реферат, рефераты скачать
 

Административная процедура регистрации религиозных организаций


- претензии на исключительность вероучения, культа, организации;

- самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин:

- отказ от многих сторон общественной жизни;

- формирование у своих членов психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим;

- соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты
Община в Борисове подала заявку на регистрацию, но так как данное религиозное обединение является по заклбчению экспертног совета при Госсударственном комитете по делам религий и национальностей . Однако саентологи никак не могли подготовить все необходимые документы для религиоведческой экспертизы Но начали деятельность .Сложилась сложная ситуация . По крайней мере литература и основы вероучения, представленные саентологами, касались только начальных ступеней посвящения в тайны о Саентологии. А этого для полноценной религиоведческой экспертизы явно недостаточно.Данная прблема экпертизы деятельности диструктивной религиозной организации нуждается в глубокой , детальной правовой разработке и и урегулировании процессуальных вопросов взаимодесвия разных органов государственной власти ,что позволит более эффективно осуществлять котроль за законностью деятельности религиозных организаций . На методическом уровне данная проблема урегулирована :
 брошюра "Неокультовые объединения в Беларуси", подготовленная экспертным советом Госкомитета по делам религий и национальностей, издана тиражом всего в 500 экземпляров и разослана по исполкомам в целях недопущения регистпации на местах диструктивных религиозных организаций и доведения до сведения местного населения об опасности . Примером таму может служить пубикация данной брошуры в региональной прессе («Ивацевичский Вестник» , печатный орган местного самоуправления и т.д.)

Религиозные и общественные объединения, деятельность которых на территории Республики Беларусь признана деструктивной  : 

-- Церковь Сатаны (дьяволомания); Великое белое братство (ЮСМАЛОС).

. --Богородичный центр (Марианское движение церкви Белой святой Руси).

. --Церковь учеников Иисуса Христа.

. --Семья (Дети бога).

. --Церковь объединения (церковь Муна).

. --Церковь Последнего завета (Виссарион).

. --Сатанисты.

-- Лига духовного возрождения Сатана Дхарма

-- Белое братство (ББ);

-- Богородичный центр (БЦ);

-- Церковь Xриста (Бостонское движение, Церковь учеников Иисуса Xриста);

-- Дети Бога (Семья, Семья Любви);

-- Церковь объединения (Муна); Студенческая ассоциация С.А.R.Р.

-- Единая вера, Церковь последнего завета (Виссариона);

-- Аум Синрикё;

-- Ахмадиа;

-- Лига духовного возрождения Санатана Дхарма;

-- Церковь Саентологии (Секты Xаббарда);

-- Общество единства духовных культур "Возрождение".

Современная конфессиональная ситуацияв Республике Беларусь. Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности:историческая традиция толерантности, характерной для белорусского этноса еще со средневековья ; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождениесвоей этнической группы;- достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций.В настоящее время в республике действуют 2548 религиозных общин, в том числе: в Брестской области - 630, Минской - 534, Гродненской - 443, Витебской - 366, Гомельской - 291, Могилёвской - 174 и в городе Минске - 110. Изменений в конфессиональной структуре  не произошло, как и в предыдущие годы общины представляют 26 религиозных направлений. В республике согласно  своим уставам действуют 113 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения). С их учётом общая численность религиозных организаций достигла 2661.В западных областях республики сохраняется более высокий уровень  религиозности населения – количество религиозных общин значительно выше в Брестской и Гродненской областях по сравнению с Витебской, Гомельской и Могилёвской. В то же время темпы роста религиозных общин значительно выше в восточных областях республики. Так, за период, прошедший с 1988 года, количество общин в Витебской и Минской             областях увеличилось в 3,8 раза, в Гомельской и Могилёвской областях – соответственно в 3,3 и 2,7 раза, в то время как в Гродненской и Брестской областях – соответственно в 2,3 и 1,9 раза. Указанная особенность имеет  во многом историческое объяснение, В западном регионе религиозные организации сохранялись на протяжении всех прошлых десятилетий в связи, с чем количественный рост общин в   90-е годы более ярко выражен в восточном регионе.Народ Беларуси, как социально-политическая общность определённой территории, ещё с летописных времён представлял собой поликонфессиональную общность.




Анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь.

Конституционные основы для создания религиозной организации в Республике Беларусь : статья 16 Конституции Республики Беларусь 1994 г. в редакции 1996 г. определяет, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, а статья 31 Конституции предоставляет право каждому гражданину самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом .  Основные принципы госудаственной политики в конфессиональной сфере , принципы взаимоотношений государства с религиозными организациями , заложены в Законе Республики Беларусь «О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.» . Данный Закон  гарантирует  права граждан на определение и  выражение своего отношения к религии,  на  соответствующие  этому   убеждения,  на беспрепятственное исповедание религии и исполнение   религиозных  обрядов,  а  также социальную справедливость   и   равенство,  защиту прав  и  интересов  граждан  независимо  от  отношения  к  религии  и  регулирует   отношения,  связанные  с   деятельностью религиозных организаций.  Задачами данного Закона является регулирование возникающих в   этой   области  общественных  отношений  в  целях  единообразного  существления на всей территории  Республики  Беларусь  принципов  свободы  совести  и  вероисповеданий,  закрепленных в Конституции  Республики  Беларусь,  а  также  реализации  права  граждан на пользование этой свободой.

    Статья 6 данного закона устанавливает  равенство религий перед законом . Все религии и вероисповедания равны перед законом . Ни одна религия,  вероисповедание не пользуются никакими преимуществами ине имеют никаких ограничений по сравнению с другими.   Статья 7 регламентирует  взаимоотношения   религиозных  организаций и государства . Государство не   возлагает  на религиозные  организации  выполнение  каких-либо государственных функций,  не вмешивается в деятельность религиозных организаций,  если она  не  противоречит  законодательству. Государство  не финансирует деятельность религиозных организаций. Религиозные организации не  выполняют государственные функций. Религиозные организации  вправе  участвовать  в общественной жизни, а также использовать  средства массовой информации. Религиозные организации  не  участвуют  в  деятельности политических  партий  и  других  общественных  объединений, преследующих политические цели,  и не оказывают им  финансовой  и иной поддержки . В местах  богослужений не допускается  использование государственной символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий  политического  характера , а  также  выступлений , призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан . Государство способствует  установлению отношений  терпимости и  уважения между  гражданами, исповедующими   религию  и  не исповедующими  ее , религиозными  организациями различных   исповеданий, а также между их последователями . Религиозные организации  обязаны    соблюдать   требования   Конституции Республики Беларусь и действующего законодательства . Запрещается деятельность  религиозных  организаций,  их  органов  и  представителей,  направленная   против  суверенитета  Республики  Беларусь,  ее  конституционного  строя и гражданского  согласия или связана с нарушением прав и свобод граждан . Религиозными организацияи  в соответсвии со Статья 9 данного закона   являются :

религиозные  общины, монастыри, религиозные  братства, миссионерские общества (миссии),  духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами.  Религиозные организации в Республике Беларусь образуются и  действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица. Возглавлять религиозные организации  могут  только  граждане Республики Беларусь.

