реферат, рефераты скачать
 

Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья


Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


ГЛАВА 1. Предпосылки развития туристско-экскурсионной деятельности в национальных парках

1.1. Теоретико-методологические основы экскурсионной деятельности в национальных парках

1.2. Экологический туризм как мировое явление

1.3. Формы экологической информационно-рекламной работы

 в национальных парках

1.4. Современное состояние экскурсионной деятельности в национальных парках


Глава 2.организация и проведение экологических экскурсий на особоохраняемых территориях на примере национального парка приэльбрусье

2.1. Экскурсионный потенциал национальных парков

2.2. Целевые группы экскурсантов

2.3. Технологическая карта экскурсии по национальному парку «приэльбрусье»

2.4. Методические рекомендации по проведению экологических экскурсий в национальных парках


Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Принятие всем цивилизованным миром «Концепции устойчивого Развития» определяет приоритетной отрасль экологического туризма. Наличие большого количества природных, культурных и исторических памятников, нетронутых цивилизацией горных районов, пышных альпийских лугов, быстрых рек с изумрудными водопадами, разнообразных минеральных источников, соседство с большим количеством особо охраняемых территорий благоприятствует формированию и развитию в южном регионе РФ экологического туризма. Основными его функциями являются: освобождение индивидуума от чувства усталости, обеспечение отдыхающего возможностью развлечения и активного участия в природоохранных мероприятиях, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности.

Выбор темы работы определяется её актуальностью. Являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, показать его красоту, разнообразие и уязвимость, убедить экскурсантов в необходимости активной его охраны и рационального использования.

Цель данного исследования состоит в изучении экскурсионной деятельности в национальных парках.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·        изучить методологические основы экскурсионной деятельности;

·        проанализировать/изучить экологический туризм как мировое явление;

·        определить формы экологической информационно-рекламной работы в национальных парках;

·        исследовать и описать современное состояние экскурсионной деятельности в национальных парках.

Научная новизна работы состоит в выборе нового маршрута экологической экскурсии, ранее не использовавшегося, а практическая значимость – в создании методической разработки и проведении экологической экскурсии «Живая вода Приэльбрусья», которая является производственным заказом Национального парка «Приэльбрусье» и используется в практической деятельности предприятия. Это позволило сформулировать методологические основы проведения экологических экскурсий в национальных парках и выявить их специфику. Данную работу можно использовать в экскурсионной деятельности работникам практического туризма, а так же в качестве методического материала студентам туристских специальностей.

Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, Л.Я. Чурина, Е.Н. Ильина и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати.

Методологическую основу составили теоретические исследования литературы, эксперимент, наблюдение, опрос и интервьюирование.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1.Предпосылки развития туристско-экскурсионной деятельности в национальных парках


1.1.Теоретико-методологические основы экскурсионной деятельности

 

Экскурсия как процесс познания и её структура. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. Особенность этого процесса состоит в том, что он связан с заранее избранными объектами, которые изучают на месте их расположения (           ).

Экскурсия имеет свои признаки:

·        протяженность по времени проведения от одного академического часа до одних суток;

·        наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

·        наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

·        показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

·        передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

·        целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, культурного досуга.

Основной задачей экскурсионного обслуживания, как и других видов туристского обслуживания, является удовлетворение потребностей потребителей (экскурсантов). Потребностей в познании, отдыхе, общении. Необходимо, чтобы тема экскурсии соответствовала его интересам.

По этому к экскурсии предъявляются следующие требования:

·        полнота и достоверность информации;

·        культурно-познавательная значимость;

·        законченность и точность композиции, построения материала, исполнения;

·        эстетическое и морально-психологическое удовлетворение экскурсантов.

Все экскурсии имеют сходную структуру, которая состоит из:

·        вступления;

·        содержательной основной части;

·        заключения.

Вступление, как правило, состоит из двух частей: организационной (знакомство с аудиторией и инструктаж экскурсантов по правилам поведения, безопасности в пути и др.) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, его протяженности, продолжительности, времени и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетании рассказа и показа. Её содержание состоит из нескольких под тем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество под тем в экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы отбирались только те объекты, которые помогли бы раскрыть содержание определенным путём, темы экскурсии в целом. Причём в определённой дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной под темы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение также важно, как вступление и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал его наилучшему восприятию той или иной аудиторией. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежи, городских жителей, сельских тружеников, работников гуманитарных профессий и т.д.). При дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию населения необходимо учитывать не только интересы, но и цели потребителей.

Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на истории, памятниках, национальных особенностях региона.

Если же экскурсия предоставляется в рамках, скажем, делового тура, то следует уделять вниманию показу деловых различных и общественных центров и т.п. Ну а если организуется экскурсионное обслуживание в рамках курортного отдыха, то очень привлекательными в данном случае являются различные экскурсионные прогулки с наблюдением природных памятников, ландшафтов, объектов (25, с.100).

Тематика и содержание экскурсий. Одинаковых экскурсий не существует, они отличаются, прежде всего, по теме.

Слово «тема», в переводе с греческого, означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящегося к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указание, какому именно кругу явлений повещается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, что именно и с каких позиций хочет в нем осмыслить.

Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает не только изложение определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, её главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения. Всё это в полной мере относится и к экскурсии.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определённую тему. Тема экскурсии - предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы, содержания экскурсии – это много месячный напряжённый труд коллектива работников.

Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает её содержание. Этот материал должен быть подан в таком объёме, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте всё, что он о нём знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется то, как показать объект, какую часть информации использовать в данном случае, что именно сказать. Некоторые объекты показываются на нескольких экскурсиях, например, «Чегемские водопады». Они показываются в обзорных, исторических и экологических экскурсиях. В каждой из этих экскурсий об одном и том же объекте даётся различный объем информации, в рассказе объект освещается в различных ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на основную тему экскурсии. По пути следования экскурсионной группы могут в экскурсию «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Не следует включать в рассказ сведения об этих объектах. Сведения о таких объектах, может быть, очень интересных, но второстепенных по отношению к конкретно рассматриваемой теме, экскурсовод может сообщить туристам только как ответы на возникшие вопросы(25, с.103).

Тематическая (моно) экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаёв эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно историческое событие прошлого или настоящего (сейчас в Москве уже появились экскурсии «К Белому Дому»), либо одному какому-либо писателю, композитору и истории его жизни и творчества (Пушкин в Петербурге).

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой под темы должна быть полнота и логическая завершённость. Правильно разработанная подтем должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а в месте с другими под темами, в композиции.Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношения под тем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них - формулировка темы представляет определённую сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. Эти экскурсии называют многоплановыми. В каждой из них освещается несколько обязательных подтем. В том числе – история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования. В тоже время у обзорных экскурсий, проводимых в различных городах, имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи данному городу, области, краю.

Например, историко-военную подтему включают в обзорных экскурсиях те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью великих писателей, поэтов и т.д.

Почти в каждой обзорной экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится композиционным центром экскурсии, она получает название ведущей.

Ведущая подтема – композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии (25, с. 104).

В древних городах, имеющих долгую историю, ведущая подтема – история города со дня основания до наших дней (Суздаль, Владимир и др.). В крупных городах – промышленных центрах ведущей под темой может быть производственная (например, в г. Тольятти – тема автомобилестроения).

Ведущая подтема способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает её более убедительной и запоминающейся.

Многотемность обзорной экскурсии не даёт возможность достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования, реконструктивных экскурсов в историю и пр. Об этом говорит и само название экскурсии – обзорная (даётся обзор достопримечательностей и интересных событий).

Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая подтема её может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.


1.2. Экологический туризм как мировое явление

На общем фоне деградации внутреннего туризма его природно-ориентированные формы, также затронутые кризисом 90-х годов, сейчас испытывают оживление. Отмечаются перспективные тенденции роста:

1.     число небольших специализированных на экологическом туризме фирм увеличивается;

2.     расширяется спектр предложений от крупных туроператоров по программам так называемого «активного отдыха» как внутри страны, так и за рубежом;

3.     отчетливо проявляется возрастающая активность туристских предприятий и властей в регионах, в том числе в тех, где прежде природно-ориентированный туризм не имел широкого развития, а также там, где создаются новые природоохранно-рекреационные территории.

