реферат, рефераты скачать
 

Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла


Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра информатики и документоведения

УДК _______________

ББК________________


Автоматизация вузовских научных библиотек: состояние, проблемы

(на примере Научной библиотеки ОрелГТУ)

 

Дипломная работа по специальности № 071201

«Библиотечно-информационная деятельность»



Исполнитель: Мавзютов А.И.

_______________________

Научный руководитель:

Деденева А.С.

________________________

Допуск к защите:

Зав. кафедрой Деденева А.С.

________________________

«____»______________200__г.



Орел 2008 Оглавление


Введение

Глава 1. История автоматизации библиотек

1.1.Цели и задачи автоматизации библиотек

1.2.Библиотека как объект автоматизации

1.3.Общие принципы создания автоматизированных

       библиотечно-информационных систем

Глава 2. Автоматизация научных вузовских библиотек

2.1. История автоматизации библиотек вузов

2.2. Основные направления автоматизации вузовских библиотек России

Глава 3. Автоматизация библиотечно-информационных технологий

               Научной библиотеки ОрелГТУ

3.1. Создание электронного каталога в Научной библиотеке ОрелГТУ

3.2. Автоматизация библиотечно-информационного обслуживания

в Научной библиотеке ОрелГТУ

3.3. Автоматизация библиографической деятельности

в Научной библиотеке ОрелГТУ

Заключение

Список сокращений

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение



Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что в настоящее время процесс автоматизации  затронули не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство; в частности библиотеки, музеи, информационные центры. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней  (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации.

Автоматизация библиотек позволила работникам библиотечной сферы избавится от многих рутинных процессов, что обеспечило наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией, потоки которой с каждым годом (в настоящее время с каждым часом) увеличивается.

Процесс автоматизации начинается с середины 70-80 гг. и связан с появлением первой вычислительной техники, которая была не совершенна в современном понимании и требовала специального программного обеспечения и обслуживания – так процесс автоматизации пришел в Россию, в то самое время как за рубежом даже в ряде средних библиотек в этот период создавались информационно-вычислительные сети и началось использование коллективного вычислительного ресурса. Такое положение обусловило проведение зарубежной библиотечной политики ориентированной на отведение центрального места вопросам технического оснащения библиотек и их сетей.

Цель дипломной работы – раскрыть сущность процессов автоматизации вузовских библиотек г. Орла.

Задачи дипломной работы  заключаются  в следующем:

1.     Раскрыть историю развития автоматизации;

2.     Изучить современное состояние библиотек;

3.     Рассмотреть и выявить проблемы и перспективы развития автоматизации вузовских библиотек г. Орла.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из трех глав и пунктов, введения и заключения и приложений. В конце каждой главы имеются выводы.

В первой главе «История автоматизации библиотек» раскрывается исторический этап становление и развития автоматизации, а так же раскрывается процесс автоматизации библиотечно-библиографических процессов.

Во второй главе «Автоматизация научных вузовских библиотек России» рассматривается отечественный опыт автоматизации обслуживания пользователей, процесс создания электронных каталогов в библиотеке, а так же формирование фонда новых носителей информации.

В третьей главе «Автоматизация библиотечно-информационных технологий научной библиотеки ОрелГТУ» изучено современное состояние автоматизации наиболее крупных библиотек вузов города. Рассмотрены проблемы и перспективы их развития.

Объектом исследования в данной дипломной работе является процесс автоматизации, в частности вузовских библиотек г. Орла, на примере НБ Орел ГТУ.

В написании дипломной работы использованы следующие источники: Адамовский Д.В. Новейшие автоматизированные библиотечные системы России. – СПб., 2007;  Рощин А.Л. Автоматизация библиотек на современном этапе. – М., 2006; Кузмичева А.Л. Электронные ресурсы Научной библиотеки Орел ГТУ как информационный потенциал вуза..


Глава 1. История автоматизации библиотек

 

1.1. Цели и задачи автоматизации библиотек


Процессы внедрения средств современной вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности в России интенсивно продвигаются, несмотря на остающуюся недостаточно стабильную экономику страны и другие проблемы, связанные со становлением государства. Это не удивительно: таковы общемировые тенденции. Разумеется, однако, что оперативность и результативность внедрения указанных средств в разных странах далеко не одинаковы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что развитие современных компьютерных технологий наиболее активно проявляется в таких сферах деятельности, как управление, банковское дело, экономика, библиотечное и информационное обслуживание.

