реферат, рефераты скачать
 

Изучение читателей в библиотеке


Изучение читателей в библиотеке

Орловский колледж искусств



 

 

 

 

 

Изучение читателей в библиотеке





Курсовая работа

Студентки III-го

Библиотечного факультета

Ракитченковой М.А.

По предмету

«Библиотековедение».

Преподаватель:

Гришина Г.Н.

 

 

 

Орел – 2003

ПЛАН


I.                   Введение.

II.                Значение изучения читателей в библиотеке.

III.             Задачи и организация изучения читателей.

IV.            Принципы изучения читателей.

V.               Методические подходы к изучению читателей.

VI.            Изучение особых групп читателей.

VII.         Читательские интересы, их виды.

VIII.      Методы изучения читателей:

¨                 Контент-анализ

¨                 Научное наблюдение

¨                 Опрос

¨                 Интервьюирование

¨                 Анкетный опрос

¨                 Экспресс-опрос

¨                 Эксперимент

¨                 Анализ документации

¨                 Анализ читательских формуляров

¨                 Анализ библиотечной статистики

¨                 Анализ отзывов читателей

IX.            Современное состояние изучения читателей.

X.               Заключение.

XI.            Список литературы.

XII.         Приложение. Анкета.

Введение


Изучение читателей является важнейшим условием успешной работы библиотеки по библиотечному обслуживанию читателей.

Задачи этой работы – максимальное удовлетворение духовных запросов и информационных потребностей читателей. Поэтому необходимо изучать своих читателей для того, чтобы узнать индивидуальные интересы каждого читателя, какой литературой он пользуется, какие отрасли знания находят наибольшее отражение в их чтении, какие книги читаются и какие не привлекают внимания и др.

Настоящая курсовая работа ставит целью раскрыть это направление в работе библиотеки. В ней рассматриваются задачи, цели, методы изучения читателей, как важнейшего направления в библиотечной работе.

Курсовая работа имеет следующие разделы:

-         Значение изучения читателей,

-         Задачи и организация,

-         Принципы,

-         Читательские интересы и их виды,

-         Методы изучения читателей,

-         Методические подходы к изучению читателей.

Для подготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональных периодических изданиях, книги, методические пособия за период с 1970 – 2002 г.

Значение изучения читателей в библиотеке

Управлением массовым чтением, руководство им в государственном масштабе предполагает систематическое изучения читательских аудиторий.

Закономерности чтения учитываются во всех социальных науках, изучающих духовную жизнь общества и личности, и прежде всего в тех областях, которые связаны с практикой, теорией или историей создания, распространения и пропаганды произведений печати.

При составлении издательских и книготорговых планов, при переиздании ценных произведений, определении их тиражей и сроков выпуска учитываются читательский спрос и общественное читательское мнение. Литературоведы не могут обойтись без изучения читателей и чтения, поскольку история литературы – это история не только создания произведений писателями, но и восприятия этих произведений читателями разных эпох.

История читателя рассматривается сегодня, как дисциплина, связанная с историей книги. Особое значение изучения читателей и чтения имеет для развития теории и практики работы с читателями в библиотеках.

Перед современным библиотекарем стоит задача проводить помимо эпизодических исследований систематическое изучение читателей в процессе их обслуживания. Основными базами такого изучения должны стать ЦБС.


Задачи и организация изучения читателей

Задачи изучения читателей в библиотеке определяются его главной целью – научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением. они уточняются в зависимости от конкретных условий изучения читателей в процессе его организации, которая включает:

-         разработку методики для разных этапов исследования (выбор методов, технических средств, способов фиксации сведений и обработки материалов);

-         создание условий для сбора информации и контролировании ее надежности, для обобщения и исследования результатов изучения.

Из методологических принципов изучения читателей вытекает ряд требований к его организации, общих для библиотек любого типа.


Общие требования к организации изучения читателей в библиотеке

Плановость и систематичность. В план работы библиотеки или ее отдела входит раздел. В котором раскрываются содержание и методика изучения читателей, частичные задачи, сроки их выполнения и ответственные лица. При этом обязательно планируются задачи, вытекающие из практических нужд библиотеки (например, изучение степени охвата населения книгой для привлечения читателей в библиотеку; изучение контингента читателей для правильного комплектования фондов и дифференцированного обслуживания группы; изучение интересов ведущих читательских групп и отдельных читателей для улучшения руководства чтением). Иногда планируют также дополнительные задачи, связанные с выполнением поручений методического центра, участием библиотеки в разработке научной темы, координацией работы по изучению читателей.

