реферат, рефераты скачать
 

Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в современных условиях


британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва

ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость".

Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой,

сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада

колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить

ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное,

боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты

баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и

против граждан. В общем, мы не первые. Однако, кроме психологических

последствий для отдельных людей, террористические "волны" способны

спровоцировать и социальные последствия.

В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не

располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения

внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены

политологами социологами, и управленцами. Академическим ответом на этот

вызов меняющейся цивилизации стала конфликтология, изучающая не только

гражданские войны и революции – а также и сферу терроризма. Наиболее

авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте, Мадриде,

Брюсселе.

Конфликтология выделяет как отдельную проблему "общество после

пережитого насилия". Состояние страха, паники, гражданского гнева,

стремление к самообороне и "милитанство" (создание негосударственных

правоохранительных структур) являются частью этой проблемы.

Давно стало ясно, что общества, где началась "гонка вооружений"

гораздо сильнее подвержены опасности нового насилия; что стремление к

индивидуальной безопасности ведет лишь к тотальной опасности... Стремление

испуганного общества вооружиться ведет только к нарушениям прав человека, к

межобщинным и межэтническим вторичным конфликтам…”

Даже в США, где гражданские инициативы в области безопасности, как

правило, поощряются, "синдром последствий насилия" рассматривается как

угроза внутренней безопасности. В частности, после взрыва во Всемирном

торговом центре в 1993 году и других терактов, в некоторых штатах стали

возникать организации "общественной безопасности", традиционно называемые в

Америке "милицией". Они объявляли своей целью предотвращение террора и

помощь полиции. На деле же "милиционеры" занялись самовооружением и

подготовкой к этническим чисткам. Более того, они вскоре решили, в силу

американской ментальности, получить легальное обоснование своей

деятельности. Возникло движение "Common Law Courts" - своего рода

гражданских судов, которые называли "врагов сообщества" и "приговаривали"

их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем – к смерти. В докладе

ФБР "Терроризм в США" "гражданские суды" рассматриваются именно как форма

терроризма, поскольку их деятельность очевидно попадает под формулировку

законодательства США. [8. с.24].

Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным,

общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической

традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное

использование страха политиками или масс-медиа.

Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии,

персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая

смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по

национальному или религиозному признаку. В качестве наиболее жестокого

примера можно привести Руанду, где политики и радио противостоявших друг

другу племен тутси и хуту разожгли (после серии взаимных терактов) такое

пламя ненависти, что страна скатилась в пропасть самой страшной в Африке

гражданской войны.

Так, в Российской федерации антикавказские настроения, и без того

вполне ощутимые, после взрывов первой половины сентября стали

повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к

"очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те, кто в

свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций

возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры

насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том,

кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской

национальности". Московский мэр де-факто санкционирует депортации из

столицы...

Показательно, что все "долгоиграющие" террористические конфликты

принципиально похожи. "Повстанцы" из мятежной (как правило, близкой к

метрополии) колонии (изредка - бывшей) своими взрывами, нападениями, актами

в отношении представителей власти стремятся добиться независимости или

"наказать" метрополию за политику, проводимую в отношении их компатриотов.

Такие террористические войны длятся годами; кроме национально-

политического фактора, они, как правило, осложнены фактором религиозным.

Террористы умело пользуются как внутренними противоречиями внутри

метрополии, так и иностранной помощью. Нет такой колониальной (в прошлом)

державы, которая не нажила бы себе внешних врагов. Принципиальной целью в

такой террористической войне является стабильность общества бывшей

метрополии - "повстанцы" не ставят целью (да и не могут добиться) изменение

социального строя. Их взрывы и другие акты террора "раскачивают лодку", при

этом их не особенно заботят горе и беды собственного народа, на который

зачастую обрушивается гнев имперской правоохранительной системы. Наоборот -

чем жестче ответ на их террор, чем категоричнее анти-(ирланские, баскские,

арабские, чеченские) настроения - тем больше потенциальных боевиков придет

под знамена террористической войны.

Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом

руководствоваться следующими принципами:

никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить

терроризм в рамках закона и демократического процесса;

никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом

серьезнейшей угрозы или шантажа;

должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по

обвинению террористов дошли до суда, и был вынесен законный приговор;

должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-

спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям

безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и

дипломатическую поддержку;

государство должно решительно пресекать попытки террористов

блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по

разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой

миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом

всего международного сообщества.

Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с

терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются -

практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь

- я вооружен - мое ружье не должно простаивать - ..." [9 с.21]. Одно

насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни,

угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.

Важнейшим инструментом антитеррористической политики является

осведомленность (awareness), то есть - знание и готовность к действиям в

чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки, довели общество до

террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию.

Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения

безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами

скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.

Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа

обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения -

трагедия; террористы - преступники.Однако следует учитывать, что: во-

первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной

национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид

преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора,

тем сильнее оно "заведется".

И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и

разрешению конфликтов - государство в своей борьбе с терроризмом должно, по

крайней мере, публично, делать все в рамках собственных законов. Если

единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является

очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на

чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение

прав человека - такая деятельность должна осуществляться в обстановке

строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество

если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся

естественные эмоции и боль.

2.3 Террористические и экстремистские организации в СНГ.

Исламский терроризм в Таджикистане. Группировки террористов в Таджикистане

появились в 1992 году после развала СССР. В 1992 - 1994 гг. терроризм

осуществлялся на фоне гражданской войны и был одной из способов уничтожения

политических противников.

С 1994 года (начало мирных переговоров) терроризм приобретает роль

провокационной деятельности, направленной на дестабилизацию политической

ситуации и обострение конфликта.

В арсенале террористов взрывы, похищения с целью выкупа, вооружённые

нападения. Основные мишени террористов: таджикистанские политические

деятели (высокопоставленные чиновники, депутаты парламента и местных

представительных органов, известные политики, а также общественные деятели

и профессионалы в какой-либо области, пользующиеся авторитетом в

Таджикистане), российские военнослужащие и пограничники, иностранцы

(представители международных организаций, журналисты, инженеры).

Исламистами в 1994 - 1996 гг. были убиты экс-президент Академии Наук

Таджикистана Осими, ректор педагогического института Исхаки, журналист

Олимпур и др. известные деятели.

В становлении терроризма в Таджикистане огромную роль сыграли эмиссары

из стран Ближнего Востока, наводнившие страну в 1992 году. Агенты различных

фундаменталистских организаций из Судана, Афганистана, Саудовской Аравии

обучали боевиков исламской оппозиции методам ведения диверсионной войны, во

многих случаях сами становились основной ударной силой вооружённых отрядов.

Террористы в Таджикистане не управляются из единого центра,

деятельность их зачастую носит криминальный характер. Наиболее известна

террористическая группа Резвона Садирова, уничтожившая не один десяток

сторонников светского режима. В декабре 1997 года бандой Садирова были

похищены два французских гражданина, находившихся в Таджикистане с

гуманитарной миссией. Эта операция стала последней в истории группы: Резвон

Садиров был выслежен и убит, были убиты или арестованы до 50 членов его

группировки.

Хронология

1994 год. В аэропорту Душанбе убито двое служащих 201 дивизии.

22 ноября 1994 года террористы в Душанбе обстреляли из гранатомёта

автобус ВС России, в результате чего погиб водитель.

8 декабря 1994. Террористы напали на совместный Таджикско-британский

золотой рудник. Похитив четырех сотрудников, включая англичанина и

гражданина ЮАР. После переговоров с представителями ООН, Красного Креста,

британскими дипломатами заложники были освобождены 28 декабря.

20 декабря 1994. Террористы, принадлежащие к группе Резвона Садирова

остановили автоколонну между Файзабадом и Гармом, захватив 23 заложника,

включая семь военных наблюдателей ООН. В качестве условия освобождения

заложников было выдвинуто требование выпустить из тюрем ряд арестованных

боевиков Садирова. Заложники впоследствии были освобождены.