В ходе происходящих преобразований в России библиотеки, как хранилища знаний и информации, являющаяся важнейшими факторами развития экономики, неуклонно повышают свою значимость. Сегодня библиотеки в первую очередь ориентируются на пользователя, а не только занимаются формированием своих фондов. Это весьма показательная переориентация центров тяжести во внутрибиблиотечной деятельности. Действительно, в эпоху централизованного финансирования комплектования библиотеки были преимущественно озабочены тем, чтобы получить больше средств и пополнить фонды ненужной им литературой, автоматически считая, что она нужна и читателю.

В современных условиях денег либо нет, либо есть, но очень немного. Поэтому «ориентация на пользователя» становиться основой стратегии и тактики, как процессов комплектования библиотечных фондов, так и обслуживание читателей. Последнее означает, что без автоматизации и при том комплексной, не обойтись, поскольку только последняя способна обеспечить решение задач оптимального формирования, использования и управления фондами, а также создать пользователям комфортные условия работы с информацией и первоисточниками.

Автоматизация понимается как применение программно – технических средств, экономико-математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в процессах сбора, преобразования, передачи и использования информации.

Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций.

Как и в других сферах человеческой информационной деятельности, библиотечной практике присущи все основные преимущества автоматизации:

-                     устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке информации;

-  существенное  ускорение   процессов   обработки   и   преобразование данных;

-                     повышение точности учетных и отчетных данных;

-  расширение возможностей организации и разностороннего использования информационных ресурсов за счет, в частности, использования высокоорганизованных структур данных и систем управления ими;

-                     высвобождение времени работников для решения творческих задач. Однако, в библиотечные технологии автоматизация вносит также ряд дополнительных преимуществ, хорошо известных всем работникам автоматизированных библиотек. Например, разве можно сравнить по скорости и качественным показателям результатов ручной перебор каталожных карточек в традиционном каталоге с многоаспектным поиском в электронном каталоге? Другой пример – стоит сопоставить процессы и результаты формирования заказа путем просмотра рекламных изданий, тем или иным путем попавшим на стол комплектатору, и на основе использования CD-ROM дисков крупнейших подписных агентов издательств. Таких примеров может быть много, суть одна: автоматизация нужна библиотекам, без автоматизации невозможно развитие библиотек и библиотечной деятельности в целом.

Библиотека представляет собой учреждение, содержащее интеллектуальные ценности общества и обеспечивающая использование этих ценностей для целей образования, научных исследований и культурного развития личности. Библиотека играет важную роль в учебно – воспитательной и научно – исследовательской работе высшего учебного заведения. Автоматизация и механизация библиотечке – библиографических процессов призваны решать такие задачи, как облегчение библиотечного труда, повышение его производительности, улучшение обслуживания читателей.[28]

Понятие «современная библиотека» имеет широкий смысл. Ее основное отличие от «традиционной библиотеки» в использовании новых методов библиотечного обслуживания на базе компьютерной технологии, которые позволяют современному читателю найти требуемое издание в достаточно развитой современной библиотечной системе.

Теоретические проблемы автоматизации библиотечке –библиографических процессов носят комплексный многоотраслевой характер, изучением их занимаются библиотековедение, информатика, освоение и внедрение технических средств идет в библиотеках, библиографических учреждениях и органах информации.

Целями автоматизации библиотечно – библиографических процессов в библиотеке также могут служить:

-                     сокращение трудозатрат на выполнение технологических операций, связанных с комплектованием, организацией и использованием фондов и БД, справочно – информационном информационным обслуживанием и информационным обеспечением пользователей системы;

-    расширение состава оказываемых пользователям услуг, в частности, путем включения в работу библиотек нетрадиционных для них услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, ведением и оперативным предоставлением фактографической информации;

- повышение комфортности работы пользователей, персонала библиотеки;

- расширение   возможностей   библиотечного   и   библиографического обслуживания;

-                     совокупность всех указанных целей.

