реферат, рефераты скачать
 

Изучение читателей в библиотеке


Библиотекари должны противопоставить такому поведению разумную требовательность, ненавязчиво применить коррекционно-воспитательный подход. Формы работы с трудными подростками в библиотеке известны еще с 1920-х гг., когда в стране появилось много беспризорный детей. Их приглашали в библиотеку «погреться», проводили воспитательную работу с беспризорниками в детских приемниках и колониях. Сегодня альтернативой отклоняющемуся поведению подростков может стать создание в библиотеках клубов по интересам; привлечение к чтению книг по вопросам волнующим подростков.

«Гневные старики». К этой группе можно отнести читателей массовых библиотек, в возрасте после 60 лет, которые в силу различных обстоятельств озлоблены и в гневной форме проявляют свое неприятие окружающего мира. Часто по надуманным основаниям они склонны обвинять и библиотекарей. Таков, например, читатель П. ( он занисается составлением сборников анекдотов, часть из которых уже издана), который и воспылал необходимой ненавистью к библиотеке и решил изъять из нее «свои» произведения. По этому поводу им была затеяна длительная тяжба с библиотекой. Или другой пример: одна из студенток-практиканток была свидетельницей того, как на абонемент библиотеки пришла пожилая женщина и принялась ругать библиотекарей по какому-то поводу незначительному. Минут через 10 она успокоилась и покинула библиотеку.

«Вредные» читатели. Они стремятся максимально использовать свои права на консультационную помощь и информационное обслуживание, не учитывая при этом реальных возможностей библиотеки. Требования их выражаются в настойчивой форме, порой агрессивной форме поведения.

Например: читатель К.-многолетний пользователь библиотеки почти ежедневно обращается с библиографическими запросами по телефону, настаивая на их незамедлительном выполнении независимо от их сложности.

«Психопаты и чудаки». Неадекватность поведения этой группы пользователей библиотек проявляется по-разному. Так, читательница В., пенсионерка, ходила в библиотеку на протяжении многих лет, проявляя интерес только к энциклопедии «Брокгауза и Эфрона», читала ее том за томом, делала какие-то выписки в толстую тетрадь. При этом часто жаловалась, что ей слышится «Голос Америки», то «Би-би-си». Посещая научный читальный зал, она пыталась разговаривать с другими читателями, чем мешала всем работать.

«Говорливые читатели». Для таких посетителей библиотеки совсем не важно, о чем говорить. Как правило, они сами задают массу вопросов и сами же предлагают варианты ответов.

Читатель XX века, часто приходя в библиотеку, садится в кресло возле кафедры выдачи литературы и проводит здесь 2 – 3 часа. Пытаясь обсуждать с библиотекарем самые разные проблемы.

Для того, чтобы противостоять такому поведению, библиотекари должны разрабатывать и использовать различные методы и формы к различным группам читателей, независимо от их девиантного поведения.

Понятие о читательском интересе

Читательский интерес – избирательно-положительное отношение социального субъекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии.

В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному чтению их. (Например, собиратель книг может интересоваться ими как коллекционер, читая далеко не каждую из них).

Как сравнительно устойчивое свойство личности, читательский интерес формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.

Заинтересованность текстом – психологическое состояние, сочетающее концентрацию непроизвольного (или после произвольного) внимания с положительным эмоциональным тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив. Его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.

Различают ситуативную и личностную заинтересованность.

Ситуативная заинтересованность определяется ситуацией чтения (совокупностью внешних стимулов), прежде всего качествами произведений печати, способные привлекать внимание, вызывать положительные эмоции читателя. Красочные иллюстрации, привлекают не только детей, но и большинство взрослых читателей. Иногда привлекает обложка книги, заглавие, занимательность, новизна мысли или ее подача автором. Книга может захватить читателя. В конечном счете, ситуативная заинтересованность – следствие соответствия ситуации особенностям читательской психики. Но если она не связана с доминирующими свойствами личности, то исчезает с изменением ситуации.

Личностная заинтересованность – проявление устойчивых свойство личности (потребностей, интересов, способностей и др.) «Человек имеющий сильный интерес к какой-либо области. Обычно сам ищет ситуации, которые позволили бы ему отдаться своему интересу», т.е. пережить состояние заинтересованности». Поэтому доминирующие духовные интересы личности, как правило порождают заинтересованность при чтении соответствующих произведений печати.

Таким образом, чтобы с помощью книжных выставок, бесед или иных методов работы с читателями вызывать не только ситуативную, но и личностную заинтересованность, библиотекарю важно учитывать познавательные, эстетические и другие духовные интересы читателей.

