реферат, рефераты скачать
 

Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья


·        российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной турфирмы и повидавших те или иные края.

Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой ресторанов и авиакомпаний, отчасти – наиболее крупных музеев. Но в целом, как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, необходимая туроператорам внутреннего туризма, бедна и доступ к ней очень сложен. Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений – баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку «загрузка» этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное, если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее, некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Еще одна серьезная проблема в развитии российского рынка внутреннего туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны.

И последняя проблема – российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры. Администрациям национальных парков, заинтересованным в развитии внутреннего туризма, безусловно, следует иметь это в виду.

В результате теоретических исследований можно сделать следующие выводы:

·        экологический туризм становится приоритетной отраслью экономики РФ, в небольших объемах представлены практически все формы экологического туризма;

·        экологическая экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора, культурного отдыха и может стать активным и рациональным средством организации свободного времени людей;

·        в экологически ориентированной рекламе экскурсий по национальным паркам должны быть сообщаемы только объективные и достоверные сведения и факты.

Глава 2. Организация и проведение экологических экскурсий на особо охраняемых территориях на примере национального парка «Приэльбрусье»

2.1. Экскурсионный потенциал национальных парков

Экскурсионный потенциал и ресурсы. Словосочетания, в которых «потенциал» используется как терминообразующее слово («рекреационный потенциал», «разность экскурсионных потенциалов»), стали достаточно часто употребляться и в популярной, и в специальной туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание, которым различные авторы нагружают термин «потенциал», нередко оказывается весьма сложно, поскольку широко известных, общепринятых профессиональных трактовок этого термина применительно к экскурсионному делу не существует, и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в экскурсионном деле должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками.

В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином «потенциал» (от латинского potential – сила) обозначаются «возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи» (          ).

Это достаточно емкое и вместе с тем универсальное определение, безусловно, может быть принято за основу и в экскурсионном деле. Необходимо наполнять его конкретным содержанием в зависимости от:

- объекта, потенциал которого характеризуется,

- задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал.

Сферу использования потенциала или задачу, для решения которой он будет использоваться, целесообразно обозначать через соответствующее прилагательное (например, рекреационный или экскурсионный потенциал), а объект через соответствующее дополнение (например, потенциал              Приэльбрусья).

Определение рекреационного потенциала, а точнее «рекреационного потенциала ландшафта» дано в толковом словаре по охране ландшафтов. определение гласит: «Рекреационный потенциал ландшафта – совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека».

Одним из весьма существенных, в этом определении служит слово совокупность. Именно поэтому термин «потенциал», при всей его близости термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений (         ).

Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определена. Так, например, водный ресурс или водные ресурсы территории могут использоваться и экскурсантами, и промышленностью, и сельским хозяйством. То же самое относиться и к лесным ресурсам. Если же мы говорим об экскурсионном потенциале территории и оцениваем при этом его водный компонент, то сразу подразумеваем именно те свойства водоема или реки, которые существенны для их экскурсионного использования.

Наконец, описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта.

Итак, экскурсионным потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования экскурсионного продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Таким образом, понятие «экскурсионный потенциал» по отношению к понятию «экскурсионный ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное.

Разумеется, несмотря на показанные различия, оба эти понятия можно употреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст все же часто позволяет понять какое в них вкладывается содержание. Однако далее оба эти понятия будут употребляться не как синонимы, а именно так, как они определены выше (           ).

Оценка потенциала. Все множество компонентов, из которых складывается экскурсионный потенциал целесообразно разделить на две основные группы:

К группе «Природные и культурные ландшафты и их компоненты» следует относить:

·        собственно территории и акватории парков, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и тому подобные объекты в окрестностях парков;

·        в эту же группу включаются естественно-исторические (особенно краеведческие) музеи и т.п., а также объекты, интересные и поучительные для демонстрации экологических принципов природопользования, например, экотехнологичные хозяйства и предприятия, угодья аборигенных (традиционных) обществ и объекты культурного наследия;

·        сами культурные ландшафты с их эстетическими достоинствами, территории с особой культурно-исторической ценностью (например, усадебно-парковые комплексы, образцы ландшафтной архитектуры), безусловно, должны быть включены в эту же группу.