Автоматизация библиотечно – информационных процессов, систем и сетей представляется как новое научное направление, стоящее на стыке норм информационных систем, библиотековедения и компьютерных наук и технологии. Определяются основные цели и задачи автоматизации, вводятся исходные базовые положения и обосновываются десять главных принципов, составляющих основу системной научно – методической схемы построения автоматизированных библиотечно – информационных систем и сетей. Автоматизация библиотечно – информационных процессов, систем и сети обусловлена непрерывно увеличивающимся объемом различной информации во всех отраслях человеческой деятельности и соответствующими потребностями пользователей. Понятие «пользователь» объединяет категории: «читатель», «абонемент МБА», «посетитель», «информатор» в целом, - всех тех, кто пользуется ресурсами библиотек и информационных центров непосредственно на месте или в удаленном режиме работы оперативно, полно и качественно получать информацию и .документные первоисточники. Потребности, широкого круга пользователей, совмещенные со сложностью и трудоемкостью ручной обработки нарастающего информационного потока, стимулировали проникновение компьютеров и связанные с ними средств и технологии в практику библиотечно – информационной работы, особенно на рубеже 70-80 годов нашего столетия в связи с появлением и интенсивным распространением персональных компьютеров.

Для библиотеки, в силу ее особенностей, социальной направленности и приоритетной роли человеческого фактора особую роль в процессе проектного исследования и разработки играет этап предпроектного исследования, требующий тщательности и полноты проведения всех основных его составляющих. Успешное решение проблемы построения АБИС базируется на оптимальном выборе или разработке программно – аппаратурного обеспечения, выработке эффективности автоматизированной технологии и связанного с ней комплекса информационно – лингвистических средств и организационно – управленческих решений. Разработка основных компонентов АБИС проводится в соответствии с общей целью автоматизации и задачами объектов автоматизации, в соответствии с выбранными критериями эффективности на платформе системного анализа и с учетом требований современных информационных технологий. [86]

Всестороннее, научное обоснование и нацеленное на успешную практическую реализацию решения проблемы автоматизации библиотечно –информационных систем требует соблюдение базовых принципов построения АБИС и совокупности рекомендаций по практическому внедрению результатов разработки. Научно – методической платформой эффективного построения АБИС и сетей являются следующие базовые принципы:

1.  Принцип идентичности. Разработка новой, совершенствование уже существующей   и   внедрение   полученной   извне   АБИС   являются идентичными   научно-прикладными   проблемами,   отличающимися друг   от   друга   только   содержанием   ряда   этапов   и   временными параметрами;

2.  Принцип аппаратурной    совместимости.    Выбор    аппаратурного обеспечения АБИС определяется уровнем технической оснащенности объекта  автоматизации и  совместимостью  с уже имеющимся оборудованием и планируемыми к внедрению программно-технологическими средствами;

3.  Принцип интегрированности      и     модульности     программного обеспечения.   Разработка   прикладного   программного   обеспечения АБИС производится в виде интегрированной системы модульного типа в среде распространенных семейств операционных систем (ОС) и систем  управления  базами  данных  (СУБД)  с  учетом  требований информационного,    лингвистического    и    телекоммуникационного обеспечения;

4.  Принцип технологичности. Автоматизированная технология означает разработку новой технологии или модернизацию существующей в условиях  АБИС и не  допускает    простого     использования разработанного программно – аппаратурного обеспечения в условиях старых традиционных технологий;

5.  Принцип однократности. С учетом соблюдения известного принципа одноразовой обработки информации обосновывается   однократная генерация и однократное хранение каждого вида информационного ресурса   для   многократного   и   многоаспектного   использования   в локальных и сетевых системах;

6.  Принцип  корпоративности. Обосновывается необходимость корпоративности и распределенности создаваемого и развиваемого библиотечно – информационного ресурса в условиях автоматизации;

7.  Принцип  сетевой    интеграции.    Обосновывается    необходимость сетевой  интеграции  и построения единой технологии  обновления информационного ресурса и обслуживания локальных и удаленных пользователей, связывающий  два  уровня  для   каждого   объекта  в условиях АБИС.

