проведения террористических

акций. Например, террористические структуры широко используют

возможности глобальной информационной компьютерной сети Internet, в

которой имеют свои страницы перуанские террористы из «Сендеро

Луминосо» и «Тупака Амару», боевики афганского движения «Талибан»,

грузинские националисты из группы «За свободную Грузию» и многие

другие террористические организации.

Кроме перечисленных, существуют и другие факторы, служащие

благоприятной почвой для развития терроризма не только в России, но и за ее

пределами.

Это, в первую очередь, экономические факторы. Именно они, по мнению

многих юристов и социологов, являются главной предпосылкой возникновения

терроризма во всех его проявлениях. Экономический кризис ущемляет интересы

средних слоев населения, которые при этом могут создавать своим поведением

политическую нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий

транспортных магистралей. Безработица молодежи объединяет ее в группы, а

наличие большого количества свободного времени приводит к тому, что для них

участие в делах группы становится основной формой деятельности. А в

зависимости от личных качеств человека (отсутствие трудолюбия, желание

быстро разбогатеть, привлечь к себе внимание хоть на некоторое время, стать

популярным в своей среде) может побудить его к активной террористической

деятельности.

Негативное воздействие оказывают и противоречия в политических

отношениях, среди которых принципиальное значение приобретают:

1) противоречия между демократическими конституционными принципами и

реальной практикой;

2) противоречия, вытекающие из продолжающегося процесса

политического размежевания общества, формирования социальных групп

и слоев с противоположными политическими интересами;

3) противоречия, порожденные отчужденностью между властью и

населением;

4) противоречия, вызванные ослаблением социально-экономических и

культурных связей между центром и регионами, а также между

отдельными регионами.

Вся совокупность социальных, экономических, политических и иных

противоречий дополняется противоречиями в духовной сфере, влекущими за

собой деградацию духовной жизни общества, разрушение исторических,

культурных, нравственных традиций, гуманистических ценностей, утверждение

культа индивидуализма, эгоизма, жестокости и насилия, неверие в способность

государства защитить своих граждан, формирование в обществе настроений

национального унижения и обесценивание таких понятий, как долг,

достоинство, честь, верность Отечеству, т.е. потерю идеологии

государственности. Именно при возникновении таких явлений происходит

«героизация» уголовных авторитетов, бандитов и террористов.

Особого внимания заслуживают и психологические аспекты проблемы

терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного

террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом.

Знание психологии терроризма позволяет понять, от кого можно ожидать

соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность,

как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как

наказывать виновных. Основу психологического познания терроризма составляет

анализ мотивов этого преступления. Возникает вопрос: какую выгоду получает

виновный от совершения соответствующего акта, в том числе и в тех случаях,

когда он действует за материальное вознаграждение? Ведь корыстные стимулы

лишь внешне выглядят естественными мотивами, а под ними, в глубине, на

бессознательном уровне, функционируют еще и другие, не менее мощные

побуждения, которые достаточно часто являются ведущими.

Итак, остановимся на вопросе о непосредственных причинах обращения к

террористической деятельности. Это:

1) причины психопатологического характера. Среди ученых-психологов

ведутся дискуссии относительно того, кто преобладает среди

террористов – нормальные люди или люди с психическими отклонениями.

Большинство исследователей склоняются все же к первому;

2) мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания

своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения,

обезличивания, стандартизации;

3) корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться

с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения

террористических актов;

4) очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в

обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным

рецептом «спасения» своего народа или даже всего человечества

(«идейный абсолютизм»).

Приведенная типология далека от совершенства. Некоторые ее пункты

переплетаются. Так, «идейный абсолютизм» может сопрягаться с корыстной

заинтересованностью или быть присущим лицам с психическими отклонениями.

Однако представление о мотивах террористической деятельности, пусть даже

логически не слишком строгое, необходимо не только в исследовательских, но

и в практических целях. [6 с.24-25].

Тем не менее, следует заметить, что корни терроризма лежат не столько

в психологии, сколько в политических, экономических и иных

социальных отношениях. И террористической деятельностью люди занимаются не

в силу психологических аномалий (хотя они, как уже отмечалось, и могут

иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические,

территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный,

экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка

порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и

организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы

преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими

лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает

самые разные формы террористической деятельности – от политической,

идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой

вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до

зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и

политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают

полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных,

индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности,

например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности,

эмоциональные аффекты и т.д.

Глава 2. Законодательные основы и специфические черты международного

терроризма.

2.1 Законодательные основы борьбы с международным терроризмом.

Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на

национальном и на международном уровнях. После терактов, имевших место в

США 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство

или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или

законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

В Европейском союзе всего лишь несколько стран имеют законы,

предусматривающие ответственность за терроризм. По мнению специалистов,

наилучший закон о борьбе с терроризмом имеет Великобритания, принятый в

2000 году. В этом законе терроризм определяется, как «угроза действием с

целью повлиять на решение правительства, либо запугать людей по

политическим, религиозным или идеологическим соображениям». В числе

действий, подпадающих под закон о терроризме,- « угроза жизни, серьезная

угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба

собственности».

Несмотря на то, что терроризм как международное явление сформировался

сравнительно недавно, мировое сообщество уже накопило определенный опыт в

сфере законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед второй мировой войной под эгидой Лиги Наций была

разработана Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). По разным

причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие

понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования

террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В

Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические

действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-

правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом.

Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и

политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма

населения в целом.

В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти

государств Америки о предупреждении и наказании террористических актов. В

настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества

государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и

протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе

Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г. Конвенции

направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на

безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с

незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о

защите ядерных материалов и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых

веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения

террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных

средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных

акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

На европейском уровне была подписана в 1977 г. и вступила в силу в

1978 г. региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Традиционным

проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников и

предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том

числе и посредством соответствующих национальных законов. Международному

сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях

независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации

о мерах по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии

Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие

идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие

соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий,

направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения».

Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после

терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН

была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности

принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже:

«Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 1269(1999) от 19

октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года, подтверждая также

свое безоговорочное осуждение террористических нападений, которые были

совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ КОЛУМБИЯ) и

Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все подобные акты,

подтверждая далее, что такие действия, как и любой акт международного

терроризма является угрозой для международного мира и безопасности,

подтверждает необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с

Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами создаваемыми

террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации

Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с

международным терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением Совета

Глав Государств СНГ от 25.01.2000. «О противодействии международному

терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» была разработана

«Программа государств- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом

и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года». Данная программа

разработана в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения,

выявления, пересечения и расследования актов терроризма и иных проявлений

экстремизма в государствах- участниках Содружества Независимых Государств.

В Программе в частности говорится: Международный терроризм приобретает все

более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие

жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение

географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными

группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз

террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает

государства – участников СНГ консолидировать свои усилия в создании

международной системы совместных мер борьбы с международным терроризмом.

Настоящая программа имеет цель координировать усилия государств- участников

СНГ, направленные на противодействия на противодействие терроризму и иным

проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной

программы государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000

года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается

осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате

заинтересованных государств».

В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся:

« присоединение государств – участников СНГ 2000 года к соответствующим

международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом. Создать

Антитеррористический центр СНГ ». Не остался в стороне от процессов

законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.

Казахстан подписал ряд международных договоров в сфере борьбы с

терроризмом, например, « Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской

Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных

действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом,

транснациональной организованной преступностью и иными угрозами

стабильности и безопасности Сторон» ( Ташкент, 21 апреля 2000 г. ).

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер,

направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут

принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму,

экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение

конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности,

транснациональной организованной преступности, незаконному обороту

наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов,

взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу

с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - « Шанхайской конвенции » от 15

июня 2001 года определена сфера совместной деятельности сторон:

«Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей

Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».

Таким образом, можно видеть, что мировое сообщество уделяет огромное

внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом и

экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и

борьба должна с ним проводиться на международном уровне. На этом пути

имеются трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм

- поэтому стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с

удовлетворением отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и

идут на сближение своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с

иными формами борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей

угрозы.

2.2 Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним.

Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем,

что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и

священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией

обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех

представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического

течения.

Так, например, Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в

терроризме. Естественно, публично называют конкретные имена – Масхадов

Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения Российского общества

считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его агент. Хотя логика

подсказывает, что так быть не может, ради собственной и общественной

безопасности граждане готовы поддержать любые античеченские и

антикавказские меры.

И это, к сожалению не редкость.

Мировая законодательная и идеологическая практика (за некоторыми

исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были

мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные

организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов

террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и

отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом

(Израиль) выделяет три вида терроризма:

Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения;

террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или)

вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные

взгляды, либо международные организации, соглашения, институты;

террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к

территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,

организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности

группы.

Внутренний терроризм - место совершения террористических акций -

страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан

одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются

внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении

определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы

считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический

терроризм).

ФБР США выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за

независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится

террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и

полицейских объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете

ФБР, в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в

отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как

терроризм. [7 с.148].

Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим

москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу,

что кошмар не закончится...

За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном

Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн"

террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из

пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.