| |||||
МЕНЮ
| Источники права ВизантииИсточники права Византиисмотреть на рефераты похожие на "Источники права Византии"
ВИЗАНТИИ По дисциплине: История государства и права зарубежных стран | |Выполнила: | Владивосток 2003 Содержание: |Введение…………………………………………………………………..………. |стр.3 | ВВЕДЕНИЕ Огромная империя, расположенная на границе между Европой и Азией, в
течение по крайней мере семи столетий (с VI до начала XIII) играла важную,
порой ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни народов
средневековой Европы и стран Ближнего Востока. От позиции империи, ее побед
или поражений зависели судьбы многих народов, как ближних, так и дальних. Знание всеобщей истории государства и права нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем обозримом будущем. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она
лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе
разносторонние, сложные, подчас противоречивые, тенденции прошлого,
отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем
самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Решение этих задач невозможно без знания исторических фактов, являющихся фундаментом историко-юридической науки. Предметом исследования в данной работе является византийское право, которое являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнении лишь с византийским искусством и архитектурой. В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство. В данной работе мы ставили перед собой следующие задачи: показать
необходимость изучения законодательных памятников, которые имеют
первостепенное значение для изучения внутренней жизни Византийской империи Законодательные памятники содержат неоценимый материал о социально- экономических отношениях Византии, о государственном и административном устройстве империи, о взаимоотношениях классов, сословий, различных социальных групп и их правовом статусе, об организации церкви и ее имуществах, о политике различных императоров. Ценные материалы в юридических источниках встречаются и по международному праву. Законодательные памятники ранневизантийской эпохи так же, как и труды
историков и хронистов, отразили постоянную, пронизывавшую все сферы жизни
борьбу старого с новым, традиций рабовладельческого мира с зачатками
феодализма. Для историков они имеют совершенно исключительное значение и
актуальность потому, что не только дают возможность воссоздать во всем
многообразии картину социально-экономической и политической жизни в империи Одной из наиболее слабо изученных в советской византинистике проблем является история византийского государства и права. Лишь в последние годы этот пробел начал в известной степени заполняться. Из общих работ для византиноведения имеет известное значение труд Н.П. Дигестам посвятил ценное исследование И.С. Перетерский; он изучил
историю памятника и определил его источники. М.Я. Сюзюмов рассматривал
своих исследдованиях «Книгу Эпарха», «Земледельческий закон», «Василики», В советской историографии всестороннюю оценку времени Юстиниана дала Изучением собственно византийских юридических памятников VII—IX вв.
долгое время занимается Е. Э. Липшиц. Анализ Эклоги и отдельных статей Позднее Е.Э. Липшиц вновь обратилась к изучению «Земледельческого
закона», на этот раз в источниковедческом и историко-юридическом аспекте. В чем-то авторы единодушны, в чем-то мнения их расходятся, но само количество литературы, посвященной источникам права Византии, подтверждает, что тема до сих пор актуальна и что простор для научной деятельности огромен. Представленная курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Глава I. Законодательные памятники IV - VI Все юридические памятники IV—VI вв. имеют своей основой римское право. Эволюция постклассического права идет в сторону его унификации, подчинения разрозненного самостоятельного творчества юристов интересам центральной власти. Явственно намечается тенденция превратить все право в писаный закон, а в условиях усиления неограниченной власти монарха — в закон императора. С этим связано стремление возвести в ранг писаного закона право, уже существующее как юридическая доктрина. Одновременно делаются попытки упростить и стабилизировать законодательство. Свое выражение это находит в тенденции преодолеть юридический формализм классической юриспруденции, сделать огромное и разрозненное наследие римских классических юристов и римских императоров достоянием современников, которое можно было бы применить в судебной практике. Все это привело к первым, еще несовершенным, попыткам кодификации
права и к созданию трех самостоятельных кодексов римских законов,
предшествовавших законодательной реформе Юстиниана. Кодификационные работы
начинаются с систематизации и унификации императорских конституций,
изданных по самым разнообразным правовым вопросам[1]. Уже в конце III -
начале IV в. появляются два частных сборника видных юристов: 1) Соdех Как предполагают исследователи, первые Кодексы были изданы на востоке империи, их составители — Григорий и Гермогениан — были современниками императора Диоклетиана. Первым официальным сводом законов третий кодекс, изданный в Восточной В IV—VI вв. римская юридическая мысль и судебная практика все больше
впитывали правовые нормы и обычаи народов, населявших территорию империи,
особенно греков; это также сказалось в кодексе Феодосия. Изучение Кодекса
привело исследователей к заключению, что составители его пользовались, по-
видимому, чрезвычайно широкими полномочиями: они могли не только иначе
систематизировать материал, но и вносить редакционные изменения. Они имели