23 февраля 1995. В Душанбе убито две медсестры Российских ВС.

Исламское Движение Узбекистана. Вооружённое движение придерживающихся

исламизма граждан Узбекистана и соседних государств. ИДУ ставит своей

задачей создание на территории центральной Азии исламского халифата,

который должен включать населённые мусульманами государства этого региона.

Ядром будущего халифата, по мнению руководителей движения, должна стать

Ферганская долина, в которой исламисты имеют наиболее сильные позиции.

Вооружённая деятельность ИДУ направлена в первую очередь против светского

режима Узбекистана, а также против соседней Киргизии. В последнее время ИДУ

всё более активно включается в международную террористическую деятельность,

в связи, с чем идеологи движения включили в программу антизападнические и

антиизраильские лозунги.

Политический лидер ИДУ - Тахир Юлдош. Лидер вооружённых формирований -

Джума Намангани. Известен также как "Намангани" и "Таджибай". Его имя по

советскому паспорту - Джумабай Ахмаджанович Ходжиев. Родился в Наманганской

области Узбекистана ориентировочно в 1969 году. В составе Советской Армии

успел послужить в Афганистане. По возвращении домой увлёкся религией, был в

числе организаторов движения "Товба" (Покаяние), занимавшейся изучением и

пропагандой ислама. В эти годы неофиты стремятся к повсеместному

распространению ислама и формированию по исламским образцам всех сторон

жизни. Ислам пытается вмешиваться в политику. Недолгий период общения с

исламистами руководителей государства быстро закончился, и вскоре наиболее

радикальные исламистские организации были распущены. После этого Намангани

перебрался в Таджикистан, где участвует в гражданской войне на стороне ОТО,

позже он перебрался в Афганистан. Мирное урегулирование позволило Намангани

вернуться к своим друзьям в Таджикистан, на территории которого создавать

базы для узбекских боевиков.

Место постоянной дислокации военизированных отрядов: Таджикистан и

Афганистан.

В Таджикистане боевики пользуются поддержкой лидеров "Объединённой

Таджикской Оппозиции" (ОТО), партнёрские отношения с которыми основываются

на общности взглядов на политическую ситуацию в регионе - оба движения

стремятся к установлению исламского порядка и уничтожению светской власти.

Кроме того, вооружённые формирования узбекских исламистов принимали участие

в военных действиях на стороне ОТО во время гражданской войны в

Таджикистане.

Другой важный союзник ИДУ в регионе - режим талибов в Афганистане.

Талибы рассматривают, ИДУ как своего естественного союзника в борьбе со

светскими режимами в регионе. Талибы заинтересованы в ИДУ прежде всего в

меру того, что ИДУ способна подорвать политическую стабильность в

Таджикистане и Узбекистане, которые оказывают политическую поддержку

северной антиталибской коалиции, состоящей преимущественно из афганских

узбеков и таджиков.

Государства, подвергающиеся военной агрессии ИДУ.

К ряду таких государств стоит напрямую отнести Киргизию и Узбекистан,

косвенным образом - Россию, Таджикистан, Афганистан.

Узбекистан является стратегической целью деятельноси ИДУ. На

территории этого среднеазиатского государства исламисты намереваются

создать государство исламского типа, с последующим созданием халифата.

Боевиками ИДУ проведён ряд терактов в Ташкенте в 1999 году, а также

организованы две партизанские кампании: осенью 1999 и осенью 2000 года.

Находящаяся рядом Киргизия подвергается нападениям в силу своего

географического положения - террористы пытаются проникать через территорию

Киргизии в Узбекистан. Киргизия также дважды подверглась агрессии со

стороны ИДУ: осенью 1999, когда в высокогорье были захвачены в качестве

заложников 4 японских альпиниста, и в 2000 г.

Такие страны, как Таджикистан и Афганистан могут рассматриваться в

ряду подвергающихся агрессии со стороны ИДУ в меру того, что вооружённые

формирования ИДУ, расквартированные в этих государствах, являются

сторонниками местных исламистов - талибов в Афганистане и ОТО в

Таджикистане. В любой момент формирования ИДУ могут быть использованы

против законных правительств этих стран (как это уже было в Таджикистане во

время гражданской войны 1992 г.).