В состоянии заинтересованности книгой складывается оценочное отношение к ней, которое часто еще переносят на непрочитанные книги. Если стихийно или под руководством библиотекаря читатель встречается с целым рядом книг, из которых каждая его увлекает, то положительное отношение к определенной литературе.

Отсюда вытекает для библиотекаря вывод: для формирования нового читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем, путем подбора книг многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее закреплению, обобщению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности.

В приведенном выше определении понятия выделены отличительные признаки читательского интереса:

1)     значимость определенной литературы для субъекта,

2)     положительное эмоциональное отношение к чтению ее. Противопоставление этих признаков относительно. Каждый на своем уровне, они отражают степень соответствия произведений печати потребностям субъекта. В гармонически развитом и осознанном интересе оба признака взаимопроникают и сливаются: человека увлекает и процесс чтения, и конечная цель его – получение информации.

Однако на разных стадиях формирования читательского интереса один из признаков может преобладать над другим. При однобоком развитии складывается ущербное отношение к чтению, и сугубо практическое (утилитарно-познавательное) использование литературы, и чисто развлекательное отношение к чтению в своих крайних проявлениях объединяют духовную жизнь личности. Гармоническое развитие читательского интереса – задача руководством чтения.

Читательский интерес диалектически связан с потребностью в чтении, выражающей объективную зависимость субъекта от печатной продукции. Потребность ближе стоит к необходимости, чем интерес. Но эту связь нельзя понимать упрощенно, однолинейно, в том числе, что конкретная потребность порождает строго соответствующий ей интерес. Одна потребность (например, познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских. И наоборот, конкретный читательский интерес отвечает разнообразным потребностям личности.

Диалектика взаимоотношений потребности и интереса такова, что причина и следствие могут меняться местами. Возникающий на основе духовных потребностей читательский интерес при постоянном удовлетворении перерастает в устойчивую потребность читать определенную литературу, а эта потребность рождает новые интересы. Формируя и удовлетворяя читательские интересы, библиотека способствует переходу общественных потребностей в личностные. Массовый читательский интерес, увеличивая читательский спрос на литературу, способен влиять на тиражирование новой печатной продукции, а ее потребление воспроизводит потребности в чтении.

Виды читательских интересов

Читательские интересы классифицируют по разным основаниям.

В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательских интересов, их можно рассматривать как личностные (отношение личности), групповые (отношение общества к чтению определенной литературы). Они диалектически взаимосвязаны. Общественный интерес через групповые проявляется в личностных интересах (как общее через особенное проявляется в единичном). В тоже время общественный или групповой читательский интерес не сводится к простой сумме личностных, а имеет свои закономерности формирования и развития, которое необходимо учитывать библиотекарю.

В основе групповых читательских интересов лежат групповые потребности в чтении. Например, информационные потребности трудового коллектива создают одинаковую для всех объективную необходимость в чтении литературы по специальности. В сознании же отдельных членов коллектива эта потребность преломляется своеобразно, в соответствии с их ролевыми и психологическими характеристиками. Многочисленные интересы к этой литературе не одинаковы.

В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Преувеличивая эмоциональную привлекательность определенной литературы, ложный читательский интерес завышает степень ее соответствия реальным потребностям в чтении, искажает их.

Особенно важно отличать ложные интересы от истинных при социально-психологическом анализе массового чтения. Массовое оболванивание читательских аудиторий служит средством дезориентации и отвлечения от социально значимых интересов.

В деле преодоления и «профилактики» ложных читательских интересов большую роль играет развитие читательского вкуса.

Читательский вкус – это способность субъекта к самостоятельному суждению об эстетических достоинствах произведений печати. (Способность различать – чувствовать, понимать, оценивать прекрасное и безобразное в художественной литературе называют литературно-художественный вкус). Как свойство читательской психологии, вкус связан с эстетическими потребностями и идеалами, не только личности но и социальной группы к которой принадлежит личность, и общество в целом. Но его развитие сильно зависит от индивидуального читательского опыта, начитанности и культуры чтения, а также от образованности, и общей культуры человека. Читательский  вкус выражается в единстве эмоциональных и рациональных оценок эстетической значимости печатных произведений.

Читательский вкус личности проявляется и в дифференциации ее читательских интересов. Потребность в остросюжетном чтении в зависимости от развитости вкуса может обусловить истинный интерес к высокохудожественной фантастике. Неразборчивый интерес становится ложным для личности, когда противоречит необходимости сделать для развития чтение разносторонним по темам и жанрам, но избирательным по высокому уровню вкуса.