Работниками, непосредственно обслуживающими читателей. Нужно создать условия для наблюдений и выделять время вначале или в конце рабочего дня библиотекари могли обобщать и записывать свои выводы. Не мнения важны: согласованность в наблюдениях библиотекарей, работающих в фонде при открытом доступе, единообразием способов фиксации сведений, ведения записи.

Обоснованный выбор методов и сочетание их. При выборе методов изучения читателей учитывают не только его задачи, но и условия проведения. Следует иметь в виду ограниченность времени у библиотекарей: выбираемые методы должны быть и результативными и экономными. Необходимо четко разграничивать средства и методы, направленные на изучение основной массы читателей в повседневной работе с ними, и методику дополнительного изучения, которое проводится периодически или эпизодически.

Фиксация результатов. Многие библиотекари уничтожают читательские формуляры после перерегистрации читателей, ссылаясь на недостаток места для хранения. Однако заполненные формуляры тех читателей, наблюдение за которыми ведется постоянно (члены бригад коммунистического труда, молодежь, занимающаяся самообразованием, и т.д.), следует сохранять. Лучше. Когда они находятся под рукой у библиотекаря, вкладываются в новые формуляры. При замене формуляров остальных читателей желательно анализировать содержание чтения за предыдущие годы и записывать выводы на обороте новых формуляров или на вкладных листках.

Там, где регистрация выдачи производится на книжных формулярах, нельзя отказываться от записей в формуляре тех читателей, которые особенно нуждаются в помощи библиотекаря. Кроме того важно использовать личные дневники библиотекарей и другие средства фиксации сведений (протоколы массовых мероприятий, картотека читательских интересов и т.п.).

Важно творчески осваивать прогрессивные способы фиксации и обработки сведений о читателях. Например, в крупных библиотеках и ЦБС все шире используют перфокарты в качестве регистрационных анкет читателей.

 Доведение результатов до сведения общественности. Результаты изучения читателей прежде всего обсуждаются в коллективе библиотеки. При этом сопоставляют материалы. Полученные разными работниками. Чтобы придать изучению комплексный характер. Контролировать надежность выводов. Целесообразно обсуждать результаты среди членов библиотечного совета, читательского актива, на семинарах библиотечных работников.

Обобщенные выводы по материалам изучения читателей надо систематически доводить до сведения местных партийных и других общественных организаций и по возможности публиковать в печати. Многие библиотеки могут периодически готовить для этого характеристики читательских групп и портреты читателей, обзоры читательских мнений о произведениях, статьи о потребностях населения в литературе, о читательских интересах и т.д.

Координация работы по изучению читателей нужна как между сотрудниками библиотеки, так и между работниками ближайших библиотек и других учреждений и организаций, заинтересованных в изучении тех или иных читательских групп. Речь идет о совместных организованных мероприятиях и обмене материалами изучения для наиболее полного использования их результатов. Так, изучение степени охвата населения книгой возможно только на основе координации усилий всех библиотек, обслуживающих микрорайон. Особенности чтения работающей молодежи должны изучать совместно государственная массовая и другие библиотеки (например, профсоюзная и техническая).

Обобщение результатов изучения спроса, полученных в библиотеке и в книжном магазине, дает более полное представление о потребностях населения в литературе и об интересах разных читательских групп. Плодотворна координация работы библиотек и писательских организаций, редакций, издательств? Организация совместного обсуждения книг и журналов, обмен письменными читательскими отзывами, сбор материалов о читаемости некоторых книг и влиянии их на читателей и т.д.

Отчетность. В информационный отчет библиотеки вводят параграф, в котором подробно раскрывают и поясняют цифры о составе читателей и о распределении выданной литературы по отраслям знаний и некоторым темам. Сюда же включают: выводы о потребностях в книгах и об интересах – по читательским группам, обоснование необходимости переиздания определенных книг, краткое описание опыта изучения читателей в библиотеке. В приложении иногда дают читательские характеристики, списки книг. пользующихся наибольшим спросом и т.д.

 
Принципы изучения читателей

Методологические принципы изучения читателей – это требования к исследованию. Вытекающие из законов материалистической диалектики, основанные на социологическом и психологическом осмыслении сущности чтения.

