| |||||
МЕНЮ
| Источники права Византииp> В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являющимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу. В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др. При рассмотрении этих вопросов законодатели в целом следуют Таким образом, программа была задумана весьма широко. Она
провозглашала реформу существующей судебной практики в интересах населения В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало
некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге, в частности
такие составы, как преступления против личности и преступления против веры. В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — земледельческий, военный, морской и Моисеев.[27] Для социально-экономической истории Византии того периода особенно важен Земледельческий закон — краткий юридический сборник, регламентирующий правовые отношения в деревне. Он предусматривал ответственность за кражу зерна, плодов, леса, за потраву посевов. Интересно, что «Земледельческий закон» не знает зависимого населения и оперирует исключительно категориями свободного крестьянства[28]. «Земледельческий закон» сохранился в многочисленных рукописях,
древнейшие из которых датируются XI в.; текст и порядок изложения в разных
списках различен. Сохранились также средневековые переводы Вопрос о времени и месте создания «Земледельческого закона», равно как
и о его характере, вызывает большие споры. К. Цахариэ фон-Лингенталь и В. Е.Э. Липшиц пишет: «Закон с полным основанием может рассматриваться,
как замечательный памятник новых — более прогрессивных, чем колонат,
общинных отношений, установившихся в аграрном строе раннефеодальной Обрисованная в «Земледельческом законе» деревня — это поселение свободных крестьян, не знающих над собой никакого господина, кроме государства. Государству же они обязаны повинностями. «Земледельческий закон» пять раз упоминает о рабах. Раб по-прежнему считался юридически неправоспособным лицом, и за совершенную рабом кражу материальную ответственность должен был нести господин: именно он возмещал ущерб, нанесенный преступлением раба, а сам уже расправлялся с невольником по своему усмотрению[30]. Только в особо тяжелых случаях «Земледельческий закон» предусматривал наказание для раба — мучительную смерть на «фурке», особом орудие пытки. Знмледельческим законом фиксируются арендные отношения после аграрного переворота VII – VIII вв. «Закон» упоминает аренду двух видов угодий — пахотной земли и виноградника. Необходимость брать землю в аренду, как об этом сообщает «Земледельческий закон» (ст. 10 – 16) вызвана крайней нуждой крестьянина в земле. Наконец, дискуссионным остается вопрос о том, является ли А.П. Каждан пишет, что «Земледельческий закон фиксирует обычай, разрешающий крестьянину пользоваться заброшенной землей; он обеспечивает временного владельца от претензий прежнего хозяина земли; в то же время он возлагает на временного владельца обязанность выполнять повинности за участок, которым он пользуется. Принудительного привлечения крестьян к отправлению государственных повинностей за недоимщиков Земледельческий закон не знает»[31]. Поэтому, будем ли мы считать «Земледельческий закон» законодательным актом или легализацией обычного права — сохранение громадного числа списков является надежным показателем популярности этого документа: по-видимому, он служил практическим руководством для значительной части византийского крестьянства; нормы этого закона могут пролить свет на изменение аграрных порядков. Не менее сложен вопрос и о других юридических памятниках, обычно
связываемых с «Эклогой»: это так называемый «Родосский морской закон» Возникновение Морского закона, возможно как плода деятельности какого-
либо юриста, могло быть связано с потребностями возросшей в те времена
морской торговли и товариществ, занятых ею. Как предполагал издатель В «Военном законе» была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. Это был своего рода устав воинской дисциплины. В «Морском законе» указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях, ответственность владельца корабля и т.д. Моисеев закон включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители рассматривали эти нормы в качестве юридических, применяемых на практике. Эклога, приложение к Эклоге, земледельческий, морской, военный и Важнейшими источниками византийского церковного права были постановления вселенских церковных соборов и патриархов. Одним из памятников византийского светского и церковного права являлись сборники церковного и светского права, которые получили название Номоканонов. Наибольшее значение имели Номоноканон Схоластика — VI в. и Номоканон С конца IX в. в истории византийского права начинается новый период. В Законодательные памятники IX—Х вв., созданные после восстановления иконопочитания, отменили Эклогу. Они были гораздо шире ее по своему содержанию. Поэтому есть основания полагать, что в этой сфере в силе оставалось законодательство Юстиниана. Использование его облегчалось тем, что существовали греческие пособия — парафразы, индексы, изложения частей свода, которые были составлены профессорами университета в качестве пособий для студентов-юристов. После Эклоги вплоть до издания Прохирона не появлялось никаких
законодательных сборников. В этих условиях особое внимание привлекает к