В целом природа России предоставляет большие потенциальные возможности для развития экологического (далее экотуризма) туризма – разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельскохозяйственным производством и т. п. – весьма велики. Сохранились в России и районы с традиционными, аборигенными формами хозяйства, представляющие большую эколого-культурную ценность. Таких районов еще не мало на Севере страны, в Сибири, в горах.

Социальный потенциал российского экотуризма также можно считать достаточно значительным, поскольку в России, как ни в одной иной стране, широко были развиты «самодеятельный» и спортивный туризм, отчасти адекватные западному «приключенческому». Достаточно сказать, что в 80-е годы в этих видах туризма участвовало около 20 млн человек, среди которых преобладали молодежь (школьники, студенты) и другие группы населения с относительно низким уровнем дохода. Разумеется, самодеятельные туристы и туристы-спортсмены не были движимы собственно экологическими целями, но многие из них любили и берегли природу, хотя массовый самодеятельный и спортивный туризм нередко причинял уязвимым экосистемам значительный ущерб.

Существующая региональная структура экотуризма России в настоящее время формируется пятью основными группами факторов:

·        размещением особо охраняемых территорий, в первую очередь национальных парков, при этом они пока еще оказываются недостаточно значимыми объектами вследствие их молодости и как правило плохой инфраструктурной обеспеченности;

·        разнообразием и аттрактивностью экосистем и ландшафтов регионов, а также их экологической и биоклиматической благоприятностью;

·        удаленностью от центров расселения, чем определяется стоимость поездки;

·        транспортной доступностью и инфраструктурной обеспеченностью;

·        известностью и популярностью регионов и маршрутов; по этим параметрам существенно различаются группы регионов, популярные у «самодеятельных» туристов, и регионов, известные клиентам через рекламу в масс-медиа.

Оценивая и сопоставляя роль каждого из этих факторов экспертно, можно в качестве приоритетных для развития внутреннего российского экотуризма выделить, например, следующие регионы, расположив их в такой ряд: Центрально-Европейский, Западно-Кавказский, Северо-Европейский, Поволжско-Уральский, Байкальский, Алтайский, Дальневосточный, Камчатский, Арктический. Понятно, что роль некоторых из названных факторов со временем меняется, что оценивать эти факторы можно по разным критериям, что могут быть приняты во внимание еще и другие факторы и что оценки перспективности регионов, поэтому могут и должны меняться, а приведенный выше пример – только один из вариантов экспертной оценки.

Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом далеко от благополучного, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах, а также правовым нигилизмом.

Одним из ограничений для развития туризма и даже экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных «дикой» природой или аборигенными формами хозяйства.

В небольших объемах в России представлены практически все формы экотуризма. Наиболее массовой из этих форм являются однодневные экскурсии экологической ориентации, совершаемые либо жителями городов, либо туристами, находящимися на курортах и в других местах отдыха. Судить об этом позволяют сведения  о посещаемости национальных парков страны. девять из них, расположенные вблизи крупных городов, в середине 90-х годов принимали за год суммарно около 1,5 млн человек. Все остальные парки, удаленные от крупных городов, за год посещали от 80 до 100 тысяч человек. Очевидно, именно эти цифры могут свидетельствовать о приблизительной величине потока туристов, более или менее приверженных экотуризму. При этом многие из программ посещения национальных парков, планируемые как эколого-туристские программы, нередко имеют изъяны и промахи. Туристов, например, часто доставляют к месту проведения маршрутов вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы.

Немногие программы предусматривают активное вовлечение их участников в природоохранную деятельность. Только некоторые из национальных парков имеют специальные экологические лагеря для детей. Вообще, образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес» и «красот» природы, а не на постижение экологических проблем.

Чрезвычайно важно поэтому четко сформулировать основные принципы экологического туризма, охарактеризовать его типичные признаки и систематизировать формы экологических туров.

Экологический туризм должен быть:

·        обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

·        не наносящим ущерба природной среде нашего обитания, или допускающим минимальный ущерб, который не подрывает экологическую устойчивость среды;

·        нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой;

·        заботящимся о сохранении местной социо-культурной среды;

·        экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

Это означает, что тур или маршрут экологичны, если:

·        экологичен транспорт, которым пользуются туристы;

·        пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты;

·        маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;

·        в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами;

·        мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, но собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологичную переработку;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.