реферат, рефераты скачать
 

Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла


На основе полученных результатов предпроектного исследования формируются требования к приобретению необходимых технических, программных и оргсредств, мебели и другого оборудования; обеспечению соответствующей безопасности, проведению строительно-монтажных и ремонтных работ; обучению персонала; объему необходимого финансирования. Исходя из своих возможностей, библиотека будет, реализовывать эти требования поэтапно.

Эффективность компьютеризации библиотечных процессов зависит от качественного осуществления предпроектного исследования, результатом которого должен явиться отчет, согласованный со всеми участниками его проведения и утвержденный руководством библиотеки. Отчет включает в себя, кроме детализированного текстового материала, базирующегося на реализации технического задания, предположения по приобретению программно –технических средств и оргтехники, расчет финансовых затрат по состоянию на момент создания проекта, структурные, функциональные схемы, алгоритмы традиционных и компьютеризированных библиотечных процессов и т.п. На основе полученных данных формируется остальные этапы.

На втором этапе приобретается необходимое количество компьютеров и однопользовательских программных средств автоматизации библиотечных процессов, а также организовывается обучение персонала. Здесь важно хотя бы начать осуществление строительно – монтажных, ремонтных и, конечно связанных с обеспечением безопасности действий. Необходимо подготовить инструктивные документы.

На третьем этапе приобретаются дополнительные программные и технические средства, позволяющие автоматизировать другие библиотечные процессы, осуществляется опытная эксплуатация освоенных на предыдущем этапе компьютеризированных процессов и др. Например, библиотека может предложить дополнительные услуги по копированию документов, заниматься полиграфической деятельностью.

Четвертый этап целесообразно посвятить компьютеризации всех определенных в техническом задании процессов, и не освоенных еще на предыдущих этапах; их опытной, а в некоторых случаях и частично промышленной эксплуатации, дальнейшему обучению сотрудников, подготовке инструктивных материалов, расширению видов предоставляемых пользователям услуг. Практически во всех типах библиотек для обмена необходимой информацией, в том числе через МБА, необходимо организовать модельную связь, а в дальнейшем подключение к электронной почте и сети Интернет. Для ЦБС это актуально и с точки зрения связи центральной библиотеки с филиалами. [59]

Заключительный этап связан с промышленной эксплуатацией внедренных программно – технических комплексов компьютеризации отдельных библиотечных процессов. Многие сетевые компьютерные системы позволяют в той или иной степени осуществлять и функции управления библиотекой, поэтому можно этот этап назвать этапом создания автоматизированной системы управления библиотекой.

Принцип III. Назначить из числа сотрудников библиотеки руководителя проекта, ответствующего за выполнение всех работ, связанных с его реализацией.

Руководитель проекта координирует всю деятельность по его реализации. Следовательно, он должен войти в состав группы по созданию технического задания и эскизного проекта. На первом этапе библиотека может использовать стороннего квалифицированного специалиста – консультанта. В дальнейшем целесообразно принять на работу соответствующего сотрудника, либо выявить в среде работников библиотеки такого, который хотел бы и потенциально мог бы решать подобные задачи.

Принцип IV. Изучить и проанализировать опыт работы других библиотек в области автоматизации. Целесообразно обратиться к опыту нескольких библиотек, наиболее успешно работающих в данном направлении. За помощью надо обращаться только к квалифицированным специалистам, так как иногда первоначальный успех использования некоторых программ, техники и технологии в щадящем и однопользовательском режиме, наталкивается на значительные трудности при интенсивной работе, при больших объемах информации и сетевых технологиях. Для того, чтобы меньше возникало проблем, следует обратить внимание на предложенную разработчиками систему управления базами данных, собственно структуру баз данных, их функционирование в режимах удаленного и одновременного пользования несколькими читателями и т.д. Важной характеристикой прикладного программного обеспечения является его модульность и «открытость» Последним термином называется такое программное обеспечение для библиотек, которое без вмешательства программистов – разработчиков позволяет максимально просто подстраивать параметры системы под требования конкретной библиотеки.


Глава 2. Автоматизация научных вузовских библиотек

 

2.1. История автоматизации библиотек вузов


Библиотечная сеть вузов России насчитывает более 500 библиотек. Их число постоянно растет с появлением новых учебных заведений. Общее количество единиц хранения превзошло 300 миллионов экземпляров.

Тематика фондов вузовских библиотек охватывает все направления науки и техники. По своему охвату сеть вузовских библиотек является одной из самых широких в стране. По сути дела, каждый студент, аспирант, преподаватель и сотрудник вуза является читателем библиотек вузов. По оценкам специалистов среднее число читателей за год 4 миллиона.