Статья 16 данного закона устанавливает основные положения о регистрации уставов религиозных организаций . Для получения религиозной  общиной  правоспособности юридического лица  граждане-учредители  в  количестве  не  менее десяти человек , достигшие  восемнадцатилетнего  возраста и проживающие в  одном  либо  смежных  населенных  пунктах,  подают   заявление с приложением устава (положения) в городской,  районный   исполнительные  комитеты  по  месту  предполагаемой  деятельности общины. Если  религиозная  община  принадлежит какой-либо религиозной  организации , это указывается в уставе и подтверждается соответствующим религиозным  управлением  или  центром . Городской, районный  исполнительные  комитеты  рассматривают  заявление и в двухнедельный срок со своим заключением  направляют соответствующим  областным,  Минскому  городскому  исполнительным  комитетам . Областные, Минский городской исполнительные комитеты, получив материалы, представленные на регистрацию, в месячный срок рассматривают их и принимают решение о регистрации или отказе в регистрации устава (положения) и  сообщают  об  этом  религиозной организации . При отсутствии  подтверждения,  указанного  в  части  первой настоящей  статьи,  областные,  Минский  городской исполнительные комитеты вправе запросить  дополнительные  материалы  и  получить   заключения  специалистов . В  этом  случае  решение принимается в трехмесячный срок . Религиозные объединения,  центры,  управления  и создаваемые   ими религиозные братства,  монастыри,  миссии,  духовные  учебные   заведения   представляют  на  регистрацию  уставы  (положения)  в   государственный  орган  Республики  Беларусь  по  делам  религий,   который принимает решение в месячный срок. Статья 17 данного закона устанавливает провило дачи отказа . Отказ в регистрации устава  религиозной организации . Решение об отказе в регистрации устава (положения) религиозной организации  направляется  заявителям  в  письменной   форме  с  указанием  оснований отказа . Это решение или нарушение   установленного настоящим Законом  срока  принятия  решения  могут быть  обжалованы  в суд в порядке,  установленном для обжалования неправомерных  действий  органов  государственного  управления  и  должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Прекращение деятельности релириозной организации осуществляется либо решением суда , либо добровольно самой организацией . Согласно статье 18 данного закона деятельность религиозных организаций может  быть  прекращена лишь при их  ликвидации  в  соответствии  с  их  собственными установлениями , а при  нарушении  положений  настоящего  Закона, других  законов  Республики  Беларусь  решение о прекращении их   деятельности принимается судом . Деятельность религиозных  организаций  прекращается в  судебном порядке в случаях : 1) совершения ими действий ,  недопустимость которых  предусмотрена :

в случаях нарушения религиозныим организациями прав и свобод граждан , нарушения религиозной организацией положений о неполитическом характере религиозной организации и нарушение религиозной организацией положений о имуществе религтозной организации (статьи 3, 7 и 19 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» соответственно )

2) соединения их  обрядовой  либо  проповеднической деятельности с посягательством  на  жизнь,  здоровье,  свободу  и достоинство личности ;

3) систематического нарушения религиозными организациями установленного законодательством  порядка  проведения  публичных религиозных действий (богослужений,  обрядов,  церемоний, а также   шествий);

4) принуждения граждан к неисполнению своих  конституционныхобязанностей или  овершения действий, сопровождающихся грубыми нарушениями общественного порядка либо посягательством на права и имущество  государственных , общественных  или религиозных организаций.

   Суд рассматривает   дела о прекращении деятельностирелигиозных организаций в  порядке,  предусмотренном  Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа , уполномоченного  проводить  регистрацию  их уставов , или прокурора.

Распоряжение имуществом религиозных организаций, прекративших свою деятельность( Статья 22 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» )  устанавливает , что  после прекращения   деятельности религиозных организаций  имущество, предоставленное им в пользование государственными или иными организациями , гражданами, возвращается их  прежним владельцам . При прекращении деятельности религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется  в  соответствии  с  их  уставами  (положениями) и действующим законодательством . На имущество  культового  назначения , принадлежащее религиозным организациям,  не может быть  обращено  взыскание  по претензиям кредиторов . При отсутствии правопреемников   имущество   переходит   в собственность государства .

Государственные органы, обеспечивающие исполнение законодательства о свободе вероисповедании  и религиозных организациях  согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»является  государственный орган Республики Беларусь по делам религий , который образуется  Советом   Министров Республики  Беларусь по инициативе президента .  Орган   рассматривает и разрешает вопросы, возникающиев  сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. В этом качестве орган существляет контакты и координационные связи с аналогичными учреждениями в других государствах; оздает банк данных о религиозных организациях в  республике и  по  исполнению  законодательства  о  свободе вероисповеданий и религиозных организациях;  оказывает по  просьбе  религиозных  организаций содействие в  достижении ими  договоренностей  с  государственными  органами  и  необходимую помощь по вопросам, требующим решения государственных  органов;   содействует укреплению  взаимопонимания  и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;дает местным  исполнительным  и  распорядительным   органам  методические рекомендации и консультации по вопросам,  касающимся исполнения и  применения  законодательства  о свободе  вероисповеданий  и религиозных  организациях; обеспечивает проведение   религиоведческой  экспертизы  при участии представителей религиозных организаций и  соответствующих   специалистов и экпертов;  регистрирует уставы  (положения)  религиозных  объединений, центров, управлений  и создаваемых  ими  религиозных   братств, представляет Правительство   в   отношениях с религиозными организациями и их представителями . И полнение законодательства о  свободе  вероисповеданий и   религиозных  организациях  на местах обеспечивают  местные Советы   депутатов,  а  также  местные  исполнительные  и  распорядительные органы . Областные, Минский городской исполнительные комитеты могут создавать органы (отделы) по связям с религиозными  организациями в  соответствии  с Законом  Республики  Беларусь  "О  местном   управлении и самоуправлении в Республике Беларусь. 