Россия относится к этой категории государств в силу того, что ИДУ

сотрудничает с чеченскими сепаратистами. Общеизвестно, что несколько

десятков узбекских боевиков находились и находятся в составе незаконных

вооружённых формирований в Чечне. Уроженцем Узбекистана является Сайтаков

Д.Ф., обвиняемый в соучастии во взрывах жилых домов в Москве в 1999 году.

По сообщениям прессы летом 2000 года в Мазари-Шарифе состоялась встреча, на

которой присутствовали Усама бен Ладен, Джума Намангани, а также

представители "Талибана" и Аслана Масхадова. На этой встрече был подписан

протокол, обещающий помощь чеченским сепаратистам оружием, медикаментами,

боевиками.

Кроме вышеперечисленных государств к сфере зоны операций следует также

отнести Пакистан, Турцию и Иран, территории которых могут использоваться

ИДУ в качестве тыла. На территории этих исламских государств уже были

замечены представители ИДУ. Так, лидер организации Тахир Юлдош имеет доступ

к Иранскому радио. В этих государствах возможно создание тренировочных

лагерей, финансовых и информационных структур организации, а также

региональных штаб-квартир.

Организация располагает от 2000 до 5500 вооружённых боевиков.

Внешняя помощь поступает со стороны исламистских фондов стран Ближнего

Востока, со стороны Пакистана, движения "Талибан", а также от структур

Усамы бен Ладена.

Хронология:

1999, февраль - взрыв пяти автомобильных бомб в центре Ташкента

1999, осень - вторжение партизанских отрядов общей численностью до 500

человек со стороны Таджикистана в Киргизию

1999, август - захват четырёх японских геологов (освобождены

26.10.1999)

2000, сентябрь - вторжение партизанских отрядов численностью до 700

человек в Киргизию и Узбекистан

2004, март – серия терактов в Ташкенте и его пригородах.

Чеченский терроризм. Появляется в период дезинтеграции СССР. В 1991-

1994 ЧТ носил уголовный характер: банды, состоящие из чеченцев полностью

или включающие жителей Чечни, предприняли несколько захватов заложников на

Северном Кавказе. Нападениям подвергались пассажирские автобусы и самолёты.

Операции не сопровождались выдвижением политических требований, бандиты

требовали валюту, оружие, наркотики.

В 1994-1996 при сохранении уголовного терроризма типа 1991-1994,

появляются новые явления: массовые похищения людей с целью выкупа

(похищение нескольких десятков строителей в Грозном и т.п.), террор в виде

крупномасштабных воинских операций (Будённовск, лето 1995, Кизляр -

Первомайское, декабрь 1995). ЧТ приобретает международных характер (захват

Российского судна "Аврасия" в Трабзоне).

В 1996, с выводом Российской Армии из Чечни возможности для проведения

крупных операций сокращаются. Наиболее распространённой формой терроризма

становятся похищения российских и иностранных журналистов, а также

находящихся с гуманитарной миссией в Чечне иностранцев. Предпринимаются

провокационные убийства (убийство двух врачей Красного Креста XII.1996 и

т.п.).

На территории соседних с Чечнёй Дагестана и Ингушетии периодически

совершаются вылазки, в ходе которых захватываются заложники: милиционеры и

гражданские лица (25.XI.1997 в Дагестане захвачено 8 милиционеров,

1997.XII, Ингушетия, захват милиционеров). ЧТ приобретает всё более

отчётливо выраженный политический характер: на территорию России

забрасываются мелкие группы диверсантов, производящих взрывы. В 1996-1997

чеченцами было проведено несколько диверсий на Северном Кавказе: 26.6.1996

взрыв автобуса в Минеральных Водах. 28.4.1997 проведены взрывы в Пятигорске

(предположительно - террористками Дадашевой и Теймосхановой), в апреле же -

в Армавире. В 1996 проведено 2 взрыва в московских троллейбусах, летом 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.