Степень автоматизации библиотек вузов достаточно высока, хотя далеко не все они имеют полные системы автоматизации – в настоящее время в каждой второй вузовской библиотеке есть ПЭВМ. Как правило это несколько машин класса IBM PCAT. Общее количество по всем библиотекам вузов оценивается порядка 2500 шт.

Техническим оснащением определяется и сам состав работ, который выполняется в библиотеках на этих компьютерах. Практически все библиотеки занимаются накоплением информации на машинных носителях. Как правило, введены данные о новых поступлениях за последние два-три года. Общее количество записей около 2 миллионов.

В последний год несколько библиотек приступили к созданию локальных библиотечных компьютерных сетей. В основном, все они базируются на сетях персональных компьютеров, работающих • под управлением NOWELL INETWARL.

Большинство вузовских библиотек используют в своих системах отечественное программное обеспечение на основе разных модификаций ПП «Библиотека» - разработка Научной библиотеки МГУ и АО «Библиотечная компьютерная сеть» при Научной библиотеке Московского Государственного университета, созданное в соответствии с постановлением Комитета по высшей школе Российской Федерации. В 1994 году начаты работы по созданию Московской региональной библиотечной компьютерной сети вузов. Центральный каталог будет располагаться в библиотеке МГУ и насчитывать порядка 100 тысяч записей (книги, изданные в 1900-1994 годах), проводятся работы по созданию региональных компьютерных сетей библиотек вузов. [14]

Учебная библиотека – старейший тип библиотечного учреждения. На протяжении всей учебы она является главным помощником студентов в подготовке семинаров, написании курсовых и дипломных работ. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты спешат в библиотеку за научной литературой, консультациями, новейшими публикациями.

Реформа высшего образования, экономическая ситуация в стране нарушили годами сложившуюся систему обслуживания. Сегодня, когда комплектование ведется с учетом финансовых возможностей конкретного учебного заведения, назрела необходимость:

-    создания    условий    для    приобретения     студентами    учебно методической  литературы  в  вузе  и  взаимодействия  библиотеки  с вузовским издательством;

-    поиска   дополнительных   источников   финансирования   (спонсоров, введения   платных   услуг,    организации   попечительских   советов, получения грантов путем составления долгосрочных библиотечных программ);

-                                         перехода библиотек на новые технологии;

-                                         оснащения библиотек копировально-множительной техникой, средствами работы с машинными носителями информации, аудиовизуальными пособиями.

Компьютерные технологии и Интернет открыли новую страницу в развитии библиотек. Ее сотрудники не вправе отставать от уровня знаний пользователей в освоении новых информационных технологий. Современные средства автоматизации позволяют найти кратчайший путь к содержанию книги, сделать ее более доступной для чтения и как следствие эффективнее использовать заложенные в ней знания.

Автоматизация библиотеки ВУЗа – это не только создание электронного каталога, но и обеспечение всех производственных процессов компьютерами и соответствующими программами. Библиотеки, начинающие внедрение новых технологий, должны учитывать, что насыщение рабочих мест библиотекарей компьютерами с отдельными, не связанными между собой АРМ – это не автоматизация, а скорее механизация работы. Данные должны вводится один раз и затем многократно использоваться, что экономит материальные ресурсы и время библиотекарей. Прежде чем выбирать программное обеспечение, необходима единая компьютерная сеть. Если такая база создана, можно смело строить планы на будущее. [42]

Библиотеки вуза в первую очередь нуждаются во внедрении новых технологий и способы эффективно использовать открывающиеся возможности. Их заинтересованность в этом обусловлена происходящим увеличением срока обучения, что является общемировой тенденцией, связанной со все возрастающими требованиями к специалистам с высшим образованием. Однако увеличение продолжительности обучения специалиста в стенах университета в традиционном виде являются экономически нецелесообразным. Поэтому остро встает вопрос о необходимости новых технологий образования, что и порождает новые требования к информационной поддержке процесса обучения.

Библиотеки вузов в процессе перехода к новым технологиям должны учитывать тенденции развития высшего образования и занимать активную позицию в этом процессе. Общий курс развития вузовских библиотек следует строить с учетом того, что одним из перспективных вариантов использования современных технологий для доступа к информационным ресурсам являются цифровые ( или электронные ) библиотеки. [75]

Цифровая библиотека – это распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, получаемых в удобном для конечного пользователя виде через глобальные сети передачи данных.

За всю историю библиотек с древнейшего времени до 70 г.г. нашего столетия можно отметить только одно технологическое нововведение, значительным образом повлиявшие на их развитие – это изобретение технологии книгопечатания. В течении последних тридцати лет развитие библиотечного обслуживания во многом определяется прогрессом в области вычислительных систем и информационных технологий ЭВМ и технологии автоматизированной обработки информации практически сразу нашли применение в библиотечной области.