Практика работы с читателями показывает, что интерес человека к отдельной отрасли знания, дисциплине, теме, к определенному жанру или автору может преобладать над остальными читательскими интересами.

Обычно человек имеет не один, а несколько читательских интересов, которые внутренне взаимосвязаны, образуют определенную структуру, хотя и проявляются в разное время и с различной периодичностью. В совокупности они бывают широкие или узкие, а между собою различаются по устойчивости, активности и глубине. Глубина читательского интереса – наиболее обобщенная его характеристика: в ней устойчивость сочетается с активностью. И такое объединение рождает новые качества интереса глубину познания путем чтения, более тесные связи с другими свойствами личности, способность преодолевать препятствия. Между глубиной и широтой читательских интересов может возникнуть относительное противоречие. Сосредоточенность всех духовных интересов человека на какой-то одной области жизни определяет как глубину, так и узость читательских интересов. Когда же человек читает обо всем понемногу, его интересы поверхностны и разбросаны.

В соответствии с целями воспитания гармонически развитых людей библиотекарю важно закреплять и формировать глубокие интересы читателей к определенной литературе, добиваясь одновременно разносторонности чтения.

Правильное осознание наиболее существенных потребностей в чтении ведет к устойчивости одного или нескольких интересов, которые характеризуют читательскую направленность личности. Вместе с тем могут возникать и сменять друг друга поверхностные интересы, связанные с любознательностью читателя и со способностью книг привлекать внимание. Удовлетворение поверхностного интереса не всегда гасит его, часто оно содействует его углублению, обогащению или переходу в новый интерес.

Читательский интерес – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.

Современный библиотекарь располагает устоявшимися традиционными формами и методами библиотечной работы. Библиотекарь-профессионал, стремящийся максимально удовлетворять высказанные и невысказанные запросы читателей, не может не действовать в соответствии с «библиотечными законами». Первые из них гласят:

-         каждому читателю его книгу;

-         каждой книге своего читателя.

Для практической работы библиотекарю необходимо иметь представление о конкретных читателях своей библиотеки. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки, каждому из них отводится определенное место в решении задач изучения читателей.

Первичную информацию об уровне читательской культуры библиотекарь, конечно путем наблюдения. Таким образом может быть выявлена группа читателей, не пользующихся при выборе книг другими средствами, кроме совета библиотекаря и просмотра книг, сданных другими читателями. Библиотекари берут таких читателей на заметку, делая соответствующие пометки в формуляре. По итогам наблюдения библиотекарь определяет методику дальнейшей работы. Социологи отмечают, что всегда есть читатели, неохотно вступающие в беседу с библиотекарем, негативно относящиеся к его рекомендациям. Таким образом, метод наблюдения чрезвычайно важен.

Самым распространенным методом изучения читателей является периодический качественный и количественный анализ читательских материалов. Он позволяет собрать ценный материал о динамике и содержании чтения, выявить круг читательских интересов, систематичность чтения.

Методы изучения читателей и чтения.

Классификация методов изучения.


Методы, отражающие фундаментальные закономерности действительности, имеющие всеобщий характер называются философскими. Они применяются для познания всех объектов в разных областях науки. В том числе и б библиотековедении.

Философским методом мышления и логикой всего обществознания, соответствующим уровню современной науки, является материалистическая диалектика. Придерживаться диалектики требует сам объект познания, который раскрывает свою природу тому, кто основывает процесс исследования на знании объективных диалектических закономерностей. Эти закономерности, однако, в каждом конкретном случае проявляются специфически, требуя определенной конкретизации методов, что дает использование диалектики творческой задачей.

Диалектико-материалистический метод в единстве с материалистическим мировоззрением принизывает весь познавательный процесс, дает методологические установки. Помогает выбрать объект исследования, общее направление работы, играет важную роль в определении характера обобщений и объяснений полученных материалов.

Диалектический и исторический материализм составляют единую взаимосвязанную систему методов, эффективность применения каждого из которых зависит от конкретных условий. На этой основе совершенствуются старые и создаются новые, более эффективные методы исследования, среди которых различают: общенаучные (или междисциплинарные) и частнонаучные (или специальные) методы познания.

