реферат, рефераты скачать
 

Изучение читателей в библиотеке


В результате контент-анализа литературы, посвященной работе с читателями можно определить устойчивые тенденции в стратегии и тактике этой работы. Нашедшие отражение в библиотечной литературе, выявить наиболее важные направления и темы работы с читателями, увидеть насколько четко в литературе отражаются задачи библиотечного дела на современном этапе, оценить активность отдельных авторов, их вклад в изучение проблемы.

Весьма перспективной областью применения контент-анализа является, например, изучение вопросов, которые читатели в процессе библиотечного обслуживания задают библиотекарям. Эти вопросы анализируются по количеству и содержанию. Количество вопросов показывает степень активности аудитории, ее заинтересованность той или иной книгой, пропагандируемой в процессе индивидуальной или массовой работы, и косвенно позволяет судить об уровне проведенного мероприятия, об интересе, который оно представляет для читателей и т.д.

Содержание вопросов раскрывает особенности читательских интересов, показывает их тематику, помогает судить о направленности и глубине мышления читателей, культуре их чтения, умении ставить вопросы.

Научное наблюдение

Под научным наблюдением в библиотековедении понимается планомерное и систематическое восприятие объектов библиотечной действительности для получения научно-достоверных знаний об этих объектах, в частности о читателях. Оно имеет самостоятельное значение и вместе с тем является составной частью других методов.

В изучении читателей наблюдение имеет свои существенные особенности и трудности. Исследования, проведенные в последнее время, показали, что наблюдение является весьма трудоемким процессом.

Во время научного наблюдения не осуществляется прямое воздействие на читателей, как например, в эксперименте. Активность наблюдателя состоит в том, что он проводит большую работу в период подготовки, при выборе читателей, в процессе самого наблюдения, при сборе и объяснении полученной путем наблюдения информации и т.д.

Исследование этого метода позволяет получить объективное представление о действиях библиотекарей и читателей. Наблюдая за действиями читателей, как они работают в читальных залах, выбирают книги, участвуют в массовых мероприятиях и т.д. Поскольку поведение одних читателей в библиотеке во многом вызвано действиями других (например, при участии в читательской конференции), наблюдение позволяет уловить взаимоотношения читателей, выявить читательское общественное мнение.

С помощью наблюдения можно установить связь между действиями библиотечного работника и читателей, получить представление об эффективности работы библиотекаря. Наблюдение помогает выявить эффективность тех или иных методов пропаганды различных видов литературы в определенной читательской аудитории. С помощью его можно изучать особенности вечеров книги, читательских конференций, бесед, лекций и других мероприятий, а также исследовать вопросы, связанные с применением различных библиографических методов в раскрытии фондов библиотек.

По способу добывания фактов об интересующих исследователя библиотечных объектах различают непосредственное и косвенное наблюдение.

Под непосредственным наблюдением понимают восприятие и изучение фактов, увиденных при прямых контактах библиотекарей с читателями. Исследователь фиксирует то, что происходит у него на глазах. Так ведется наблюдение за беседами библиотекарей с читателями, за ходом массовых мероприятий и т.д.

Непосредственное наблюдение при беседе читателя с библиотекарем при записи в библиотеку, когда читатель выбирает книгу в фонде открытого доступа, во время получения книги и возращения ее, при обращении за справкой или консультацией и к библиографу, в читальном зале работой, при высказывании предложений и замечаний о работе библиотек и т.д. позволяет составить представление об особенностях читателей, уровне их культуры.

Непосредственное наблюдение используется при изучении справочно-информационной, массовой и других областей работы библиотек.

Существенным недостатком косвенного наблюдения, что выводы исследователя основываются на субъективных мнениях. Проблема повышения объективности метода связана с улучшением методики подбора компетентных лиц, близко знающих интересующих исследователя читателей.

Наблюдение, используемое в библиотечных исследованиях читателей, может быть не включенным и включенным.

Не включенным называется такое наблюдение, при котором исследователь по ранее разработанному плану в течении очередного времени наблюдает изучаемых читателе «со стороны».