8.  Принцип мониторинга и управления. Обосновывается необходимость постоянного мониторинга для   получения  качественных     и количественных характеристик функционирования АБИС на основе встраиваемых и специально разрабатываемых средств интеллектуальной статистики;

9. Принцип международной кооперации. Разработка и развитие АБИС и сетей производится с ориентацией на межбиблиотечное сотрудничество и кооперацию, и в соответствии с правилами и протоколами международного информационного обмена.


1.2. Библиотека как объект автоматизации


Всевозрастающие информационные потоки выражались в сложной и трудоемкой их ручной обработке. Данный процесс способствовал появлению вычислительной технике в библиотеках. Процесс начинается в 70-80 г. XX в. и был обусловлен распространению персональных компьютеров.

До этого в нашей стране в отдельных крупных библиотеках, информационных центрах применялись большие и средние вычислительные машины серии ЕС и СМ, для которых разрабатывались специальные программы и они нуждались в специальном обслуживание. За рубежом даже в средних библиотеках в этот период уже создаются информационно-вычислительные сети. Такое положение обусловлено за рубежом проведением такой библиотечной политики, которая ориентирована на отведение центрального места вопросам технического оснащения библиотек и их сетей.

В настоящее время понятие библиотека подразумевает информационное, культурно-просветительское, а порой научно-исследовательского учреждения, социальный институт информации.

Термин компьютеризация был предложен американскими специалистами в конце 80-х гг. XX в. В середине 90-х гг. он возродился на кафедре библиотековедения МГУКИ, означал он применение средств компьютеризации и телекоммуникации для решения конкретных производственных задач, направленных на совершенствование процессов библиотечно-библиографического обслуживания, формирование фонда, создание электронных баз данных.

Термин телекоммуникация имеет несколько значений и означает организацию среды из каких либо средств и наличие связи (линий связи) для обеспечения обмены данными. [45]

При коммунистическом режиме невозможно было даже и думать о таких понятиях как интернет, электронная почта, а не то чтобы  их предоставлять во всеобщее пользование. Под понятием автоматизация понималось наличие счетной машинки под рукой, тележек для перемещения книг, а так же грузовых лифтов и наличие стационарного телефона – все это разумеется в чем-то облегчало работу библиотекарей, но все же делало их труд рутинным.

Современная библиотека напрямую связана с развитием информатики и информационной технике; информационные технологии позволяют быть ей современной, актуальной и оперативной в предоставлении информации. Информационные технологии в библиотечном деле базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий. Опорные технологии – это такие информационные технологии которые могут применяться в любой сфере человеческой деятельности.

Программные продукты подразделяются на операционные системы, пользовательские оболочки, вспомогательные программы, коммуникационные программы, антивирусные программы.

В меньшей степени можно отнести к опорным технологиям, так называемые пакеты функциональной обработке информации. К ним относятся текстовые и табличные редакторы, системы управления базами данных, офисные интегрированные пакеты, программы синтеза и распознавания речи и программные продукты обеспечения распределенной обработке информации. В настоящее время в связи с бурным развитием научных знаний и числом профессиональных задач возникает иерархическая система управления, в том числе система управления библиотечно-библиографическими процессами; где на каждой ступени управления создается автоматизированное рабочее место. В основу рабочего систематизированного места положены принципы системности, гибкости, устойчивости, эффективности.

-                     Системность, где систематизированное рабочее  место рассматривается как  система, структура, которая определяется функциональным назначением.

-                     Гибкость – приспособление системы к возможным перестройкам.

-                     Устойчивость   - система автоматизированного рабочего места должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов, где недочеты на отдельных ее участках легко устраняемы, а работа системы быстро восстанавливается.

-                     Эффективность – показатель окупаемости затрат на создание и использование системы ее производительности.

Эффективность достигается только при рациональной организации процесса и разграничением обязанности между человеком и машиной. Автоматизированное рабочее место (АРМ) может быть: индивидуальное, групповое, коллективное. В большинстве случаев применительно к библиотечно-информационной отрасли АРМ выступает в роли следующих разновидностей:

-                     АРМ пользователя;

-                     АРМ комплектатора;

-                     АРМ библиотекаря;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.