Общенаучные (междисциплинарные) методы

Область применения общих для всех ( или нескольких) общественных наук методов более ограниченная. Они основываются не на всеобщих законах развития, как диалектико-материалистический метод, а на закономерностях, связанных с отдельными областями объективного мира. И помогают изучать сходное и общее не во всех, а только в некоторых формах движения материи или на различных этапах конкретных познавательных процессов. Они сохраняют известную самостоятельность по отношению к объекту, для познания которого они применяются, потому что обусловлены не столько характером объекта, сколько особенностями познающего мышления. К числу таких методов относят: наблюдение, эксперимент, опрос и некоторые другие.

В каждой науке в зависимости от предмета исследования эти методы подвергаются определенным изменениям и дают действенные результаты не только в сочетании со специфическими приемами контроля и интерпретации научных данных, однако в соответствии с общей теоретической концепцией данной науки.

Органическое единство всеобщего и общих методов выражается, прежде всего, в том, что каждый общий метод, отражая специфику объективной действительности, для познания которой он применяется, в тоже время отвечает основным требованиям диалектико-материалистического метода.

Специальные (частнонаучные) методы


Библиотековедение в процессе своего развития выработало и продолжает создавать специальные методы исследования, направленные на изучение узкой, специфической области объективного мира – библиотечной работы. Эти методы тесно связаны с особенностями изучаемого объекта и основываются на характерных для него закономерностях.

В настоящее время библиотековедение располагает целой группой таких методов. Каждый из них используется при решении определенных задач библиотечной теории и практики или на отдельных этапах исследования. Они развиваются, обогащаются, совершенствуются в производственной и научной практике.

Для изучения читателей и чтения используется не один метод, а их система. Это требует марксистско-ленинский принцип системности исследования, который является всеобщим диалектическим принципом познания, обязательным при рассмотрении любых явлений.

На современном этапе советское библиотековедение при изучении читателей активно использует такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, контент-анализ, количественные (или статистические) методы анализа читательских и книжных формуляров и ряд других. Они прошли проверку в ряде централизованных и крупных локальных исследований чтения и читательских аудиторий.

Однако в конкретных исследованиях можно выделить какого-либо одного доминирующего метода.

Так, в социально-психологическом исследовании «Книга и чтение в жизни небольших городов» в качестве основного метода был принят стандартизированный опрос-интервью. Наряду с ним использовались эксперимент, наблюдение, анализ документов и ряд других.

Общенаучные и специальные библиотечные методы используются не изолированно и параллельно, а в органическом единстве: взаимодействуя и дополняя друг друга, они усиливают достоинства и нейтрализуют известную ограниченность каждого, способствуя многоаспектному изучению читателей.


Специальные библиотечные методы изучения читателей

Совокупность специальных методов изучения читателей иногда определяют одним термином: «анализ библиотечной документации», однако при этом следует иметь в виду, что речь идет не об одном методе, а о нескольких, которые располагаются по своей направленности, по способности сочетаться между собой и другими методами. Кроме того, слово «анализ» в применении к специальным методам обозначает не только анализ сведений, но и синтез их, а иногда и процесс накапливания сведений, их фиксацию, последующую обработку и обобщение.

Контент-анализ

Все традиционные методы в большей или меньшей степени страдают субъективностью. Поэтому исследователи давно ведут поиск формализованных методов изучения содержания документов. Остановимся на одном методе этой группы – контент-анализ. Он применяется для изучения более или менее значительных массивов документов, в том числе таких, как произведения печати, различная библиотечная (дневники библиотекарей, протоколы библиотечных мероприятий и т.д.) и читательская (автобиографии, отзывы, вопросы и т.д.) документация и др.

Особенностями контент-анализа является использование формализованных наблюдений и статистических процедур. Суть этого метода заключается в  выделении в тексте документа некоторых смысловых единиц наблюдения с последующим подсчетом частоты употреблений этих единиц. Соотношений различных элементов текста друг с другом, а так же с общим объемом информации в изучаемой массовой совокупности документов. такой анализ дает возможность познать определенные закономерности, объективизированные в этих документах и не улавливаемые при обычном ознакомлении с ними.

Ответственной задачей контент-анализа является выделение исследуемых элементов текста («единицы наблюдения). При изучении читателей единицами могут служить: понятия, законченные суждения, высказывания о событиях, фактах, имена известных людей и т.д.

Единицы наблюдения должны в своей совокупности отражать основное смысловое содержание предмета, темы или вопроса исследования. Выявление их происходит путем анализа основной литературы по теме исследования, ознакомления с терминологическими справочниками, словарями, алфавитным, предметным указателем в специальной литературе, соответствующими рубриками библиотечно-библиографической классификации и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.