Характерными особенностями цифровых библиотек являются: во-первых, элементом хранения в них являются электронный документ, содержащий информацию различных типов; во-вторых, цифровая библиотека –это распределенная информационная система, то есть система, объединяющая удаленные информационные источники посредством сетевых технологий таким образом, что для конечного пользователя эти источники выступают как одно целое и с унифицированным способом доступа из любой точки мира. В цифровой библиотеке автоматизируются все этапы работы пользователей с документами: опубликование, поиск, доставка.

Автоматизация этапа опубликования приводит к тому, что меняется роль пользователя — он становиться не только читателем, но и автором. Исключение

из оборота твердых копий и наличие глобальной среды передачи информации – Интернет позволяет полностью автоматизировать доставку документов от источника (коллекция цифровой библиотеки) до потребителя. Наконец, поиск становиться автоматизированным – пользователь задает тематику запроса и система выполняет его на определенных массивах информации. Автоматизация длительного и рутинного процесса по выявлению источников, содержащих искомую информацию, позволяет больше времени уделять творческому процессу. [40]

Активно развивается технология поиска документа не только по контексту, но и по семантике или смыслу запроса. Если говорить о контексте, то такой поиск строится на совпадении слов в запросе и в тексте документа Причем это совпадение может быть не точным, так как совпадения анализируются по смысловой основе, как правило, по корню слова.

Для поиска документа по смыслу запроса требуется формирование дополнительных информационных структур, отображающих смысловое содержание документа. Эти технологии базируются на формальном математическом аппарате и довольно активно развиваются При их применении мы можем, например, задавая запрос на поиск документов, касающихся «нечеткой логики», выбирать документы, в которых в требуемом контексте употребляются словосочетания «мягкая логика» или « фуззи логика». Другими словами, система должна иметь тезаурус, или словарь, в котором указываются основные понятия некоторой предметной области ( или несколько областей ) и зависимости между понятиями. Тезаурус используется при выполнении запросов на поиск информации.

Возможности    цифровых    библиотек    особенно    важны    в    научном, исследовательском   и   образовательных   процессах.   Не   случайно,   наиболее динамично эти проекты развиваются на базе ведущих университетов мира Доступность, актуальность и полнота информационных ресурсов способствуют качественной подготовке специалиста, владеющего передовыми на данный  момент времени знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности в конкретной отрасли. Уже в настоящее время традиционные библиотеки не всегда способны в полной мере и своевременно удовлетворять информационные потребности обучающихся. Это особенно заметно на примере быстро развивающихся отраслей знаний ( техника, медицина, биология и т.д. ) Первыми появились и быстро совершенствуются проекты университетских цифровых библиотек в США, Европе и Японии. Наиболее знаменитыми из них являются DLI Phasel (1995-1998 г.г. ) и Phase ( 1998 г.г. ). Опыт реализации этой и других программ показал, что в данной технологии скрыт большой потенциал, но она требует качественной технической базы, существенной финансовой поддержки и несет множество еще не решенных проблем.

Можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы:

- технические – использование высокопроизводительных вычислительных систем и специализированного программного обеспечения для обработки больших объемов информации;

-    технологические  - организация    средств    работы    с    цифровой библиотекой,   которые   следуют   естественной   логике   конечного пользователя   и   учитывают  его   предшествующий   опыт  работы   в традиционной библиотеке;

-    организационные  - решение    вопросов    о   том,    кто    пополняет информационные  ресурсы,  кто  отвечает за  целостность  ссылок  в глобальном    информационном    пространстве,    как    долго    должен храниться документ в цифровой библиотеке и т.д.;

-                                         защита авторского права на электронные публикации.

Коллекции цифровых библиотек создаются двумя основными способами – переводом традиционных документов в электронный вид и электронной публикацией, когда документ изначально создается в электронном виде. [54]

Формируется на глазах нынешнего поколения система электронных информационных коммуникаций кардинально меняет ситуацию в сфере сбора, хранения и обработки данных. Стремительно развивающиеся технологии глобальных компьютерных сетей создают в информационной области новую систему отношений, отражающую реалии технического уровня современного человечества. Интенсивность изменений в значительной степени диктуется тем огромным значением, которое приобретает информация в постиндустриальном обществе, становясь главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно.