Включенное наблюдение состоит в том, что исследователь наблюдает людей как бы «изнутри», становясь членом изучаемой группы, работая вместе с ними на производстве или принимая участие в различных библиотечных мероприятиях в роли члена читательской группы, для которой эти мероприятия организуются.

Интересное включенное наблюдение провел преподаватель МГИК В.И. Терешин. Для того, чтобы лучше познакомиться с особенностями обслуживания литературой бригад и участков Московского завода малометражных автомобилей и с действенностью библиотечных методов пропаганды, он поступил рабочим в одну из бригад этого предприятия. В итоге были выработаны конкретные предложения по изучению библиотечного обслуживания рабочих.

Для проверки объективности сведений читателей специалистов по отдельным вопросам в исследовании по теме «Библиотека и научная информация» также использовалось включенное наблюдение. Так была установлена степень обоснованности претензий к библиотекарям, не учитывающим трудностей, испытываемых читателем – новичком в библиотеке.

Часто исследователь становится на время читателем библиотеки, где проводит наблюдение. Он получает справки и консультации у библиографов, пользуется каталогами и картотеками, заказывает литературу на пунктах выдачи, подбирает ее в фонде открытого доступа и т.д. Находясь в одинаковом положении и тесном контакте с читателями, исследователь получает весьма ценные, объективные материалы, которые при других видах наблюдения подчас трудно собрать.

Наблюдение может быть скрытым или явным. В первом случае наблюдаемые не знают, что они являются объектом исследования, во втором знают, хотя и тогда истинная цель исследователя остается для них скрытой.

Наблюдение может быть длительным. Его можно проводить тогда, когда можно охватить весь указанный процесс от начало да завершения.

Наблюдение может повторяться для того, чтобы уточнить, проверить данные, полученные в ранее произведенном наблюдении, определить изменения, произошедшие с изученными ранее читателями.

Научное наблюдение предполагает обязательное ведение записей. Н. Фридьева и Д. Балика много лет тому назад отмечали, что в библиотечных исследованиях трудно научиться «фиксировать полученные наблюдения». Известные сложности остаются и сегодня.

Наблюдения в качестве составной части присутствует в большинстве библиотековедческих методов, видоизменяясь в зависимости от того, с каким методом оно сочетается в конкретном исследовании.

Опрос

Опрос – это метод сбора первичной вербальной (словесной) информации для изучения таких массовых (главным образом, социально-психологических) явлений, как общественное читательское мнение о тех или иных книгах или периодических изданиях, читательские оценки, отношение читателей к библиотечной работе, в целом или к определенным ее видам, к отдельным мероприятиям, отношение читателей друг к другу и к библиотекарям и т.д.

Разновидности спроса, применяемые для изучения читателей, можно свести  к другим основным: анкетирование-опрос, предполагающий самостоятельное заполнение респондентами (опрашиваемое лицо – библиотекарь или читатель) специального вопросника; Интервьюирование – устный опрос «лицом к лицу», проводимый интервьюером по специальному плану.

Анкетирование. Оно применяется, как правило, для сбора ориентированного материала, обработка которого позволяет установить некоторые статистические факты, выявить типичные явления (например, общественное мнение, интересы и т.п.). Так, с помощью анкет можно получить данные о содержании интересов разных читательских групп, но нельзя глубоко изучить источники этих интересов, причины их возникновения и историю развития.

Н.К. Крупская, критикуя неумелое использование библиотекарями анкетного метода изучения читателей, отмечала, что анкеты должны быть хорошо обдуманы, преследовать определенную узкую цель. Вопросы в анкете должны быть простыми, конкретными, четко сформулированными, не предопределять содержание ответов и не требовать больших затрат времени.

Анкеты бывают преимущественно анонимными, но в них обязательно включают вопросы о возрасте, профессии, образовании и т.д. Иначе невозможно систематизировать и обобщать материал по групповым признакам.

При анкетировании обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого вполне или хотя бы приблизительно соответствуют истине. Вместе с тем исследователь всегда должен учитывать возможности искажения, стремиться создать такую систему взаимосвязанных вопросов, которая помогла бы выяснить подлинное мнение респондента.