В группу «Средства и условия» очевидным образом включаются:

·        экотехнологичные виды транспорта (поезда и автобусы, а не автомобили; велосипеды, а не мотоциклы), а также экотехнологичные объекты размещения экскурсантов, и экотехнологичное снаряжение;

·        экологически чистые и преимущественно местные продукты             питания;

·        и что особенно важно, квалифицированные гиды-экологи, дидактические и информационные материалы

·        экологическая благоприятность местности, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;

·        пригодность территории для целей тура и ее доступность;

·        допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения и формы контрактов с объектами наблюдений (          ).

Критериями оценки элементов природных и культурных ландшафтов и самих ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность/нарушенность, аттрактивность и различные характеристики разнообразия, включая видовое богатство флоры и фауны.

Для подгруппы «Средства» весьма подходящими критериями являются показатели экотехнологичности этих средств – такие как расход топлива (энергии) и эмиссия вредных веществ, уровень шума и вообще гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом.

Подгруппу «Условия» следует оценивать, опираясь в первую очередь на существующие нормативы – экологические и иные нормы безопасности, допустимые рекреационные нагрузки и нормы неистощительного ресурсопользования.

Многие, но далеко не все компоненты потенциала удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий». Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например, «весьма низкий» и «весьма высокий». Применять еще более детальные шкалы не всегда разумно, поскольку в таких случаях повышение точности оценок зачастую оказывается мнимым. Превращать количественные шкалы в качественные удобно, разбивая ранжированные ряды оценок с равномерными интервалами на естественные классы по частоте попадания оценок в соответствующий класс и проводя границы между классами по интервалам ряда с минимальными частотами.

Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти – или соответственно, в семибальную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Оценивая подгруппу компонентов «Условия», например, таких как благоприятность и пригодность территории для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним надлежит присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.

Интегральная оценка туристского потенциала любого объекта или территории конвенциональна, поскольку она неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо при оценивании иметь в поле зрения как минимум пять или семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, что следует всегда четко определять в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства очевидным образом зависит расстановка высших и низших оценочных баллов. Действительно, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную:

- оценивая фиксированный набор компонентов потенциала,

- используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме,

- вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки,

- четко обозначая территориальные рамки сравнения.

Экскурсионный продукт парка. Определение собственного продукта представляет собой одну из важнейших задач туристского маркетинга. Для национальных парков эта задача тем более существенна, что они обладают потенциальными возможностями предлагать на туристский рынок весьма разнообразный спектр как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, а также немало «сопутствующих» товаров.

В значительной мере определение и формирование своего продукта парки должны основывать на оценках их экскурсионного потенциала, но как это с очевидностью следует из смысла самого понятия потенциала, далеко не все его компоненты могут оказаться – на данный период времени – реальным продуктом, пользующимся достаточным спросом. Таким образом, определение реализуемого продукта зависит от результатов анализа рынка, от его сегментации и выявления целевых групп покупателей. Поэтому ниже речь пойдет только о некоторых типичных видах и компонентах экскурсионного продукта парков. Конкретную же работу по определению своего продукта каждый парк должен вести сообразно своим особенностям, привлекая к этой работе опытных туроператоров, но, не передавая в руки какой-либо фирмы всех нитей и возможностей формировать «независимый» продукт, целиком или в значительной мере «замкнутый» на ресурсы парка, а также продавать его без ведома парка.

Последнее условие весьма важно потому, что парк должен обеспечивать инвестирование достаточной части прибыли от экскурсионной деятельности в  сохранение своих ресурсов и развитие туристской инфраструктуры. Отчасти этого можно добиваться через введение – по согласованию с местными властями – так называемой туристской ренты, представляющей собой аналог дифференцированной ренты. Туристскую ренту можно определить, например, как часть от налогов, которые туристскими предприятиями региона выплачиваются в местный бюджет с условием, что местные власти направляют эту часть полученных средств непосредственно на развитие туризма в данном регионе.

Другой рекомендуемый путь – создать региональную ассоциацию туроператоров, которая будет заинтересована в развитии инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве ресурсов и потому будет стремиться оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом, будет влиять на политику «внешних» партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть одним из ведущих членов или одним из учредителей ассоциации. В этой ассоциации вполне уместно и необходимо также участие представителей местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.