До недавнего времени позиции библиотек как общественного института казались незабываемыми и неуязвимыми. Несмотря на возможные недостатки в работе конкретных книгохранилищ, библиотека как социальный институт была единственным учреждением, профессионально занимающимся сбором, систематизацией, хранением и доведением информации до потребителей. Эта исторически сложившаяся монополия гарантировала библиотеке прочное место в традиционной системе информационных коммуникаций: ни в каком другом месте потенциальный читатель не мог получить доступа к профессионально обработанным и тщательно сохраняемым информационным массивам. [21]

Интернет – технологии привел к ликвидации монополии библиотеки на владение данными в систематизированном виде. Резкое повышение роли, а следовательно и стоимости информации привело к образованию огромного числа крупных корпораций и мелких фирм, выполняющих по сути традиционные библиотечные функции применительно к документам, представленным в электронном виде. Примерами таких компаний служат всемирно известные: LEXISINEXIS, Knight Rider, Bell & Howell, EBSCO, STN, отечественные «Интегрум», «Техно», Гарант-Парк», «Национальная электронная библиотека» и многие другие. Их создание и стремительное развитие прежде всего обусловлены предоставляемой Интернетом возможностью вести обслуживание пользователей информацией непосредственно на рабочем месте или в любой другой точке. Фирмы, специализирующиеся на информационном обслуживании, доставляют свой товар прямо на рабочий стол клиента. Делают это весьма оперативно, в большинстве случаев обеспечивая высокую степень полноты и релевантности данных и надлежащий уровень комфорта. Пользователю, состоящему на обслуживании в цифровой информационной службе, как правило, не необходимости обращаться в реальные библиотеки. Причем в качестве пользовательской аудитории в большинстве случаев выступают представители серьезного бизнеса, юриспруденции и управления.

Складывается ситуация, когда для доступа к документам совершено необязательно физически обращаться в библиотеку. Ярким отражением этой тенденции на практике является трансформация библиотек в учреждениях, деятельность которых построена прежде всего на анализе информации, в отделы или центры по управлению знаниями.

Последние отличаются от библиотек тем, что их основной фонд представлен в виде удаленных электронных баз данных. Этот процесс находится пока самом начале и сегодня затронул лишь наиболее продвинутые в техническом отношении бизнес – структуры, однако, сама система в высшей степени характерна.

При ее экстраполяции деятельность все большего числа наиболее значимых общественных институтов будет информационно сопровождаться коммерческими службами, предоставляющими дороже, но высококачественные услуги.

В настоящее время библиотеки и фирмы, занимающиеся сбором, обработкой, хранением и распределением данных в электронном виде абсолютно не мешают друг другу, жестко и конкуренции нет. Более того, наличие цифровых массивов снимает значительную долю читательской нагрузки с реальных книжных собраний. Однако, с ходом технического прогресса, ростом числа людей, имеющих доступ к сети, увеличением объема электронных массивов, повышением их характеристик в области поиска и доставки сведений число потребителей, пользующихся их услугами, будет расти. Число же читателей библиотек начнет постепенно снижаться. Таким образом, в системе коммуникаций, где основные информационные потоки будут циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена в процессе обращения информации.

Перераспределение функций и соответственно ролей в системе информационных коммуникаций, обусловленное технологическими реалиями времени, - процесс объективный и неизбежный. Эпоха, когда основной объем знаний человечества хранился в документах, подходит к концу. Это объясняется такими исконными недостатками бумажных изданий как невозможность содержать в себе все виды данных, включая анимацию, звук и видео, высокая стоимость их производства и распространения, быстрая устареваемость и невозможность быстро актуализировать материал. Постепенно все эти факторы приводят к тому, что бумажные издания становятся мало пригодными для использования в интенсивно развивающихся областях, прежде всего в экономике и управлении. Они еще, безусловно, сохраняют свое значение для академических исследований, образовательной деятельности и развлечение, где динамика обновления и сочетания всех видов данных не имеют ключевого значения, хотя и в этих сферах бумажные носители начинают испытывать давление со стороны электронных информационных массивов.

Экстраполяция существующих тенденций в информационной области позволяет сделать вывод, что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы не только выжить, но и преуспеть в информационную эру, только сделав неотъемлемой чертой своей деятельности работу с цифровыми массивами данных, которая должна вестись одновременно в нескольких направлениях.

Первое связано с предоставлением читателям доступа к цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа к Интернет и их квалифицированное консультирование при поиске информации в кибер – пространстве. В этом прослеживается продолжение роли библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях. [3]

Второе направление включает предоставление в сети собственных данных и налаживание обслуживания пользователей через Интернет. Эта линия получает воплощение в создании библиотечных веб – серверов, с размещением на них полезной информации, включая собственные электронные каталоги и полные тексты документов в цифровом виде. К этому же примыкает и развитие системы электронной доставки документов, когда разделы книг и периодических изданий из фондов библиотек пересылаются удаленному пользователю по его требованию в электронном виде. Другими словами, услуги реальных библиотек в системе электронных коммуникаций должны быть востребованы и конкурентоспособны по сравнению с услугами, предоставленными чисто виртуальными информационными службами. [38]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.