Социальная закономерность, проявляясь в отдельных конкретных фактах, носит статистический характер, и поэтому, обрабатывая заполненные анкеты, исследователь всегда наблюдает определенный разброс в анкетах. В каждой анкете фиксируется высказывание 1-го опрошенного, и только суммарное суждение всех респондентов может служить 1-м показателем.

Чтобы ложные ответы не повлияли на объективность, нужно учитывать закон больших чисел: анкетирование должно быть достаточно массовым и охватывать необходимое число людей каждой из обследующих групп.

Интервьюирование. Здесь определяющим является взаимодействие интервьюера и опрашиваемого. Успех во многом зависит от того, удается ли интервьюеру создать дружескую атмосферу. Преимущество интервью по сравнению с анкетой заключается в возможности непосредственного наблюдения.

Для библиотековедения этот метод представляет особую ценность, так как он очень близок к индивидуальной работе с читателями. Интервьюирование одинаково эффективно при изучении высоко или мало квалифицированных групп читателей 9 в то время как анкетирование для последних может оказаться слишком сложным).

В библиотечных исследованиях различают 3 вида интервью: стандартизированное, не стандартизированное или полу стандартизированное ( или «фокусированное»).

В стандартизированном интервьюировании формулировки вопросов, план, порядок беседы заранее определены, поведены под определенный стандарт, интервьюер не вправе менять их. Варианты заранее намеченных возможных ответов предполагаются на выбор опрашиваемому, его ответы не должны выходить за рамки предположенных вариантов.

В нестандартизированном интервью интервьюер, имея лишь общую тему, сам формулирует и начинает примерный порядок опроса. Здесь от интервьюера требуется: большие знания, высокий уровень культуры, творческий подход, даже искусство.

При полустандартизированном  (или «фокусированном») интервью интервьюер всю беседу сосредотачивает, «фокусирует» вокруг какого-либо определенного вопроса. Составляется примерный план необходимых и возможных вопросов. Эта разновидность нестандартизированного интервью, при котором порядок и формулировки вопросов могут изменяться.

Анкетный опрос и интервьюирование обычно организуют научные и методические центры для изучения читательских интересов, спроса на литературу и т.д. ряда библиотек. В отдельной библиотеке они проводятся лишь эпизодически: например, для учета пожеланий читателей о комплектовании фондов и качестве обслуживания в библиотеке, для сбора отзывов о массовом мероприятии или сведений об интересующих читателей темах. Если анкеты именные, то содержащиеся сведения в них после статистической обработки иногда используют и в индивидуальной работе с читателями.

В тех случаях, когда библиотекарей интересует отношение читателей к определенной книге или определенному автору, анализ читательских формуляров сочетается с анализом листков возврата или книжных формуляров. Этот метод очень объективен, так как фиксирует реальную картину читательского спроса на книгу, он способен выявить читательские предпочтения, жизнь книг в читательской среде, ее популярности.

Интерес читателей наиболее целесообразно фиксировать с помощью специальной картотеки интересов. Библиотечная практика подтверждает ее действительность. Рубриками картотеки становятся темы, вопросы, жанры литературы, выявленные в качестве читательских интересов. По рубрикам картотеки можно судить о преобладании тех или иных интересов, рождения новых жанров в связи с изменениями в общественной жизни и соответственно с читательской ориентацией, о падении интереса к какой-то проблеме, вопросу, жанру.

В ряду исследовательских методов, позволяющих проникнуть в сознание и психику людей, опрос является одним из главных, и обычно проводится в двух формах: устный (или очный) – интервью и письменный (или заочный) – анкетирование. В основе обеих форм лежат определенный набор вопросов по исследуемой теме, т.е. анкета, вопросник, опросник, с его помощью и осуществляется сбор информации. Это своего рода сценарий беседы с опрашиваемым, не зависимо от того, очная это беседа или заочная.

Анкетный опрос – это обращение за исходной информацией к различным людям ( специалистам той или иной деятельности; представителям половозрастных групп, поселенческих структур и т.д.)

Его применение позволяет в сжатые сроки регистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессе и результатах их деятельности.