Статья 31 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» устанавливает , что международные договоры в котором участвует Республика Беларусь,  установлены иные правила, чем те, которые содержатся в   законодательстве  о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, то применяются правила международного договора.

.С 1 июля 1999 г. в Республике Беларусь введен в действие новый Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Данный Кодекс содержит раздел "некоммерческие организации", что безусловно рассматривается как позитивный момент в развитии национального законодательства (в ранее действующем Гражданском Кодексе Республики Беларусь не содержалось норм о некоммерческих организациях). В соответствии с новым ГК Республики Беларусь юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Гражданский Кодекс Республики Беларусь поименовал следующие виды некоммерческих организаций:
1) потребительские кооперативы - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
2) общественные и религиозные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;
3) фонды - это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
4) учреждения - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; 5) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - это некоммерческие организации, созданные по договору между собой коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, либо объединения некоммерческих организаций.

Такие виды объединений, как фонд, учреждение являются новыми для белорусского законодательства. Несмотря на то, что их существование закреплено в Гражданском Кодексе Республики Беларусь, на данный момент создание фондов и негосударственных учреждений невозможно, так как порядок создания и деятельности дополнительным законодательством не установлены.
На территории Республики Беларусь отдельными нормативными актами урегулированы создание и деятельность таких видов некоммерческих организаций, как:- политические партии - общественные объединения;- религиозные организации;- профессиональные союзы. Источниками прямого регулирования вышеперечисленных объединений граждан являются: Закон "Об общественных объединениях" от 4 октября 1994 года, Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" от 17 декабря 1992 года, Закон "О политических партиях" от 5 октября 1994 года, Закон "О профессиональных союзах" от 22 апреля 1992 года.
Согласно Закону "Об общественных объединениях", общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Объединения граждан, преследующие иные цели (защита трудовых, социально-экономических прав и интересов, удовлетворение религиозных потребностей по исповеданию и распространению веры) создаются и действуют согласно порядку, установленному иными законодательными актами. Закон не предусматривает также возможности создания общественных объединений с целью защиты политических прав (имеются в виду право на голосование, избирать и быть избранным и т.п.)
Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, на пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, социальной, религиозной и расовой вражды. В соответствии с изменениями 1999 года в Закон "Об общественных объединениях" не допускается создание общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на здоровье и психику людей.

Как показывает правоприменительная практика, регистрирующие органы вольно выходят за рамки ограничений целей создания общественного объединения, установленных законом. По имеющемуся в общественном объединении "Независимое общество правовых исследований" банку данных отказов в регистрации общественных объединений, регистрирующие органы ставят под сомнение законность таких целей создания объединений, как "содействие защите законных прав и интересов юридических и физических лиц", "распространение правовой культуры", "содействие духовному развитию", "духовное совершенствование личности", "контроль за законностью выборов", "внесение предложений по совершенствованию законодательства" и т.д. Регистрирующие органы таким образом усматривают "вмешательство в деятельность государственных органов", "религиозную деятельность" и т.д.

Законодатель не предусматривает различий между общественными объединениями, которые служат общественной пользе и теми, которые служат частной, взаимной пользе своих членов.

Согласно  действующему законодательству государственный орган Республики Беларусь по делам религий , который образуется  Советом   Министров Республики  Беларусь по инициативе президента – это Госуларственный комитет поделам религий и национальностей.

Созданный на основе В целях совершенствования управления в отрасли религиозной политики идуховной сфере , для оптимализации работы системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь , в области вероисповедания и религиозных организвций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.