Изучения явления в развитии, учет всех его сторон и связей с другими явлениями. Учет общественной практики как критерия истины – эти и другие требования диалектики применимы к любой науке. Конкретизируются они и в принципах изучения читателей.

Незнание или игнорирование методологических принципов приводит к слепому копированию методики сбора и обработки сведений о читателях. К односторонним или ошибочным выводам. Формулировка проблемы, уточнение задач, правильный выбор и использование методов исследования предполагают сознательное соблюдение принципов изучения читателей.

Историзм изучения читателей и чтения

Принцип историзма требует изучать чтение и читателей в конкретной исторической обстановке и в развитии.

Распространенность и интенсивность чтения зависит от социальных условий. Библиотекарь должен хорошо знать условия труда и быта своих читателей. «Надо внимательно изучать конкретные условия, в которых живут и работают люди».

Как исторически обусловленное явление, читательская психология зависит от исторического момента, переживаемого обществом. Еще в конце прошлого века Н.А. Рубакин в «Этюдах о русской читающей публике» отмечал: «И стремления и тревоги общества тот час же отражаются на выборе книг. которые требуют некоторые – именно наиболее чуткие элементы из среды читающей публики…Среди стороны, равнодушное или апатичное отношение читающей публики к выбору книг. в свою очередь служит прекрасным показателем общественного настроения».

Сравнение результатов исследований, проведенных в нашей стране в 20-е и 60 – 70-е гг., показывает. Как изменяется читательская психология вместе с подъемом культурного уровня народа и научно-техническим процессом.

Принцип историзма обязывает учитывать изменения читательской психологии повремени наблюдениями и выводами. Даже сравнительный анализ чтения лишь за несколько лет обычно показывает, как развивается читательская психология личности или коллектива и какую роль в этом играет руководство чтением.

Единство специализированного комплексного подхода к изучению читателей

Общая закономерность развития современной науки – дифференциация и интеграция ее отрасли. Эта закономерность обуславливает необходимость сочетать специализированный и комплексный подходы к изучению читателей и чтения.

Читатель является общим объектом исследования для целого ряда областей науки и жизни, связанных с практикой. Теорией или историей создания. Распространения и пропаганды произведений печати. Каждая из этих областей характеризуется специализированным подходом к изучению читателей и чтения. Так писатели и литературные критики учитывают преимущественно читательские оценки художественной (научно-популярной) литературы, журналистики, отношение читательской аудитории к периодическому изданию и его рубрикам.

Библиотеки разных типов имеют лишь частично совпадающие читательские аудитории. Даже при обслуживании населения одного района. Работников одного предприятия. Для библиотеки каждого типа характерен свой аспект изучения читателей, обусловленный задачами работы с ними, спецификой книжных фондов. Например, в профсоюзных и массовых государственных библиотеках изучают и удовлетворяют в первую очередь читательские интересы, связанные с учебой, самообразованием, расширением культурного кругозора, отдыхом людей. В научно-технических учитывают преимущественно более профессиональные, информационные интересы и запросы, связанные с производственными потребностями.

Специализированный подход к изучению читателей дает одностороннее представление о них. Более полную картину чтения можно получить при сопоставлении материалов изучения читательских аудиторий библиотек разного типа, а также данных, полученных писательскими организациями, редакциями газет и журналов, издательствами, книжными магазинами, школами и т.д. Библиотекари опираются на результаты научных исследований чтения, выводы социологов и психологов.

Комплексный подход выражается в организации исследований с участием представителей разных наук. Он реализуется и в таком организационном принципе, как централизованное изучение чтения и читательских аудиторий.

Идея централизованного изучения читателей выдвигалась еще в 19 веке. В частности Н.А. Рубакиным. Позднее видный деятель коммунистической партии В.А. Карпинский писал, по этому поводу Рубакину: «Единственная страна, которая глубочайшим образом заинтересована в осуществлении подобной идеи и особенно в практическом, самом широком развитии ее – это Советская Россия».

Попытки централизованного изучения читателей относятся еще к 20-м гг.

Централизованное изучение читателей включает последовательный сбор и обобщение материалов на уровнях: централизованных библиотечных систем, отдельных регионов (городов, районов, областей, республик), и всей страны. Координационным центром изучения читателей в библиотеках СССР является сектор книги и чтения научно-исследовательской библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Система централизованного изучения чтения и читательских аудиторий совершенствуется вместе с дальнейшим развитием комплексных исследований и координацией работы ряда научных центров.