Популярность анкетирования особенно велика среди начинающих социологов: внешняя простота и кажущаяся безотказность метода привлекательны для быстрого получения определенных результатов.

Однако самый распространенный метод еще не означает самый простой, так как изначальное преимущество той или иной процедуры сбора данных может быть сведено на нет неизменным ее применением.

Недостатки анкетирования заключаются в том, что в анкете фиксируются не реально происходящие события, а только мнения о них. В ходе анкетного опроса обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого респондента полностью соответствуют если истина, то хотя бы его подлинному мнению о ней. Исследователь же должен учитывать возможность искажения в том числе преднамеренного, истиной позиции анкетируемого и, строя анкету, суметь создать пути для выяснения подлинного мнения респондента. Кроме того, анкетный метод, будучи прост на стадии сбора данных, очень сложен на стадии составления анкеты. Вряд ли вообще можно сделать анкету без  недостатков. И не смотря на все это, преимущество его все же гораздо значительнее, чем недостатки.

Но прежде, чем приступить к составлению анкеты, следует предварительно определить цели и задачи опроса, сформулировать основные гипотезы. Необходимо определиться с выбором проблемы, задаться вопросом «Зачем я разрабатываю эту анкету?».

Анкета предполагает целую систему отношений между исследователем и респондентом. Разработчик анкеты должен четко представлять темы, проблемы, которые будут включены в анкету (т.е. о чем надо спросить респондента) в виде разделов. Анкета – лицо социолога, раскрывающее, если хотите, уровень его воспитанности и культуры общения, его манеры, поведение. Это почти публичное выступление, где требуется определенное умение сформулировать свои мысли, излагать их так, чтобы тебя поняли.

Анкета состоит из вводной части – обращения к опрашиваемому, основной части – блоков вопросов и паспортички – непосредственных субъективных сведений о респондентах.

Вводная часть. Предваряет анкету вводная часть, в которой указываются цели, задачи опроса, данные об организации, проводящей опрос, просьба принять участие и оказать помощь в достижении целей исследования, указание на практическую значимость и ценность ожидаемой от респондента информации. В этой части, как и в конце анкеты, обязательным элементом является выражение признательности за участие в опросе. Например: «Благодарим Вас за помощь!». «Благодарим Вас за участи в опросе!», «Спасибо!». Назначение вводной части в том, чтобы максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его темой и пробудить желание участвовать  в исследовании.

Основная часть. Включает в себя собственно вопросы, в последовательности которых раскрывается содержание исследуемой темы. Это самая большая часть по объему и самая сложная по содержанию. Хорошая анкета требует внимания, кропотливой работы, знания типов вопросов, умения их точно сформулировать и расположить в определенной последовательности.

Здесь также действуют определенные правила. Так, для того, чтобы Вас поняли, надо говорить на языке респондента: стараться не употреблять иностранных слов, не допускать вычурных словесных фраз и выражений. Все должно быть переведено с языка исследователя на язык опрашиваемых (респондентов).

Процедура построения анкеты – это прежде всего оперирование понятиями и их определенной логической взаимосвязью. Разработанная одним исследователем, анкета подчиняется его логике и в какой-то мере задает логику рассуждений респондента. В принципе возможно построить абсолютно нейтральную анкету, в которой было бы полностью исключено влияние исследователя.

Вопросы анкеты. Должны быть ясными и четкими. Понятными всем опрашиваемым без исключения. Особенно следует быть внимательным и осторожным при отборе начальных вопросов, среди которых не должно быть слишком трудных или щепетильных.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К ее концу трудность вопросов должна снижаться.

Все вопросы объединяют в блоки по тематическому и проблемному принципам. Причем, переход от одного смыслового отрезка к другому должен осуществляться плавно. Например, чтобы респондент смог полнее и качественнее ответить на вопрос о внесении изменений в работу библиотеки, ему предшествует вопрос на воображение себя в качестве «управляющего библиотекой сотрудника». В этом случае он серьезнее подумает о конкретных предложениях по изменению работы библиотеки.