в своем распоряжении материалы из архивов Бейрутской юридической школы, а
также из коллекций частных юрисконсультов. В тексте Кодекса обнаружены
некоторые неточности как в содержании конституций, известных из других
источников, так и в обозначении места и времени их издания. Богатство Но тем не менее, как отмечает Г.Е. Лебедева, «законодательный материал, характеризующий отношение к источникам рабства, существовавшее в ранневизантийском обществе, не дает достаточных оснований рассматривать этот период как качественно новый, когда общество встало на путь активного изживания рабовладельческих отношений»[3] Кроме этого, все исследователи Кодекса Феодосия пришли к единому
мнению, признав его ценность как подборки законов (хотя и без лакун, в том
числе и территориально — по провинциям), подборки без редакторской правки,
что повышает фактическую значимость законов и дает возможность более четко
выявить эволюцию социальных отношений. «По сути дела, в кодексе Феодосия мы
имеем тематически объединенную россыпь законов разного времени. — пишет Почти во всей Римской империи наряду с римским законодательством
длительное время применялись местные юридические обычаи, касающиеся главным
образом сферы частноправовых отношений. Наиболее ярким примером сохранения
таких юридических норм может служить памятник последней четверти V в.— В связи с разделением империи с IV в. усиливается ориентализация
римского права, но вместе с тем его непререкаемой основой в Восточной
империи оставалась римская юриспруденция и римское законодательство. Среди всех законодательных памятников ранней Византии возвышается
грандиозное создание правовой мысли юристов VI в. — знаменитый Свод
гражданского права (Соrpus juris civilis) Юстиниана. Этот памятник как бы
подводил итог эволюции постклассического права, отразившей и изменения
условий общественной жизни, и влияние местного права, и новой идеологии —
христианства. Хотя Юстинианово законодательство использовало в больших
масштабах римскую классическую юриспруденцию, она во многом уже была
опосредствована постклассическим правом. В средние века этот свод стал
фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука, то
есть составила то, что можно с полным основанием назвать «Библией» юриста. Свод по сути дела был рожден самой жизнью. Коренные изменения социально-экономических и политических отношений в империи IV—VI вв. с неумолимой настойчивостью требовали перестройки старых правовых норм, мертвой глыбой лежавших на пути дальнейшего прогресса. Перестройка законодательства была произведена в сложной обстановке кризиса рабовладельческого строя и отразила в полной мере борьбу старого с новым, отживающих рабовладельческих отношений с рождающимися феодальными. Как пишет З.В. Удальцова, «созданный при Юстиниане Свод гражданского
права фиксировал и законодательным путем закреплял те важнейшие изменения в
социально-экономической жизни империи, которые произошли в IV—VI вв. Несмотря на многие недостатки Юстиниановой кодификации (наличие противоречий, повторений, ошибок, неудачных сокращений), возникшие в результате компилирования римского права, Свод гражданского права был не только ценным памятником римской юриспруденции, но и важнейшим источником, отразившим реальные общественные отношения и их эволюцию к VI в. Поэтому значение этого огромного корпуса юридических узаконении для исследователя состоит в том, что он, с одной стороны, может быть источником для изучения эволюции социально-экономического строя империи в IV—VI вв., с другой — дает ценный материал (особенно в Кодексе и Новеллах) для подведения итогов этой эволюции в VI в. и воссоздания исторической действительности именно времени кодификации. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 — 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 — 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в
хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе — Основные особенности юстиниановского законодательства исследователи видят в том, что в нем были осуществлены последовательный отбор законов, их систематизация, переработка, устранение противоречий, приспособление старых законов в новой обстановке. В литературе последних лет политика Юстиниана в отличие от политики предшествующих императоров рассматривается как особенно последовательная, программная, что, по-видимому было связано с нарастающим кризисом ранневизантийского общества. Этот подход справедлив и в отношении законодательства как одной из
сфер проявления всей политики Юстиниана. Программность в его
законодательстве проявляется в четком следовании единым установкам. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по
богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или
пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов («древних юристов»), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией[9]. Дигесты или Пандекты (в 50 книгах) — монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это — неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По словам кодификаторов, «в Дигестах, как в цитадели, было заключено все античное право». По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права[10]. Центральное место в Дигестах занимают вопросы частного и публичного
права. В соответствующих разделах значительное внимание уделяется
наследованию, завещанию, регулированию семейных отношений, делам
имущественного характера, различным частноправовым сделкам. Здесь
рассматриваются также вопросы уголовного права и процесса. Кроме того, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|