Единство личностного и социально-психологического подхода к изучению читателей

Читательская психология проявляется одновременно на уровнях индивидуального, группового и общественного сознания. Этим обусловлена необходимость сочетать личностный и социально-психологический подход к ее изучению.

Личностный подход заключается в том, что процесс чтения рассматривается не изолированно, а в зависимости от особенностей читательской психологии человека, которая является интегральным выражением разнообразия свойств личности. Выбор книг для чтения, индивидуальное своеобразие восприятия и оценки литературы нельзя объяснить, если не учитывать читательскую направленность личности (потребности в чтении, читательские интересы и установки), ее читательский опыт (начитанность, навыки и культура чтения), уровень развития читательского вкуса и другие свойства.

Социально-психологический подход требует рассматривать чтение. Как одну из сторон духовной жизни коллектива и общества, учитывать процессы общения и взаимовлияния людей как факторы формирования и изменения читательской психологии. Исследования показывают, что межличностное читательское общение (советы друзей, товарищей по работе или учебе, членов семьи) играет ведущую роль среди стимулов выбора литературы ля чтения. Читатели обмениваются не только книгами, но прежде мнениями о них, происходит взаимная рекомендация произведений печати. Формирующееся в процессе общения читательское мнение оказывает влияние на личностные установки и оценки читателей.

Социально-психологический подход к изучению читателей предполагает также выявление в контактной читательской группе лидера чтения – авторитетного читателя, которому доверяют и подражают в группе, мнение которого о прочитанном служит решающим для многих членов группы стимулом выбора и оценки литературы.

Библиотекарю важно учитывать и такие специфические проявления групповой читательской психологии, как совместное переживание, возникающее при обсуждении книг, заражение общим читательским настроением, читательская мода и др.

«Особые» читатели или девиантность поведения?

Среди читателей библиотеки встречаются и такие, чье поведение отличается от других, является нестандартным, отклоняющимся от нормы или девиантным.

 Понятие «девиантное поведение читателей» в библиотековедении ранее не употреблялось. Однако беседы с работниками библиотек и собственные наблюдения за читателями в процессе руководства студентами-практикантами убедительно доказывают существование разнообразных проявлений девиантного поведения тех, кто посещает библиотеку. Эта категория читателей, неадекватно реагирует на различные ситуации. Возникающие в процессе библиотечного обслуживания, требует от работников библиотек особых знаний и подходов в общении.

Под девиантностью поведения пользователей библиотек подразумевается все то, что противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Случаи его проявления сегодня, к сожалению не единичны. А последствия противоправных аморальных поступков отрицательно сказывается не только на сохранности фондов, но и на всей атмосфере общения в библиотеке. Проблема коррекции девиантного поведения пользователей библиотек приобретает особое значение в условиях компьютеризации, поскольку новые информационные технологии создали и новые возможности, например, для нарушения этических норм. Вторжение в диалоги других лиц, повреждение замкнутых систем, внедрение компьютерных вирусов.

Типология девиантного поведения пользователей библиотек имеют социальный и психологический характер. Было бы неправильным представлять библиотеку счастливым оазисом, изолированным от окружающей действительности. Ведь библиотеку могут посещать и не вполне здоровые люди. В том числе наркоманы и токсикоманы, пристрастившиеся к спиртному, люди с преступным прошлым. Кроме того, девиантное поведение провоцирует социальная напряженность.

Формы девиантного поведения пользователей в библиотеке могут иметь открытый и скрытый характер.

К открытым относятся: нарушения правил пользования библиотекой (порядка и тишины в читальном зале и т.п.), агрессивное поведение, появление в библиотеке в нетрезвом виде, грубость по отношению к библиотекарям.

Скрытые формы девиантного поведения проявляются в пропаже книг, порчи оборудования и т.п.

Типы изучения читателей с девиантным поведением

Пользователи библиотек с девиантным поведением условно могут быть объединены в следующие группы: «Трудные подростки». Это дети из неблагополучных семей, растущие без внимания и присмотра взрослых. Многие из них становятся наркоманами, токсикоманами, правонарушителями. Трудные подростки могут совершать в библиотеке немотивированные поступки – опрокинуть выставку, перемешать книги на полке, разбросать их и прочее. Девиантность их поведения проявляется в вызывающих  манерах, сквернословии, драчливости, мелком воровстве. За этим кроется потребность в самоубеждении, ложное понятие дома перед компанией, недостатки воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.