По содержанию вопросы в анкете делятся на две группы: основные – те, которые непосредственно работают на сбор материала для гипотезы, и вспомогательные – подтверждающие достоверность ответов.

По форме вопросы могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми.

Закрытые вопросы. Основные вопросы в анкете, работают на гипотезу; в них строго определен набор альтернатив. Из которых отвечающему предлагается как бы выбрать нужный. Задавая такой вопрос, исследователь берет на себя инициативу, подсказывая респонденту ответы. Подразумевается, что составитель анкеты более компетентен в исследуемой теме. Такие вопросы излагают краткость ответа.

Самым распространенным видом закрытого вопроса является «да – нет» вопрос. Например: «Есть ли у Вас домашняя библиотека? 1) Да; 2) Нет; «Записаны ли Вы в библиотеку? Да, Нет». и т.д.

Кроме того, социологами часто используются альтернативные закрытые вопросы: «Как часто Вы обращались к книге, журналу?:

1)     ежедневно

2)     несколько раз в неделю

3)     примерно раз в неделю

4)     примерно раз в месяц и реже».

Здесь набор ответов строго определен, и надо выбрать только один из вариантов.

Еще один вид закрытого вопроса – вопрос-меню.

Особенностью его является возможность выбора нескольких вариантов ответов. Например: «Как Вы считаете, читальный зал – это:

1)     место для занятий в библиотеке

2)     справочно-информационный центр

3)     место для просмотра газет и журналов

4)     место для прослушивания звукозаписей».

К таким вопросам даются указания в скобках или более мелким шрифтом: («Отметьте пожалуйста одну или несколько позиций»).

Закрытые вопросы, в отличие от других, дают более точную и заранее обдуманную информацию.

Открытые вопросы. Представляют пользователю широкую историю, дают простор читательской фантазии. Обычно начинаются со слов: «Кто», «Что», «Где», «Когда», «Почему» и т.д.

Респондент в этом случае ищет более развернутый и точный ответ, сформулированный без подсказок анкетера (интервьюера).

Их рекомендуется задавать. Когда важно иметь суждения и выводы собеседника, стимулировать его к разговору, получить оригинальный ответ, избежать предложения и инициативы взять все в свои руки. Задавая открытый вопрос, исследователь как бы снимает с себя контролирующую функцию, например: «Скажите, пожалуйста, что бы Вы смогли предложить по организации работы своей библиотеки?»

Не поддавайтесь искушению превратить открытый вопрос в закрытый, набросав возможные варианты ответов.

Полузакрытые вопросы. Отличаются от закрытых тем, что в альтернативе ответов, предлагаемых респонденту, вносится позиция: «Другое __________», «Ваше особое мнение _______».

В некоторых случаях, если « на Ваш взгляд» опрашиваемый может не ответить по каким-либо причинам на вопрос анкеты, либо в альтернативе не все указано, то необходимо включить пункт «затрудняюсь ответить».

Формулируя вопросы анкеты надо помнить, что нельзя на первое место в альтернативах ставить нужный Вам ответ. Фразы альтернатив должны быть примерно одинаковы по длине, продолжительности.

Кроме того, составляя анкету, надо избрать либо прямую, либо косвенную формы вопросов. Например, заменить вопрос «Читали ли Вы такую-то книгу?» на «Намерены ли Вы прочесть…?» и др.

Использовать в анкете вопросы-фильтры: «Записаны ли Вы в библиотеку?» 1) Да, 2) Нет. если «Нет», то переходите к вопросу номер…» Включать контрольные вопросы для проверки правдивости ответов: «1. Скажите, пожалуйста, какие книги Вы любите читать? ________

2. назовите, пожалуйста, книгу, которую Вы читаете в настоящее время»;

а также ситуативные и образные вопросы, в которых описывается некоторая ситуация, проводятся приблизительные примеры из жизни. такие вопросы легко воспринимаются и не представляют большого труда для понимания смысла вопроса и ответа, чаще всего начинаются со слов: «Представьте себе…». Но в их формировании надо стараться избегать многословия, и описываемая ситуация должна быть типичной, знакомой всем респондентам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.