Прежде, чем выделить компоненты экскурсионного продукта, специфичные для национальных парков, целесообразно обратиться к общим представлениям о компонентах турпродукта, а также к представлениям о способах построения из «элементарных» компонентов целостных туристских программ.

Такие базовые представления охарактеризованы, например, в «Азбуке для туроператоров». Авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которые могут быть обобщены в основные типы занятий/действий – в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Предлагается все элементарные занятия объединить в 17 типов, указанных ниже в алфавитном порядке:

·        альпийский,

·        альпинистский,

·        активно-оздоровительный,

·        водный,

·        коммерческо-деловой,

·        курортный,

·        культурно-оздоровительный,

·        охотничье-рыболовный,

·        паломнический,

·        приключенческий,

·        приморский,

·        развлекательный,

·        спортивно-туристский,

·        фестивально-конгрессный,

·        экологический,

·        экзотический,

·        этнографический.

Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать иначе. Но важен сам подход – от элементарных «кирпичиков» к типам, а далее – и это наиболее конструктивный путь – к циклам, модулям и программам экскурсионной деятельности, формируемым или «внутри» ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы – по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туроператор или бывалый турист интуитивно и формирует экскурсионную программу. Однако именно четкость и системность упомянутой «Азбуки», а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делает ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.

Очевидно, основными характерными видами экскурсионных услуг и товаров для национальных парков могут являться:

·        разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты;

·        образовательные и консультационные услуги самых разных типов;

·        организация спортивного, приключенческого, зеленого, сельского, лечебного и реабилитационного туризма;

·        специальные экологические и эколого-культурные туры;

·        экскурсионные услуги, в том числе – экскурсии по окрестностям парка;

·        проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);

·        контролируемая заготовка туристами «даров природы»;

·        продажа экологически чистых местных продуктов питания;

·        экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;

·        прокат туристского снаряжения;

·        изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок;

·        продажа торговых знаков с экологической символикой парка, рекламные услуги;

·        изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.

В этом списке каждая из первых шести позиций представляют собой основу для построения вариантов вполне целостного продукта парков, остальные семь позиций могут и должны выступать как существенными компонентами любого из целостных туров, так и самостоятельными туристскими услугами или товарами. Впрочем, и специальная видео продукция парка со временем может стать основой для формирования так называемых виртуальных туров, то есть для вполне целостного турпродукта. Поэтому все виды съемок в парке имеет смысл с самого начала проводить по заранее намеченной программе и планомерно создавать свои видеоархивы, получая в обязательном порядке копии видеоматериалов от всех съемщиков.

Задача специалистов каждого национального парка – после выявления и оценки своих ресурсов и потенциала, а также определения целевых групп – построить свои собственные туристские программы, осуществление которых «по плечу» парку, заняться их продвижением и предложить подходящим партнерам (туроператорам, турагенствам, экскурсионным бюро, образовательным учреждениям и др.) сотрудничество в освоении остальных ресурсов.


2.2. Целевые группы экскурсантов национальных парков и их интересы

Выявив доступные эколого-туристские ресурсы и оценив потенциал тех территорий и/или объектов, которые можно использовать для формирования различных вариантов эколого-туристского продукта, важно определить целевые группы, для которых те или другие варианты продукта окажутся более всего привлекательны.

Надежно определить такие группы, адекватные конкретному типу эколого-туристского продукта, можно после того, как о потенциальных покупателях собраны достаточно разносторонние сведения.

Как минимум, должны быть установлены:

·        интерес и общее отношение клиентов к экологической проблематике, в том числе понимание ими общественных экологических потребностей и обязанностей, а также их озабоченность личной экологической безопасностью;

·        готовность или желание участвовать в турах сугубо экологической ориентации или вообще в природно-ориентированных турах;

·        информированность об экотуризме в целом и об особенностях тематики и программы предполагаемого тура;

·        склонность к активной деятельности, уместной и доступной в рамках тура и направленной на решение каких-либо экологических задач.

Должны быть также установлены факторы, определяющие общие интересы и склонности клиентов. Важным инструментом такого анализа служат эколого-социологические опросы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.