себе одна из частных переработок Эклоги. «Изучение этого источника, — пишет ЧРЭ — это новый тип частного юридического руководства, тип, который широко представлен памятниками византийского права IX— XIV вв. В таком руководстве краткий официальный свод по мере надобности, подсказанной необходимостью решения дел, не предусмотренных в этом своде, дополняется автором руководства (обычно неизвестным) за счет норм, заимствованных из других законодательных памятников. Дополнения, разумеется, берутся только из официального законодательства, хотя изложение заимствованных норм часто бывает отнюдь не буквальным повторением оригинала. Липшиц Е.Э, соглашаясь с предшествующими исследователями, которые
указывали на то, что в ЧРЭ нельзя обнаружить никаких следов знакомства с Лившиц Е.Э. на основании анализа содержания ЧРЭ утверждает, что законодательство Юстиниана оставалось действующим в VIII—IX вв. Именно оттуда составитель ЧРЭ главным образом черпал свои дополнения и именно оттуда он брал нормы, которыми иногда заменял нормы Эклоги 726 г. Это отчетливо видно при анализе «скрытых» источников[34]. Заимствования производились из свода Юстиниана либо непосредственно,
либо (чаще) через посредство греческих парафраз и эпитом к частям свода Следование в отдельных пунктах законодательству Юстиниана констатируется и в некоторых других разделах — о брачных, брачно- имущественных отношениях, в разделах о дарах, мировых сделках, гипотеке и т. д. Все это свидетельствует о более интенсивном росте, расширении деловой жизни, деловых отношений по сравнению с началом VIII в. Глава III. Источники права Византии IX – IX вв. С конца IX в. в истории византийского права начинается новый период. В Значительные изменения произошли в социально-экономической структуре византийского общества. В наиболее глубоких исследованиях последнего времени интересующая нас эпоха характеризуется как «время завершения становления феодальных производственных отношений», когда «решающее значение в жизни византийского общества приобрела синьория с зависимым крестьянством, тогда как свободная община утратила свою роль»[35]. Новый период в истории законодательства совпадает со временем, когда
влияние Византии на международной политической арене значительно возросло. Такие существенные перемены вряд ли могли произойти, не затронув сферы
действия византийского права. Однако вопросы истории византийского права С воцарением императоров Македонской династии (867 – 1056 гг.) начинается решительная борьба со всеми мероприятиями императоров- иконоборцев, в том числе и с их законодательством. Первый император Василий I (867 – 886 гг.) прежде всего, предпринял
попытку общего пересмотра византийского законодательства, что в официальных
документах того времени было названо «очищением старых законов». Плодом
этого очищения старых законов явился в 872 г. еще один юридический памятник В 40 титулах Прохирона содержались нормы, регламентирующие брачные
отношения (в частности, порядок распоряжения приданым), нормы
наследственного и обязательственного права, уголовно-правовые нормы,
вопросы гражданского оборота, брачного права[36]. Его составители отвергли
законодательство иконоборцев; в подавляющем большинстве случаев нормы Критическое издание Прохирона было выполнено Цахариэ в 1837 г. Оно
содержит не только перечень рукописей с подробной их характеристикой, но и
латинский перевод текста. Указатели дают чрезвычайно наглядное
представление об источниках Прохирона. Исчерпывающе приведены также и
сопоставления Прохирона с Институциями, Дигестами, Кодексом и Новеллами Прохирон оказал большое влияние на позднейшее византийское юридическое
творчество. Он был широко использован такими юристами, как магистр Евстафий Несмотря на то, что в той или иной форме к изучению Прохирона обращались многие исследователи, ценное и детальное исследование Прохирона, выполненное еще в 1906 г. русским ученым М. Бенеманским, осталось малоизвестным за пределами России. В Прохироне не перечислены источники, которые были использованы
составителями этого свода. Они охарактеризованы суммарно как «старые
законы», как «все законы императоров», как «новые законы». Анализ текста Помимо Прохирона, который был издан Василием I, чтобы способствовать и
облегчить пользование правом, сформулированным в Своде Юстиниана, по
распоряжению того же императора был подготовлен проект еще одного краткого
руководства. Это — руководство, известное в рукописной традиции под
названием Эпанагоги законов, т.е. Переработанного повторения законов При составлении нового законодательного сборника «Эпанагоги», нормы Эпанагога была составлена, по-видимому, в 884 — 886 гг. Как и Новые параграфы Эпанагоги затрагивают вопросы государственного (II, 1- Некоторые из параграфов Эпанагоги действительно являются существенным
источником для истории социальных и (политических отношений в Византии того
времени. Таковы в первую очередь III, 1—11 (регламентация прав патриарха), Липшиц указывает, что наиболее интересная оценка особенностей и
значения Эпанагоги принадлежит М. Бенеманскому. Нельзя не признать, что
текст Эпанагоги, рассматриваемый в литературном отношении с точки зрения
правильности ее грамматических форм и логической ясности, далеко оставляет
за собой текст Прохирона. В ней нет также дробного деления титулов, как в Василики были составлены в начале правления императора Льва VI |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|